Аннотация. Статья освещает историю зарождения, становления и развития дальневосточной части морских стратегических ядерных сил нашей страны со времени вхождения в состав Тихоокеанского флота первых подводных ракетоносцев до конца 1991 года.
Summary. The paper highlights the history of emergence, establishment and development of the Far Eastern part of this country’s naval strategic nuclear forces since the first missile carrying submarines appeared in the Pacific Fleet and until the end of 1991.
ИЗ ИСТОРИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
СЕМЁНОВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ — заведующий лабораторией Дальневосточного федерального университета, капитан 1 ранга запаса, кандидат технических наук
ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ ТИХООКЕАНЦЕВ В 1958—1991 гг.
Начало освоению тихоокеанцами подлодок (ПЛ), вооружённых баллистическими ракетами (БР) с ядерными боеголовками, было положено в 1958 году. Их появление стало результатом выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 января 1954 года «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением»1. Ответственным за разработку баллистической ракеты был назначен главный конструктор ОКБ-1 (ныне ПАО «РКК “Энергия”»2), будущий первооткрыватель космической эры С.П. Королёв. Главным конструктором проекта ПЛ — видный советский учёный, академик АН СССР Н.Н. Исанин. В ОКБ-1 модернизировали оперативно-тактическую ракету Р-11 для размещения на ПЛ. Её морская модификация получила обозначение Р-11ФМ. В качестве основного приняли вариант пуска ракет из надводного положения ПЛ. Для испытаний переоборудовали большую торпедную ПЛ «Б-67» проекта 611. Впервые в мире боевая баллистическая ракета стартовала с неё 16 сентября 1955 года3. Р-11ФМ и ракетный комплекс с ними Д-1 приняли на вооружение ВМФ 20 февраля 1959 года. СССР стал первой страной, в подводные силы которой входили ПЛ с баллистическими ракетами4.
На основе испытаний «Б-67» был выполнен проект АВ611. По нему переоборудованы 5 дизельных ПЛ проекта 6115.
Первая на Тихоокеанском флоте ракетная подлодка «Б-62», как вспоминал её бывший командир, впоследствии контр-адмирал В.А. Дыгало, с января 1957 по июль 1958 года была переоборудована6 по проекту АВ611 и включена в состав подводных сил ТОФ. 6 сентября 1958 года «Б-62» впервые выполнила ракетную стрельбу двумя БР7.
В том же 1958 году на ТОФ прибыла достроенная по проекту АВ611 подлодка «Б-89»8. Она, как и «Б-62» вошла в состав 123-й бригады9 40-й дивизии ПЛ, которая стала на Тихоокеанском флоте пионером в освоении ракетно-ядерного оружия10.
В 1960 году в 123-ю бригаду ПЛ вошли первые серийные дизельные подводные ракетоносцы проекта 629, разработанного ЦКБ-16 (ныне АО «СПМБМ “Малахит”»11). Их выпуск был возложен на заводы12 № 402 (ныне АО «ПО “Севмаш”»13) и № 199 (ныне — ПАО «Амурский судостроительный завод»14).
По данным разработчика морских баллистических ракет и комплексов (в то время — СКБ-385, ныне — АО «ГРЦ Макеева»15), подлодки проекта 629 вооружали как ракетным комплексом Д-1, так и более совершенным — Д-216.
При сохранении основных черт комплекса Д-1 — одноступенчатой ракеты с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) и надводным стартом, Д-2 обладал существенно большей ударной мощью. Её определяли 3 баллистические ракеты Р-1317. Это была первая отечественная БР, созданная специально для подлодок. Для неё СКБ-385 и НИИ-1011 Минсредмаша (ныне РФЯЦ-ВНИИТФ18) создали термоядерный заряд, который был более чем в 50 раз мощнее ядерного на Р-11ФМ при полуторакратном увеличении веса19. Дальность стрельбы возросла в 4 раза (со 150 до 600 км) при увеличении стартового веса в 2,5 раза. Демонстрацией боевых качеств Р-13 стали её пуск с подлодки 20 октября 1961 года и поражение цели термоядерным взрывом мощностью 1450 кт тринитротолуола на полигоне Новая Земля20.
Всего в 1959—1962 гг. ВМФ СССР получил 23 ПЛ проекта 62921. На ТОФ поступили 7 из них с завода № 19922.
Основной проблемой дизельных подводных ракетоносцев на патрулировании была уязвимость от сил противолодочной обороны вероятного противника. Они для зарядки аккумуляторных батарей были вынуждены регулярно (каждые сутки—двое) всплывать на поверхность либо на перископной глубине использовать режим работы дизеля под водой с забором воздуха через выдвижную шахту23, что увеличивало вероятность обнаружения подлодок вероятным противником24. Эту проблему решили созданием и принятием на вооружение атомных подлодок (АПЛ) с баллистическими ракетами.
По назначению в соответствии с классификацией корабельного состава ВМФ СССР, принятой в 1990 году, подлодки подразделяли на ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН); многоцелевые (МЦПЛ) и специального назначения. Официально РПКСН не делили на подгруппы, но больших размеров проекта 941 назвали тяжёлыми атомными подводными крейсерами с баллистическими ракетами (ТАПКР), остальные — атомными подводными крейсерами с баллистическими ракетами (АПКР). Также к РПКСН отнесли атомные подводные крейсера с крылатыми ракетами (АПКРРК) проектов 667М и 667АТ. При этом подчеркну: к стратегическим отнесли АПКРРК не всех проектов. Вооружённые оперативно-тактическими крылатыми ракетами АПКРРК проектов 949 и 949А вошли в число многоцелевых ПЛ25.
Таким образом, подкласс стратегических подлодок составили атомные, вооружённые баллистическими или крылатыми ракетами дальнего действия класса «корабль — земля»26.
Основным элементом морских стратегических ядерных сил (МСЯС) стали АПЛ с баллистическими ракетами. Российские атомоходы с ракетно-ядерным оружием большой дальности действия, основное назначение которых состоит в нанесении ударов по важным наземным объектам противника, получили название РПКСН. Иностранные аналоги — ПЛАРБ (подлодки атомные с ракетами баллистическими). В число РПКСН вошли АПЛ проектов 667А «Навага», 667АМ «Навага-М», 667АУ «Налим», 667Б «Мурена», 667БД «Мурена-М», 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941 «Акула»27. В современном перечне РПКСН — атомоходы проектов 941, 667БДР, 667БДРМ28, подлодки с БР более ранних проектов не упомянуты, видимо, потому, что они выведены из состава ВМФ29.
По мере поступления новых подлодок совершенствовалась организационная структура подводных сил Тихоокеанского флота. Приведу некоторые из примеров.
На Тихом океане первостепенное значение придавалось группировке подводных сил на Камчатке, поэтому в неё в первую очередь поступали подлодки с баллистическими ракетами. Туда в состав 10-й дивизии ПЛ в 1960 году из Приморья (40-й дивизии ПЛ) была передислоцирована 123-я бригада ПЛ, первой на ТОФ получившая ракетные ПЛ. В ней за 3 года (1959—1961) число подводных ракетоносцев выросло до шести (2 — проекта АВ611 и 4 — проекта 629)30.
В 1961 году 123-я бригада была переформирована в 29-ю дивизию ПЛ, управление 10-й дивизии ПЛ — в управление 15-й эскадры ПЛ, в которую наряду с 29-й дивизией вошли 8-я и 182-я бригады ПЛ31.
В 1967 году на базе управления 8-й бригады ПЛ было сформировано управление 10-й дивизии подлодок 15-й эскадры ПЛ. В неё входили дизельные подлодки с БР и атомные с крылатыми ракетами32.
В бухте Крашенинникова (Камчатка) в 1970 году была сформирована 8-я дивизия ПЛ 15-й Краснознамённой (с 1968 г.) эскадры ПЛ. В неё первоначально вошли две подлодки проекта 658М и столько же ПЛ проекта 667А33.
В октябре 1973 года в той же камчатской бухте Крашенинникова была сформирована 25-я дивизия подлодок. Изначально в её состав вошли 6 АПЛ проектов 667А (вскоре модернизированных) и 667АУ с баллистическими ракетами второго поколения увеличенных дальности и точности стрельбы — «К-252», «К-258», «К-446», «К-430», «К-436», «К-451»34.
В том же месяце 15-я Краснознамённая эскадра ПЛ была переформирована во 2-ю Краснознамённую флотилию ПЛ. В неё входили 8, 10, 25 и 45-я дивизии ПЛ. В 1988 году была создана и вошла во флотилию 42-я дивизия ПЛ35.
Совершенствовалась и группировка подводных сил в Приморье. В 1961 году там 40-я дивизия ПЛ36 была переформирована в 6-ю эскадру ПЛ (управление в бухте Малый Улисс37).
В 1971 году 29-я дивизия ПЛ была выведена из состава 15-й Краснознамённой эскадры ПЛ и убыла в 6-ю эскадру ПЛ к новому месту базирования в залив Владимир Приморского края38.
В 1978 году в Приморье была сформирована 21-я дивизия ПЛ39. В 1978-м на базе 124-й бригады — 9-я дивизия ПЛ, в которую входили 7 дизельных ракетоносцев (из них 5 — проекта 629, 2 — проекта 629А), а также одна ПЛ проекта 629Р40. В 1979 году — 4-я флотилия подлодок. В неё вошли 21, 26 и 29-я дивизии ПЛ41.
Проекты атомных подводных ракетоносцев разрабатывало ЦКБ-18 (с 1966 года — ЛПМБ «Рубин», ныне — ЦКБ МТ «Рубин»42). В августе 1956 года приступило к разработке двух проектов АПЛ первого поколения, в т.ч. — 658 (главный конструктор С.Н. Ковалёв) с тремя баллистическими ракетами. Головная вступила в строй в 1960 году. Всего построены 8 ПЛ этого проекта43. Они предназначались для нанесения ракетно-ядерных ударов по важным объектам на побережье и в глубине территории противника.
Первая на Тихоокеанском флоте атомная подлодка проекта 658 «К-178» прибыла в его состав в 1963 году, совершив трансарктический переход с Северного флота через Берингов пролив. Из 3467 миль 1620 прошла подо льдами44. Командиру «К-178» капитану 1 ранга (впоследствии адмирал) А.П. Михайловскому было присвоено звание Героя Советского Союза45.
Принятие на вооружение первых атомных ракетоносцев изменило тактику применения ракетных подлодок, повысило скрытность их действий и боевую устойчивость, позволило в короткий срок заложить основы морской подводной ракетно-ядерной системы, которая быстро совершенствовалась46.
Скрытность АПЛ проектов 629 и 658 уменьшал надводный старт ракет комплекса Д-2. Над решением этой проблемы трудились ОКБ-10 НИИ-88 (ныне АО «ЦНИИмаш»)47 под руководством главного конструктора Е.В. Чарнко и ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н. Исанин), выполняя задачу, поставленную 3 февраля 1955 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, — исследование возможности старта баллистической ракеты из-под воды48. Первый такой старт ракеты-макета Р-11ФМ, оснащённой вместо ЖРД твёрдотопливным (РДТТ), состоялся 26 декабря 1956 года с глубины 30 м из стартовой шахты на погружённой платформе49. В 1958 году подлодка «Б-67» была переоборудована по проекту ПВ611 с подводным стартом и 10 сентября 1960 года из глубины 30 м на скорости 3,2 узла произвела первый успешный пуск доработанной опытной ракеты С4.7 (аналога Р-11ФМ) на полную дальность полёта50.
В 1963 году был принят на вооружение ракетный комплекс Д-4 с тремя Р-21 — одноступенчатыми ракетами с ЖРД и подводным стартом с глубины до 50 м при волнении моря до 5 баллов и скорости подлодки до 4 узлов, временем между стартами первых двух ракет — около 5 мин51, дальностью стрельбы до 1420 км52 — в два раза с лишним большей, чем у Р-1353. Для переоснащения ими подлодок разработали проекты 629А и 658М — модернизации ПЛ соответствующих проектов.
В 1967 году по проекту 658М была модернизирована АПЛ тихоокеанцев «К-178»54. Вторая модернизированная по этому проекту АПЛ «К-55» прибыла на Краснознамённый (с 1965 г.) Тихоокеанский флот (КТОФ) в 1968-м.
14 из 23 ПЛ проекта 629, принятых в состав ВМФ СССР с 1963 года, прошли модернизацию по проекту 629А55, получив ракетный комплекс Д-456. 8 из них вошли в состав КТОФ («К-36», «К-91», «К-126», «К-129», «К-139», «К-75», «К-99», «К-163»)57. ПЛ этого проекта находились в боевом строю до конца 1980-х годов58, прослужили от 14 до 25 лет, совершив десятки боевых служб. Одна из них — «К-129» (командир — капитан 1 ранга В.И. Кобзарь) во время боевого патрулирования в марте 1968 года погибла в Тихом океане со всем экипажем59.
Всего подводники-тихоокеанцы получили 15 дизельных ПЛ с баллистическими ракетами, в том числе две проекта АВ611 («Б-62», «Б-89») и 13 проектов 629, 629А («К-61», «К-107», «К-83», «К-113», «К-136», «К-36», «К-91», «К-126», «К-129», «К-139», «К-75», «К-99», «К-163»)60. Эти подводные ракетоносцы повысили боевые возможности КТОФ. Во второй половине 1960-х годов тихоокеанцы отработали организацию развёртывания и несения боевой службы подлодками с баллистическими ракетами. Они маневрировали в районах боевого патрулирования, в т.ч. в непосредственной близости от побережья США в готовности к нанесению ответных ракетно-ядерных ударов61, обеспечивая своим ракетам малое подлётное время, служили противовесом американским ракетным подлодкам, одним из факторов сдерживания потенциального противника.
В 1970—1980-е годы подводные силы КТОФ пополняли АПЛ проектов 667А, 667АУ, 667Б. Они прослужили более 20 лет, совершив не один десяток боевых служб62.
Технический проект 667А (главный конструктор — С.Н. Ковалёв) атомного подводного ракетоносца второго поколения разработало ЦКБ-18 в 1963 году. Головной корабль проекта 667А вступил в строй ВМФ СССР в 1967-м, став первым в самой крупной серии атомных подводных ракетоносцев (34 единицы). Впоследствии они непрерывно совершенствовались путём установки ракет с увеличенной дальностью стрельбы, разделяющимися головными частями (РГЧ) и т.д.63
Для этих кораблей Конструкторское бюро машиностроения (КБМ, до 1955 г. — СКБ-385) создало принятый на вооружение в 1968 году ракетный комплекс второго поколения Д-5 с ракетами Р-27, которые несли моноблочные головные части (МГЧ). По сравнению с Р-21 комплекса Д-4 (АПЛ проекта 658М) стартовая масса Р-27 уменьшилась на 27 проц. (с 19,63 до 14,3 т), длина — на 36 проц. (с 14,2 до 9,06 м), объём ракетной шахты — в 2,5 раза, максимальная дальность стрельбы увеличилась в 2 с лишним раза (с 1420 до 3000 км), число ракет на АПЛ — в 5,3 раза (с 3 до 16), повысилась точность стрельбы, значительно легче стала пусковая установка64. Шумность АПЛ проекта 667А была почти втрое меньше, чем атомоходов проекта 658, что повысило скрытность их действий65.
АПЛ усовершенствованного проекта 667АУ оснащались Р-27У — первой морской ракетой, на которой использовались две головные части — кассетная, разделяющаяся на три боевых блока, или МГЧ. Создание малогабаритного боевого блока (боеприпаса) стало первым необходимым шагом и условием последующей разработки для морских ракет многоблочных разделяющихся головных частей с индивидуальным наведением (РГЧ ИН). Повысились точность стрельбы на 15 проц., максимальная дальность стрельбы с моноблоком — на 20 проц. С трёхблочной головной частью она составила 2500 км66.
Принятием на вооружение АПЛ проекта 667А был сделан качественный скачок боевых возможностей подводных ракетоносцев. Они несли регулярную боевую службу в океане и вблизи берегов США в постоянной готовности к пускам ракет. Длительность похода для боевого патрулирования обычно составляла около двух—трёх месяцев. Ракетоносцы проекта 667А совершали в среднем один боевой поход ежегодно, интенсивно привлекались к несению боевой службы в северо-восточной части Тихого океана и были вынуждены преодолевать созданные вероятным противником мощные противолодочные рубежи. В каждом из районов одновременно находились несколько советских подлодок. Их ракеты с подлётным временем 15—17 минут и мощными ядерными зарядами гарантировали неотвратимость ответного удара67 в случае нападения США на СССР.
Боевые возможности морского компонента советской стратегической ядерной триады, в том числе подводных сил КТОФ, расширили атомоходы проекта 667Б, разработанного ЛПМБ под руководством С.Н. Ковалёва. Для них КБМ разработало принятый на вооружение в 1974 году ракетный комплекс Д-9 с первыми в мире межконтинентальными морскими баллистическими ракетами Р-2968, затем — принятую на вооружение в 1978 году межконтинентальную Р-29Д с увеличенной на 1200 км дальностью стрельбы69. Комплекс Д-9Д с ними со второй половины 1980-х годов устанавливали на АПЛ проекта 667Б в ходе среднего ремонта70.
Размещение на ракетоносце проекта 667Б более мощного и тяжёлого ракетного комплекса привело к уменьшению числа ракет с 16 до 12, увеличению водоизмещения и снижению скорости на 2 узла. Но боевая эффективность увеличилась в 2,5 раза71.
По сравнению с АПЛ проекта 667А дальность стрельбы ракетами подлодок проекта 667Б увеличилась в 3 с лишним раза — с 3 до 9,1 тыс. км, мощность заряда — в полтора раза (с 1000 до 1500 килотонн)72.
АПЛ проекта 667Б могла выпустить ракетный боекомплект как одним залпом, так и одиночными ракетами с глубины 55 м при скорости 5 узлов73.
Для снижения шумности атомоходов этого проекта была внедрена двухкаскадная амортизация виброактивных механизмов паротурбинной установки74. Они были оснащены всплывающей антенной буйкового типа, позволявшей принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации без всплытия подлодки, на большой глубине, усовершенствованным навигационным комплексом типа «Тобол-Б»75 и аппаратурой навигационно-связной системы на базе космических аппаратов «Циклон»76.
На базе проекта 667Б ЛПМБ «Рубин» разработал проект 667БД, увеличив длину корабля и число ракет на нём с 12 до 16. Все ракетоносцы этого проекта входили в состав Краснознамённого (с 1965 г.) Северного флота (КСФ)77.
В 1975 году состав КТОФ (25-й дивизии ПЛ) пополнил первый подводный ракетоносец проекта 667Б «К-366», сошедший со стапелей завода в Комсомольске-на-Амуре78.
В январе—апреле 1976 года АПЛ «К-171» проекта 667Б и «К-469» проекта 671 совершили переход с КСФ на КТОФ через Атлантический океан, пролив Дрейка и Тихий океан. Руководивший походом контр-адмирал (впоследствии адмирал) В.К. Коробов, старший на борту «К-459» капитан 1 ранга В.Е. Соколов, командиры — «К-171» капитан 1 ранга Э.Д. Ломов, электромеханической боевой части «К-171» капитан 3 (впоследствии 2) ранга Ю.И. Таптунов, электромеханической боевой части «К-469» капитан 2 (впоследствии 1) ранга И.Д. Петров были удостоены звания Героя Советского Союза. Командир «К-469» капитан 2 ранга В.С. Урезченко награждён орденом Ленина79, экипажи «К-171» и «К-469» — вымпелами министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть»80.
В 1978 году в подводных силах тихоокеанцев были 9 АПЛ проекта 667Б. 8 из них построил тот же Завод имени Ленинского Комсомола. Ещё одна прибыла на КТОФ с КСФ. 4 вошли в 25-ю дивизию ПЛ (Камчатка, бухта Крашенинникова), 5 — в 21-ю дивизию ПЛ (Приморье, бухта Павловского). Позже одна из них — К-530 перешла в состав 25-й дивизии ПЛ81.
Трёхкратное увеличение дальности стрельбы позволяло АПЛ проекта 667Б в случае агрессии против СССР наносить удары по территории противника, патрулируя вне районов наибольшей активности противолодочных сил вероятного противника у берегов нашей страны в Охотском и Японском морях, а также в покрытых льдом районах Арктики. В тех акваториях стали создавать защищённые боевые районы. Переход ракетоносцев из пункта базирования в район несения боевой службы занимал не более двух-трёх суток82. Командиры АПЛ с БР активно искали и осваивали новые тактические приёмы повышения скрытности подводных лодок. Были отработаны тактические приёмы несения боевой службы на якоре в подводном положении и в статическом положении на «жидком грунте», покладки на грунт РПКСН носовой оконечностью в стартовом диапазоне глубин с дифферентом, обеспечивающим надёжную работу энергоустановки подводной лодки83.
В 1970-е годы было положено начало очередному этапу развития морского ракетного вооружения и создания следующего поколения подводных ракетоносцев. В те годы Соединённые Штаты начали строительство серии ПЛАРБ нового поколения типа «Огайо» с баллистическими ракетами большой дальности «Трайдент», которая составила современный морской компонент стратегических ядерных сил США84. Ответом на эту угрозу безопасности нашей страны наряду с пополнившими Северный флот самыми большими в мире тяжёлыми атомными подводными ракетными крейсерами проекта 94185 стали РПКСН проектов 667БРД и 667БРДМ.
Конструкторское бюро машиностроения разработало ракетные комплексы третьего поколения Д-9Р (принят на вооружение в 1977 г.)86, Д-9РЛ (в 1979 г.) и Д-9РК (в 1982 г.) с увеличенным до 16 числом ракет, соответственно, Р-29Р, Р-29РЛ и Р-29РК, оснащённых моноблочными и разделяющимися головными частями с тремя или семью боевыми блоками, максимальной дальностью стрельбы в зависимости от числа боевых блоков — 6500—8000 км87.
Этими ракетными комплексами вооружались РПКСН проекта 667БДР, разработанного ЛПМБ «Рубин» под руководством С.Н. Ковалёва88. Характеристики их ракет позволяли подводным крейсерам действовать из защищённых боевых районов в прибрежной зоне, снижая остроту проблемы акустической скрытности и значительно повышая их боевую устойчивость. Система управления стрельбой РПКСН позволяла выстреливать весь ракетный боекомплект в одном залпе с сокращёнными интервалами между пусками89. Одним залпом подводная лодка могла поразить до 112 целей90.
Первые два РПКСН проекта 667БДР «К-455» и «К-490» прибыли в 25-ю дивизию ПЛ в апреле 1979 года, совершив трансокеанский межфлотский переход с КСФ на КТОФ через пролив Дрейка (Атлантический и Тихий океаны). За успешное выполнение задачи командовавший переходом контр-адмирал (в дальнейшем вице-адмирал) А.И. Павлов (находился на «К-455») был удостоен звания Героя Советского Союза, командиры «К-455» капитан 1 ранга А.И. Толстолыткин и «К-490» капитан 1 ранга В.И. Кузнецов — орденов Ленина91.
С ноября 1980 по ноябрь 1990 года, совершив подлёдные межфлотские переходы с КСФ, состав КТОФ пополнили ещё 7 РПКСН проекта 667БДР. Командиру прибывшего первым из них подводного ракетоносца «К-223» капитану 1 ранга Д.Н. Новикову было присвоено звание Героя Советского Союза92.
Они пополнили 25-ю дивизию ПЛ, в которой длительное время оставались ракетоносцы проекта 667Б93. По боевому потенциалу она была самым мощным соединением РПКСН на Дальнем Востоке.
Всего в состав КТОФ с 1963 до конца 1990 года в разное время вошли 32 АПЛ с баллистическими ракетами, в т.ч. 2 — проектов 658, 658М, 12 — проектов 667А, 667АУ, 9 — проекта 667Б и 9 — проекта 667БДР94.
2 АПЛ с баллистическими ракетами («К-55» и «К-178») проекта 658М в первой половине 1980-х годов были переоборудованы путём демонтажа ракетных шахт с сохранением торпедного вооружения и в 1989—1990 гг. выведены из состава флота95. В соответствии с обязательствами нашей страны по Договору ОСВ-196 в 1988—1991 гг. из состава флота также была исключена значительная часть АПЛ проектов 667А, 667АУ97.
Анализ информации различных источников о количестве РПКСН, оставшихся в составе КТОФ к декабрю 1991 года, — от двадцати одного до двадцати четырёх98 — не позволяет определить, какие из противоречивых сведений наиболее точны. Это доказывает: история наших подводных сил изучена недостаточно, её исследование необходимо продолжать.
К концу 1980-х годов значительно сократилось число РПКСН, нёсших боевое патрулирование99.
В заключение замечу: в описываемый период на вооружение тихоокеанцев поступали и подлодки с крылатыми ракетами. Эта ёмкая тема, достойная отдельного освещения, оставлена за рамками данной статьи.
Таким образом, часть морской составляющей стратегических ядерных сил нашей страны на Тихом океане за первые десятилетия своей истории до 1991 года прошла внушительный путь становления и развития от принятия на вооружение первых подводных ракетоносцев до мощных соединений РПКСН. На всём протяжении этого периода подводники-тихоокеанцы вносили достойный вклад в обеспечение национальной безопасности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Подробнее см.: Боевые ракетные комплексы // Сайт АО «ГРЦ Макеева»): http://makeyev.ru; Ракета Р-11ФМ // Сайт РКК «Энергия» имени С.П. Королёва: https://www.energia.ru; АПЛ I поколения // Сайт АО «СПМБМ “Малахит”»: http://www.malachite-spb.ru; Первый в мире пуск боевой баллистической ракеты с подводной лодки // РИА Новости. 2015. 16 октября. Интернет-ресурс: https://ria.ru; Хроника первой советской ракетной подводной лодки «Б-67» // Авиация и космонавтика. 1996. № 7. С. 65—67. Интернет-ресурс: http://publ.lib.ru; Дыгало В. Баллистическая ракета попала точно «в кол» // Военно-промышленный курьер. 2006. 15 февраля. Интернет-ресурс: https://www.vpk-news.ru.
2 ПАО «Ракетно-космическая корпорация “Энергия” имени С.П. Королёва» (ПАО «РКК “Энергия”») — родоначальник практически всех направлений отечественной ракетной и космической техники, ведущее российское ракетно-космическое предприятие, головная организация по пилотируемым космическим системам. Ведёт свою историю с 1946 г. — образования в НИИ-88 отдела 3 в составе СКБ — коллектива разработчиков баллистических ракет дальнего действия во главе с главным конструктором ракетно-космических систем и основоположником практической космонавтики С.П. Королёвым. Правопреемник Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) и НПО «Энергия» имени академика С.П. Королёва. Подробнее см.: Основные вехи // Сайт ПАО «РКК “Энергия” имени С.П. Королёва»: https://www.energia.ru.
3 Там же.
4 Там же.
5 Власов В.П. Большие подводные лодки проекта 611 (первые ракетные ПЛ) // Подводные лодки: история развития. Екатеринбург, 2003. Интернет-ресурс: http://book.uraic.ru; Доценко В.Д., Крамаренко В.Г., Щербаков В.Н. Океанский щит России / Отв. ред. Г.А. Сучков // Интернет-ресурс: https://flot.com.
6 С 2011 г. — AO «Центр судоремонта “Дальзавод”», Владивосток. См. Историческая справка // Сайт АО «Центр Судоремонта «Дальзавод»: https://csdalzavod.ru.
7 Дыгало В. Указ. соч.
8 Б-89, БС-89, УТС-352. Проект 611, АВ611, АВ611Е // Сайт «Штурм глубины»: http://deepstorm.ru.
9 Лобков К. Эскадра молодости нашей // Красная звезда. 2011. 16 июля. Интернет-ресурс: http://old.redstar.ru; «Б-62, УТС-432, проект 511, АВ611, АВ611Ц // Сайт «Штурм глубины».
10 Там же.
11 Центральное конструкторское бюро № 16 (ЦКБ-16), с 1966 г. Центральное проектное бюро «Волна», в 1974 г. объединено с Союзным проектно-монтажным бюро машиностроения (СПМБМ) в СПМБМ «Малахит», ныне АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н.Н. Исанина — АО «СПМБМ “Малахит”». Подробнее см.: История // Сайт АО «СПМБМ “Малахит”»: http://www.malachite-spb.ru; Летопись Российского флота: от зарождения мореходства в древнерусском государстве до начала XXI века в 3 т. / Авт.-сост. В.И. Корякин, С.В. Вальчук. Т. 3. СПб.: Наука, 2012. С. 53.
12 Кормилицин Ю.Н., Хализев О.А. Устройство подводных лодок в 2 т. Т. 1. СПб.: Элмор, 2008. С. 95.
13 Завод № 402, с 1959 г. — Северное машиностроительное предприятие, с 2015 г. — АО «Производственное объединение «Севмаш»» — АО «ПО «Севмаш»», Северодвинск. См.: Севмаш // Интернет-ресурс: https://ruxpert.ru.
14 Завод № 199, с середины 1960-х гг. — Завод имени Ленинского Комсомола, с 1992 г. — АО «Амурский судостроительный завод», с 2015 г. — ПАО с тем же названием — ПАО «АСЗ», Комсомольск-на-Амуре. См.: Амурский судостроительный завод // Там же.
15 Специальное конструкторское бюро № 385 (СКБ-385), с 1966 г. — Конструкторское бюро машиностроения — КБМ, с 1993 г. — Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева», ныне — АО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева» — АО «ГРЦ Макеева». См.: История // Сайт АО «ГРЦ Макеева».
16 Боевые ракетные комплексы // Там же.
17 Там же.
18 НИИ-1011 Минсредмаша, с 1966 года — «Всесоюзный НИИ приборостроения», с 1990 г. — «Всесоюзный НИИ технической физики», с 1993 г. — Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики — РФЯЦ-ВНИИТФ, с 1998 г. — имени академика Е.И. Забабахина, г. Снежинск Челябинской области. См.: Знаменательные даты в истории ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» // Сайт ФГУП РФЯЦ-ВНИИТФ: http://vniitf.ru.
19 Боевые ракетные комплексы // Сайт АО «ГРЦ Макеева».
20 Там же.
21 Карпенко А.В., Шумков Н.И. Морские комплексы с баллистическими ракетами. СПб.; М., 2009. С. 42.
22 Звиняцкий А.Я. История Амурского судостроительного завода: освоение строительства атомных подводных лодок первого поколения: 1958—1968 гг. Комсомольск-на-Амуре: АСЗ, 2008. С. 26.
23 См.: Устройство для работы дизелей под водой (РДП) // Военно-морской словарь (В-МС). М.: Воениздат, 1990. С. 447.
24 Стратегическое ядерное вооружение России / Под ред. П.Л. Подвига. М.: ИздАТ, 1998. С. 205.
25 Апальков Ю.В. Корабли ВМФ СССР в 4 т. Т. 1. Подводные лодки. Ч. 1. РПКСН и многоцелевые АПЛ. СПб.: Галея Принт, 2002. С. 6.
26 Подводная лодка // В-МС. С. 322.
27 Подробнее см.: Морские стратегические ядерные силы // Военная энциклопедия (ВЭ) в 8 т. Т. 5. М.: Воениздат, 2001. С. 249. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения // ВЭ. Т. 7. М.: Воениздат, 2003. С. 177.
28 Ракетный подводный крейсер стратегического назначения // Интернет-портал Министерства обороны РФ: http://encyclopedia.mil.ru.
29 Подробнее см.: Проекты 667А «Навага» и 667АУ «Налим»; К-140, проект 667А, 667АТ; Проект 667Б «Мурена»; Проект 667БД «Мурена-М» // Сайт «Штурм глубины»; Апальков Ю.В. Указ. соч. С. 9—26.
30 Тихоокеанский флот // Интернет-ресурсы: http://vladre.boltenkov.ru; http://www.submarines.narod.ru; Проект 611 // Сайт «Штурм глубины»; Проекты 629 и 629А // там же; 1951—61 г. — 123-я бригада ПЛ 40-й дивизии ПЛ ТОФ // Сайт «Отечественная гидронавтика»: http://oosif.ru; Юбилейный буклет к 70-летию эскадры // Интернет-ресурс: https://sgan2009.ru.
31 Юбилейный буклет к 70-летию эскадры; Тихоокеанский флот.
32 Там же.
33 Архивный отдел (на Тихоокеанском флоте) филиала Центрального архива Министерства обороны РФ (АО ТОФ ФЦАМО). Ф. 357. Оп. 014120. Д. 1. Л. 39; Тихоокеанский флот; Юбилейный буклет к 70-летию эскадры // Интернет-ресурс: https://sgan2009.ru.
34 35 лет дивизии подводных ракетных крейсеров стратегического назначения Краснознамённого Тихоокеанского флота. 1973—2008. Вилючинск-3, 2008. Интернет-ресурс: https://sgan2009.ru.
35 Там же.
36 Тихоокеанский флот.
37 Лобков К. Указ. соч.
38 Юбилейный буклет к 70-летию эскадры.
39 Тихоокеанский флот; Соединения подводных лодок Тихоокеанского флота // Сайт «Отечественная гидронавтика»: http://oosif.ru.
40 Там же.
41 Там же.
42 ЦКБ-18, с 1966 г. — Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» — ЛПМБ «Рубин», с 1989 г. — Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», ныне АО с тем же названием — АО «ЦКБ МТ «Рубин»». Санкт-Петербург. См.: «Рубиновые» звезды // Санкт-Петербургские ведомости. 2015. 22 декабря. Интернет-ресурс: https://spbvedomosti.ru.
43 История // Сайт ЦКБ МТ «Рубин»: http://ckb-rubin.ru.
44 Михайловский Аркадий Петрович // Сайт Санкт-Петербургского морского собрания: http://morskoesobranie.ru.
45 Там же. Юбилейный буклет к 70-летию эскадры. Интернет-ресурс: https://sgan2009.ru.
46 Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 — ФГУП «ПО «Севмаш»» (1942—2001): справочник / Авт.-сост. С.А. Спирихин. 2-е изд. Архангельск: Правда Севера, 2006. С. 107.
47 Государственный союзный научно-исследовательский институт реактивного вооружения НИИ-88, образован в 1946 г. С 1967 г. — Центральный научно-исследовательский институт машиностроения — ЦНИИмаш. Первая в стране научно-исследовательская, конструкторская и производственная организация по разработке жидкостных баллистических ракет дальнего действия, головная в ракетно-космической отрасли. Колыбель ведущих ракетно-космических предприятий нашей страны. Головная научно-исследовательская организация Госкорпорации «Роскосмос». С 2019 г. — АО «ЦНИИмаш», г. Королёв Московской обл. Подробнее см: Памятная дата. 1967 год — НИИ-88 преобразован в ЦНИИмаш // Сайт Госкорпорации «Роскосмос». 2017. 1 января: https://www.roscosmos.ru/23100/; История ЦНИИмаш // Сайт ЦНИИмаш: https://tsniimash.ru; ЦНИИмаш стал акционерным обществом // ИТАР-ТАСС. 2019. 2. Интернет-ресурс: https://tass.ru.
48 Коробов В.К. Подводный крейсер стратегического назначения // Вестник Российской академии наук. 1996. Т. 66. № 11. С. 1029. Интернет-ресурс: http://www.ras.ru.
49 Ракета Р-11ФМ // Сайт АО «ГРЦ Макеева».
50 Стенды и ПЛ для отработки ракетных комплексов с баллистическими ракетами // Сайт АО «СПМБМ «Малахит»».
51 Стратегическое ядерное вооружение России. С. 276.
52 Боевые ракетные комплексы // Сайт АО «ГРЦ Макеева».
53 Андрюшин И.А., Чернышев А.К., Юдин Ю.А. Укрощение ядра. Саров, 2003. С. 18; Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской Флот СССР 1945—1991. СПб: Историческое морское общество, 1996. С. 18.
54 К-178, Б-178 // Сайт «Штурм глубины».
55 Карпенко А.В., Шумков Н.И. Указ. соч. С. 42.
56 Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402… С. 92.
57 Проекты 629 и 629А // Сайт «Штурм глубины».
58 Там же; Павлов А.С. Военные корабли СССР и России 1945—1995 г.: справочник. Вып. 3. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995. С. 28.
59 День памяти погибших подводников // Военное обозрение. 2019. 7 апреля. Интернет-ресурс: https://topwar.ru.
60 Проект 611 и модификации, описание проекта // Интернет-ресурс: https://submarines.narod.ru; Крейсерские подводные лодки проект 629 // Интернет-ресурс: russianships.info.
61 Главный штаб ВМФ: история и современность. 1696—1997. М.: Научная книга, 1998. С. 132.
62 35 лет дивизии подводных ракетных крейсеров стратегического назначения…
63 История // Сайт ЦКБ МТ «Рубин».
64 Боевые ракетные комплексы // Сайт АО «ГРЦ Макеева».
65 Мазуренко В. Стратегический подводный флот СССР и России. Прошлое, настоящее, будущее. Интернет-ресурс: https://vnmazurenko.blogspot.com.
66 Там же.
67 Карпенко А.В., Н.И. Шумков. Указ. соч. С. 10.
68 Боевые ракетные комплексы // Сайт АО «ГРЦ Макеева».
69 Ракета Р-29Д // Там же.
70 Ведерников Ю.В. Сравнительный анализ создания и развития морских стратегических ядерных сил СССР и США. Владивосток, 2005. С. 38.
71 Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-Б «Мурена» (Delta-I class) // Интернет-ресурс: https://topwar.ru.
72 Морские стратегические ядерные силы // ВЭ. Т. 5. С. 249.
73 Апальков Ю.В. Указ. соч. С. 20.
74 Там же. С. 22.
75 Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402… С. 140.
76 См.: там же; Спутник «Циклон» — пионер космической навигации // Сайт АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва»: https://www.iss-reshetnev.ru.
77 Апальков Ю.В. Указ. соч. С. 26.
78 35 лет дивизии подводных ракетных крейсеров стратегического назначения…
79 См.: Сайт «Герои страны» // http://www.warheroes.ru.
80 Юбилейный буклет к 70-летию эскадры.
81 Атомные подводные лодки 25-й дивизии и командиры лодок / Юбилейный буклет к 40-летию дивизии // Интернет-ресурс: https://sgan2009.ru; Проект 667Б; К-497; К-500; К-512; К-523 // Сайт «Штурм глубины».
82 Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402… С. 142.
83 Довженко В.Н., Антонов Г.Н., Пиголкин Б.К. Краткий очерк по истории 21-й дивизии ракетных подводных лодок стратегического назначения 4-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота (1978—1996). СПб.: Галея – Принт, 2004. С. 11—14.
84 Подробнее см.: «Огайо» // Интернет-портал Минобороны РФ: http://encyclopedia.mil.ru.
85 Подробнее см.: Боевые ракетные комплексы // Сайт АО «ГРЦ Макеева»; Морские стратегические ядерные силы // ВЭ. Т. 5. С. 249; История // Сайт ЦКБ МТ «Рубин».
86 Ракета Р-29Р // Сайт ЦКБ МТ «Рубин».
87 Подробнее см.: там же. Стратегическое ядерное вооружение России. С. 208, 209; Боевые ракетные комплексы // Сайт АО «ГРЦ Макеева».
88 Апальков Ю. В. Указ. соч. С. 31.
89 Там же. С. 27.
90 Там же. С. 9.
91 Подробнее см.: Павлов Анатолий Иванович // Сайт «Герои страны»; 35 лет дивизии подводных ракетных крейсеров стратегического назначения…; К-490, проект 667БДР // Сайт «Штурм глубины».
92 Новиков Дмитрий Николаевич… // Сайт «Герои страны».
93 35 лет дивизии подводных ракетных крейсеров стратегического назначения…
94 Бережной С.С. Атомные подводные лодки ВМФ и России // Морской исторический альманах: специальный выпуск. 2001. № 7. С. 53—75.
95 См.: Проект 658У; К-55, Б-55; К-178, Б-178 // Сайт «Штурм глубины».
96 Договор об ограничении стратегических вооружений 1972 г. (Договор ОСВ-1) — Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, подписанное 26 мая в Москве. См.: Большая российская энциклопедия. Электронная версия: https://bigenc.ru.
97 См.: Апальков Ю.В. Указ. соч. С. 12—19; К-236, К-252, К-258, К-389, К-399, К-408, К-415, К-434, К-451 // Сайт «Штурм глубины».
98 См. например: Морские стратегические ядерные силы // ВЭ. Т. 5. С. 249; Атомные подводные лодки // Сайт «Русский подплав»: http://ruspodplav.ru; Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами // Сайт «Штурм глубины».
99 Там же.