Аннотация. Автор на основе анализа зарубежных источников освещает влияние англо-саксонского национализма и расизма, выпестованного британским империализмом, на становление нацизма в Германии.
Summary. On the basis of analyzing foreign sources the author covers the influence of Anglo-Saxon nationalism and racism, fostered by British imperialism, on formation of Nazism in Germany.
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. СУЖДЕНИЯ. ВЕРСИИ
ПЕЧУРОВ Сергей Леонидович — главный научный сотрудник научно-исследовательской организации Министерства обороны РФ, генерал-майор запаса, доктор военных наук, профессор (Москва. Тел.: 8-495-947-94-17)
НАЦИЗМ ПО-АНГЛИЙСКИ
Формирование фашистской идеологии в Британском обществе
После Второй мировой войны многие исследователи, в том числе на Западе, анализируя причины возникновения человеконенавистнической идеологии в нацистской Германии, констатировали связь зародившейся в англо-саксонском мире теории расовой исключительности «белой расы» и крайнего проявления национализма — нацизма. Такая постановка вопроса весьма чувствительна для британского истеблишмента, напрочь отрицающего эту связь либо пытающегося отгородиться от неё тезисом о якобы «общих тенденциях» становления «идеологии исключительности» наций, превалировавших на мировой арене в разные исторические периоды. Однако в своё время один из пионеров британского фашизма А.К. Честертон утверждал, что «основы фашизма… лежат в британской традиции»1.
Зарубежные исследователи фашизма в целом и германского нацизма первой половины ХХ века в частности обычно выделяют несколько факторов влияния на формирование крайнего подхода к делению человечества по расово-национальным признакам. Известный западный специалист в области генезиса германского нацизма М. Саркисянц перечисляет целый ряд факторов, обозначивших фундамент нацизма в Германии в 1920—1940-е годы. Он считает англо-саксонский национализм и расизм, выпестованный британским империализмом, базой, на которой позже произошло становление нацизма в Германии.
Германских нацистов восхищала британская мотивировка избранности английского народа, основанная на «духе расы» и «узах крови, которые связывают предков и потомков»2. Британские служители церкви, даже такие авторитетные в христианском мире, как Ч. Кингсли, не смущались оправдывать экспансионистскую политику Лондона, завоевание новых территорий и жестокое подавление сопротивления населявших их народов. Они всегда велись под предлогом «права избранности англо-саксов». Этот тезис взял на вооружение А. Гитлер, когда заявил: «Не может быть двух избранных народов. Мы — народ Бога. Разве этим не всё сказано?»3.
На Альбионе отождествление англо-саксов с «богоизбранным народом» утверждалось в сознании людей ещё со средних веков. А в XVII столетии и ныне весьма популярный в Британии лидер английской буржуазной революции О. Кромвель считал Британию «Новым Израилем», не весь христианский мир, а только англичан «народом Бога». В 1653 году в первой своей речи в парламенте Кромвель заявил, что Англия призвана Богом, как когда-то иудеи, чтобы править вместе с Богом и исполнять его волю.
После подавления восстания индийцев против британского колониального ига в 1857—1858 гг. дополнительный импульс получила идея «богоизбранности» британцев и их права на низведение покорённых ими народов до положения «нелюдей». Вопреки постулатам христианства британцы объявили, что некоторые народы в глазах Бога не должны обладать равными правами с другими. Имелись в виду прежде всего народы «небелой расы». Эти представления превратились в Великобритании в «естественное восприятие вещей». Как доказывал популярный английский писатель Р. Киплинг, Британия смогла захватить власть над заморскими территориями благодаря «особому благоволению Господа», а платой за его милость стала пролитая английская кровь.
В период расцвета нацизма в Германии в 1930-е годы его апологеты признавали избранность англичан как народа, занявшего ведущее положение в «белой расе» благодаря безусловному доминированию на всех материках за пределами Европы.
Британские идеологи — сторонники перенесения учения Ч. Дарвина о «естественном отборе» на исследование человеческого общества — социал-дарвинисты утверждали, что неприспособленные, малообеспеченные люди тормозят развитие всего человечества и отдельных наций. Именно в Британии зародилось учение «евгеника»4 о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях совершенствования его природы, условиях и законах наследования одарённости и таланта, возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям. Термин «евгеника» впервые предложен одним из основоположников этого учения, двоюродным братом Ч. Дарвина английским биологом Ф. Гальтоном в 1869 году в книге «Наследственность таланта, его законы и последствия». Он и его сторонники утверждали, что есть не только градация людей одной расы, но отличия рас друг от друга «по сорту». Гальтон относил к «низкосортным» народам даже кельтов-ирландцев, с которыми вынуждены соседствовать якобы «продвинутые» англо-саксы.
Вопреки тому, что прогрессивные учёные ставили перед евгеникой гуманные цели, её использовали реакционеры и расисты, основываясь на лженаучных представлениях о неполноценности отдельных рас и народов, опираясь на национальные предрассудки и рознь, они оправдывали расовую и национальную дискриминацию. В конце концов фашизм в своих политических целях заменил евгенику так называемой расовой гигиеной, узаконив геноцид5.
В гитлеровской Германии Гальтона называли «отцом сознательной культивации рас, стоящей на пути, ведущем к сверхчеловеку». А самое значительное влияние на германский нацизм оказал британский профессор евгеники К. Пирсон, который утверждал, что двигатель человеческого прогресса — расовый конфликт. Особенно впечатлял германских нацистов выдвинутый и обоснованный Пирсоном тезис о «необходимости захвата территорий, где могут жить белые люди… и на которых должно обеспечиваться пространство, необходимое при высоком уровне рождаемости для вливания новых сил в империю»6, а также о том, что из массы людей «продвинутой расы» благодаря биологическому отбору с каждым новым поколением якобы должна была выделяться некая аристократия, «обладающая истинной внутренней ценностью».
Основанием для того, чтобы ассоциировать германский нацизм с колониальным империализмом и наиболее яркой его частью — британским империализмом, стало расистское понятие — «раса господ». Равноправие в Британской империи было жёстко привязано к этнической исключительности, основывалось на откровенно постулируемом принципе верховенства расы завоевателей7. Многие учёные развивающихся стран считают нацистскую политику истребления евреев в Европе — холокост логическим продолжением того насилия, которое испытали жители британских колоний. Расово ориентированный империализм исходил из того, что человеку недостаточно заявлять о своей причастности к какой-либо нации и культуре, чтобы принадлежать к ним, он должен быть кровно связан с этой нацией8.
Атмосфера в британских колониальных поселениях способствовала рождению и процветанию расистских, а затем и чисто нацистских идей. Принадлежность к англо-саксонской расе в британских колониях по всему миру давала такую власть, о которой в метрополии колонисты и мечтать не могли. В результате колонии оказались раем для сторонников самых жестоких методов правления.
Наглядный пример — колонизация британцами Северной Америки с истреблением её коренных жителей. В отличие от французских колонистов, как правило, практиковавших выкуп земель индейцев (пусть и символический), английские колонизаторы никогда «не опускались до таких мелочей», бесцеремонно отбирая у аборигенов всё их достояние9. Национальный герой США генерал Д. Макартур вспоминал, что его английский предок, возглавляя карательные экспедиции на Диком Западе, «руководствовался принципом: хороший индеец — мёртвый индеец». Взгляды этого «стопроцентного англо-сакса» формировали подобное отношение к иным народам у его потомков10. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Sarkisyanz M. Adolf Hitlers Englische Vorbilder: vom britischen zum ostmarkisch-bajuwarischen Herrenmeschentum. Voriesungen genhalten an der Heideberger Universitat Ketch am Rhein, 1997. S. 148.
2 Mill J.S. On Liberty and Other Writings. CreateSpace, 2010. P. 67.
3 Ibid. P. 6.
4 Евгеника / Большая советская энциклопедия: В 30 т. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969—1978: http://slovari.yandex.ru.
5 Там же.
6 Sarkisyanz M. Op. cit. S. 50.
7 Thurlow R. Fascism in Britain. A History 1918—1945. I.B. Tauris, 1998. P. 276.
8 Sarkisyanz M. Op. cit. S. 35.
9 Дуглас Макартур // 100 человек, которые изменили ход истории. Вып. № 94. М.: ООО «Де Агостини», 2009. С. 10.
10 Там же. С. 6.