Аннотация. В статье исследуются жизненный путь и деятельность начальника Военно-морских сил РККА Р.А. Муклевича, оценивается его роль в становлении ВМФ СССР и развитии отечественной судостроительной промышленности в 20—30-х годах прошлого столетия.
Summary. The article explores the life path and activities of the Chief of the Red Army’s Navy R.A. Muklevich. His role in the Soviet Navy’s formation and the domestic shipbuilding industry’s development in the 20-30s of the last century is estimated.
ПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
БЛИЗНИЧЕНКО Сергей Сергеевич — доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук
(г. Краснодар. E-mail: Flagman.Flota@yandex.ru).
«ПРОШУ ПОЛИТБЮРО ПЕРЕСМОТРЕТЬ ВОПРОС О СОКРАЩЕНИИ ФЛОТА…»
Начальник Военно-морских сил РККА Р.А. Муклевич
В ряду видных советских флотских военачальников, вышедших из народных глубин и достигших высших ступеней командной иерархии на военно-морском поприще, особое место занимает Р.А. Муклевич. Этот профессиональный революционер, член РСДРП с 1906 года внёс большую лепту в возрождение отечественного флота после Гражданской войны и развитие советского военного судостроения периода 20—30-х годов прошлого столетия.
Ромуальд Адамович Муклевич родился 25 ноября (7 декабря) 1890 года в местечке Супрасль, недалеко от Белостока, в семье польского рабочего-текстильщика Адама Муклевича1. Окончив церковно-приходскую школу, он работал вместе с отцом на текстильной фабрике. Ромуальд рано приобщился к политической борьбе. В 16 лет он стал членом Социал-демократической партии Польши и Литвы (СДППиЛ). В 1907—1909 гг. избирался секретарём Белостокского, а в 1911 году — Лодзинского комитетов партии2.
В 1912 году Р.А. Муклевич был призван в Пограничную крейсерскую флотилию Черноморского флота3, где проходил службу на корабле «Коршун», одновременно ведя среди матросов Измаила и Очакова активную партийную пропаганду. В 1914 году, с началом Первой мировой войны его перевели на Балтийский флот (БФ)4. В Кронштадте он прошёл обучение в школе мотористов, получил унтер-офицерское звание. С 1915 по 1917 год Р.А. Муклевич продолжил службу в этом учебном заведении, не прекращая подпольной революционной работы5. В период смены государственного строя активно участвовал в Февральской революции, стал членом Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, работал в Военной организации при ЦК РСДРП(б). 25 октября во главе школы мотористов штурмовал Зимний дворец и участвовал в подавлении очагов контрреволюции в Петрограде.
В феврале 1918 года Р.А. Муклевич вступил добровольцем в партизанский отряд Я. Фабрициуса, сражавшийся против наступавших немецких частей под Нарвой. После устранения угрозы захвата Петрограда германскими оккупантами Ромуальд Адамович был направлен в части формировавшейся Красной армии6.
С августа 1918 года Р.А. Муклевич последовательно занимал должности: пограничного комиссара германской границы; заведующего вербовочным бюро запасной стрелковой дивизии; начальника штаба войск Свенценской группы; комиссара штаба 16-й армии; комиссара штаба Западного фронта, а с апреля 1921 года — члена Реввоенсовета (РВС) Западного фронта7. В то же время он выполнял обязанности члена военного совета Бобруйского укреплённого узла; председателя полевой комиссии по борьбе с дезертирством; председателя Виленского губревкома8.
После окончания Гражданской войны в 1922 году Р.А. Муклевича назначили комиссаром Военной академии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА)9. В течение трёх лет он принимал непосредственное участие в подготовке кадров для советских Вооружённых сил. В 1925 году Ромуальд Адамович стал помощником начальника Военно-воздушных сил (ВВС) РККА10, одновременно являясь заместителем председателя Совета гражданской авиации и председателем редакционной коллегии журнала «Вестник воздушного флота».
23 августа 1926 года Р.А. Муклевич был назначен начальником Военно-морских сил (ВМС) РККА11. Одновременно он стал членом высшего военного органа Советского государства — Реввоенсовета СССР. Новый командующий сразу публично изложил свою принципиальную позицию:«Дальнейший рост нашего флота должен идти нога в ногу с нашими ресурсами и отвечать задачам, возложенным на флот, а при разработке программы нового судостроения мы должны исходить из трёх предпосылок:
1) строить только то и в таких размерах, что нам по карману;
2) вначале строить корабли тех классов, которые необходимы для оборонительных действий;
3) исходить только из возможностей отечественной промышленности»12.
Ромуальд Адамович не переставал повторять, что флот нельзя создать ни в один год, ни в несколько лет. Чтобы флот не устаревал и был силён, говорил он, нужны постоянная упорная работа, постоянные материальные и моральные затраты13.
Позицию нового начальника ВМС РККА отразил в своих мемуарах Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов: «Какой флот необходим нашей стране? — вот главная тема дискуссии в академии… Однажды к нам прибыл Р.А. Муклевич. В актовом зале академии собрались коммунисты… Помнится, после доклада разгорелись горячие прения, и, кажется, точки зрения противников были непримиримы… Ждали выступления Муклевича, он что-то записывал в своём блокноте, временами поднимал руку, чтобы успокоить возбуждённую аудиторию, но выступать не спешил. Наконец список выступавших был исчерпан, и слово попросил Ромуальд Адамович. Он не спеша подошёл к трибуне, развернул свои записи. В зале мгновенно воцарилась тишина… Муклевич изложил точку зрения руководства на будущее флота. Флот должен быть прежде всего сильным, но строительство его надо теснее увязывать с возможностями нашей промышленности: “Строить будем различные корабли, нужные для обороны страны, а не для войны за обладанием морями, за господство на океанах. Поэтому отпадает надобность в линкорах и крупных крейсерах так называемого вашингтонского типа, водоизмещением более десяти тысяч тонн и огромным радиусом действия…”».
Н.Г. Кузнецову вторил в своих воспоминаниях и другой советский флотоводец — адмирал Ю.А. Пантелеев: «Выступления Муклевича поражали глубиной постановки вопросов строительства флота. Обширных знаний он добился поистине самоотверженной самостоятельной учёбой.
В ту пору среди моряков кипели споры о перспективах развития советских ВМС. Впереди было создание Тихоокеанского и Северного флотов, укрепление Каспийской, Амурской, Днепровской военных флотилий. Какие корабли им необходимы в первую очередь? Муклевич считал, что создание лёгких сил и подводного флота, морской авиации, береговой и минно-позиционной обороны должно в максимальной степени отвечать характеру ведения боевых операций на наших морских театрах в обстановке вероятной войны»14.
10—13 сентября 1926 года под руководством начальника ВМС РККА Р.А. Муклевича были проведены манёвры Морских сил Балтийского моря (МСБМ). На первом этапе балтийцами отрабатывались наступательные и оборонительные действия в островном районе восточной части Финского залива, на втором — проверялась возможность противодействия линейным силам противника на подходах к Кронштадту средствами береговой обороны, морской авиации и лёгкими корабельными силами. В начале манёвров на «красной» стороне действовали бригады линейных кораблей, эскадренных миноносцев, подводных лодок, а также канонерская лодка, вспомогательные суда, службы наблюдения и связи (СНиС), береговая оборона Балтийского моря (БОБМ) в полном составе, ВВС Балтийского моря. Кроме того, были задействованы авиаотряд и дирижабль ВВС Ленинградского военного округа. На «синей» стороне противника обозначали крейсер, 3 эсминца, 2 подводные лодки, 2 тральщика, 6 вспомогательных судов и стрелковый армейский батальон. На заключительном этапе все линкоры и эсминцы действовали на стороне прорывавшихся к Кронштадту «синих», а подводные лодки — у оборонявшихся «красных»15. Отличную оценку по результатам учений поставило не только советское командование. За походами кораблей Морских сил в Балтике пристально следили в Европе. Немецкий журнал «Марине Рундшау» в конце 1926 года писал: «…прогресс Красного Флота очень значителен»16. Это был первый серьёзный практический успех нового командующего ВМС.
Огромное количество сил затратил Р.А. Муклевич на создание отечественного подводного флота. При его непосредственном участии в 1927 году были заложены на стапеля первые советские субмарины «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец». Проектирование этих лодок начиналось вопреки мнению некоторых членов Политбюро ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР, предлагавших купить один корабль у западных стран, взять его за образец, усовершенствовать конструкцию, а затем приступить к серийному производству17. Наморси Р.А. Муклевич решительно выступал против этого. «Нам продадут лодку вчерашнего дня, — доказывал он, — а главное, наши проектировщики уже добились значительных успехов в разработке двухкорпусной лодки, разделённой не семь отсеков, с большой дальностью плавания, мощным торпедным вооружением»18. Эта принципиальная позиция Ромуальда Адамовича в конечном итоге возобладала над другими мнениями. И три первенца советского подводного кораблестроения пополнили состав Морских сил Балтийского моря.
В поле зрения начальника ВМС РККА Р.А. Муклевича постоянно находились кадровые вопросы. К примеру, в 1927 году ему пришлось решать дальнейшую судьбу начальника штаба МСБМ Л.М. Галлера. Этому опытному флотоводцу предполагалась замена из числа первого «пролетарского выпуска» Военно-морской академии (ВМА). Муклевич вызвал Л.М. Галлера в Москву и тактично убедил его в необходимости занять должность командира дивизии линкоров на Балтике. Лев Михайлович дал своё согласие.
4 февраля 1929 года с учётом предложений начальника ВМС РККА Р.А. Муклевича на заседании Совета Труда и Обороны (СТО) СССР была утверждена вторая «Программа военного судостроения на 1928—1933 годы», согласно которой планировались: капитальный ремонт всех трёх имевшихся линкоров, достройка и восстановление лёгкого крейсера и 3 эсминцев, постройка 3 новых эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 19 больших и 4 малых подводных лодок, 5 охотников за подводными лодками, 3 речных мониторов (канлодок), 63 торпедных катеров и плавбазы подводных лодок19.
Начальник Военно-морских сил РККА Р.А. Муклевич неустанно боролся за повышение боевой мощи флота, отстаивал его военную роль в обороноспособности страны. Так, в мае 1928 года на заседании Реввоенсовета СССР с командующими ряда округов обсуждался вопрос «О значении и задачах Морских Сил в системе Вооружённых Сил страны». Некоторые его участники говорили, что флоту слишком много даётся средств, предлагали урезать ассигнования. Р.А. Муклевич убедительно доказал ошибочность этих взглядов, необходимость пополнения флота новыми кораблями. В результате его выступления Реввоенсовет СССР постановил: «Признать необходимым укрепление и развитие ВМС в общем плане военного строительства»20.
Под руководством Р.А. Муклевича продолжалось восстановление и строительство линкоров, крейсеров, эсминцев, подводных лодок. «Флот восстановлен, — писал он в 1928 году в центральном флотском журнале. — Нужно заняться его тактической подготовкой»21. С этой целью начались регулярные учения по отработке взаимодействия надводных кораблей с подводными лодками и с другими родами сил. Ромуальд Адамович считал, что создание лёгких сил и подводного флота, морской авиации, береговой и минно-позиционной обороны должно в максимальной степени отвечать характеру ведения боевых операций на наших морских театрах в обстановке вероятной войны. Как вспоминал позже Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов, «он настойчиво боролся за повышение боевой мощи флота, отстаивал его важную роль в обороноспособности страны»22.
1 ноября 1928 года Р.А. Муклевич направил заместителю председателя РВС СССР И.С. Уншлихту доклад «Состояние Военно-Морских Сил РККА», в котором подводился итог возрождения флота после окончания Гражданской войны. В докладе указывалось, что в 1928 году было завершено восстановление имевшегося ресурса корабельного состава и материальной части флота, давалась оценка технического состояния и достигнутого уровня подготовки Морских сил, береговой обороны и морской авиации на различных театрах и отмечалась их способность в основном успешно решать поставленные задачи23.
За активное участие в Октябрьской революции и Гражданской войне, в строительстве Советских Вооружённых сил «бывший унтер-офицер БФ, член РВС Западного фронта» Р.А. Муклевич 20 февраля 1928 года был награждён орденом Красного Знамени24. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Советская военная энциклопедия: В 8 т. Т. 5. М.: Воениздат, 1978. С. 448.
2 Там же.
3 Военно-морской энциклопедический словарь / Под. ред. В.И. Куроедова. М.: Воениздат, 2003. С. 509.
4 Советская военная энциклопедия… С. 448.
5 Басов А. Матрос революции // Воен.-истор. журнал. 1965. № 11. С. 122—124.
6 Советская военная энциклопедия… С. 448.
7 Там же.
8 Басов А. Указ. соч. С. 122—124.
9 Советская военная энциклопедия… С. 448.
10 Там же.
11 Березовский Н.Ю., Бережной С.С., Николаева З.В. Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1917—1941. М.: Воениздат, 1992. С. 678.
12 Судостроение. 1936. № 5. С. 47, 48.
13 Там же. С. 47.
14 Морской сборник. 1989. № 3. С. 84.
15 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 3013. Л. 1, 27.
16 Морской сборник. 1927. № 10. С. 27.
17 Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Советский подводный флот 1922—1945 гг.: О подводных лодках и подводниках. М.: АСТ; Транзиткнига, 2006. С. 10—27.
18 Морской сборник. 1989. № 3. С. 82.
19 РГА ВМФ. Ф. Р-360. Оп. 2. Д. 162. Л. 253; Ф. Р-1483. Оп. 1. Д. 80. Л. 40.
20 Морской сборник. 1989. № 3. С. 85.
21 Там же. 1928. № 10. С. 7.
22 Там же. 1997. № 8. С. 32.
23 Российский государственный военный архив. Ф. Р-886. Оп. 1. Д. 658. Л. 22—29.
24 Березовский Н.Ю., Бережной С.С., Николаева З.В. Указ. соч. С. 701.