Развитие военно-уголовного законодательства в послевоенный период (1945—1960 гг.)

image_print

Аннотация. В статье рассказывается о развитии военно-уголовного законодательства СССР в послевоенный период (1945—1960 гг.), его отличиях от общесоюзного законодательства и особенностях применения за пределами Советского Союза.

Summary. The paper describes the development of military penal legislation in the Soviet Union after the war (1945—1960), its distinctions from the all-Union legislation and specific application outside the Soviet Union.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

ЕРМОЛОВИЧ Ярослав Николаевич — профессор кафедры уголовного права и криминологии Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, подполковник юстиции, доктор юридических наук, доцент

РАЗВИТИЕ ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945—1960 гг.)

Послевоенный период развития военно-уголовного законодательства характеризовался переходом на законодательство мирного времени, поэтапной отменой законов военного времени, приведением организационно-штатной структуры органов военной юстиции в соответствие с организационно-штатной структурой, численностью и дислокацией Вооружённых сил СССР, сокращением пределов действия военно-уголовного законодательства по кругу лиц, а также введением в уголовное законодательство новых составов преступлений, обусловленных развитием науки и техники.

26 мая 1947 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни»1, который был утверждён Законом СССР «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР “Об отмене смертной казни”» от 4 февраля 1948 года2. Как отмечалось в указе, «историческая победа советского народа над врагом показала не только возросшую мощь Советского государства, но и прежде всего исключительную преданность Советской Родине и Советскому Правительству всего населения Советского Союза. Вместе с тем международная обстановка за истекший период после капитуляции Германии и Японии показывает, что дело мира можно считать обеспеченным на длительное время, несмотря на попытки агрессивных элементов спровоцировать войну. Учитывая эти обстоятельства… Президиум Верховного Совета СССР считает, что применение смертной казни больше не вызывается необходимостью в условиях мирного времени». Согласно этому указу смертная казнь в мирное время отменялась, а за преступления, наказуемые смертной казнью, предписывалось назначать наказание в виде заключения в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет, в т.ч. и по приговорам, не приведённым в исполнение к моменту издания указа, предписывалось заменять смертную казнь на лишение свободы.

Однако уже 12 января 1950 года был издан Указ Президиума ВС СССР «О применении смертной казни к изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам», согласно которому в виде исключения из Указа 1947 года об отмене смертной казни допускалось её применение к «изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам»3, а 30 апреля 1954 года был издан Указ Президиума ВС СССР «Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство», согласно которому смертная казнь применялась в отношении лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах4. 13 апреля 1959 года Указом Президиума ВС СССР «О признании утратившими силу законодательных актов в связи с введением в действие Основ уголовного законодательства, Законов об уголовной ответственности за государственные и за воинские преступления, Основ законодательства о судоустройстве, Положения о военных трибуналах и Основ уголовного судопроизводства» все вышеперечисленные указы об отмене смертной казни и её применении к отдельным категориям лиц были отменены5. Таким образом, очередная попытка отмены смертной казни потерпела неудачу.

9 июня 1947 года был издан Указ Президиума ВС СССР «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну»6. Согласно этому указу в уголовное законодательство вводились новые составы преступлений:

1) разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершённое лицами, которым были доверены эти сведения или которые могли получить эти сведения в силу своего служебного положения, при отсутствии признаков измены Родине или шпионажа;

2) разглашение военнослужащими сведений военного характера, составляющих государственную тайну, при отсутствии признаков измены Родине или шпионажа;

3) разглашение частными лицами сведений, составляющих государственную тайну, при отсутствии признаков измены Родине или шпионажа;

4) утрата должностными лицами материалов, документов и изданий, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, если эти действия не содержат признаков более тяжкого преступления, то же деяние, повлекшее тяжёлые последствия;

5) утрата военнослужащими документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, если эти действия не содержат признаков более тяжкого преступления, то же деяние, повлекшее особо тяжёлые последствия;

6) заявка или передача за границу изобретений, открытий и технических усовершенствований, составляющих государственную тайну, сделанных в пределах СССР, а также сделанных за границей гражданами СССР, командированными государством, при отсутствии признаков измены Родине или шпионажа.

Преступления, совершавшиеся военнослужащими, наказывались строже, чем аналогичные преступления, совершённые гражданами и должностными лицами. Вышеприведённый указ продолжал развитие категории преступлений, связанных с оборотом сведений, составляющих государственную тайну. Впервые ответственность за разглашение государственной тайны или утрату документов, содержащих государственную тайну, была введена Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну» от 15 ноября 1943 года. Ранее была установлена ответственность только за разглашение являющихся специально охраняемой тайной сведений о Вооружённых силах и об обороноспособности Союза ССР7. Новый Указ 1947 года дифференцировал ответственность за эти преступления в зависимости от служебного положения лица, а также ввёл дополнительные квалифицирующие признаки. Законом СССР от 4 февраля 1948 года «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР “Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну”» вышеприведённый указ был утверждён8.

11 сентября 1953 года был издан Указ Президиума ВС СССР «Об изменении подсудности военных трибуналов», согласно которому из подсудности военных трибуналов изымались и передавались в подсудность территориальных судов:

1) дела о преступлениях лиц строевого и административно-хозяйственного состава милиции, направленных против установленного для них порядка несения службы;

2) дела о преступлениях по службе личного состава военизированной охраны предприятий промышленности, железнодорожного, водного и воздушного транспорта и других ведомств, военизированной охраны исправительно-трудовых лагерей и колоний, надзирательского состава тюрем, кроме военизированной охраны первой категории;

3) дела о совершённых невоеннослужащими преступлениях, предусмотренных Указом 1947 года «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну»9.

При этом к числу субъектов воинских преступлений продолжали относиться лица оперативного состава органов Министерства внутренних дел СССР и лица начальствующего состава Главного управления лагерей и колоний Министерства юстиции СССР, которые могли нести ответственность за преступления против установленного для них порядка несения службы наравне с военнослужащими. Все дела о преступлениях указанных лиц оставались подсудными военным трибуналам.

Таким образом, происходило сокращение объёма действия военно-уголовного законодательства по кругу лиц, который сильно расширился в период Великой Отечественной войны в соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР «Об изменении подсудности военных трибуналов» от 13 декабря 1940 года10, «Об ответственности начальствующего и рядового состава военизированной охраны предприятий и военизированной пожарной охраны НКВД СССР за преступления по службе» от 27 января 1944 года, «О сохранении в силе на мирное время Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 января 1944 года в части, касающейся статей 1 и 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 января 1944 года» от 13 сентября 1945 года11.

Из числа лиц, приравненных к военнослужащим, т.е. лиц, которые могли нести ответственность за воинские преступления в соответствии с Положением о воинских преступлениях и подсудных таким образом военным трибуналам, были исключены лица, состоявшие в народном ополчении (истребительных батальонах)12, работники железнодорожного, морского и речного транспорта, лица начальствующего состава гражданского воздушного флота и учащиеся лётных школ гражданского воздушного флота13, лица строевого и административно-хозяйственного состава Рабоче-крестьянской милиции14.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О подсудности уголовных дел о преступлениях, совершённых лицами, призванными в военно-строительные отряды Министерства обороны СССР» от 5 сентября 1955 года к числу лиц, приравненных к военнослужащим, были отнесены военные строители военно-строительных отрядов (частей), которые стали нести ответственность наравне с военнослужащими, а дела о преступлениях, совершённых этими лицами, стали подсудны военным трибуналам15. Это положение действовало вплоть до недавнего времени, и только в 2008 году Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ категория военных строителей была исключена из военно-уголовного законодательства.

В рассматриваемый период было издано два акта об амнистии. 7 июля 1945 года был издан Указ Президиума ВС СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией»16. Согласно этому акту от наказания освобождались: 1) осуждённые к лишению свободы на срок не свыше трёх лет и к более мягким наказаниям; 2) осуждённые за самовольный уход с предприятий военной промышленности и других предприятий в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года; 3) военнослужащие, осуждённые с отсрочкой исполнения приговора в соответствии с примечанием 2 к ст. 28 УК РСФСР 1926 года и соответствующих статей уголовных кодексов других союзных республик; 4) военнослужащие, осуждённые за воинские преступления, поименованные в указе. Лицам, осуждённым к лишению свободы на срок свыше трёх лет, кроме осуждённых за контрреволюционные преступления, хищения социалистической собственности, бандитизм, фальшивомонетничество, убийство и разбой, был сокращён на половину оставшийся срок наказания. Была снята судимость: 1) с осуждённых к лишению свободы на срок не свыше одного года и к более мягким наказаниям; 2) с осуждённых по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года; 3) с военнослужащих, осуждённых с отсрочкой исполнения приговора. По этим же категориям были прекращены уголовные дела, которые находились в производстве на момент издания указа.

Второй Указ Президиума ВС СССР «Об амнистии» был издан 27 марта 1953 года17. Согласно этому указу от дальнейшего отбывания наказания освобождались: 1) лица, осуждённые на срок до 5 лет лишения свободы включительно или к более мягким наказаниям; 2) лица, осуждённые независимо от срока наказания за должностные и хозяйственные преступления, а также за воинские преступления, поименованные в указе. Независимо от срока назначенного наказания освобождались от дальнейшего отбывания наказания женщины, имевшие детей в возрасте до 10 лет, беременные женщины, несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет, а также осуждённые, страдавшие «тяжёлым неизлечимым недугом». Осуждённым к лишению свободы на срок свыше 5 лет оставшийся срок отбывания наказания был сокращён наполовину. Уголовные дела обо всех преступлениях, перечисленных в указе, находившиеся в производстве на момент издания указа, были прекращены. Также были сняты судимость и поражение в избирательных правах с граждан, ранее судимых и отбывших наказание или досрочно освобождённых от наказания на основании рассматриваемого указа. Указ не распространялся на лиц, осуждённых на срок более 5 лет лишения свободы за контрреволюционные преступления, хищения социалистической собственности, бандитизм и убийство.

Научно-технический прогресс 50-х годов XX века привёл к изменениям материальных средств ведения войны. Это, в свою очередь, оказало активное воздействие на военную организацию государства и не могло не сказаться на военно-уголовной политике. Новые общественные отношения, возникшие в связи с созданием новых средств ведения войны, требовали уголовно-правовой охраны. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Положение о воинских преступлениях» от 15 февраля 1957 года18 были впервые введены уголовно-правовые нормы, предусматривавшие ответственность за:

1) нарушение правил вождения или эксплуатации боевой или транспортной машины, повлекшее несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия;

2) нарушение правил полётов или подготовки к ним, повлекшее катастрофу или другие тяжкие последствия;

3) нарушение правил кораблевождения, повлекшее гибель либо серьёзные повреждения корабля, человеческие жертвы или другие тяжкие последствия;

4) нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав наряда по охране государственной границы СССР, а также за то же деяние, повлекшее тяжкие последствия;

5) невыполнение правил несения службы на радиотехнических постах, в дежурных подразделениях и иных объектах, предназначенных для предотвращения нарушений воздушного или морского пространства СССР, а также за то же деяние, повлекшее тяжкие последствия или совершённое в военное время.

Кроме того, Положение о воинских преступлениях 1927 года было дополнено такими не известными ранее военно-уголовному законодательству составами преступлений, как:

1) угроза убийством, причинением телесных повреждений или нанесением побоев начальнику в связи с его служебной деятельностью, а также то же деяние, совершённое в военное время;

2) добровольная сдача в плен по трусости или малодушию (ранее была установлена ответственность просто за сдачу в плен, не вызывавшуюся боевой обстановкой, что являлось разновидностью измены Родине);

3) добровольное участие военнослужащего, находящегося в плену, в работах, имеющих военное значение, или в других мероприятиях, заведомо могущих причинить ущерб Советскому Союзу или союзным с ним государствам, при отсутствии признаков измены Родине;

4) насилие над другими военнопленными или жестокое обращение с ними со стороны военнопленного, находящегося на положении старшего;

5) совершение военнослужащим, находящимся в плену, действий, направленных в ущерб правам и законным интересам других военнопленных любой национальности, из корыстных мотивов или в целях обеспечения снисходительного к себе отношения со стороны противника.

Введение указанных составов преступлений было детерминировано событиями Великой Отечественной войны, а криминализация подобных деяний была основана на практике органов военной юстиции периода войны.

Статьи о дезертирстве, самовольном оставлении части, самовольной отлучке, сдаче неприятелю начальником вверенных ему военных сил, самовольном отступлении начальника от данных ему для боя распоряжений, самовольном оставлении поля сражения во время боя или отказе во время боя действовать оружием были подвергнуты редакции. В мирное время за совершение этих преступлений предусматривалось наказание в виде лишения свободы на различные сроки, в военное время и при наличии отягчающих обстоятельств эти преступления должны были наказываться смертной казнью.

До 1957 года направление в дисциплинарный батальон в качестве меры уголовного наказания законом предусматривалось лишь за самовольную отлучку, совершённую военнослужащим рядового и сержантского состава срочной службы (п. «б» ст. 7 Положения о воинских преступлениях). Никаких других указаний о дисциплинарном батальоне в действовавшем тогда уголовном законодательстве не было. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 11 января 1946 года «О порядке отбывания наказания военнослужащими рядового и сержантского (старшинского) состава, осуждёнными к лишению свободы на срок до двух лет» дал указание судам о возможности направления в дисциплинарный батальон военнослужащих, осуждённых к лишению свободы на срок до двух лет как за воинские, так и за общеуголовные преступления19. Руководствуясь этим постановлением, военные трибуналы широко применяли направление в дисциплинарный батальон вместо лишения свободы. Такая практика была законодательно закреплена в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 года «О порядке применения к военнослужащим срочной службы меры наказания — направления в дисциплинарный батальон»20. В указе нашли разрешение некоторые правовые вопросы, связанные с отбыванием этой меры наказания (досрочное освобождение из дисциплинарного батальона, отсутствие судимости и др.)21. Подобная норма действует и в современном российском уголовном законодательстве.

Следует отметить, что направление в дисциплинарный батальон за самовольную отлучку было впервые предусмотрено в Указе Президиума ВС СССР «Об изменении пунктов “а”—“г” статьи 193-7 Уголовного Кодекса РСФСР» от 6 июля 1940 года22, в котором устанавливалось, что военнослужащие рядового и младшего начальствующего состава, виновные в совершении самовольной отлучки свыше одного раза до двух часов или продолжительностью свыше двух часов хотя бы один раз, подлежат наказанию в виде направления в дисциплинарный батальон на срок от шести месяцев до двух лет. Вскоре после этого приказом народного комиссара обороны № 214 от 15 июля 1940 года было объявлено Положение о дисциплинарном батальоне Красной армии, утверждённое Советом народных комиссаров СССР, которое продолжало действовать до 1966 года, когда было принято новое Положение о дисциплинарном батальоне в Вооружённых силах СССР23. Согласно Указу Президиума ВС РСФСР «Об изменении пункта “б” статьи 193.7 Уголовного Кодекса РСФСР» от 31 мая 1952 года решение вопроса о предании суду или о наказании в дисциплинарном порядке лица, совершившего дисциплинарную отлучку, было отнесено к полномочиям командира соединения или командира отдельной части, не входящей в состав соединения24.

28 марта 1958 года было издано Постановление Президиума ВС СССР «О порядке привлечения к уголовной ответственности и ареста военнослужащих»25. Согласно этому постановлению военнослужащие Советской армии и Военно-морского флота, органов государственной безопасности, войск, а также внутренней, конвойной охраны и штабов МПВО МВД СССР за преступления, предусмотренные Положением о воинских преступлениях, могли привлекаться к уголовной ответственности только с согласия соответствующего командира, а за общеуголовные преступления и дезертирство — на общих основаниях, но с обязательным уведомлением соответствующего командира. Так, солдаты и матросы привлекались к ответственности за воинские преступления с согласия командира полка и ему равных, сержанты, старшины и сверхсрочнослужащие — с согласия командира дивизии и ему равных, офицеры — с согласия министра обороны СССР, генералы и адмиралы в случае совершения любого преступления — по решению Генерального прокурора СССР, согласованному с Советом министров СССР. При отсутствии согласия соответствующего командира военнослужащий не мог быть привлечён к уголовной ответственности за воинское преступление, что не в полной мере соответствовало принципу равенства перед законом и порождало немало проблем в правоприменительной практике. Это положение было отменено только в 1989 году Указом Президиума ВС СССР от 12 апреля.

В 1958 году обновляется всё советское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Принимаются Закон СССР «Об утверждении Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» от 25 декабря 1958 года26, Закон СССР «Об уголовной ответственности за воинские преступления» от 25 декабря 1958 года27, Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25 декабря 1958 года28, Закон СССР «Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» от 25 декабря 1958 года29, Закон СССР «Об утверждении Положения о военных трибуналах» от 25 декабря 1958 года30.

При этом ранее действовавшее Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, утверждённое Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 20 августа 1926 года, в части, касавшейся деятельности военной прокуратуры, продолжало действовать вплоть до издания Указа Президиума ВС СССР «Об утверждении Положения о военной прокуратуре» от 14 декабря 1966 года № 558-VII31, несмотря на то, что Положение о прокурорском надзоре в СССР было утверждено и введено в действие ещё Указом Президиума ВС СССР от 24 мая 1955 года32.

Введение Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, законов об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, об уголовной ответственности за государственные преступления и об уголовной ответственности за воинские преступления сопровождалось сокращением сроков наказаний, отбывавшихся по ранее вынесенным приговорам, а также освобождением в необходимых случаях от дальнейшего отбывания наказания (до 15 лет сокращался срок лишения свободы лицам, осуждённым к лишению свободы на срок свыше 15 лет, до 10 лет — срок лишения свободы лицам, осуждённым к лишению свободы на срок свыше 10 лет за преступления, совершённые в возрасте до 18 лет, срок ссылки — до 5 лет лицам, осуждённым к этому виду наказания на более длительные сроки, и т.п.)33.

Все указанные нормативные правовые акты подтвердили двухуровневую структуру советского уголовного законодательства. Оно по-прежнему состояло из союзного и республиканского уровней. На союзном уровне уголовное законодательство включало в себя три вышеуказанных нормативных акта, на республиканском — уголовные кодексы союзных республик, которые должны были дословно воспроизводить положения общесоюзных уголовных законов.

Основы уголовного законодательства практически представляли собой общую часть уголовного кодекса и содержали ряд норм военно-уголовного права. Законодатель окончательно отказался от института мер социальной защиты и вернулся к институту уголовного наказания. Система наказаний включала в себя 7 основных наказаний: лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, штраф, общественное порицание; 2 дополнительных: конфискация имущества и лишение воинского или специального звания (ст. 21 Основ). Особо оговаривалась исключительная мера наказания — смертная казнь. Отмечалось, что она применяется временно до её полной отмены, ограничивалось количество преступлений, за которые она могла быть назначена. К таким составам относились: измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, а также за преступления, совершённые в военное время и в боевой обстановке (ст. 22 Основ).

Была окончательно признана необходимость существования специальных воинских наказаний. К воинским наказаниям относились: направление в дисциплинарный батальон на срок от трёх месяцев до двух лет, лишение воинского звания и наград, в качестве воинского наказания применялось содержание на гауптвахте, хотя юридически оно не признавалось самостоятельным видом наказания. Также получил дальнейшее развитие институт замены общеуголовных наказаний на воинские. Лишение свободы на срок до двух лет могло быть заменено военнослужащим срочной службы направлением в дисциплинарный батальон на тот же срок, а исправительные работы без лишения свободы заменялись военнослужащим содержанием на гауптвахте на срок до двух месяцев (ст. 29 Основ). Дальнейшее развитие получил институт отсрочки исполнения приговора военнослужащему или военнообязанному в военное время (ст. 39 Основ). Институт отсрочки исполнения приговора не указывал прямо, но предполагал наличие штрафных частей в военное время, поскольку сопровождался направлением осуждённого в действующую армию. Институт отсрочки также включал в себя освобождение от наказания или замену наказания другим, более мягким по ходатайству соответствующего командира в случае, если осуждённый проявит себя стойким защитником Родины. Таким образом, в Основах были представлены практически все институты общей части, известные современному уголовному праву.

На основе общесоюзного законодательства в 1960 году был принят Уголовный кодекс РСФСР, который вступил в силу 1 января 1961 года34. В УК РСФСР 1960 года в отличие от Основ отсутствовал институт отсрочки исполнения приговора, однако содержались два вида наказания, не предусмотренные Основами: увольнение от должности и возложение обязанности загладить причинённый вред. Помимо УК РСФСР каждой союзной республикой был принят собственный уголовный кодекс, имевший территориальное действие. Таким образом, положения Закона «Об уголовной ответственности за воинские преступления» 15 раз воспроизводились в каждом из уголовных кодексов союзных республик.

Каждый из уголовных кодексов союзных республик применялся к военнослужащим территориально, т.е. по месту совершения преступления. За пределами же СССР к военнослужащим применялся Уголовный кодекс РСФСР, если иное не было установлено международным договором. Например, в странах Варшавского договора советским военнослужащим не предоставлялся иммунитет от местной юрисдикции по уголовным делам. Как общее правило применялась норма о том, что по делам о преступлениях, совершённых лицами, входившими в состав советских войск, и членами их семей, действовали законодательство страны пребывания и её компетентные органы. Советский Союз осуществлял уголовную юрисдикцию в случае совершения преступлений против СССР, против лиц, входивших в состав советских войск, или членов их семей, а также в случае совершения преступлений при исполнении служебных обязанностей35.

Закон об уголовной ответственности за воинские преступления 1958 года содержал 32 основных состава преступления, а вместе с квалифицированными — 81 состав. В 68 случаях было предусмотрено наказание в виде лишения свободы, в 12 случаях вместо наказания было предусмотрено привлечение к дисциплинарной ответственности, и всего в двух случаях было предусмотрено наказание в виде направления в дисциплинарный батальон. В дополнение к шести составам общеуголовных преступлений закон в 17 случаях за совершение преступлений в военное время или в боевой обстановке предусматривал смертную казнь. Следует признать, что основным наказанием за воинские преступления являлось лишение свободы, которое также рассматривалось как альтернатива смертной казни. Новое советское военно-уголовное законодательство продолжило традицию «условной преступности» некоторых деяний: за ряд воинских преступлений, совершённых при смягчающих обстоятельствах, виновный подлежал привлечению к дисциплинарной ответственности.

Все воинские преступления по Закону 1958 года классифицировались следующим образом:

1. Преступления против порядка подчинённости и соблюдения воинской чести (неповиновение, неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей, угроза начальнику, насильственные действия в отношении начальника, оскорбление подчинённым начальника и начальником подчинённого, оскорбление насильственным действием одним военнослужащим другого при отсутствии между ними отношений подчинённости или старшинства).

2. Преступления против порядка прохождения военной службы (самовольная отлучка, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, самовольное оставление части в боевой обстановке, уклонение от военной службы путём членовредительства или иным способом).

3. Преступления против порядка пользования и сбережения военного имущества (промотание или утрата, умышленное уничтожение или повреждение военного имущества).

4. Преступления против порядка эксплуатации военной техники (нарушение правил вождения или эксплуатации машин, нарушение правил полётов или подготовки к ним, нарушение правил кораблевождения).

5. Преступления против порядка несения специальных видов военной службы (нарушение уставных правил караульной службы, нарушение правил несения пограничной службы, нарушение правил несения службы на радиотехнических постах и в дежурных подразделениях, нарушение уставных правил внутренней службы).

6. Преступления против порядка хранения военной тайны (разглашение военной тайны и утрата документов, содержащих военную тайну).

7. Воинские должностные преступления (злоупотребление властью, превышение власти и халатное отношение к службе).

8. Преступления против порядка несения военной службы в боевой обстановке, в районе военных действий (сдача или оставление противнику средств ведения войны, оставление погибающего военного корабля, самовольное оставление поля сражения или отказ действовать оружием, мародёрство, насилие над населением в районе военных действий).

9. Добровольная сдача в плен, преступления, совершаемые в плену.

10. Преступления против законов и обычаев войны (дурное обращение с военнопленными, незаконное ношение знаков Красного Креста и Красного Полумесяца и злоупотребление ими).

Ряд вновь введённых уголовно-правовых норм носил бланкетный характер, а значит, могли меняться объём и содержание уголовной ответственности, например, в связи с принятием новых общевоинских уставов. Практически все составы преступлений были формальными, наступление общественно опасных последствий рассматривалось как признак квалифицированного состава. Закон 1958 года по сравнению с ранее действовавшими военно-уголовными законами содержал ряд новых составов преступлений, включал в себя достижения советского уголовного права, отражённые в том числе в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 года и других нормативных правовых актах, принятых в 1940—1950-е годы. Источником составов преступлений против законов и обычаев войны следует признать нормы международного гуманитарного права, получившего оформление после Второй мировой войны, по результатам Нюрнбергского и Токийского судебных процессов над военными преступниками.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. № 17.

2 Там же. 1948. № 6.

3 Там же. 1950. № 3.

4 Там же. 1954. № 11. Ст. 221.

5 Там же. 1959. № 15. Ст. 91.

6 Там же. 1947. № 20.

7 Об утверждении перечня сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной: постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 27 апреля 1926 г. // Свод законов СССР (СЗ СССР). 1926. № 32. Ст. 213.

8 Ведомости Верховного Совета СССР. 1948. № 6.

9 Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «Консультант плюс».

10 Ведомости Верховного Совета СССР. 1940. № 51.

11 Документы опубликованы не были. Доступ из справочной правовой системы «Консультант плюс».

12 См. также: О рассмотрении дел о преступлениях лиц, состоящих в частях народного ополчения: постановление Пленума Верховного Суда СССР от 11 октября 1941 г. № 42/23/У // Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени. 1941—1942. Л.: Лениздат, 1942.

13 Воздушный кодекс Союза ССР: утв. Постановлением ЦИК СССР № 14, СНК СССР № 1713 от 7 августа 1935 г. // СЗ СССР. 1935. № 43. Ст. 359б. Воздушный кодекс СССР 1935 г. вместе с положениями о подсудности лиц начальствующего состава гражданского воздушного флота утратил силу в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 13 апреля 1959 г.

14 Положение о рабоче-крестьянской милиции: постановление СНК СССР от 25 мая 1931 г. № 390 // СЗ СССР. 1931. № 33. Ст. 247. Положение утратило силу в связи с изданием Постановления Совмина СССР от 23 октября 1973 г. № 778.

15 Протокол Президиума Верховного Совета СССР. 1955. № 25. П. 7.

16 Ведомости Верховного Совета СССР. 1945. № 39.

17 Там же. 1953. № 4.

18 Там же. 1957. № 5. Ст. 100.

19 Сборник документов по истории советской военной юстиции / Сост. Л.Н. Гусев. М., 1954. С. 439.

20 Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «Консультант плюс».

21 См.: Ахметшин Х.М. Некоторые вопросы правового регулирования назначения и отбывания наказания в дисциплинарном батальоне // Труды Военно-политической академии имени В.И. Ленина. 1965. № 49. С. 165—183.

22 Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «Консультант плюс».

23 Об утверждении Положения о дисциплинарном батальоне в Вооружённых силах СССР: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. // Протокол заседания Президиума Верховного Совета СССР. 1966. № 56. П. 9.

24 Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «Консультант плюс».

25 Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «Консультант плюс».

26 Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1. Ст. 6.

27 Там же. Ст. 10.

28 Там же. 1958. № 1. Ст. 8.

29 Там же. Ст. 12.

30 Там же. 1959. № 1. Ст. 14.

31 Там же. 1966. № 50. Ст. 1021.

32 Там же. 1955. № 9. Ст. 222.

33 О порядке введения в действие Основ уголовного законодательства, Основ уголовного судопроизводства и Законов об уголовной ответственности за государственные и за воинские преступления: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1959 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 7. Ст. 60; О порядке введения в действие Закона об уголовной ответственности за государственные преступления: постановление ВС СССР от 25 декабря 1958 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. № 1. Ст. 9; О порядке введения в действие Закона об уголовной ответственности за воинские преступления: постановление Верховного Совета СССР от 25 декабря 1958 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. № 1. Ст. 11.

34 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.

35 См., напр.: Соглашение между Правительством СССР и Правительством Венгерской Народной Республики о правовом статусе советских войск, временно находящихся на территории ВНР, от 27 мая 1957 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1957. № 17. Ст. 447; Соглашение между Правительством СССР и Правительством ГДР по вопросам, связанным с временным нахождением советских войск на территории ГДР, от 12 марта 1957 г. // Собрание Постановлений Правительства СССР. 1957. № 4. Ст. 52; Договор между Правительством СССР и Правительством ПНР о правовом статусе советских войск, временно находящихся в ПНР, от 17 декабря 1956 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1957. № 7. Ст. 192.