Аннотация. Статья посвящена самому сложному и малоизученному периоду истории суворовских военных училищ (СВУ). В 1950—1960-х годах происходили радикальные преобразования в их организационно-штатной структуре и порядке комплектования, а также в сроках обучения суворовцев. Содержание данной работы основано на ранее не изученных архивных материалах и позволяет проследить очевидное влияние смены руководства в Министерстве обороны Советского Союза на процессы реформирования и развития СВУ. Свидетельством тому стало преобладание в руководстве военного ведомства к концу 1950-х годов идей о необходимости ликвидации всей системы подготовительных военно-учебных заведений. Автор показывает, что вся история СВУ в нашей стране сопровождалась спорами сторонников и противников существования специальных учебных заведений для подготовки подростков к службе в армии. Статья, несомненно, будет полезной в процессе обсуждения проблем современной системы военного образования и начальной подготовки молодёжи к службе в армии.
Ключевые слова: подготовительные военно-учебные заведения; военное образование; суворовские военные училища; СВУ; суворовские офицерские училища; суворовцы; Н.С. Хрущёв; Г.К. Жуков; Д.А. Милютин.
Summary. The paper is devoted to the most difficult and poorly studied period of the history of Suvorov military schools. In the 1950s—1960s, radical transformations took place in their organizational structure and staffing procedure, as well as in the conditions of training of Suvorov cadets. The content of this paper is based on previously unexplored archival materials and allows us to trace the obvious influence of the change of leadership in the USSR Ministry of Defense on the processes of reforming and developing Suvorov military schools. This was evidenced by the prevalence in the leadership of the military department by the end of the 1950s of ideas about the need to eliminate the entire system of preparatory military educational institutions. The author shows that the entire history of Suvorov military schools in Russia was accompanied by disputes between supporters and opponents of the existence of special educational institutions to prepare teenagers for military service. The paper will undoubtedly be useful in the process of discussing the problems of the modern system of military education and the initial preparation of young people for military service.
Keywords: preparatory military educational institutions; military education; Suvorov military schools; Suvorov officer schools; Suvorov cadets; N.S. Khrushchev; G.K. Zhukov; D.A. Milyutin.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА
СОЛОВЬЁВ Рустам Арсланович — преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, кандидат исторических наук
«СПЕЦИФИКА ВОЕННОГО РЕМЕСЛА ТРЕБУЕТ ПРИВИТИЯ К НЕМУ ВКУСА С ДЕТСКИХ ЛЕТ…»
Опыт реорганизации системы суворовских военных училищ в 1950—1960-х годах
В 2023 году суворовские военные училища отметили свою 80-летнюю годовщину. Вобрав в себя лучшие традиции подготовительных военно-учебных заведений, они служили и служат эталоном военного воспитания и образования. Среди питомцев СВУ — многие военачальники, государственные деятели, известные учёные, выдающиеся спортсмены и мастера культуры.
История создания и трудности первых лет становления суворовских военных училищ были достаточно подробно описаны ещё в 1981 году в исследовании П.А. Бученкова1.
Современные исследователи дополнили его работу новой информацией. В частности, было достоверно установлено, что автором идеи создания системы суворовских военных училищ был генерал А.А. Игнатьев. Тот самый граф, генерал-лейтенант, который без колебаний принял советскую власть и служил своему Отечеству до конца жизни. Именно он направил в апреле 1943 года записку на имя И.В. Сталина с предложением «создать как образец только один кадетский корпус в Москве», мотивируя это тем, что «специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет…»2. Было установлено и то, что в военном ведомстве в 1945 году также обсуждался вопрос увеличения числа суворовских военных училищ3. Особенно актуальным вопрос развития сети подобных военных учебных заведений стал в послевоенный период, когда возникла острая необходимость устройства «детей войны» — беспризорных и сирот.
Главная роль организатора таких военных школ легла на плечи, конечно же, Министерства обороны страны. О поистине отеческой заботе вчерашних командиров и политработников, а ныне воспитателей сказано немало тёплых слов. Нельзя не упомянуть и СВУ других ведомств государства. Так, в уже упомянутой статье исследователя П.А. Бученкова отсутствовало упоминание о суворовских военных училищах МВД СССР. Этот пробел был восполнен только выходом в свет содержательной публикации А.А. Попова и А.М. Плеханова4.
История суворовских военных училищ стала темой нескольких диссертационных исследований5 и продолжает привлекать новых исследователей6. Выходят в свет воспоминания бывших воспитанников суворовских военных училищ, издаются сборники художественных произведений, посвящённых выпускникам суворовских военных училищ, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя России, достигших высот в военной службе, науке, политике, спорте и других сферах общественной жизни7.
Однако во всех перечисленных работах период 1950—1960 гг., в истории суворовских военных училищ описан поверхностно. Главным образом констатируется только их численное сокращение. Хотя именно в те годы не только было существенно сокращено число СВУ, но и происходили кардинальные изменения в их организационно-штатной структуре, сроках обучения и принципах комплектования. Кроме того, обсуждался и прорабатывался вопрос о полной ликвидации суворовских военных училищ.
К середине 1950-х годов в СССР разветвлённая система подготовительных военно-учебных заведений8 была значительно сокращена. Если в 1946 году в Советском Союзе было около 80 школ и училищ различного типа (суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-морские подготовительные училища, артиллерийские подготовительные училища, специальные средние школы Военно-воздушных сил, школы музыкантских воспитанников), объединённых единой целью — обеспечить своим воспитанникам получение среднего образования в объёме средней школы и подготовить их к поступлению в военные училища, то к 1955 году сохранились всего 16 суворовских военных училищ, одно нахимовское военно-морское училище и 15 школ музыкантских воспитанников Министерства обороны СССР, а также два суворовских военных училища Министерства внутренних дел СССР. Остальные школы и училища были ликвидированы в течение 1948—1955 гг.
Причины столь значительного сокращения достоверно не установлены. Предположение Е.А. Карпова о том, что «ликвидация всей сети артиллерийских подготовительных училищ была обусловлена коренным переломом в военном строительстве — началом оснащения ВС СССР ракетным вооружением и подготовкой к массовому расформированию артиллерийских частей в условиях массового сокращения армии»9, автору видится несостоятельным.
Во-первых, и воспоминания тогдашнего главы государства Н.С. Хрущёва10, и другие источники свидетельствуют о том, что пересмотр значения ракетного оружия в современной войне и широкое поступление ракет различных типов на вооружение Советской армии произошли несколько позднее.
Во-вторых, ликвидация артиллерийских и военно-морских подготовительных училищ началась в 1948 и продолжалась до 1955 года. В тот период численность Вооружённых сил СССР не сокращалась, а неуклонно увеличивалась.
По нашему мнению, основной причиной ликвидации подготовительных военно-учебных заведений в 1948—1955 гг. стала потребность в расширении системы учебных заведений, непосредственно готовивших офицеров для стремительно растущих по численности войск ПВО и Военно-морского флота. Для них в условиях послевоенной разрухи элементарно не хватало учебной базы, зданий и полигонов. Так, например, на основе большей части расформированных артиллерийских подготовительных училищ были созданы высшие военные училища ПВО11. В апреле 1948 года Ленинградское и Калининградское военно-морские подготовительные училища были преобразованы соответственно в Ленинградское и Калининградское высшие военно-морские училища. В июне 1951 года Саратовское военно-морское подготовительное училище было переформировано в училище ПВО ВМС12.
Ещё одной причиной могла послужить другая проблема, которую обозначил исследователь Е.А. Карпов в одной из своих статей. Это низкая успеваемость и дисциплина учащихся подготовительных учебных заведений, на которых невозможно было распространить все виды дисциплинарных взысканий, установленных уставами. По крайней мере в первые послевоенные годы большую часть контингента артиллерийских подготовительных училищ составляли «троечники». До 10 проц. учащихся имели неудовлетворительные оценки по основным школьным предметам13.
В те же трудные для страны годы были осуществлены и первые попытки изменения основных принципов обучения в суворовских военных училищах. При этом опять был использован опыт дореволюционных кадетских корпусов. В 1948 году Северокавказское суворовское военное училище было объединено с Орджоникидзевским Краснознамённым пехотным училищем и стало именоваться Кавказским Краснознамённым суворовским офицерским училищем. В стенах учебного заведения воспитанники, успешно закончившие обучение по программе суворовского военного училища, продолжали учёбу уже в курсантском батальоне и через три года становились офицерами. Общий срок военного образования в училище составлял восемь лет.
Практика такой подготовки офицерских кадров была признана успешной, и руководство Министерства обороны приняло решение о создании ещё нескольких подобных учебных заведений. В суворовские офицерские училища были переформированы Киевское и Свердловское суворовские военные училища. В 1955 году на базе Ленинградского дважды Краснознамённого пехотного училища имени С.М. Кирова было сформировано Ленинградское дважды Краснознамённое суворовское офицерское училище.
В феврале 1956 года министр обороны СССР маршал Г.К. Жуков и начальник Генерального штаба маршал В.Д. Соколовский направили в ЦК КПСС записку, в которой представили предложения по переформированию 17 суворовских военных училищ в 10 «Суворовско-офицерских училищ»14. Однако эта инициатива не была реализована.
Необходимо отметить, что если созданные в 1943 году суворовские военные училища по своей организационной структуре и основным принципам организации учебного процесса были подобны кадетским корпусам Российской империи, существовавшим в период 1882—1917 гг., то суворовские офицерские училища были подобны кадетским корпусам, существовавшим до реформы 1863 года. Так что учреждение суворовских офицерских училищ по своему замыслу не было принципиально новым решением.
17 марта 1956 года постановлением Совета министров СССР были утверждены предложения руководства Министерства обороны о передаче школ музыкантских воспитанников (где главным образом обучались дети-сироты) в ведение министерств просвещения союзных республик по месту дислокации, на правах детских домов15.
В структуре военного ведомства была сохранена 2-я Московская школа музыкантских воспитанников, которая в том же 1956 году была переименована в Московское суворовское военно-музыкантское училище (в 1960 г. оно получило новое наименование — Московская военно-музыкальная школа, а позднее — военно-музыкальное училище).
ЦК КПСС и Совет министров СССР в мае 1956 года приняли постановление «О порядке приёма в суворовские военные и нахимовские военно-морские училища»16, в котором отмечалось, что суворовские училища сыграли крупную роль в устройстве, обучении и воспитании детей воинов Советской армии и Военно-морского флота, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, и ныне являются одним из основных источников пополнения офицерских кадров.
Существенным изменением стало и то, что если раньше в суворовские училища принимались ребята независимо от состояния здоровья (вследствие чего некоторые из них не смогли в дальнейшем служить в армии), то теперь стали принимать только здоровых мальчиков, способных по окончании суворовского, а затем и военного училища без ограничений проходить военную службу на разных офицерских должностях. Инициатором этих изменений стал министр обороны СССР маршал Г.К. Жуков17.
Таким образом, руководство страны сняло с военного ведомства задачу воспитания детей-сирот, ведь суворовские военные училища в 1943 году были образованы, подчеркнём ещё раз, в первую очередь для «устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов»18. Очевидно, что к середине 1950-х годов эта воспитательная задача была выполнена.
Тем не менее 3 января 1958 года уже новое руководство Министерства обороны вновь вышло с совершенно иными предложениями о реорганизации суворовских военных училищ. В записке министра обороны СССР маршала Р.Я. Малиновского и начальника Генерального штаба маршала В.Д. Соколовского, направленной в ЦК КПСС, говорилось: «В целях улучшения отбора молодёжи в суворовские и нахимовское училища и обеспечения сознательного поступления в них изменить установленный порядок комплектования суворовских военных и нахимовского военно-морского училищ мальчиками, окончившими четыре класса средней школы, и установить, что в дальнейшем в эти училища будут приниматься в добровольном порядке юноши — дети военнослужащих Советской армии и Военно-морского флота, офицеров, генералов и адмиралов запаса, а также рабочих и служащих — здоровые, наиболее способные для военной службы, после окончания ими семилетней школы или семи классов средней школы и достигшие 14-летнего возраста с расчётом обучения их в суворовских училищах в течение трёх лет (8, 9 и 10-й классы). В связи с этим четыре суворовских училища расформировать, а три суворовских офицерских училища реорганизовать в военные (пехотные) училища, взамен расформировываемых военных училищ, имеющих плохие условия размещения. В Вооружённых силах останется 10 суворовских училищ и одно нахимовское военно-морское училище общей численностью 4950 воспитанников. Учитывая нецелесообразность отчисления воспитанников, обучающихся в настоящее время в 5, 6 и 7-м классах, сокращение их численности произвести в течение трёх лет, не делая в эти годы новых наборов в училища»19.
Предложения Министерства обороны были утверждены только частично. Постановлением Совета министров СССР от 6 января 1958 года был изменён порядок приёма в суворовские военные и нахимовское военно-морское училища. Новый порядок предусматривал, что в них принимаются юноши, годные по состоянию здоровья и наиболее способные для военной службы, достигшие 14—15-летнего возраста, после окончания ими семи классов средней школы, что обеспечивало более осознанный выбор юношами своей будущей профессии20.
В январе 1958 года были расформированы курсантские батальоны Кавказского, Киевского и Свердловского суворовских офицерских училищ, а сами учебные заведения переформированы обратно в суворовские военные училища.
Ленинградское дважды Краснознамённое суворовское офицерское училище было переформировано в Ленинградское суворовское военное училище и Ленинградское высшее военное дважды Краснознамённое общевойсковое командное училище имени С.М. Кирова.
Таким образом, суворовские офицерские училища не были ликвидированы, как предлагалось руководством Министерства обороны, а вернулись к своей прежней организационной структуре. Не изменилось и число суворовских военных училищ: с учётом училищ, находившихся в подчинении МВД СССР, их в 1958 году насчитывалось 17.
Реорганизация суворовских военных училищ и попытки нахождения их оптимальной организационной структуры проходили на фоне начавшейся в конце 1950-х годов в СССР очередной военной реформы. Проходили масштабные сокращения Вооружённых сил, создавались новые рода и виды войск, на вооружение армии и флота поступали принципиально новые образцы военной техники. Претерпевала изменения и система военного образования.
Судьба суворовских военных училищ стала одной из тем обсуждения на совещании в ЦК КПСС, посвящённом сокращению Вооружённых сил СССР, которое прошло 18 декабря 1959 года с участием командующих, начальников штабов и членов военных советов округов.
Во вступительном слове Н.С. Хрущёв, касаясь вопросов реорганизации суворовских военных училищ, сказал следующее: «Я очень восхищался и всегда хвалил суворовские и нахимовские школы, но сейчас у меня, товарищи, лично есть некоторые критические сомнения. Это, товарищи, тепличные растения. С точки зрения военной подготовки они хороши, но с точки зрения отрыва от жизни, от народа — это не в интересах нашей политики. Это, знаете, холёный аристократ»21.
В продолжение своей речи Н.С.Хрущёв в свойственной ему эксцентричной манере усомнился в том, что в юном возрасте можно осознанно выбрать будущую профессию22.
В этом же ключе выступил и главнокомандующий Сухопутными войсками Маршал Советского Союза А.А. Гречко: «Что касается суворовских и нахимовских училищ, я также считаю, что в этих училищах отпала необходимость. Мы их создали после войны, когда было много детей, оставшихся без попечения родителей. Сейчас в этом нет необходимости. Мы действительно создаём военную касту. С такого возраста в этих училищах мы прививаем им, что военная специальность — это самая лучшая и т.д. Они оторваны от своих сверстников и воспитываются в направлении чисто военном. И, кроме того, особой пользы в военном отношении от воспитанников суворовских военных училищ нет. Настало время отказаться от суворовских и других училищ подобного рода»23.
Мнение Н.С. Хрущёва и А.А. Гречко поддержали также начальник Главного политического управления Советской армии и Военно-морского флота генерал армии Ф.И. Голиков и командующий войсками Ленинградского военного округа генерал армии Н.И. Крылов24. Ни один из участников этого совещания не высказался за сохранение суворовских военных училищ.
Таким образом, в руководстве страны и в военном ведомстве к концу 1950-х годов возобладала точка зрения о необходимости ликвидации специальных учебных заведений, готовивших подростков к военной службе на офицерских должностях.
Надо отметить, что полемика о целесообразности существования подготовительных военно-учебных заведений возникала и в 1920-х годах, когда впервые решался вопрос о воссоздании в Советской России системы кадетских корпусов25. В то время вопрос также разрешился не в пользу учебных заведений.
Подобные диспуты предшествовали и отечественной военной реформе 1862—1874 гг.26 Главным противником существовавшей тогда системы кадетских корпусов выступал организатор и главный исполнитель преобразований в армии и на флоте Д.А. Милютин. Он считал, что существовавшие кадетские корпуса преследовали две совершенно разные цели: образовательную и благотворительную. Как учреждения образовательные они были призваны готовить квалифицированные офицерские кадры, а как благотворительные — обеспечивать детей малоимущих офицеров образованием и воспитанием в пансионе за казённый счёт. Преследуя последнюю цель, корпуса принимали детей в очень раннем возрасте, когда их интересы и способности ещё не сформировались. «Между тем, — подчёркивал Милютин, — ни для одного рода занятий не имеет такой важности сердечное к нему призвание, как для военного ремесла»27. По его мнению, воспитание детей должно проходить дома и в гражданских заведениях. Что касается военного образования, то его должны получать только те молодые люди, которые имели к нему призвание. В этом случае из них могли выйти хорошие офицеры28.
По инициативе Д.А. Милютина с декабря 1862 года началось преобразование кадетских корпусов в военные гимназии, строевой состав которых был упразднён, а большинство офицерского состава заменено гражданскими преподавателями.
Снова обратимся к реформаторским предложениям начала 60-х годов прошлого столетия. В июне 1960 года Совет министров СССР принял постановление «О реорганизации суворовских военных и нахимовского военно-морского училищ в школы-интернаты»29. Однако это решение в дальнейшем было пересмотрено, часть суворовских военных училищ и нахимовское военно-морское училище были сохранены30.
В итоге в течение 1960—1964 гг. прекратили своё существование Саратовское, Тамбовское, Тульское, Оренбургское, Новочеркасское, Ставропольское, Воронежское и Куйбышевское СВУ. В 1968 году было ликвидировано Кавказское СВУ.
В 1960 году были упразднены и суворовские военные училища, находившиеся в подчинении МВД СССР — Ташкентское и Ленинградское. В оставшихся училищах были изменены сроки обучения и порядок их комплектования. С 1963/64 учебного года перешли на трёхлетний срок обучения Казанское, Калининское и Свердловское суворовские военные училища, а с 1964/65 учебного года — Киевское, Ленинградское, Минское, Московское и Уссурийское31.
В 1969 году срок обучения в суворовских военных училищах был сокращён до двух лет. Таким образом, к этому времени система подготовительных военных учебных заведений в СССР включала в себя:
— восемь суворовских военных училищ (Казанское, Калининское, Киевское, Ленинградское, Минское, Московское, Свердловское, Уссурийское);
— одно нахимовское военно-морское училище (Ленинградское);
— одно суворовское военно-музыкальное училище.
Сложившаяся система подготовительных военно-учебных заведений практически без изменений просуществовала до начала 1980-х годов. Количество, организационная структура, сроки обучения и принципы комплектования суворовских военных училищ оставались неизменными до начала 1990-х годов.
В завершение необходимо подытожить: вся история военных подготовительных учебных заведений в нашей стране сопровождалась спорами их сторонников и противников. У каждого из оппонентов в пользу своей точки зрения имелись весомые аргументы. Из объективных — ограниченное финансирование системы училищ, слабая учебно-материальная база, несовершенная психологическая мотивация воспитанников, неопределённый социальный статус выпускников. Кроме того, в 1950—1960-х годах суворовские военные училища пережили несколько радикальных изменений: от создания на основе некоторых из них суворовских офицерских училищ (организационно-штатная структура и принципы обучения в которых копировала кадетские корпуса императорской России до реформы 1863 г.) до попыток их полной ликвидации и от фактически десятилетнего срока обучения до двухлетнего. Количество СВУ к середине 1960-х годов было сокращено более чем в два раза.
Обилие реформ, конечно же, подрывало качественную составляющую обучения. И такие, порой противоречивые изменения в организации суворовских училищ во многом были связаны, вероятнее всего, с огромной важностью вопроса воспитания и обучения молодёжи военному делу, который надо было всё же каким-то образом решать. А также и с высокой ответственностью, ложившейся при этом на организаторов обучения и воспитания офицерского корпуса.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бученков П.А. Суворовское военное. М.: Воениздат, 1981.
2 Шеин И.А., Коваленко О.Ю. «Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет…» (к 75-летию открытия первых суворовских военных училищ) // Военный академический журнал. 2019. № 1(21). С. 100.
3 Кунц Н.З., Владимиров А.И. Становление и развитие суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ // Военный академический журнал. 2015. № 3(7). С. 53.
4 Плеханов А.М., Попов А.А. Наследники А.В. Суворова: от кадетских корпусов России к суворовским военным училищам войск НКВД (МВД), КГБ СССР (1731—1960 гг.): исторический очерк М.: РУСАКИ, 2001.
5 Белов С.Н. Суворовские военные училища Поволжья (1943—1964 гг.): основные этапы становления и развития. Дисс. … канд. ист. наук. Самара, 2007; Буковская Т.И. Кадетские корпуса история, этапы становления и развития военного образования в России. Дисс. … канд. ист. наук. СПб., 2003.
6 Коханов Д.Ф. Суворовские военные училища как историческое явление и объект исследований в контексте современных задач подготовки кадров военной и гражданской службы // Университетский научный журнал. 2022. № 71. С. 63—70; Коваленко О.Ю. К вопросу о преемственности суворовских военных училищ и кадетских корпусов Российской империи // Вестник Екатерининского института. 2018. № 2(42). С. 65—71; Чупахина О.Ю., Шеин И.А. Организация образовательного процесса в суворовских военных училищах в 1943—1956 гг. // Право и образование. 2015. № 1. С. 132—139.
7 Кунц Н.З. Гордость кадетского братства: выпускники суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, добившиеся государственной и общественной известности. М.: Творческая мастерская Зураба Церетели, 2010; он же. Гордость кадетского братства: выпускники суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, добившиеся государственной и общественной известности. М., 2014.
8 Под военно-подготовительными учебными заведениями понимаются «средние специализированные школы и училища с военно-профессиональной направленностью обучения и воспитания, предназначенные для подготовки подростков к поступлению в военно-учебные заведения». Цит. по: Военная энциклопедия в 8 т. Т. 2. М.: Воениздат, 1994. С. 179.
9 Карпов Е.А. Артиллерийские подготовительные училища: организация, кадры, деятельность (1946—1955) // Вестник Академии военных наук. 2015. № 4. С. 52.
10 Хрущёв Н.С. Воспоминания. Время. Люди. Власть в 2 кн. Кн. 1. М.: Вече, 2016. С. 792, 813.
11 Карпов Е.А. Указ. соч. С. 52.
12 Степанов А. Военно-морские подготовительные училища. 1943—1951 // Старый Цейхгауз. 2010. № 1(33). С. 69.
13 Карпов Е.А. Учебный процесс в артиллерийских подготовительных училищах // Военно-исторический журнал. 2012. № 9. С. 51.
14 Вестник Архива Президента Российской Федерации. Советская Армия: годы реформ и испытаний в 2 т. Т. 2. М.: ИстЛит, 2018. С. 46.
15 Сокращение Вооружённых Сил СССР в середине 50-х годов // Военные архивы России. 1993. № 1. С. 290.
16 Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 25 мая 1956 г. № 720 «О порядке приёма в суворовские военные и нахимовские военно-морские училища».
17 Вестник Архива Президента Российской Федерации. Советская Армия: годы реформ и испытаний. Т. 2. С. 259.
18 О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации // Правда. 1943. 22 августа. С. 3.
19 Сокращение Вооружённых Сил СССР в середине 50-х годов // Военные архивы России. 1993. № 1. С. 299.
20 Там же. С. 295.
21 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф.17. Оп. 165. Д. 153. Л. 41—42.
22 Там же. Л. 42.
23 Там же. Л. 59—60.
24 Там же. Л. 95, 162.
25 Гребенкин А.Н. Дискуссия о «Красных кадетских корпусах» в РСФСР в 1920-е гг. // Человек в российской повседневности: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.Д. Морозова, В.Б. Жиромской. Пенза, 2014. С. 53—58.
26 Михайлов А.А., Филюк С.О. Реформы российских военно-учебных заведений в 1860-е годы: альтернативные проекты и итоги // Военно-исторический журнал. 2011. № 6. С. 27—35.
27 Там же. С. 28.
28 Осипова М.Н. Великий русский реформатор фельдмаршал Д.А. Милютин. М.: Animi Fortitudo, 2005. С. 160, 161.
29 Постановление Совета министров СССР от 24 июня 1960 г. № 662 «О реорганизации суворовских военных и нахимовского военно-морского училищ в школы-интернаты».
30 Постановление Совета министров СССР от 10 января 1961 г. № 27 «О суворовских военных и нахимовском военно-морском училище»; Постановление Совета министров СССР от 15 марта 1963 г. № 319 «О сохранении в системе Министерства обороны СССР Казанского, Калининского и Свердловского суворовских военных училищ»; Постановление Совета министров СССР от 21 января 1964 г. № 57 «О суворовских военных и нахимовском военно-морском училище».