ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Шолохов Андрей Борисович — главный редактор газеты «Вузовский Вестник» и альманаха «Высшая школа XXI века», заслуженный работник культуры РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат исторических наук, доцент
(E-mail: info@vuzvestnik.ru)
М.Д. Скобелев: «Мой символ краток: любовь
к Отечеству, свобода, наука и славянство!»
Знаменитый русский военачальник второй половины XIX века генерал от инфантерии (1881) Михаил Дмитриевич Скобелев (1843—1882), погибший во цвете лет при загадочных обстоятельствах, был третьим после деда и отца в роду прославленных боевыми заслугами генералов. Он знаменит не только как победитель на полях сражений, но и как выразитель чаяний славянства, лидером которого справедливо считал сильную Россию. Его духовное наследие служило и продолжает служить патриотическому воспитанию молодых россиян, гражданская позиция немалой части которых ныне, к сожалению, оставляет желать лучшего.
Обращаясь к мыслям и делам М.Д. Скобелева, можно лучше представить историческое развитие России, более глубоко осмыслить её прошлое, настоящее и с этих позиций задуматься о будущем.
Слава Скобелева связана с Русско-турецкой войной 1877—1878 гг., освободившей балканских славян от почти пятивекового турецкого ига, и с присоединением Туркестана (Средней Азии) к России — событием хотя и прогрессивным, но не лишённым негатива. В характере этого сложного человека, прозванного за пристрастие к белым лошадям и кителям «белым генералом», тесно переплелись отвага и честолюбие, доходившие до авантюризма, либеральные убеждения и консерватизм, вера в объединение славян и бонапартизм. Он был типичным представителем российского дворянства с известной долей европейского космополитизма и в то же время пламенным патриотом, глубоко любившим и понимавшим свой народ с его добротой и жертвенностью, терпением и неприхотливостью.
Скобелева по праву можно считать одним из идеологов славянского мира, понимаемого как единение родственных народов и стран во главе с Россией. Он был борцом за славянское единство. Основа такого единения — общеславянские корни, русский язык и русская культура, впитавшие этносоциальное российское многообразие. Объединяющей притягательностью обладает и воинская слава России, которая добывалась, как правило, в борьбе за историческую справедливость, как это было во времена Скобелева и в ещё больших масштабах проявилось в последующем, особенно, в Великой Отечественной войне.
Актуальность обращения к взглядам Скобелева на развитие русского мира и славянства в целом обусловлена прежде всего широтой его кругозора, высоким культурным уровнем осмысления непреходящих проблем России и предложением конструктивных путей их решения. Недаром историческое наследие этого русского генерала и общественного деятеля востребовано не только в России, но и за рубежом, например в Болгарии, участником освобождения которой был Скобелев, и во Франции, с которой у него были тесные связи. Достаточно напомнить, что именно в Париже перед Второй мировой войной вышел обстоятельный труд Н.Н. Кнорринга «Генерал Михаил Дмитриевич Скобелев: Исторический этюд».
Взгляды Скобелева на историческую общность славян и сегодня популярны в славянском мире, например в Сербии. А в Болгарии, для которой традиционна борьба пророссийских и западных сил, духовное наследие «белого генерала» позволяет усилить положительный вектор развития российско-болгарских отношений.
В этой связи показательна освободительная миссия в Болгарии «белого генерала», которому после окончания войны 1877—1878 гг. даже поступали предложения возглавить братский болгарский народ. Общие этнические корни и православная вера русских и болгар делали такую возможность вполне реальной. Ещё в то время, когда русская армия, в авангарде которой шли войска Скобелева, продвигалась на Константинополь, «белый генерал» мечтал войти в древний город, бывший некогда столицей Византии, связывая с этим надежды на возрождение и объединение славян. Но западные державы, прежде всего Англия не допустили такого развития событий. Они, рассматривая консолидацию славянства как угрозу своему влиянию, стремились сохранить осколки Османской империи в качестве «оплота против опасного перевеса славян».
Взгляды М.Д. Скобелева на славянскую политику хорошо раскрыл писатель В.И. Немирович-Данченко. Во время беседы с ним в Сан-Стефано Скобелев сказал: «Мой символ краток: любовь к Отечеству, свобода, наука и славянство!». Он понимал, что развитие национального самосознания и патриотизма во многом противоположно общечеловеческим ценностям на западноевропейский манер, что нельзя превратить русских людей в «европейцев» романо-германского пошиба.