Аннотация. В статье на основе архивных публикаций периодических изданий и других документальных источников рассказывается о зарождении «потешных» рот на территории современной Брянской области, особенностях физкультурной и начальной военной подготовки младших школьников, регламентации этого вида деятельности, роли церковно-приходских школ в «потешном» движении. Приводятся примеры острой полемики по вопросу привлечения к учебно-воспитательному процессу в качестве наставников молодёжи действующих и отставных военнослужащих Императорской армии. Отдельное внимание уделяется подготовке и участию Невской «потешной» роты учащихся брянской церковно-приходской школы Полесских железных дорог в высочайшем смотре 1912 года в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова: «потешная» рота; народные школы; Брянское уездное земское собрание; начальная военная подготовка; военно-патриотическое воспитание; Орловский епархиальный училищный совет; брянская церковно-приходская школа Полесских железных дорог; военный парад; гимнастические упражнения; «сокольская гимнастика»; император Николай II; Орловские епархиальные ведомости; Марсово поле; Народный дом императора Николая II; высочайший смотр 1912 года.
Summary. The article, based on archival publications of periodicals and other documentary sources, talks about the origins of “amusing” companies in the territory of the modern Bryansk region, the features of physical education and initial military training of junior schoolchildren, the regulation of this type of activity, the role of parochial schools in the “amusing” movement. Examples of heated controversy are given on the issue of involving active and retired military personnel of the Imperial Army in the educational process as youth mentors. Special attention is paid to the preparation and participation of the Nevsky “amusement” company of students of the Bryansk parochial school of the Polesie Railways in the highest review of 1912 in St. Petersburg.
Keywords: “amusing” company; public schools; Bryansk district zemstvo assembly; basic military training; military-patriotic education; Oryol Diocesan School Council; Bryansk parochial school of Polesie Railways; military parade; gymnastic exercises; “Sokol gymnastics”; Emperor Nicholas II; Oryol Diocesan Gazette; Field of Mars; People’s House of Emperor Nicholas II; the highest review of 1912.
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
КАЛИНКИНА Татьяна Владимировна — ведущий научный сотрудник отдела истории Брянского государственного краеведческого музея
«НАСТОЯЩАЯ АРМИЯ В МИНИАТЮРЕ!»
«Потешные» роты школьников Брянска в 1910—1912 гг.
История «потешных» войск зародилась во времена Петра Великого, который в подростковые годы для обучения военным наукам из своих сверстников создал «потешные» полки1. К слову, такое название они получили вовсе не потому, что развлекали будущего императора, а по месту их дислокации в «потешных сёлах» — царских загородных резиденциях для летнего отдыха. В дальнейшем на их основе были сформированы первые части российской лейб-гвардии — прославленные Семёновский и Преображенский полки.
В продолжение давних традиций 8 января 1908 года Николай II высказал высочайшее пожелание о введении в народных школах обучения военному строю и гимнастике в целях физического развития молодёжи и подготовки её к военной службе2. В июне 1909 года вышел всемилостивейший рескрипт на имя министра народного просвещения о необходимости обратить должное внимание на физическое развитие учащихся, улучшение преподавания гимнастики, сбережение физического здоровья в средних учебных заведениях3.
На Брянщине вопрос о введении занятий по военной подготовке, а также по созданию «потешных» рот был впервые поднят в 1910 году. В августе в городскую управу на имя городского головы подполковника В.И. Сафонова поступило прошение от подполковника в отставке Петрова, в котором предлагалось создать в Брянске школу военного строя. Для будущей школы Петров разработал программу обучения, в которой указывал на необходимость создания при учебном заведении «потешной» роты под своим началом. Возглавить школу он предлагал В.И. Сафонову, а инспектором назначить начальника местного гарнизона4. Кроме того, «для привлечения внимания граждан города и денежных средств» при школе планировалось учредить общество ревнителей школ военного строя. В качестве наставников должны были выступить офицеры действительной службы и запасные унтер-офицеры5.
На заседании Брянского уездного земского собрания, проходившего 27 сентября 1910 года, гласный В.В. Михалевский высказался против привлечения унтер-офицеров к учебному процессу. По его мнению, они «будут обучать детей так же, как их обучали в своё время, когда они уже являлись вполне сложившимся организмом», не смогут понять, что «можно и полезно» для развития юного организма, а потому такие «эксперименты опасны» и требует дополнительного обсуждения с компетентными специалистами, в т.ч. врачами-педиатрами. Инспектор народных училищ С.А. Бакулин в своём выступлении отметил, что в некоторых школах уже введены занятия по гимнастике и военной подготовке, и дети охотно занимаются «этим делом», но всецело отдавать данный процесс унтер-офицерам не представляется возможным. Он настаивал на необходимости постоянного контроля со стороны штатного педагогического состава, при этом сами учителя должны быть «опытны в этом деле»6.
Несмотря на обилие в Брянске учебных заведений разного типа, на развитие «потешного» дела первоначально обратили внимание лишь церковно-приходские школы, в которых в 1909 году было начато обучение гимнастике и строевой подготовке, а также формирование «потешных» рот7.
«Потешное» дело в России с 1911 по июнь 1913 года находилось в ведении Военного министерства. Основные задачи подготовки учащихся были прописаны в «Положении о внешкольной подготовке русской молодёжи к военной службе», утверждённом Николаем II 18 июля 1911 года. К ним были отнесены: «а) укрепление в подрастающем поколении веры в Бога, беззаветной любви к Царю и Отечеству, добрых нравственных правил и уважения к законности и добропорядку; б) ознакомление будущих воинов с доблестным духом русской армии и коренными началами воинской дисциплины; в) обучение военному строю и физическое развитие, а также привитие с юных лет духовных и физических качеств, необходимых рядовому бойцу во время военных действий»8.
21 марта (3 апреля) 1911 года Орловский епархиальный училищный совет постановил, что «потешные» роты являются «делом полезным и свойственным детскому возрасту при условии, чтобы оно не отвлекало детей от прямых учебных занятий»9. В Орловской епархии к 1911 году обучение военному строю было введено в 85 церковно-приходских школах (в границах нынешней Брянской обл.: в 12 брянских, 11 карачевских, 11 трубчевских, 1 севской)10. Организаторами «потешного» дела в г. Брянск стал орловский епархиальный наблюдатель А.И. Георгиевский, в Карачеве — А.И. Победоносцев (подполковник в отставке I-го пехотного Невского полка)11. Обучением «потешных» занимались приглашённые инструкторы из лиц, прошедших военную службу12, а также штатные учителя13. Привлечение военных специалистов к преподаванию гимнастики в учебных заведениях Брянска практиковалось ещё с 90-х годов XIX века. Так, в Брянском городском училище в 1893/94 учебном году гимнастике детей обучал подпрапорщик 143-го пехотного Дорогобужского полка И.С. Захаров14.
На территории Брянщины наиболее организованными и укомплектованными были пять «потешных» рот. Согласно публикациям журнала «Орловские епархиальные ведомости» (далее — ОЕВ) в Привокзальной слободе были организованы две «потешные» роты: в двухклассной Николаевской церковно-приходской школе Полесских железных дорог (ПЖД), а также в Николаевской одноклассной школе, где гимнастике и военному строю обучались 77 мальчиков под руководством подпоручика Рыбакова. Из обмундирования учащиеся этой роты имели фуражки со значками и бляхи на поясах.
В Фошнянской двухклассной школе (в 61 км от Брянска) обучением «потешных» занимался псаломщик Е.М. Красовский15. ОЕВ отмечают, что гимнастика и военный строй этой школы ничуть не уступают «потешным» других школ16.
В центральной части города Брянск, где размещались Дорогобужский и Каширский полки, обучение гимнастике и военному строю проходили 150 учеников двух церковно-приходских школ — Спасогробовской и Успенской. Наставниками там были офицеры-добровольцы: сначала поручик М.А. Колтунов, а после его отставки — командир 2-й роты Дорогобужского полка С.В. Касаткин17. На деньги, пожертвованные попечительницей Спасогробовской школы З.Ф. Могилевцевой, а также церковным старостой Успенской церкви К.И. Тюриным, 50 учеников из этих двух учебных заведений были обмундированы форменными фуражками, рубашками защитного цвета и ремнями с бляхами18. Занятия проводились в послеобеденное время на военном плацу при казармах полка. Данная мера признавалась полезной, т.к. «…дети невольно свыкались с военной средой и наглядно, на живом примере старались постигнуть и усвоить суть военной выправки»19.
«Потешные» всех четырёх брянских школ играли важную роль в общественной городской жизни. Свои достижения на «военном поприще» они демонстрировали трижды в 1912 году во время военных парадов, проводившихся в Брянске: 23 апреля, 11 мая — в день школьного праздника и 14 мая — в честь дня коронации императора Николая II. Командовал парадами начальник Брянского гарнизона генерал-майор Г.А. Левицкий20. В Орловских епархиальных ведомостях отмечалось, что «малый рост потешных, военная обмундировка, детский голос… изображение величия и важности выполняемого дела — все это являлось на параде приятною новинкою для публики… Настоящая армия в миниатюре!»21.
Помимо местных парадов «потешные» принимали участие и в высочайших смотрах: в 1911 году в Санкт-Петербург была направлена «потешная» рота из Орла, а в августе 1912 года — «потешная» рота двухклассной Николаевской церковно-приходской школы Полесских железных дорог из Брянска. Эта рота была сформирована в 1910 году при содействии попечителя школы, путейского инженера Н.П. Червонюка и командира Невского полка полковника А.А. Губкина22. Числились в ней до 80 мальчиков. В 1911 году ребят обучал штабс-капитан Невского полка М.М. Кауль, батальон которого был расквартирован в Привокзальной слободе. После перевода М.М. Кауля в Рославль с 1912 года на его место заступил подпоручик П.М. Рыбаков.
На основании публикаций восьми номеров журнала «Орловские епархиальные ведомости» (№ 27 от 3 июля 1911 г., № 31 от 29 июля 1912 г., № 33 от 12 августа 1912 г., № 39 от 23 сентября 1912 г., № 40 от 30 сентября 1912 г., № 41 от 7 октября 1912 г., № 42 от 14 октября 1912 г., № 43 от 21 октября 1912 г.) можно проследить историю создания Невской «потешной» роты и её участия в высочайшем смотре 1912 года в Санкт-Петербурге. Так, в № 31 говорится об отъезде «потешных» из Брянска, прибытии их в Орёл и отправлении в Санкт-Петербург23; в № 40 описаны прибытие в Орёл и поездка до Санкт-Петербурга; в № 41, 42 — пребывание в Санкт-Петербурге до высочайшего смотра; в № 43 — высочайший смотр в присутствии императора, августейших детей и членов императорской фамилии.
Сразу по получении известия о том, что «потешная» рота из Брянска будет вызвана в Санкт-Петербург для участия в смотре, обмундирование школьников было приведено в соответствие с формой военнослужащих Невского полка, к которому она была приписана и чьё имя носила. Для изыскания средств на новую экипировку и поездку в столицу попечитель школы Н.П. Червонюк обратился в дирекцию Полесских железных дорог, а сам вместе со своей супругой организовал и возглавил любительский театральный кружок. ПЖД выделили на новую экипировку школьников более 300 рублей, а деньги, заработанные игрой в спектаклях, употребили на «чай с булкой для детей»24.
Для роты были изготовлены собственный ротный значок, модельные деревянные ружья, барабан, подсумки, фляжки для воды, флажки и палки для гимнастики; пошиты фуражки со значками на околышах «П.Ж.Д.», рубашки цвета хаки, ремни с бляхами, на которых был выбит герб Орловской губернии25. Также у роты был свой стяг, представлявший собой квадратное шёлковое полотно, прикреплённое к древку и увенчанное копьём с эмблемой железнодорожного ведомства — топор и якорь. С одной стороны полотно было зелёного цвета (ж.д. ведомства), украшено изображением Св. митрополита Московского Алексия и обрамлено широким белым парчовым позументом; другая сторона — белого цвета, обрамлена широкой красной лентой. По углам белой стороны были размещены инициалы: П I (Пётр I), Н II-й (Николай II); эмблема Министерства путей сообщения — топор и якорь; аббревиатура Невского полка; в середине вышит двуглавый орёл, над ним надпись — «Бога бойтесь — Царя чтите», а под орлом аббревиатура — Н. П. Р. Б. Ц. П. Ш. П. Ж. Д. (Невская потешная рота Брянской церковно-приходской школы Полесских железных дорог)26.
К моменту отправки в Санкт-Петербург в роту входили 65 школьников, сопровождать которых были назначены попечитель школы Н.П. Червонюк, командовавший ротой П.М. Рыбаков, старший учитель Л.М. Маринов, законоучитель священник отец Николай (Зверев), учитель Д.Д. Памеранцев и фельдшер И.М. Вазилло. Во второй половине июня 1912 года «потешные» получили распоряжение о подготовке к выезду.
22 июля наступил день отъезда. Важными элементами проводов было освещение знамени законоучителем школы священником Николаем, благословение от Орловского Православного Петропавловского братства и речь начальника Сухарного завода подполковника С.А. Бейера, в которой он отметил значение «потешного» дела для России. Военный оркестр трижды исполнил гимн, а затем играл марши, под которые школьники начали погрузку в вагоны27. Прибывших в г. Орёл «потешных» встретил Орловский уездный наблюдатель церковно-приходских школ священник В.В. Первозванский. На следующий день для ребят был устроен обед, после которого они продолжили свой путь — сначала до Москвы, а оттуда, с Николаевского вокзала, прямо до Санкт-Петербурга28.
В Санкт-Петербурге школьников определили в духовное училище Александро-Невской лавры, где для них отвели три больших светлых комнаты. Был установлен строгий распорядок последующих семи дней пребывания в столице перед смотром: в 7 часов утра — подъём, умывание, чистка одежды и обуви; в 8 часов — общая молитва. После молитвы — утренний чай с булкой и иногда с двумя отварными яйцами. Время между обедом и ужином с 14 до 21 часа было отведено для репетиций29, на которые «потешных» возили на трамваях и пароходах30.
Репетиции проходили в Михайловском манеже в присутствии командовавшего смотром генерала А.Н. Апухтина и его помощника полковника Семёновского полка С.И. Назимова. Во время подготовительных занятий брянские школьники заслужили одобрение генерала, и из них выбрали наиболее ловких — тех, кто покажет своё гимнастическое и строевое мастерство во время высочайшего смотра в присутствии императора31.
На второй день репетиция проходила в присутствии военного министра генерала В.А. Сухомлинова и председателя Совета министров, министра финансов, статс-секретаря В.Н. Коковцева. Во время церемониального марша В.А. Сухомлинов подозвал к себе брянского «потешного» фельдфебеля, ученика 5 отделения Афанасьева и поинтересовался, откуда тот родом, где учится и пр. «О молодцеватом виде брянцев» была напечатана заметка в Санкт-Петербургском листке32.
Пребывание «потешных» в столице не сводилось лишь к репетициям. Поездка сопровождалась обширной культурной программой. В Петербурге школьники посетили Народный дом императора Николая II, в театре которого ребятам была показана историческая пьеса «Пётр Великий». После спектакля состоялся обед в присутствии председателя Народного дома принца А.П. Ольденбургского. Затем были экскурсии в зоологический сад, к памятнику Крылову, по домику Петра Великого и Зимнему дворцу33.
30 июля в Санкт-Петербурге проходили торжества по случаю дня тезоименитства цесаревича Алексея Николаевича. Брянские школьники как представители церковно-приходской организации были приглашены на литургию в Синодальный училищный совет. После службы председатель совета протоиерей П.И. Соколов произнёс речь, в которой особо отметил «тесную связь», с давних времён существовавшую между русским народом и русским царём, а также пожелал детям «удостоиться через день лицезреть Русского Царя-Батюшку!». После возвращения все ребята получили в подарок по книге и «кульку» конфет34.
31 июля было назначено днём отдыха «от великих трудов и впечатлений», а также днём окончательной подготовки к высочайшему смотру35. 1 августа 1912 года брянских «потешных» на пароходе доставили к месту проведения смотра — Троицкому мосту у Марсова поля36. Оно было оцеплено сплошным кольцом конной и пешей полиции и усиленным нарядом жандармского дивизиона. Около кольца разместились те, кто смог купить билеты, а через дорогу, на тротуарах, стояла безбилетная публика. Балконы и окна всех прилегающих многоэтажных домов также были заполнены зрителями. В ОЕВ отмечалось, что некоторые смельчаки, чтобы не пропустить предстоявшее зрелище, даже залезли на ограды и липы Летнего сада.
Марсово поле и прилегающую территорию украсили флагами, коврами, арками и гирляндами. Рядом с Летним садом разместились кареты скорой помощи, палатки с врачами, кипятильниками, водой и чаем. С противоположной стороны поля, в центре, была размещена царская палатка, а по сторонам от неё — палатки для высокопоставленных лиц37. Брянских «потешных» поставили в третью линию, составленную из учащихся 15 железнодорожных и церковно-приходских школ шести епархий. Командовал линией построения командир 95-го пехотного Красноярского полка полковник Н.А. Лохвицкий38.
После объезда участников командовавшим смотром А.Н. Апухтиным, обер-прокурором Св. синода П.С. Даманским, военным министром В.А. Сухомлиновым раздалась команда «Смирно! На караул!». От набережной в сопровождении великого князя Дмитрия Павловича, В.А. Сухомлинова, министра Двора В.Б. Фредерикса и свиты верхом на коне показался император Николай II. За ним в открытом экипаже следовал цесаревич Алексей Николаевич вместе со своими сёстрами — великими княжнами Ольгой и Татьяной39.
Император и его свита совершили объезд участников смотра, приветствуя их40. Затем начался показ гимнастических упражнений, в котором приняли участие семь групп. Каждая из них демонстрировала свою программу: одни под звуки «сокольского марша» делали вольные движения с ружьями и флагами, другие выполняли «сокольскую гимнастику» — упражнения с предметами или на спортивных снарядах, а также массовое построение всевозможных многоэтажных живых пирамид. Император с большим вниманием смотрел все представленные номера и каждой группе говорил «спасибо»41. Не остались без высочайшего внимания и брянские школьники — императору «благоугодно было собственноручно отметить их в почетном рапорте-списке»42.
Всего в высочайшем смотре приняли участие более 8000 человек43. После парада всех участников пригласили в Народный дом на обед, на котором вручили по коробке конфет с портретом Николая II и надписью: «На память о Высочайшем смотре 1912 года». Также «перед каждым кувертом лежали меню обеда с видом Народного дома… бутылка воды с красным вином и два пирожных»44.
После обеда в театральном саду ребята из Брянска сфотографировались на память, а затем на пароходе отправились «на ночлег»45. На обратном пути они остановились в Москве, где осмотрели храм Христа Спасителя, памятник Александру III, Царь-пушку и Царь-колокол46.
Последнее сообщение в ОЕВ о Невской «потешной» роте посвящено встрече с архипастырем Григорием, приехавшим из Орла в Брянск 19 сентября 1912 года. «Потешные» в том же составе, в каком они были на высочайшем смотре, в полном обмундировании — с ружьями, барабаном и стягом — встречали архипастыря на перроне станции. Преосвященный Григорий с большим вниманием отнёсся к детям, благословил их, «полюбовался стягом и выслушал доклад заведующего поездкой на Высочайший смотр»47.
К сожалению, установить, когда Невская «потешная» рота прекратила своё существование, пока не удалось. Но можно предположить, что к моменту посещения императором Николаем II Бежицы (ныне Бежицкий район г. Брянска) в апреле 1915 года её уже не было. В ОЕВ от 3 мая 1915 года была помещена заметка священника Н. Зверева (который сопровождал брянских «потешных» на высочайший смотр), рассказывавшая о том, что учащиеся Брянской Полесской двухклассной церковно-приходской школы во время остановки царского поезда на станции Брянск преподнесли Николаю II альбом с видами школы48. О «потешных» в заметке никаких упоминаний нет.
Вероятно, участие брянских школьников в высочайшем смотре 1912 года отражено и в других периодических изданиях того времени. Поэтому исследовательская работа, которая могла бы установить пофамильный список участников тех событий и их дальнейшую судьбу, должна быть продолжена.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Чернявский А.С. Потешные преображенские — Л.-гв. Преображенский полк: 1683—1912 гг. СПб.: т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1912. С. 7; Бобровский П.О. Потешные и начало Преображенского полка: по офиц. документам. СПб.: тип. Гл. упр. уделов, 1899. С. 4.
2 Луцкевич А.А. Бахмутские «потешные»: автобиографический очерк организатора «потешных» А.А. Луцкевича. Бахмут, 1912. С. 26.
3 Гефнер О.В. Военные и патриотическое воспитание молодёжи в начале XX в.: «Потешное» движение в городах Западной Сибири // Вестник Омского университета. 2010. № 2. С. 164.
4 Брянский листок. 1910. № 28. 18 августа (5 августа).
5 Там же.
6 Журналы Брянского XLV очередного Уездного Земского Собрания 1910 г. Брянск, 1910. С. 54.
7 Обучение военному строю и гимнастике в церковных школах Орловской епархии. Отправление «потешных» на Высочайший смотр // Орловские епархиальные ведомости (ОЕВ). 1911. № 27. С. 796.
8 Потешные Юго-Западных железных дорог: в память первого высочайшего смотра 1 сентября 1911 г. в г. Киеве. Киев: тип. И.Н. Кушнерев и К, 1912. С. 17.
9 Церковно-школьный праздник в г. Орле // ОЕВ. 1911. № 21. С. 629.
10 ОЕВ. 1911. № 27. С. 797; Матюхина О.А., Дзюбан В.В. О некоторых направлениях работы с молодёжью Российского православного духовенства в конце XIX — начале XX века (на материалах Орловской губернии) // Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова. 2016. № 1. С. 17.
11 Государственный архив Брянской обл. Ф. 384. Оп. 1. Д. 244. Л. 2.
12 Доклады Брянской Уездной Земской Управы XLV очередному Брянскому Уездному Земскому Собранию 1910 г. Брянск, 1910. С. 53.
13 ОЕВ. 1911. № 27. С. 797.
14 Брянский вестник. 1894. № 19.
15 Церковно-школьная хроника. Потешные г. Брянска // ОЕВ. 1912. № 33. С. 888, 890.
16 Там же. С. 890.
17 Там же. С. 888.
18 Там же. С. 889.
19 Там же.
20 Там же.
21 Там же.
22 Там же. С. 887.
23 Церковно-школьная хроника. Отправление «потешных» на смотр // ОЕВ. 1912. № 31. С. 857.
24 Брянские «потешные» на Высочайшем смотру // ОЕВ. 1912. № 39. С. 1060.
25 ОЕВ. 1912. № 33. С. 887; там же. № 39. С. 1060.
26 Там же. № 39. С. 1061.
27 Там же. С. 1062.
28 Брянские «потешные» на Высочайшем смотру // Там же. № 40. С. 1096.
29 Там же. С. 1097.
30 Брянские «потешные» на Высочайшем смотру // Там же. № 41. С.1125.
31 Брянские «потешные» на Высочайшем смотру // Там же. № 42. С. 1145.
32 Там же. С. 1146.
33 Там же. С.1147.
34 Там же. С.1148.
35 Там же.
36 Брянские «потешные» на Высочайшем смотру // Там же. № 43. С. 1181.
37 Там же. С. 1181, 1182.
38 Русский спорт. 1912. № 32. 5 августа. С. 18; Земщина. 1912. № 1061. 2 августа. С. 1.
39 ОЕВ. 1912. № 43. С. 1182.
40 Там же. С. 1182, 1183.
41 Там же. С. 1183; там же. № 41. С. 1125; Русский спорт. 1912. № 32. 5 августа. С. 18.
42 ОЕВ. 1912. № 41. С. 1125.
43 Земщина. 1912. № 1061. 2 августа. С. 1.
44 ОЕВ. 1912. № 43. С. 1184.
45 Там же. С. 1184.
46 Там же. С. 1185.
47 Там же.
48 Зверев Н. Высочайшее государя императора благовнимание к Брянской Полесской двухклассной церковно-приходской школе // ОЕВ. 1915. № 18. С. 456.