Аннотация. В статье раскрываются система противовоздушной обороны в годы Советско-финляндской войны (1939—1940 гг.), её организация при защите Ленинграда, в полосе действий армий, оперативных групп Красной армии, Краснознамённого Балтийского флота на театрах военных действий.
Summary. The paper describes the system of air defense in the years of the Soviet-Finnish War of 1939—1940, and organization of the former in the defense of Leningrad, in the activity zone of the armies, Red Army operational groups, and the Baltic Fleet of the Order of the Red Banner at the theaters of war.
Локальные войны и вооружённые конфликты ХХ—XXI вв.
ЛАШКОВ Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент
(Москва. E-mail: lashkov3@yandex.ru).
Противовоздушная оборона Красной армии и Краснознамённого Балтийского флота в советско-финляндской войне (1939—1940 гг.)
К концу 1939 года советское командование внесло существенные коррективы в дальнейший план ведения войны против Финляндии. Основное внимание было обращено на Карельский перешеек с мощным оборонительным районом противника — «линией Маннергейма». Для её прорыва в начале 1940 года был образован Северо-Западный фронт (СЗФ)1 под руководством командарма 1 ранга С.К. Тимошенко, члена военного совета ЛенВО А.А. Жданова и начальника штаба командарма 2 ранга И.В. Смородинова. На формирование штаба и управления фронта были обращены штаб и управление ЛенВО (приказ войскам СЗФ № 001 от 9 января 1940 г.)2.
В состав фронта вошли 7-я и 13-я армии3. Начальником ПВО нового оперативно-стратегического объединения стал полковник Константинов (начальник ПВО ЛенВО), противовоздушную оборону армейского звена возглавляли полковник И.С. Смирнов4, позднее — майор Горенкин (7 А) и полковник Н.С. Ситников5 (исполняющий должность, 13 А).
С созданием в декабре 1939 года 13-й армии в её состав были включены 241-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион (озенад) и 142-я зенитная батарея6. В дальнейшем, по мере поступления войсковых соединений и частей в объединения СЗФ шёл процесс усиления их средствами противовоздушной обороны. К концу января 1940 года общее формирование системы ПВО фронта в основном было завершено. Её основу, не считая территории ЛенВО и пункта ПВО г. Ленинград (данные на 12 марта 1940 г.), составили 17 зенитных артиллерийских дивизионов (зенад), шесть зенитных батарей, три прожекторные и три пулемётные роты (не считая войсковой ПВО)7. Вооружение дивизионов преимущественно составляли орудия образца 1931 года и ПУАЗО-2. В то же время подразделения, сформированные по штатам военного времени № 08/121, имели в наличии зенитные орудия и приборы устаревших конструкций8. Вследствие отсутствия метеорологического обеспечения возникли серьёзные проблемы в организации зенитной стрельбы в различных погодных условиях9.
Для совершенствования системы управления силами и средствами противовоздушной обороны в армиях СЗФ были созданы отделы ПВО с главными постами ВНОС. В составе 13-й (позднее — в 7-й) армии учреждены должности начальников ПВО корпусов, что заметно сказалось на качестве оперативного руководства подчинёнными войсками в боевой обстановке. Установление прямой связи с пунктами ПВО и их службой ВНОС обеспечило бесперебойность передачи информации и слаженность действий органов военного управления ПВО территории военного округа и фронта на время военных действий10.
В январе 1940 года командарм 1 ранга С.К. Тимошенко утвердил план взаимодействия противовоздушной обороны Ленинграда и ВВС Северо-Западного фронта, предусматривавший создание единой авиадиспетчерской службы, взаимное оповещение о воздушной обстановке, а также согласованность действий в борьбе с авиацией противника11.
В целях упорядочения организации полётов и надёжного опознавания своих самолётов распоряжением командующего ВВС фронта генерал-лейтенанта авиации Е.С. Птухина12 вводился запрет на всё воздушное движение (за исключением ИА пункта ПВО г. Ленинград и самолётов КБФ, выполнявших противолодочный поиск) в границах установленной запретной зоны (воздушное пространство города и ближайшего его района). Полёты с аэродромов (и возращение на них), расположенных в запретной зоне, производились по заранее установленным «коридорам» на высоте 800 м с получением соответствующего разрешения со стороны штаба ПВО Ленинграда13. На всех самолётах (на плоскостях и хвостовом оперении) наносился специальный парольный знак, менявшийся по мере необходимости. Одновременно был утверждён парольный сигнал с использованием сигнальных ракет различного цвета. Его использовали экипажи (лётчики) самолётов при входе (выходе) в ворота «коридора» в случае попадания в зону огня ЗА, обстрела или атаки со стороны своей ИА.
Взаимодействие активных средств ПВО (СЗФ и пункта ПВО Ленинград) в границах указанного пункта осуществлялось согласно утвержденной «Плановой таблице взаимодействия средств ПВО Ленинграда»14. Однако, несмотря на принятое решение о категорическом запрете всех полётов советской авиации (без получения соответствующего на то разрешения), над городом и его ближайшими районами он периодически нарушался. Так, 12 января службой ВНОС Северной столицы были зафиксированы пролёты 18 скоростных бомбардировщиков и отдельных самолётов типа П-5 (Р-5) и У-215. Этот и другие факты заставили командующего СЗФ уточнить и скорректировать план взаимодействия ПВО Ленинграда и ВВС СЗФ16.
С целью исключения внезапности подхода финской авиации к Ленинграду вокруг города была создана полоса радиообнаружения воздушных целей на расстоянии 80—90 км от его границ. Основу технических средств составили отечественные радиолокационные станции (РЛС) системы РУС-1 (радиоулавливатель самолётов, «Ревень»), поступившие на вооружение ПВО РККА осенью 1939 года17.
В зоне ответственности 2-го корпуса ПВО РЛС были развёрнуты на следующих участках: 01 — Лигово, Ванха-Яами; 10 — Ванха-Яами, Сипарила; 20 — Сипарила, Перкярви; 19 — Перкярви, Руси; 18 — Руси, Кандакюля, 21 — Руси, Курголово18. Несмотря на ограниченные технические возможности и определённые сложности в эксплуатации станций, они успешно справлялись с возложенными на них задачами. В частности, 20 января 1940 года боевой расчёт РЛС, расположенной в районе пос. Муолла (Правдино), своевременно обнаружил появление в полосе 7 А финского самолёта19.
В рамках разработки первых отечественных радиолокационных станций на Северо-Западном фронте была апробирована в боевых условиях экспериментальная РЛС «Зенит». Она практически отвечала требованиям заказчика и с технической стороны представляла большой интерес для организации поиска летательных аппаратов (дальность обнаружения одиночного самолёта-бомбардировщика — 25 км, группы самолётов — 30 км; возможность определения трёх координат, необходимых для стрельбы ЗА)20.
В ходе испытаний станции (в полосе 13 А) пришли к выводу о её более высоких технических параметрах. В боевых условиях РЛС оказалась способной обнаруживать воздушные цели на расстоянии от 50 до 100 км21.
Начавшееся наступление советских войск на Карельском перешейке позволило отодвинуть линию фронта на расстояние 75—100 км от Ленинграда. Это обстоятельство при оперативном господстве в воздухе ВВС РККА привело к уменьшению количества самолётовылетов ИА 2-го корпуса ПВО на боевое патрулирование. Оно стало проводиться силами одного—двух авиазвеньев (лётный состав в кислородных масках) путём барражирования на высоте 6 км и одной эскадрильи — в диапазоне высот 5—5,5 км. Всего за период войны для решения задач воздушного прикрытия Ленинграда и его ближайших районов ИА ПВО выполнила 8584 самолётовылета с общим налётом 8987 часов22. Все попытки финской авиации прорваться к городу на Неве заранее пресекались нашими истребителями на Карельском перешейке в полосе ответственности 7-й и 13-й армий23.
На других операционных направлениях (в полосах 8, 924, 1425 и 15-й26 армий) истребительная авиация активно привлекалась к организации обороны малых пунктов ПВО.
Авиационные эскадрильи обеспечивали защиту железнодорожных станций Волховстрой, Петрозаводск, Шуйская, Медвежьегорск, Кемь, Лоухи, Кандалакша, Мурманск, звенья истребителей — объекты Кировской железной дороги. Также на ИА была возложена задача по прикрытию с воздуха армейских штабов (7, 8, 9 и 14 А), отдельных станций снабжения27 и мест базирования бомбардировочной авиации. Противовоздушная оборона аэродромов строилась путём максимального приближения мест базирования эскадрилий ИА к обороняемым объектам с организацией круглосуточного дежурства на лётном поле: днём — силами дежурных звеньев (звена), а ночью — отдельными экипажами. Иногда обстановка требовала организации патрулирования истребителей в воздухе, например, в ходе проведения операции по деблокированию 54-й стрелковой дивизии (9 А).
Немного иначе обеспечивалось прикрытие аэродромов бомбардировщиков из состава Отдельной авиационной группы (ОАГр) ВВС СЗФ28. На каждый аэродром бомбардировочного полка выделялось по одной эскадрилье истребителей. С целью предупреждения внезапных атак самолётов противника при каждом вылете и посадке бомбардировщиков эскадрилья ИА (помимо дежурных звеньев) в полном составе поднималась в воздух. Патрулирование осуществлялось до момента ухода наших бомбовозов на боевые задания или по завершении их посадки на аэродром. Такой порядок привёл к значительному увеличению общего количества самолётовылетов ИА29, в то же время полностью исключил возможность появления финской авиации над районом базирования ОАГр. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
________________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Северо-Западный фронт — оперативно-стратегическое объединение Красной армии в Советско-финляндской войне (1939—1940). Образован в соответствии с директивой наркома обороны СССР от 7 января 1940 г. № 0977/оп на базе управления, учреждений и войск ЛенВО в целях объединения действий 7-й и 13-й армий. Расформирован 26 марта 1940 г. в связи с окончанием военных действий.
2 Ковалёв С.Н. Развитие и основные направления деятельности органов военного управления Ленинградского военного округа в предвоенный период (1939—1941 гг.) // Воен.-истор. журнал. 2015. № 11. С. 13.
3 13-я армия (2-го формирования) в соответствии с директивой ГВС от 25 декабря 1939 г. № 0691/оп создана на основе оперативной группы комкора В.Д. Грендаля. По окончании войны расформирована.
4 Смирнов Иван Семёнович (5 апреля 1900 — 12 января 1990) — советский военачальник, генерал-лейтенант артиллерии (1958). На военной службе с июня 1919 г. Окончил 2-е советские Петроградские артиллерийские курсы комсостава (1920), повторную школу комсостава при Московской запасной артиллерийской бригаде (1921), опытно-показательные курсы Высшей артиллерийской школы в г. Детское Село (1931), КУКС зенитной артиллерии в г. Евпатории (1937), Высшие академические курсы при Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского (1948). Участник Гражданской войны в России: красноармеец, курсант учебной команды, старший инструктор, командир батареи Московской лёгкой запасной артиллерийской бригады. В дальнейшем на руководящих должностях в артиллерии и войсках ПВО РККА. Командир 191-го зенитного артиллерийского полка (июнь—октябрь 1937), начальник МПВО г. Москва (октябрь 1937 — август 1939), исполняющий должность начальника отдела ПВО Калининского военного округа (с августа 1939 г.). Участник Советско-финляндской войны (1939—1940): начальник ПВО 7-й армии. С июля 1940 г. — начальник 1-го отдела управления ПВО — помощник командующего войсками по ПВО Прибалтийского военного округа, с мая 1941 г. — начальник штаба Северо-Западной зоны ПВО. В период Великой Отечественной войны: в прежней должности, командир Рыбинско-Ярославского, Куйбышевского дивизионных районов ПВО (декабрь 1941 — февраль 1944), командующий Львовским корпусным районом ПВО (с апреля 1944 г. — 8-й корпус ПВО). В послевоенный период: начальник штаба Центрального фронта ПВО (май—ноябрь 1945), Центрального округа ПВО (ноябрь 1945 — июнь 1946), начальник штаба — первый заместитель командующего войсками Северо-Западного округа ПВО (июнь 1946 — сентябрь 1948), командующий войсками Минского района ПВО (ноябрь 1948 — август 1954), командир Минского корпуса ПВО (августа 1954 — август 1956), заместитель командующего войсками Белорусского военного округа по Войскам ПВО страны (август 1956 — октябрь 1958), начальник войск ПВО — заместитель командующего войсками Белорусского военного округа по ПВО (с октября 1958 г.). В августе 1960 г. уволен в запас.
5 Ситников Николай Сергеевич (6 декабря 1902 — 15 января 1944) — советский военачальник, полковник (1940). На военной службе с июля 1920 г. Окончил Краснодарские командные курсы, артиллерийское отделение (1922), Самарскую военную окружную школу физического образования (1923), КУКС зенитной артиллерии (1926). В дальнейшем на руководящих должностях в артиллерии и войсках ПВО РККА. Участник Советско-финляндской войны (1939—1940): исполняющий должность начальника ПВО 13-й армии. С апреля 1940 г. — начальник отдела ПВО Среднеазиатского ВО, с сентября — командир 254-го зенитного артиллерийского полка. В период Великой Отечественной войны: в прежней должности, заместитель командира, затем командир 3-й дивизии ПВО (2-го формирования, с ноября 1941 г.), командующий Саратовско-Балашовским районом ПВО (август 1942, без вступления в должность), помощник командующего Бакинской армией ПВО (октябрь 1942 — февраль 1943), исполняющий должность командира, командир 23-й зенитной артиллерийской дивизии РГК (с апреля 1943 г.).
6 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 34980. Оп. 1. Д. 771. Л. 5.
7 Там же. Л. 6.
8 Там же. Л. 7.
9 Агеев Н.В. Взгляды на противовоздушную оборону войск в межвоенный период (1921—1941 гг.): монография. М.: Общевойсковая академия, 2007. С. 73.
10 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 771. Л. 13.
11 Там же. Д. 775. Л. 43.
12 Птухин Евгений Саввич (7(20) марта 1900 — 23 февраля 1942) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1940), Герой Советского Союза (1940). На военной службе с февраля 1918 г. Окончил авиационную школу мотористов в Егорьевске (1922), Борисоглебскую теоретическую и практическую школу лётчиков (1924), Курсы усовершенствования начальствующего состава авиации (1929), Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба (1939). В годы Гражданской войны в России: красноармеец аэродромной охраны Тверской авиагруппы, моторист 1-го авиационного артиллерийского отряда (с ноября 1918 г.). После войны: старший моторист 1-й авиационной эскадрильи (с 1922). С декабря 1924 г. — лётчик-истребитель 2-й отдельной эскадрильи имени Ф.Э. Дзержинского, затем командир звена (1926—1929), 15-й отдельной истребительной эскадрильи (1929—1933). С мая 1933 г. — командир и комиссар истребительной авиационной бригады в Белорусском военном округе. Советник командующего республиканской авиацией (май 1937 — январь 1938) в Национально-революционной войне испанского народа (1936—1939). Лично участвовал в боевых вылетах, сбил как минимум один самолёт противника. С февраля 1938 г. — командующий ВВС Ленинградского военного округа. В Советско-финляндской войне (1939—1940): командующий ВВС Северо-Западного фронта (с января 1940 г.). С мая 1940 г. — командующий ВВС Киевского особого военного округа. Начальник Главного управления ПВО РККА (14 февраля — март 1941). При его участии шло формирование зональной структуры противовоздушной обороны территории страны. С марта 1941 г. — вновь командующий ВВС Киевского особого военного округа. За большие потери подчинённой ему авиации в первые дни Великой Отечественной войны был арестован (27 июня 1941) и заключён в Саратовскую тюрьму. Постановлением Особого совещания приговорён к смертной казни. Расстрелян 23 февраля 1942 г. Реабилитирован в 1954 г. (посмертно).
13 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 775. Л. 45.
14 Там же. Л. 46.
15 Там же. Д. 765. Л. 60.
16 Там же. Д. 771. Л. 74—76.
17 Лобанов М.М. Развитие советской радиолокационной техники. М.: Воениздат, 1982. С. 75.
18 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 765. Л. 44.
19 Там же. Л. 72.
20 Лобанов М.М. Указ. соч. С. 56.
21 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 765. Л. 95.
22 Там же. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 242.
23 Там же. Л. 244.
24 9-я армия сформирована 17 ноября 1939 г. в районе Кеми, с 9 декабря того же года — в подчинении Ставки Главного Командования, расформирована 5 апреля 1940 г.
25 14-я армия в соответствии с приказом НКО СССР от 16 сентября 1939 г. № 0052 сформирована как Мурманская армейская группа, 19 ноября того же года преобразована в 14-ю армию.
26 15-я армия сформирована во исполнение директивы Главного военного совета 11 февраля 1940 г. № 01663, на что были обращены соединения и части южной группы войск 8-й армии. Расформирована 28 марта 1940 г.
27 РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 244.
28 Особая авиационная группа создана в соответствии с директивой НKO СССР от 15 декабря 1939 г. № 047.
29 РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 244, 245.
Окончание. Начало см.: Воен.-истор. журнал. 2019. № 11. С. 4—10.