Аннотация. В статье рассмотрены история создания и различные аспекты деятельности Особой канцелярии для приема просителей и разбора просьб на имя военного министра в 1864—1917 гг., представлены портреты её отдельных руководителей, описывается структура взаимодействия с другими учреждениями Военного министерства и с гражданскими ведомствами. На основании анализа отчётов на имя военного министра приводятся полные статистические данные по количеству обращений и затронутым в них вопросам, показаны характерные примеры оказания конкретной помощи просителям.
Ключевые слова: Военное министерство; Канцелярия для приема просителей и разбора просьб на имя военного министра; Комиссия по распределению пособий; Инспекторский департамент Военного министерства; Главный штаб; Главная императорская квартира; помощь военнослужащим; работа с прошениями военнослужащих; Д.А. Милютин; А.Д. Крылов; Н.П. Брок.
Summary. The paper deals with the history of the establishment and various aspects of the activities of the Special Chancellery for Receiving Petitioners and Processing Requests to the Minister of War in 1864—1917, presents portraits of its individual leaders, and describes the structure of its interaction with other institutions of the Ministry of War and with civilian agencies. On the basis of an analysis of the reports addressed to the Minister of War, complete statistical data on the number of petitions and the issues raised in them are given, and characteristic examples of specific assistance to petitioners are shown.
Keywords: Military Ministry; Office for receiving petitioners and sorting out requests to the Minister of War; Commission for the Distribution of Allowances; Inspection Department of the Ministry of War; General Staff; Main Imperial Apartment; assistance to servicemen; work with petitions of servicemen; D.A. Milyutin; A.D. Krylov; N.P. Brok.
АРМИЯ И ОБЩЕСТВО
БЕЛОУСОВА Наталья Валентиновна — начальник Управления Министерства обороны Российской Федерации по работе с обращениями граждан (общественной приёмной Министра обороны Российской Федерации), государственный советник Российской Федерации 1 класса
МИХАЙЛОВ Андрей Александрович — научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, доктор исторических наук, доцент
«ТРЕБОВАНИЯ ПРОСИТЕЛЕЙ УДОВЛЕТВОРЯЮТСЯ ПО ВОЗМОЖНОСТИ НЕМЕДЛЕННО…»
Особая канцелярия для приёма просителей и разбора просьб на имя военного министра в 1864—1917 гг.
Процесс развития государства неразрывно связан с совершенствованием учреждений, имеющих целью осуществлять обратную связь между населением и властью. Сказанное в полной мере относится к органам военного управления. «Генеральный регламент», разработанный в правление Петра I, устанавливал определённый порядок приёма коллегиями прошений от челобитчиков1. Среди прочего, он запрещал их президентам принимать прошения в частном порядке и где-либо, кроме помещения коллегии2. Каждая коллегия (в т. ч. Воинская) рассматривала прошения только в пределах своей компетенции. В том случае, если в документе содержалась особо важная информация, она сообщалась в Сенат или самому монарху. Непосредственно приёмом прошений в каждой коллегии ведала её канцелярия. В 1720 году одновременно с принятием «Генерального регламента» при Сенате была учреждена должность особого чиновника («персоны знатной») для приёма челобитных, подававшихся монарху, а также апелляций на решения коллегий3. При этом подавать сенатскому чиновнику прошение, которое могло быть рассмотрено в коллегии, строго воспрещалось4.
При реорганизации центрального управления и замене коллегий системой министерств в сентябре 1802 года было учреждено Министерство военных сухопутных сил. При этом Александр I предписал министру (первым эту должность занял С.К. Вязмитинов) в определённые дни лично принимать просителей5. В 1808 году Министерство военных сухопутных сил было переименовано в Военное министерство6. Согласно штатам, утверждённым императором в январе 1812 года, оно включало семь департаментов (Инспекторский, Артиллерийский, Инженерный, Провиантский и др.) и Общую канцелярию. В ведении Инспекторского департамента среди многих разнообразных вопросов находились жалобы гражданских учреждений и лиц на военных, «рассмотрение просьб о назначении инвалидного содержания», прошения о пенсиях сиротам и вдовам военнослужащих и др.7 Рассылкой документов, включая ответы на прошения, занималась Канцелярия Военного министерства.
Вполне закономерно, что поток просьб, поступавших в Инспекторский департамент, был очень велик. Служившие в нём лица далеко не всегда успевали достаточно быстро с ними разобраться. В 1822 году Александр I издал именной указ, в котором отмечалось, что в Инспекторский департамент поступают «просьбы и прошения, существо коих ни мало не относится до его обязанностей, и, затрудняя действия его, причиняют излишнюю переписку»8. Далее следовал перечень просьб, которые запрещалось направлять в Инспекторский департамент, и указывалось куда именно просителям нужно обращаться. Например, гражданским лицам, имевшим претензии к военнослужащим, следовало направлять прошения губернаторам, а те уже сносились с командующими армиями или командирами отдельных корпусов9.
Многие просители полагали, что обратиться непосредственно в министерство (или к самому министру) гораздо надёжнее. Назревала потребность в создании особого структурного подразделения, которое ведало бы приёмом прошений от населения и военнослужащих, их предварительным рассмотрением и распределением по учреждениям, призванным решать соответствующие проблемы. Однако данная задача была выполнена только 1860-е годы, в период кардинальных реформ, которые проходили под руководством военного министра Д.А. Милютина и затронули практически все стороны жизни вооружённых сил.
Приказом по Военному министерству № 2 от 4 марта 1864 года при Инспекторском департаменте была учреждена Канцелярия для приёма просителей и разбора просьб на имя военного министра10 (далее — Канцелярия). Её первым управляющим с 16 марта того же года стал действительный статский советник Александр Дмитриевич Крылов (1821—1887)11, имевший солидный стаж административной работы. Начав службу в 1839 году мелким чиновником, своей энергией и распорядительностью он смог быстро обратить на себя внимание начальства. В 1848 году А.Д. Крылова зачислили в штат Военно-походной канцелярии Е.И.В. по морской части (позже — по флоту). В период Крымской войны 1853—1856 гг. в связи с упразднением этого учреждения12 он перевёлся на должность директора канцелярии главнокомандующего сухопутными и морскими силами в Крыму князя А.С. Меншикова. По воспоминаниям адъютанта главнокомандующего А.А. Панаева, «когда Крылов несколько управился с делами, то князь, имея надобность <…> в способном человеке, пользовался усердием Крылова, давал ему письменные поручения. Тем удобнее князю было заниматься с Крыловым, что он уже работал с ним ранее в Петербурге, как со старшим чиновником военно-походной по флоту канцелярии…»13. Панаев сообщает также, что Александр Дмитриевич постоянно поддерживал деловую переписку с великим князем Константином Николаевичем, стоявшим в то время во главе военно-морского ведомства, причём часть этой корреспонденции была напечатана в журнале «Морской сборник».
По окончании Крымской войны А.Д. Крылов был назначен «состоять по военному министерству». В данном статусе он неоднократно выполнял важные поручения военных министров: сначала Н.О. Сухозанета, а с 1861 года Д.А. Милютина. Александр Дмитриевич составил ряд докладных записок: о реорганизации военного и гражданского управления на Юге страны, в том числе о военных поселениях в южных губерниях; о преобразовании военного управления на Кавказе; о добыче антрацита и виноделии в Области Войска Донского и др.
Таким образом, во главе Канцелярии для приёма просителей и разбора просьб встал опытный и энергичный администратор. В её руководящий состав также вошёл ротмистр лейб-гвардии гусарского полка Николай Петрович Брок (1839—1919)14, которому предстояло в 1868 году сменить Крылова на его посту. Н.П. Брок приходился сыном П.Ф. Броку (в 1852—1858 гг. — министр финансов Российской империи). Образование он получил в Пажеском корпусе, служил в гвардейской кавалерии. В начале 1860 года был назначен «состоять для особых поручений» при главнокомандующем Кавказской армией князе А.И. Барятинском, в октябре 1862 года занял должность адъютанта военного министра Д.А. Милютина.
Канцелярии предстояло работать в тесном взаимодействии с учреждённой в то же время Комиссией для распределения пособий при Военном министерстве под председательством генерал-лейтенанта князя Н.С. Голицына. В рамках проводившейся военной реформы в 1865 году Инспекторский департамент Военного министерства (при котором состояла Канцелярия) был слит с Департаментом Генерального штаба в одно учреждение — Главный штаб (начальник — генерал от инфантерии Ф.Л. Гейден)15. Сама канцелярия в этой связи стала именоваться «Особой» (далее — Особая канцелярия).
В 1869 году император Александр II утвердил новое «Положение о Военном министерстве», согласно которому Главный штаб вошёл в состав Военного министерства, а его начальник стал подчиняться военному министру16. Теперь функции, которые ранее исполнял Инспекторский департамент, оказались распределены между несколькими отделениями Главного штаба (в частности, пенсиями и пособиями для отставных офицеров и классных чиновников ведало 6-е отделение Главного штаба)17. С этими отделениями Главного штаба Особая канцелярия поддерживала постоянные контакты.
Уже в первые годы существования Канцелярии прошений на имя военного министра (так её кратко именовали современники) пришлось вести очень напряжённую работу. В «Отчетной записке» о её деятельности за 1867 год А.Д. Крылов сообщал Д.А. Милютину: «Канцелярия, как и в предшествовавшие годы, была занята разбором и распределением подаваемых Вашему Превосходительству просьб, а также приемом просителей и сообщением им необходимых справок и указаний. На ней лежало и все делопроизводство по Комиссии для распределения пособий, как то: собрание необходимых сведений о просителях, а иногда и личное их посещение; составление ведомостей и исполнительная часть, за исключением ассигоновок. Канцелярия была удостоиваема также поручениями Вашего Высокопревосходительства, которые состояли: в передаче приказаний Ваших разным Управлениям Министерства и в составлении проектов сношений»18.
Важнейшую задачу Особой канцелярии её руководители видели в том, чтобы отсеивать прошения, которые были вовсе необоснованны или не требовали вмешательства министра. Поэтому они считали положительным показателем уменьшение числа прошений, которые шли непосредственно «в руки» первого лица. В отчёте за 1867 год А.Д. Крылов писал: «Постоянное с каждым годом уменьшение количества просьб представляет весьма утешительный факт, свидетельствующий о небесполезной деятельности Канцелярии. <…> требования просителей удовлетворяются по возможности немедленно, многим из них объясняется незаконность и неисполнимость их просьб, через что устраняется бесполезная их подача…»19.
Большое значение придавалось наблюдению за движением просьб от министра и принятым по ним решениям. В отчёте за 1867 год отмечалось: «…подробные объяснения большинству просителей о ходе дел по данным от них просьбам устраняют вторичную подачу просьб»20. С целью обеспечения исполнительного контроля приказом по Военному министерству от 4 марта 1964 года устанавливалось право Канцелярии требовать от инстанций возвращения реестра «с отметками делопроизводителей о том, что сделано по просьбам». Более того, она могла «в случае долгого невозвращения реестров повторять свои требования» и доводить до сведения министра, «не остаются ли просьбы без движения»21. При этом в отчёте за 1867 год А.Д. Крылов счёл необходимым отметить: «Канцелярия с величайшей осторожностью пользовалась этим правом и, ни разу не нарушив отношений и не возбудив неудовольствия, достигла указанной цели»22. Тем не менее в отдельных случаях задержки с возвращением реестров всё же случались.
Судя по отчётам Особой канцелярии, уже в первые годы её деятельности число поступавших прошений было достаточно велико. Так, в 1866 году она получила на рассмотрение 9060 дел, в 1867 — 6445, в 1868 — 6836. Значительная часть их касалась денежных пособий. В 1866 году таковых было 2412 дел (26,6 проц.), в 1867 году — 1932 дела (30 проц.)23. Однако сотрудники Особой канцелярии не только работали с бумагами, но и вели непосредственный приём просителей, а это зачастую оказывалось делом непростым. А.Д. Крылов сообщал Д.А. Милютину в 1867 году: «Одна из обязанностей, наиболее представлявших труда, заключалась в ежедневном личном объяснении с просителями. Для успешного исполнения этой обязанности недостаточно одной доброй воли, здесь необходимы: терпение и навык. Но как бы ни было велико желание исполнить требование и как бы ни было горячо сочувствие к их положению, едва ли возможно избегнуть недовольных. Канцелярия, однако, нисколько не уклонялась от исполнения возложенных на нее обязанностей и может удостоверить, что делала все, чтобы утвердить в просителях убеждения, что просьбы их не остаются без должного и законного рассмотрения и законного исполнения»24.
Даже самый беглый обзор сохранившихся в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА) документов Особой канцелярии позволяет сделать вывод, что её сотрудникам часто приходилось иметь дело с просьбами людей действительно остро нуждавшихся в помощи. И эта помощь в большинстве случаев оказывалась. В частности, нередко лицам, попавшим в сложное материальное положение, по рекомендации Особой канцелярии выплачивалось единовременное пособие из казны или «собственных средств» императора. Так, в декабре 1864 года Аудиторский департамент Военного министерства направил на имя А.Д. Крылова отношение, в котором сообщал, что принято решение ходатайствовать о выплате единовременного пособия вдове начальника отделения этого департамента Варваре Востинской25. При этом чиновники департамента подчеркнули: Востинская в 1859 и 1862 гг. уже получала пособие в сумме 300 рублей серебром, но, «предполагая во внимание недостаточность средств просительницы и отлично усердной и полезной службы покойного ее мужа»26, возможна выплата нового пособия в 200 или 300 рублей27.
В конце января 1865 года в Особую канцелярию поступило письмо, адресованное непосредственно А.Д. Крылову, от генерала К.Л. Монтрезора, который ходатайствовал об оказании помощи вдове подполковника Винклера28. Генерал сообщал: госпожа Винклер получает пенсии всего 6 рублей в месяц, но будучи женщиной пожилой, страдая «слабостью ног» и плохим зрением, «не может снискивать себе пропитание своими трудами»29. Особая канцелярия действовала весьма оперативно. Уже 19 февраля она известила К.Л. Монтрезора, что император назначил вдове единовременное пособие в сумме 80 рублей серебром30.
Некоторые просители, стремясь добиться благоприятного для них заключения Особой канцелярии, писали прошения очень эмоциональным, далёким от официального, стилем. Супруга 72-летнего инвалида Софья Мессинг не только рассказала, что муж её получил ранения ещё во время Отечественной войны 1812 года и затем в 1856 году, но включила в прошение похвалы Крылову. «…Вы, — утверждала она, — составляете число добрых людей! А величие ведь Создателя более всего знаменуется в добрых людях, одаренных подобно Вам благородною душою, в них чисто, светло отражается образ и подобие души Мира…»31. Прошение С. Мессинг о вспомоществовании было удовлетворено: ей выплатили единовременное пособие в 500 рублей.
Нередким явлением были прошения об устройстве на службу. Так, в январе 1865 года непосредственно к военному министру Д.А. Милютину обратился Василий Сергеевич Глинка, сын участника Отечественной войны 1812 года, публициста и писателя С.Н. Глинки (1775—1847). Он сообщал, что некогда оставил службу из-за болезни, но теперь поправился, очень нуждается в средствах и хотел бы получить должность32. Характерно, что в первых строках просьбы В.С. Глинка подчеркнул надежду именно на министра, на его душевные качества. «Зная благородство чувств Ваших, — писал он, — я решил без рекомендации и протекции обратиться к Вашему Высокопревосходительству…»33. К просьбе Глинка приложил записку с биографией и описанием заслуг своего отца. Эти документы согласно действовавшим правилам попали в руки Крылова, который действовал энергично. Уже через пять дней просителя пригласили в Особую канцелярию для «объяснения по просьбе»34.
Иногда в Особую канцелярию поступали необоснованные жалобы и просьбы, а просители оказывались лицами, мягко говоря, небезупречными. В начале 1864 года поступило прошение бывшего помощника провизора, коллежского асессора Франка, который был отчислен «за штат», т. е. лишён должности в военно-медицинском ведомстве. Особая канцелярия запросила Медицинский департамент Военного министерства о причинах отчисления. Из ответа, подписанного вице-директором Медицинского департамента М. Костандой, следовало, что отчисление за штат ещё очень мягкое наказание для Франка, который не только «признавался менее полезным для службы», но и «своими неблагонадежными поступками сделался известен Департаменту, как чиновник неблагонадежный и в нравственном отношении»35. Среди прочего, на него ещё в 1861 году жаловался «ревельский бюргер» Нюренберг. Оборотистый медик взял у него 550 рублей, пообещав исходатайствовать привилегию на открытие аптеки в г. Пскове. Обязательства он не выполнил, но и деньги возвращать отказался. Вполне закономерно, что о восстановлении обманщика в должности не могло быть и речи.
Д.А. Милютин высоко оценивал деятельность Особой канцелярии: это видно из собственноручных пометок министра на её ежегодных отчётах. Так, на полях отчёта за 1867 год он выразил благодарность А.Д. Крылову и его сотрудникам «за успешный ход дел особой канцелярии и за труды их»36.
В мае 1869 года управляющим Особой канцелярией стал Н.П. Брок (одновременно он был назначен чиновником V класса для особых поручений при военном министре). А.Д. Крылов в то же время получил назначение в Главный военно-кодификационный комитет при Военном совете, а затем, с 1872 года состоял членом Главного военного суда.
Как и его предшественник, Н.П. Брок считал важнейшей задачей разъяснять просителям их права, помогать им направить прошения по нужному адресу. В отчёте за 1869 год он подчёркивал, что служащие Особой канцелярии обязаны (и стараются) давать «указания, как именно должны быть изложены законные просьбы», предупреждать просителей «не смешивать в одной и той же просьбе совершенно разнородных предметов». По его мнению, такая работа способствовала «скорейшему удовлетворению нужд просителей»37.
Уже в первый год руководства Особой канцелярией Н.П. Брок заслужил одобрение военного министра. На отчёте за 1869 год Д.А. Милютин написал: «Искренно благодарю полковника Брока за успешный ход дел в особой канцелярии и в особенности за его заботливость о нуждах просителей»38. Министр также попросил выразить благодарность делопроизводителю Канцелярии И.К. Собриевскому39. Положительные отзывы о деятельности этой структуры неоднократно давал председатель Комиссии по распределению пособий Н.С. Голицын. Например, в своем отчёте за 1873 год он отмечал, что Особая канцелярия исправно собирает справки обо всех претендентах на пособие, и хотя на её служащих ложится очень большая нагрузка, «случаев замедления, а тем более упущения вовсе не было замечено»40.
Между тем количество поступавших просьб и различных обращений год от года росло. Если в 1869 году в Особую канцелярию поступили 6638 просьб, то в 1872 году — 7905 41. После введения в 1874 году всеобщей воинской повинности увеличилась численность вооружённых сил, что привело к ещё большему росту числа обращений и нагрузки на канцелярских сотрудников42.
В 1875 году на место Н.П. Брока, получившего в командование лейб-гвардии Московский полк, был назначен полковник, князь Николай Николаевич Трубецкой, ранее состоявший при военном министре чиновником для особых поручений VI класса (с 1874 г. был членом Комиссии по распределению пособий)43. Во главе Особой канцелярии он оставался до февраля 1886 года, когда получил назначение на высокую должность минского губернатора. В начале 1876 года сменился и председатель Комиссии по распределению пособий: вместо находившегося в преклонных летах Н.С. Голицына был назначен генерал-лейтенант Л.П. Батюшков. Однако через два года последний скончался, и его сменил генерал-лейтенант Пётр Иванович Мезенцов44, экс-директор 2-го Московского кадетского (1864—1871) и Пажеского (1871—1878) корпусов.
Повседневная работа Особой канцелярии нашла наиболее наглядное отражение в её ежегодных отчётах военному министру45. В них виден постоянный рост поступавших прошений, что продемонстрировано в таблице 1. Если в 1875 году было принято 8351 прошение, то через десять лет, в 1885 году поступили 10 619 прошений. В отчётах все они разделены на три категории: 1. Прошения о назначении пособий, поступавшие от генералов, офицеров, чиновников, их вдов, сирот, родственников; 2. Прошения от вдов и сирот нижних чинов; 3. Прошения «по разным предметам». Кроме того, иногда выделялась группа прошений, поступивших в связи с какими-либо экстраординарными событиями. Например, в 1883 году поступили 5824 прошения (помимо трёх указанных категорий) в связи с коронацией императора Александра III.
Самыми многочисленными неизменно были прошения от генералов, офицеров и членов их семей о назначении пособий. Так, в 1875 году таких поступило 3641 ед. при общем числе 8351, т. е. примерно 44 проц. В 1879 году они составили 39 проц. от общего числа (3140 из 8009); в 1885 году — 50,6 проц. (5368 из 10 619). Прошения данной категории Особая канцелярия после предварительной обработки, снабдив комментариями, передавала в Комиссию по распределению пособий.
Прошения от вдов и сирот нижних чинов, напротив, были относительно малочисленными. В 1875 году они составили около 15 проц. от всех поступивших (1291 прошение), в 1879 году — около 19 проц. (1492), в 1885 году — 15 проц. (1646). Причина такой картины заключалась не в том, что родственники нижних чинов редко нуждались в помощи. Просто их прошения чаще проходили через другие учреждения, непосредственно к военному министру данная категория обращалась редко. Речь шла в основном о небольших разовых пособиях, и Особой канцелярии зачастую удавалось добиться положительного решения собственными силами, без долгой переписки с различными ведомствами.
В третью группу входили прошения «по разным предметам». В 1875 году они составляли 41 проц. (3419 прошений), в 1879 году — 42 проц. (3377), в 1885 году — 34 проц. (3605). Эта группа доставляла служащим Особой канцелярии больше всего затруднений и хлопот, т. к. в них содержались самые разнообразные материалы: просьбы, жалобы, предложения по различным вопросам военного дела и государственной жизни и др. Каждое из них следовало разобрать и переслать по назначению в то или иное военное или гражданское учреждение.
Анализ сведений о том, в какие именно учреждения Особая канцелярия пересылала прошения «по разным предметам», показывает, что ей приходилось поддерживать контакты со многими структурами. Интенсивность таких контактов была, конечно, неодинакова (см. табл. 2). В большинстве случаев адресатами были военные учреждения, прежде всего Главный штаб. Так, в 1875 году в Главный штаб были пересланы 2153 из 3419 прошений «по разным предметам» (63 проц.), в 1879 году — 2389 из 3377 (71 проц.), в 1881 году — 2757 из 3969 (69 проц.). Данное положение дел представляется вполне закономерным. Главный штаб решал многочисленные и разнообразные задачи, а среди прочего принял на себя и функции Инспекторского департамента. Вместе с тем Особая канцелярия постоянно направляла прошения практически во все главные управления Военного министерства.
Особый интерес представляют данные о пересылке Особой канцелярией прошений в сторонние (т. е. невоенные) учреждения (см. табл. 3). Здесь среди адресатов первенство принадлежит Министерству внутренних дел (видимо, в силу обширности круга вопросов, находившихся в его компетенции). Иногда переданные прошения исчислялись буквально единицами (если сфера деятельности учреждений-адресатов лежала очень далеко от нужд военнослужащих). Например, в Министерство иностранных дел Канцелярия за 10 лет переслала всего два дела.
С воцарением Александра III произошли как кадровые перестановки (военное ведомство, в частности, возглавил генерал-лейтенант П.С. Ванновский), так и организационные изменения в структуре управления империей. В июне 1884 года была упразднена Комиссия прошений, подаваемых на Высочайшее имя при Государственном совете. Её функции перешли к Канцелярии по принятию прошений, которая создавалась при Главной императорской квартире, входившей в состав Военного министерства46. Командующим Главной императорской квартирой с 1881 года состоял генерал от кавалерии О.Б. Рихтер, а начальником Канцелярии по принятию прошений на имя императора стал тайный советник И.С. Мамонтов, гражданский чиновник, который, однако, имел опыт службы в военном ведомстве (в Главном управлении военно-учебных заведений).
Таким образом, сложилась ситуация, при которой в составе Военного министерства одновременно действовали учреждения по приёму прошений на имя императора и на имя военного министра. Естественно, нередко им было необходимо взаимодействовать: к примеру, прошение, поданное императору, если оно исходило от военнослужащего или членов его семьи, вполне могло быть перенаправлено военному министру. По данным 1887 года, в Особую канцелярию прошений на имя военного министра было переслано 1155 дел из Канцелярии прошений, подаваемых на Высочайшее имя. В 1888 году были переданы 919 таких дел47.
Интересно, что А.Д. Крылов негативно отнёсся к передаче службы по принятию прошений на имя императора в ведение Главной императорской квартиры. Он также выступил против новых правил их рассмотрения, за что получил резкий выговор от военного министра П.С. Ванновского. В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки сохранилось письмо А.Д. Крылова к великому князю Константину Николаевичу, в котором он эмоционально жалуется на сложившуюся ситуацию48.
Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя при Главной императорской квартире просуществовала до 1895 года, когда её заменили самостоятельной Канцелярией Его Императорского Величества по принятию прошений, на Высочайшее имя приносимых. Данное учреждение носило сугубо гражданский характер.
В марте 1884 года Особая канцелярия по принятию прошений на имя военного министра и Комиссия по распределению пособий отметили своё 20-летие. В связи с этим сотрудники данных учреждений составили краткий исторический обзор их деятельности, который был утверждён П.И. Мезенцовым49. Из Особой канцелярии в Варшаву было направлено поздравительное послание Н.П. Броку. Тот ответил телеграммой с тёплой благодарностью, написав в заключение, что будет молить Бога, дабы и дальше успешно шла работа, направленная «на утешение страждущих, нуждающихся, жаждущих теплого справедливого в них участия»50.
В феврале 1886 года управляющим Особой канцелярией был назначен генерал-майор Н.А. Боровков. Он принимал участие в Русско-турецкой войне 1877—1878 гг., а по окончании боевых действий возглавлял Комиссию для проверки отчётов и квитанций Товарищества по продовольствию армии. Занимаясь выявлением всяческих злоупотреблений, допущенных поставщиками, подрядчиками и интендантами, Н.А. Боровков проявил незаурядную энергию и принципиальность, но, как следствие, нажил и немало врагов. Впоследствии в мемуарах он с большой горечью вспоминал об испытаниях, которым подвергся при исполнении обязанностей51. О службе в Особой канцелярии отзывался довольно мрачно, сетовал, что далеко не всегда был в состоянии помочь просителям52. Н.А. Боровков оставался на этом посту до июня 1890 года, после чего был произведён в генерал-лейтенанты и зачислен в запас по кавалерии.
В последующие 10 лет (1890—1900 гг.) во главе Особой канцелярии сменились два управляющих. Непосредственным преемником Н.А. Боровкова стал генерал-лейтенант Т.В. Веймарн, но он оставался на этом посту недолго. В мае 1893 года его сменил генерал-майор граф Николай Фёдорович Гейден53, ранее занимавший должности адъютанта военного министра (1878—1886) и чиновника для особых поручений V класса при военном министре. Стоит также отметить, что Н.Ф. Гейден приходился сыном генералу от инфантерии Ф.Л. Гейдену, который в 1865—1881 гг. служил начальником Главного штаба.
В 1901 году было принято решение полностью сосредоточить распределение пособий в руках лиц, ведавших просьбами на имя министра. Два учреждения: Комиссия для распределения пособий и Особая канцелярия для приёма просителей и разбора просьб формально оставались самостоятельными, но имели абсолютно одинаковый руководящий состав: управляющий генерал-майор Н.Ф. Гейден и два гражданских чиновника: З.В. Поликарпович и Ф.А. Аржаный54. Размещались Комиссия и Канцелярия в одном здании Главного штаба (Дворцовая площадь, д. 10).
Во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. и в первые послевоенные годы поток прошений, обращённых к военному министру, значительно вырос. Если в 1902 году в Особую канцелярию поступили 12 218 прошений, то в 1904 — 14 443, в 1905 году — 14 194 55. В 1907 году Канцелярия получила 18 486 прошений56. О пособиях ходатайствовали раненные на полях сражений офицеры и солдаты, родственники инвалидов и погибших. Особой канцелярии приходилось вести активную переписку с различными учреждениями по данным вопросам57.
Следует отметить, что в начале ХХ века, несмотря на существование структуры, призванной специально заниматься просьбами на имя военного министра, многие просители стремились обратиться к нему лично. В связи с этим А.Ф. Редигер, возглавлявший оборонное ведомство в 1905—1909 гг., раз в неделю находился в Канцелярии министерства и принимал посетителей. В своих мемуарах он описал эту процедуру и отметил, что просьбы о пособиях «передавались тут же генералу графу Гейдену, ведавшему в то время этим делом»58.
В конце 1909 года управляющим Особой канцелярией был назначен генерал-майор Фёдор Александрович Лидерс-Веймарн59. Оба учреждения сменили к тому времени адрес, но размещены были по-прежнему вместе, в доме № 87 по Екатерининскому каналу60.
В июле 1911 года император Николай II подписал положение о Главном штабе. Среди прочих подразделений в его состав включалась Особая канцелярия для приёма просителей и разбора просьб61. Таким образом, структура, предназначенная принимать и систематизировать просьбы, обращённые к министру, непосредственно подчинялась начальнику Главного штаба. Незадолго до начала Первой мировой войны штат Особой канцелярии был расширен: учредили должность помощника управляющего, которую занял генерал-майор А.Р. фон Кнорринг62.
В 1911 году на рассмотрении в Особой канцелярии находились 16 018 прошений, в 1912 — 15 104, в 1913 году — 17 196 63. Показательно, что нередко число прошений «по разным предметам» стало превышать число прошений о пособиях. Следовательно, Особой канцелярии приходилось сталкиваться со всё более разнообразными проблемами, координировать деятельность с различными гражданскими и военными учреждениями. Всё это требовало хорошего знания законов, административных талантов и известной бюрократической гибкости.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война выдвинула военным учреждениям новые непростые требования: теперь приходилось решать задачи, связанные с помощью фронтовикам и членам их семей. Над этим работал и назначенный в конце августа 1915 года новый управляющий делами Особой канцелярии генерал-майор Н.И. Каменев.
Революционные события 1917 года привели к слому существовавшей системы государственных учреждений. Однако и новая власть стала быстро налаживать связи между государственными учреждениями и населением. В январе 1918 года приказом народного комиссара по военным делам была преобразована система центральных учреждений военного ведомства. Особая канцелярия для приёма и разбора просьб, подававшихся на имя военного министра, была упразднена, её дела переданы в канцелярию Народного комиссара по военным делам.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Собр. 1. Т. VI. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. № 3534. С. 148—150.
2 Там же. С. 148.
3 Там же. № 3643. С. 238—240.
4 Там же. С. 239.
5 Там же. Т. XXVII. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. № 20406. С. 248.
6 Там же. Т. ХХХ. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. № 23111. С. 343.
7 Там же. Т. XXXII. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. № 24971 С. 26, 28.
8 Там же. Т. XXXVIII. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. № 29032. С. 192.
9 Там же. С. 192.
10 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 247. Оп. 2. Д. 31. Л. 1—5.
11 Там же. Ф. 400. Оп. 26. Д. 1. Л. 14, 39, 58 и др.; Список гражданским чинам первых трех классов. Исправлен по 10-е мая 1877 г. СПб.: тип. Правительствующего сената, 1877. С. 304.
12 ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XXX. Отд. 1. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1856. № 29092. С. 187.
13 Панаев А.А. Князь Александр Сергеевич Меншиков: 1853—1869: рассказы А.А. Панаева. СПб.: Типография В.С. Балашева, 1877. С. 126.
14 Фрейман О.Р. Пажи за 183 года (1711—1894): биографии бывших пажей с портретами. Фридрихсгамн: Тип. акц. о-ва, 1894. С. 515; Список генералам по старшинству. Составлен по 1 января 1910 г. Ч. 3. СПб.: Военная типография, 1910. С. 2.
15 ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XL. Отд. 2. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1867. № 42845. С. 401—403.
16 Там же. Т. XLV. Отд. 1. СПб: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1873. № 46611. С. 2.
17 Там же. С. 14—15.
18 РГВИА. Ф. 400. Оп. 26. Д. 2. Л. 1.
19 Там же. Л. 1.
20 Там же.
21 Там же. Л. 1об., 2.
22 Там же. Л. 2.
23 Там же. Л. 1 об., 3, 23, 23 об.
24 Там же. Л. 2, 2 об.
25 Там же. Д. 1. Л. 39.
26 Николай Андреевич Востинской скончался в марте 1858 г. См.: Саитов В.И. Петербургский некрополь. Т. 1. (А — Г). СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1912. С. 495.
27 РГВИА. Ф. 400. Оп. 26. Д. 1. Л. 39.
28 Там же. Л. 70.
29 Там же.
30 Там же. Л. 71.
31 Там же. Л. 15.
32 Там же. Л. 61, 61 об.
33 Там же. Л. 61.
34 Там же.
35 Там же. Л. 3.
36 Там же. Д. 2. Л. 1.
37 Там же. Л. 32.
38 Там же. Л. 24.
39 Там же.
40 Там же. Л. 53.
41 Там же. Л. 23—24, 43, 43 об.
42 Там же. Д. 5. Л. 4.
43 Список генералам по старшинству. Составлен по 1-е января 1898 г. СПб.: Военная типография, 1898. С. 254; Столетие Военного министерства. Т. III. Отд. 5. Указатель биографических сведений, архивных и литературных материалов, касающихся чинов общего состава по Канцелярии Военного министерства с 1802 г. до 1902 г. включительно. СПб.: Типография Товарищества М.О. Вольф, 1909. С. 852.
44 Список генералам по старшинству. Исправлено по 1 июня 1883 г. СПб.: Военная типография, 1883. С. 278.
45 РГВИА. Ф. 400. Оп. 26. Д. 25. Л. 3—6, 18—22, 50—53, 57—60, 70—73 об., 92—95, 99—101 об., 106—108, 115—117, 123—129.
46 ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. IV. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1887. № 2305. С. 350, 351.
47 РГВИА. Ф. 400. Оп. 26. Д. 25. Л. 137 об., 143 об.
48 Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. Ф. 396. Оп. 1. Д. 24. Л. 1.
49 РГВИА. Ф. 400. Оп. 26. Д. 25. Л. 150—155 об.
50 Там же. Л. 156.
51 Боровков Н.А. Из прошлого. Воспоминания и наблюдения за полвека. СПб.: Тип. и лит. В.В. Комарова, 1901. С. 107—109.
52 Там же. С. 110.
53 Список генералам по старшинству. Составлен по 1 мая 1901 г. СПб.: Военная типография, 1901. С. 946; Столетие Военного министерства. Т. III. Отд. 5. С. 628.
54 Весь Петербург. Адресная книга города С.-Петербурга на 1901 г. СПб.: издание А.С. Суворина, 1901. Стб. 93, 98; Весь Петербург. Адресная книга города С.-Петербурга на 1903 г. СПб.: издание А.С. Суворина, 1903. Стб. 96, 101.
55 РГВИА. Ф. 400. Оп. 26. Д. 25. Л. 222, 222 об., 226, 226 об.
56 Там же. Л. 229 об., 230.
57 Там же. Д. 23. Л. 5—11 и др.
58 Редигер А.Ф. История моей жизни: воспоминания военного министра в 2 т. Т. 1. М.: Канон-пресс; Кучково поле, 1999. С. 440.
59 Список генералам по старшинству. Составлен по 15 апреля 1914 г. Пг.: Военная типография, 1914. С. 316.
60 Весь Петербург. Адресная книга города С.-Петербурга на 1911 г. СПб.: издание А.С. Суворина, 1911. Стб. 102, 106, 107.
61 ПСЗ РИ. Собр. 3. Т. XXXI. СПб: Гос. тип., 1914. № 35681. С. 583.
62 Список генералам по старшинству. Составлен по 15 апреля 1914 г. С. 581.
63 РГВИА. Ф. 400. Оп. 26. Д. 23. Л. 245 об., 249 об., 253 об.