Подготовка артиллерийско-технических кадров для гвардейских миномётных частей в годы Великой Отечественной войны

image_print

Аннотация. Статья раскрывает различные стороны подготовки артиллерийско-технических кадров в 1-м Гвардейском миномётно-артиллерийском училище имени Л.Б. Красина в 1941—1943 гг. для гвардейских миномётных частей (ГМЧ). Рассмотрены сложности организации учебного процесса и одновременного перепрофилирования училища при нахождении его в эвакуации в г. Миассе. Представлены учебные программы подготовки арттехников, а также изучавшиеся образцы вооружения. Уделено внимание вопросам воспитательной и культурно-досуговой работы в училище, а также материального обеспечения курсантов. Отмечено, что из-за малой потребности ГМЧ в артиллерийско-технических кадрах училище подготовило всего 250 человек данной специализации, а почти весь набор арттехников 1942 года был отправлен на фронт после прохождения полного курса обучения в 1943 году рядовыми и сержантами.

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; гвардейские миномётные части; 1-е Гвардейское Краснознамённое миномётно-артиллерийское училище имени Л.Б. Красина; БМ-13; БМ-8; Ю.П. Бажанов; Ф.Н. Чумаков; курсанты; артиллерийские техники; г. Миасс.

Summary. The paper reveals various aspects of the training of artillery and technical staff at the 1st Guards Mortar Artillery School named after L.B. Krasin in 1941—1943 for the Guards mortar units (GMU). It shows the complexity of the organization of the educational process and the simultaneous re-profiling of the school when it was in evacuation in Miass. The training programs for artillery technicians as well as the weapons studied are presented. Attention is paid to the issues of educational, cultural and leisure work in the school, as well as the material provision of cadets. It was noted that due to low demand of Guards mortar units for artillery-technical staff, the school trained only 250 people in this specialization, and an almost all set of artillery technicians of 1942 was sent to the front after passing the full course of study in 1943 as privates and sergeants.

Keywords: Great Patriotic War of 1941—1945; Guards mortar units; 1st Guards Red Banner Mortar Artillery School named after L.B. Krasin; BM-13; BM-8; Yu.P. Bazhanov; F.N. Chumakov; cadets; artillery technicians; Miass.

ПОЛЯКОВ Роман Юрьевич — доцент кафедры Военной академии материально-технического обеспечения (филиал, г. Пенза), кандидат исторических наук, кандидат технических наук, доцент

«УЖАСНОЕ ОРУЖИЕ, ВЫПУСКАЮЩЕЕ ОДНОВРЕМЕННО 16 ИЛИ 42 СНАРЯДА»

Подготовка артиллерийско-технических кадров для гвардейских миномётных частей в годы Великой Отечественной войны

Вопрос подготовки артиллерийских кадров для гвардейских миномётных частей реактивной артиллерии в годы Великой Отечественной войны, к сожалению, изучен недостаточно глубоко. Имеющиеся публикации М.В. Макарова, М.В. Коломийца1 и С.В. Докучаевой2 лишь в общих чертах дают представление о подготовке офицерских кадров в двух находившихся в подчинении командующего гвардейскими миномётными частями РККА училищах: 1-м Гвардейском миномётно-артиллерийском с местом временной дислокации в г. Миассе и 2-м Гвардейском миномётно-артиллерийском (г. Омск). Причём о подготовке артиллерийско-технических кадров для гвардейских миномётных частей в 1-м Гвардейском миномётно-артиллерийском училище в этих источниках только упоминается.

Реактивные системы залпового огня — достаточно молодой вид артиллерии. И в первое время своего существования он стоял несколько обособленно от ствольной артиллерии. Реактивная артиллерия была создана накануне Великой Отечественной войны. Поэтому и подготовка как командных, так и технических кадров для неё началась в то суровое время. Руководство Народного комиссариата обороны в 1941 году поручило подготовку комсостава и арттехников для знаменитых «катюш» 1-му Гвардейскому Краснознамённому миномётно-артиллерийскому училищу имени Л.Б. Красина. Однако подготовка арттехников проводилась в нём лишь с конца 1941 до середины 1943 года. Поэтому в статье рассмотрена учебная и повседневная жизнедеятельность училища в этот исторический промежуток времени.

Небольшой экскурс в историю создания данного училища. В 1918 году образовываются 1-е Московские артиллерийские курсы комсостава, переименованные в 1920 году во 2-ю Московскую артиллерийскую школу им. Красина. В феврале 1941 года она переименовывается в 1-е Московское артиллерийское училище имени Л.Б. Красина. До войны училище готовит командиров корпусной артиллерии (основные изучаемые орудия — 122-мм пушка образца 1931 г. (А-19) и 152-мм гаубица образца 1937 г. МЛ-20), топографов, звукометристов, метеорологов и фотограмметристов.

17 ноября 1941 года училище было передислоцировано в г. Миасс Челябинской области и переименовано в 1-е Гвардейское Краснознамённое миномётно-артиллерийское училище имени Л.Б. Красина. При этом изменился профиль подготовки курсантов: теперь вместо командиров корпусной артиллерии училище стало готовить командные и технические кадры для гвардейских миномётных частей. Основные объекты изучения — БМ-13, БМ-8 и боеприпасы к ним, а также рама и 300-мм реактивные снаряды М-30.

Училище с 1 декабря 1941 года перешло на новый штат: три гвардейских миномётно-артиллерийских дивизиона (по три батареи), при этом 3-й дивизион — технический в составе батареи артиллерийской инструментальной разведки (АИР), арттехнической и автотехнической батарей, а также курсы усовершенствования командного состава (КУКС). Общее число курсантов — 1200 человек. Руководством училища был составлен переходный план по которому часть курсантов корпусной артиллерии за 2 месяца до 1 февраля 1942 года переобучалась по специальности «арттехник реактивной артиллерии». То же самое было и по другим специальностям.

Курсанты и службы в большой тесноте были размещены в казармах, требовавших больших сил и средств для приведения их в порядок. Были оборудованы жилые помещения с 2- и 3-ярусными нарами общей вместимостью на 1200 человек. Казармы находились за городом, на большом удалении от учебных корпусов, что требовало на каждый переход курсантов 45 минут. При этом приходилось перемещаться 4 раза: утром в учебные корпуса, в обед обратно в столовую, возвращение из столовой на самоподготовку и убытие из учебных корпусов вечером. Пищеблок был тесен: столовая могла вместить одновременно только 500 человек.

Кроме того, комсостав питался в столовой военторга, получая питание в количестве, значительно меньшем положенной нормы, и плохого качества, и был вынужден распродавать и обменивать на продукты личные вещи. Семьи офицеров полностью получали только хлеб. В отношении остальных продуктов карточки отоваривались магазинами военторга в объёме 25—30 проц. от положенной нормы. Вольнонаёмные работники питались в столовой военторга.

Училище при переходе на новый профиль подготовки не имело в своём составе ни одного специалиста по матчасти, стрельбе и применению гвардейских миномётов. Преподавателям и командирам предстояло самостоятельно и в кратчайшие сроки изучить необходимый материал.

Спецклассы по всем предметам были организованы и соответствовали учебному процессу, однако почти не было гвардейских миномётов. Поэтому командование в декабре 1941 года запросило для обеспечения учебного процесса боевые машины БМ-13 на базе СТЗ-5 — 4 шт., БМ-13 на базе ЗИС-6 — 2 шт., БМ-8 на базе ЗИС-6 — 2 шт., БМ-8 на лёгком танке Т-40 — 4 шт., БМ-8 на тачанках3 — 4 шт.4 Кроме того, не было инструкций по М-8 и М-13. Они писались комсоставом училища на основе полученного опыта и имевшихся кратких инструкций. Как бы то ни было, занятия начались с 1 декабря 1941 года5.

В течение 1942—1943 гг. училище продолжало испытывать большие трудности из-за недостаточного материального обеспечения учебного процесса. Наиболее острым был недостаток боевых машин (табл. 1). Недоставало горючего для учебных занятий. Мало было автоматического оружия. Отсутствовали зенитные средства. Часть радиостанций устарела.

Много усилий приложил к перестройке училища на обучение по новым специальностям его начальник полковник Ю.П. Бажанов (позднее маршал артиллерии), описавший этот период в своих послевоенных мемуарах «Наша военная молодость. От солдата до маршала»6. В феврале 1942 года он убыл на фронт7. Командование училищем принял полковник Ф.Н. Чумаков. В 1942 и 1943 гг. из училища в действующую армию отправились многие офицеры. Взамен убывавших приходило пополнение с фронта.

Примечательно, что в течение 1942 года в училище готовили командиров взводов в гвардейские миномётные части, имевшие конную тягу. А в подразделении обеспечения была лишь одна батарея с четырьмя установками М-8 на конной тяге.

3 января 1942 года досрочно закончилось 6-месячное обучение курсантов 2-го дивизиона. Сдавали выпускные экзамены 402 курсанта, при этом были выпущены 56 лейтенантов и 139 младших лейтенантов (в зависимости от уровня подготовки). 207 человек оставили для дальнейшего обучения.

1 февраля и 1 марта 1942 года состоялся выпуск курсантов, учившихся с лета 1941 года, как командиров огневых взводов корпусной артиллерии. Среди выпускников был и лейтенант Б.П. Уткин, впоследствии генерал-полковник, заместитель начальника Главного политического управления Советской армии и Военно-морского флота — начальник управления пропаганды и агитации, член военного совета — начальник политического управления войск Западного направления, автор многих литературных произведений, в т.ч. и о своей службе в гвардейских миномётных частях8. 20 марта 1942 года состоялся массовый выпуск — 405 человек. Пополнение училища новыми курсантами в марте—июне 1942 года сильно затянулось из-за недостаточного притока кандидатов по нарядам из воинских частей. Училище укомплектовалось до полного штата лишь в июне—июле 1942 года. Полноценные занятия начались в июле. До этого курсанты занимались уборкой казарм, территории и строевой подготовкой.

Несмотря на сложную обстановку на фронтах, с 1 января по 20 июля 1942 года училище не сделало ни одного досрочного выпуска. С 20 июля по 1 ноября 1942 года состоялись досрочные выпуски с сокращением сроков на 0,5—2,5 месяца. Обычно каждый досрочный выпуск не являлся результатом автоматического прекращения занятий в некоторых взводах. Лучшие курсанты двух—трёх наборов сводились в особые группы и с ними проводились заключительные занятия по важнейшим вопросам. Это повышало качество досрочных выпусков. Удовлетворительные отзывы приходили в училище из действующей армии даже на курсантов, выпущенных досрочно.

Большое внимание в училище уделялось практической работе: увеличилось число полевых выходов: дивизионы выводились в кратковременные полевые подвижные лагеря с отрывом от базы и практическими миномётно-артиллерийскими стрельбами.

Расчёт часов по всем предметам обучения для курсантов-огневиков и курсантов-арттехников представлен в таблице 2.

При этом классных часов в день — 8, самоподготовки — 3 часа, артстрелковый тренаж — 1 час. Основное, что должны были знать курсанты, — это материальная часть БМ. Командование училища ставило целями подготовки арттехников:

— в совершенстве знать устройство и действие матчасти БМ, боеприпасов, состоящих на вооружении батарей и дивизионов;

— уметь обнаруживать и технически грамотно устранять неисправности и задержки, а также производить осмотр и поверку БМ и боеприпасов в различных условиях боевой и походной обстановки и войсковой ремонт.

В таблицах 3 и 4 представлены расчёт часов по предмету «Матчасть БМ» и содержание программы для огневиков и арттехников.

По автотракторной подготовке курсанты подробно изучали автомобили ЗИС-6 и ГАЗ-АА. На занятиях в качестве ознакомления изучали автомобиль «Студебекер», танки Т-40 и Т-60. По курсу «Приборы для стрельбы и наблюдения» все изучали устройство биноклей, буссолей, большой стереотрубы. Арттехники дополнительно и тщательно изучали тему «Ремонт приборов». По курсу «Стрелковое оружие» курсанты всех специальностей изучали 7,62-мм винтовку образца 1891/30 гг., ручную гранату РГД-33, гранату образца 1914/30 гг. и ручную противотанковую гранату РПГ-41, самозарядную винтовку образца 1940 года СВТ-40, ручной пулемёт ДП, револьвер (пистолет), пистолет-пулемёт Дегтярёва образца 1940 года, крупнокалиберный пулемёт ДШК, противотанковое ружьё ПТР-41. Арттехники дополнительно изучали тему «Войсковой ремонт стрелкового оружия: содержание ремонта и порядок его выполнения, инструмент. Практическое выполнение ремонта»9. Все курсанты учились стрелять из стрелкового оружия.

Самоподготовка в июле 1942 года стала проводиться на территории, где находились казармы: это экономило время, но снизило качество из-за отсутствия в городке необходимой матчасти и приборов10.

Училище поддерживало постоянную связь с двумя заводами: ЗИС и № 61111. Курсанты занимались отгрузкой снарядов для фронта, устранением аварий, курсанты участвовали в строительстве железнодорожной ветки от города до станции Миасс, в ликвидации последствий стихийных разрушений на дороге. В феврале 1942 года арттехники выезжали на месяц в Челябинск, где работали на оборонных заводах в качестве практических занятий — производили системы БМ-13. Они проходили практику на оборонных заводах Свердловска и Челябинска (1—1,5 месяца). Работая сверх нормы, курсанты получали премии и благодарности. Так, в июне 1942 года два учебных отделения 3-го дивизиона находились на практике в Челябинске, где из них были сформированы рабочие бригады.

Выпуски арттехников для гвардейских миномётных частей состоялись только в 1942 году: 20 марта — 58 человек, 25 апреля — 30, 20 июля — 96, 9 октября — 21, 17 ноября — 15 человек. Сравнить количество подготовленных арттехников относительно других специалистов можно по данным выпусков из училища за весь 1942 год: огневиков — 1418, топографов — 63, звукометристов — 29, метеорологов — 31, фотограмметристов — 32, арттехников — 250, автотехников — 98.

С 1 июля 1943 года в училище вновь произошли изменения: подготовка арттехников и автотехников прекращалась; теперь училище должно было иметь три огневых дивизиона (9 батарей). Отменялся выпуск курсантов 10-го набора, пробывших в училище год и уже начавших сдавать выпускные экзамены. 13 июля в распоряжение отдела формирования штаба гвардейских миномётных частей были направлены 675 курсантов: огневиков, арттехников и автотехников разных наборов. Успевшим сдать выпускные экзамены были присвоены сержантские звания. Это объяснялось небольшой потребностью в офицерских кадрах для реактивной артиллерии. Однако лучших курсантов из 10-го набора оставили учиться дальше.

Стоит отметить, что повседневная жизнедеятельность училища — это не только учёба. Это также и воспитательная работа, укрепление воинской дисциплины, активная комсомольская работа, вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением.

В первой половине 1942 года материально-бытовые условия практически не изменились по сравнению с начальным периодом пребывания в Миассе. Однако к осени 1942 года положение улучшилось.

Училище согласно директиве округа организовало своё подсобное хозяйство, где выращивались продукты питания. В качестве шефской помощи курсанты вспахали и забороновали 331 га колхозных полей. Кроме подсобного хозяйства, весь комначсостав и вольнонаёмные имели индивидуальные огороды общей площадью 8 га.

Снабжение училища шло с перебоями из-за большой удалённости от Свердловска и Челябинска. Однако и эту трудность удалось преодолеть. Кроме того, была создана обувная мастерская. В целом успешно прошла подготовка к зиме 1942/43 года. Из 666 жён комначсостава 418 работали в учреждениях, на предприятиях и в колхозах. Особо нуждавшимся семьям выделили 900 кг семенного картофеля. Квартирами семьи начсостава в основном были обеспечены, и лишь небольшая часть квартир, не пригодных для проживания в зимних условиях, требовала замены. Общественное питание было организовано 2 раза в день в столовой военторга.

В феврале 1942 года в училище прошли кампании по сбору средств на танк и по отправке посылок на фронт. Все командиры и их семьи, курсанты и красноармейцы приняли в них участие. На фронт были посланы носовые платки, носки, полотенца, печенье, водка, сливочное масло, консервы и т.д. На постройку танка собрали 48 тыс. рублей. Семьи комначсостава организовали посылку вещей населению освобождённых от немецких захватчиков районов12. В фонд обороны были перечислены 40 тыс. рублей.

Активно велась спортивно-массовая работа. Например, 7 июня 1942 года на стадионе училища в честь открытия профсоюзно-комсомольского кросса совместно с автомоторным заводом был проведён спортивный праздник. В тот день прошли забеги курсантов на 5 км, переползание по-пластунски. Вечером состоялся футбольный матч между командами училища и автомоторного завода. Состоялись матчи по волейболу и баскетболу. 14 июня был проведён кросс, в котором участвовал весь состав училища13.

Не забывали и про воспитательную работу. В 3-м дивизионе в июне 1942 года с молодым пополнением были проведены беседы: «Рост могущества антигитлеровских государств», «История нашего училища», «О договоре между СССР, Великобританией и США». В клубе училища в первой половине 1942 года читались лекции: «Тактика немецкой обороны», «О походах Суворова», «Тактика немецкой артиллерии», «700 лет со дня разгрома немецких псов-рыцарей Александром Невским», «Химия в современной войне», «Разгром немецко-фашистских оккупантов неминуем».

Вся наглядная агитация на территории училища, в дивизионах, ленинских комнатах и казармах отражала тематику Великой Отечественной войны. В каждой ленинской комнате имелись фотографии членов ГКО, выставки, посвящённые Красной армии, материалы о зверствах фашистов, портреты наших героических предков. Наряду с этим отражалась боевая и политическая подготовка подразделений, пропагандировался опыт лучших курсантов. На стадионе и территории училища были размещены выдержки из приказов Сталина, а также карикатурные изображения немецко-фашистских бандитов.

Немаловажная роль в подготовке будущих офицеров отводилась культурно-досуговой работе. В январе 1942 года в училище был создан хор из 90 курсантов. Занятия проводил капельмейстер оркестра интендант 3 ранга Лялин. В репертуаре были песни: «В бой за Родину», «Песня о присяге», «Песня Максима» из кинофильма «Юность Максима», «И не раз, и не два», «Тульская винтовочка», «Артиллерийская». Действовали кружки: хоровой, «плясунов», драматический, чтецов-рассказчиков, певцов-солистов, струнный, джаза. Программа выступлений за 2 месяца включала в себя 8 концертов, из них 6 для семей комначсостава и 2 для курсантов. Самодеятельность училища участвовала во всех массовых мероприятиях, проводившихся райкомом ВКП(б) и райисполкомом. Репертуар оркестра включал в себя произведения Чайковского, Бородина, Верди, Бизе, Бетховена, Дворжака, Штрауса и, конечно, советских композиторов. Джаз-оркестр исполнял произведения Дунаевского, Листова, Лобачева, Блантера. В программе ансамбля курсантской песни и пляски были произведения Александрова, Новикова, Хренникова, народные песни и антифашистские частушки. Чтецы исполняли произведения классиков и современников: Чехова, Лермонтова, Пушкина, Симонова, Шолохова, Маршака, Эренбурга, Зощенко. В клубе демонстрировались фильмы «Оборона Царицына», «Разгром немецких войск под Москвой», журнал «О Ростове» и др.

В 1943 году за успехи в подготовке офицерских кадров для гвардейских миномётных частей и боевые заслуги перед Родиной училище было награждено орденом Красной Звезды14.

В 1944 года училище возвращается из Миасса в Москву и становится 1-м гвардейским Московским Краснознамённым ордена Красной Звезды миномётно-артиллерийским училищем имени Л.Б. Красина. В 1947 году оно передислоцируется в г. Калининград (Московская обл.), а в 1960 году расформировывается15.

Весь боевой путь, который прошло 1-е Гвардейское миномётно-артиллерийское училище, показывает, что оно внесло достойный вклад в Победу, а также в укрепление обороноспособности страны.

Таким образом, хотя подготовкой арттехников для ГМЧ училище занималось непродолжительный период, его выпускники внесли большой вклад в подготовку реактивных систем к боевому применению на фронте. А кто может лучше судить об эффективности оружия, если не противник. Вот, например, строки из письма немецкого солдата Эрнста Шрек жене: «Вчера вечером лежали на снегу, положив несколько еловых веток на снег, и спали без шинелей, без одеял, с промокшими ногами… В добавление ко всему русские обстреливали нас из “Сталинского орга́на” (ужасное оружие, выпускающее одновременно 16 или 42 снаряда). Нашего славного фельдфебеля и санитара ранило, одного человека убило»16.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Макаров М.В., Коломиец М.В. Реактивная артиллерия Красной армии. 1941—1945. М., 2005.

2 Докучаева С.В. 1-е Гвардейское Краснознамённое ордена Красной Звезды миномётно-артиллерийское училище имени Л.Б. Красина // Материалы XI региональной музейной конференции. Челябинск, 2020. С. 40—45.

3 Так в документе. Скорее всего, подразумевался вариант системы М-8 на коннойтяге, или БМ-8к.

4 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 60153. Оп. 35259. Д. 8. Л. 23.

5 Там же. Л. 56.

6 Бажанов Ю.П. Наша военная молодость: от солдата до маршала. Харьков: ФЛП Заугольникова, 2008. 192 с.

7 Зимин Г.В. Маршал артиллерии Ю.П. Бажанов // Военно-исторический журнал. 1975. № 4. С. 125—128; Кулешов П.Н. Маршал артиллерии Ю.П. Бажанов (К 80-летию со дня рождения) // Военно-исторический журнал. 1985. № 6. С. 78, 79; Военная энциклопедия в 8 т. Т. 1. М.: Воениздат, 1997. С. 339.

8 Уткин Б.П. Дивизион, к бою! М.: ООСТ, 2005. 484 с.

9 ЦАМО РФ. Ф. 60153. Оп. 35259. Д. 5. Л. 32.

10 Там же. Л. 77.

11 № 611 — завод Наркомата боеприпасов. Прибыл из Сталино (ныне Донецк). Производил авиабомбы и боеприпасы.

12 ЦАМО РФ. Ф. 60153. Оп. 35259. Д. 1. Л. 12.

13 Там же. Л. 44.

14 Там же. Оп. 803392. Д. 1. Л. 2.

15 Там же. Л. 5.

16 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 125. Д. 54. Л. 145.