Аннотация. В статье на основе редких вексиллологических, филокартических и фалеристических источников показано отражение интересных фактов военной истории в иконографии герба России. Исследование охватывает большой промежуток времени — от эпохи Петра I до второй половины 30-х годов XX века. Автор раскрывает причины и условия создания военно-исторических артефактов, рассказывает о персоналиях — создателях исторических реликвий.
Summary. The paper falls back on rare vexillological, philocartic and phaleristic sources to show the reflection of interesting facts from war history in the iconography of Russia’s national emblem. The research covers a vast period, from the era of Peter the Great to the second half of the 1830s. The author names the reasons and conditions for making military-historical artifacts, and speaks of the historical relic makers.
РАЖНЁВ Геннадий Владимирович — почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, полковник в отставке, кандидат философских наук, доцент
РЕЛИКВИИ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
Малоизвестные военно-исторические артефакты с гербом России
Основные события военной истории нашего Отечества достаточно хорошо изучены. Тем не менее не только напомнить, но и рассказать о них что-то новое часто могут не только самые простые предметы военной атрибутики, но и произведения искусства, на которых помещён герб России. Именно о нескольких таких малоизвестных артефактах будет рассказано в этой статье.
Первый из них — русское знамя, захваченное шведами в битве при Нарве в начале Северной войны 1700—1721 гг. Знамя из белого шёлка с росписью хранится в Северном музее Стокгольма, главный хранитель которого Кэрин Теттерис любезно сообщила автору этой статьи описание и размеры знамени — 219×204 см.
Судя по композиции двуглавого орла, в которой отсутствует лента между корон, знамя было изготовлено до 1699 года. Это редчайший экземпляр знамени русского царства.
Напомним, что шведы, одержав победу в том сражении, захватили почти всю русскую артиллерию — 179 из 184 во многом устаревших орудий. Перед царём Петром I встала трудная задача оснащения армии новейшей артиллерией. Однако денег для этого в казне уже не было. Тогда Пётр I направил письмо князю Петру Ивановичу Прозоровскому, который стоял во главе приказов Большой казны и Большого прихода и пользовался у него особым доверием. В нём царь приказал срочно переплавить всю серебряную посуду и другие ценные предметы из серебра, которые хранились в Оружейной палате, и отчеканить монеты в объёме требовавшейся суммы. В ответном письме Прозоровский заверил царя, что его указание будет исполнено. Вскоре необходимую сумму свежеотчеканенными серебряными монетами доставили Петру. Проблема с деньгами для производства артиллерии была решена. Для ускорения производства новых орудий по приказу Петра была изъята часть церковных колоколов, а большинство средневековых бомбард из меди и бронзы пошли на переплавку. В итоге в русскую армию поступило 300 усовершенствованных орудий, не уступавших лучшим европейским образцам. Недалеко от районов боевых действий, на берегу Онежского озера, было начато строительство пушечно-литейного завода. До этого такие заводы были только на Урале.
Русская армия одержала первые победы в Северной войне в сражениях при Эрестфере и Гуммельсгофе, а затем штурмом захватила две крепости на Неве — Нотебург и Ниеншанц. Вскоре русские войска при личном участии Петра I штурмом взяли крепости Дерпт и Нарву.
Возвратившись в Москву, Пётр выразил Прозоровскому горькое сожаление, что теперь столы для торжественных трапез в Грановитой палате будут без традиционной драгоценной посуды. Но старый казначей успокоил царя, ответив, что всю посуду он сохранил. Прозоровский признался Петру, что в тайне от всех на тяжёлые времена он накопил ещё во время царствования отца Петра большую сумму серебряных денег, которых осталось ещё много. Растроганный Пётр, обняв и поцеловав Прозоровского, попросил его показать тайник. Мудрый и предусмотрительный казначей, извинившись перед государем, поставил условие: не сообщать о тайнике с сокровищами Меншикову, известными грехами которого были стяжательство и казнокрадство. Получив твёрдое обещание царя, Прозоровский провёл его в тайник и при свете фонаря показал ему гору сложенных в углу мешков с серебряными монетами. Изумлённый увиденным, Пётр подошёл к горе денег и отнёс в сторону десять мешков, сказав Прозоровскому: «Это тебе». Прозоровский с благодарностью отказался от щедрого подарка, сказав, что если бы хотел, то давно присвоил бы все эти деньги, но никогда не стремился к роскоши и богатству…
Первая мировая война и связанные с ней предшествовавшие события нашли отражение в многочисленных произведениях искусства и литературы. О них напоминают также малоизвестные и даже неожиданные предметы, в композиции которых использован герб Российской империи. К таким предметам относится изготовленная летом 1907 года по специальному заказу министерства иностранных дел Британской империи партия латунных хьюмидоров (коробок для хранения сигар) размером 28×17×19 см. Хьюмидоры предназначались для вручения российским дипломатам в качестве памятных подарков по случаю подписания в Санкт-Петербурге 18 августа 1907 года исторического англо-русского соглашения, которое разграничивало сферы влияния России и Британии в Средней Азии и завершило формирование Тройственной Антанты, созданной в противовес Тройственному союзу. Подарочные хьюмидоры были украшены гербом Российской империи с двуглавым орлом в стиле ампир, гербом Великобритании (его не видно) и гербом Ирана времён правления династии Каджаров с традиционными щитодержателями — обернувшимися львами.
Памятным предметом начала Первой мировой войны является изданная в Великобритании в 1914 году почтовая карточка «Персонификация России», посвящённая главному союзнику Великобритании. На карточке помещено поясное изображение молодой женщины в русской национальной одежде, украшенной лентой и вышивкой цветов российского триколора. Кокошник и верхняя часть сарафана декорированы гербом России.
Очень редким и малоизвестным предметом, связанным с Первой мировой войной и Февральской революцией, является пропагандистская карикатура немецкого художника Вальтера Трирера «Новый герб России», созданная летом 1917 года. На ней изображён двуглавый орёл, на одной голове которого помещён фригийский колпак, ставший после Великой французской революции 1792 года символом свободы. Идею победившей Февральской революции усиливает изображение падающих с правой головы орла короны и скипетра из правой лапы. Левой лапой орёл держит уже не державу, а круглую бомбу. Клюв широко раскрыт, и из него высовывается извивающийся язык — символ воинственности. Язык и бомба в лапе символизируют активное участие России в Первой мировой войне, которая стала своеобразной предтечей и мощным катализатором Февральской революции. В лекции «Война и революция», прочитанной В.И. Лениным в мае 1917 года, он говорил, что «русский народ, при всей своей ненависти к войне и при всей своей воле добиться мира, не мог, пока войну вёл царь, сделать против войны ничего, кроме подготовки революции против царя и свержения царя».
Интересно, что первыми с лозунгами против войны и царя 23 февраля выступили рабочие заводов Э.Л. Нобеля, который был известен связями с революционными кругами Петрограда. С этого и началась Февральская революция. Эммануил Людвигович, будучи племянником знаменитого Альфреда Нобеля, сделал многое для того, чтобы премия его дяди состоялась. Как выдающийся инженер Э.Л. Нобель стоял у истоков русского подводного флота: именно его дизельными двигателями были оснащены первые в России подводные лодки «Минога» (малого класса) и «Акула» (большого класса), спущенные на воду в 1908—1909 гг.
Февральская революция оказала сильное влияние на ход Первой мировой войны на Восточном фронте. Усиление антивоенной агитации в русских войсках привело к фактическому их разложению и снижению боеспособности. По итогам войны Германия понесла самые большие потери. За ней идут Россия, Франция, Австро-Венгрия и другие страны.
Сооружение памятников жертвам и героям Первой мировой войны началось ещё до её окончания. Затем появились и новые типы памятников: в Англии и Франции в 1920 году открыли памятники неизвестным солдатам, а в 1923 году в Париже был зажжён Вечный огонь. В царской России также уделялось большое внимание созданию памятников жертвам Первой мировой. Так, уже в 1915 году в Петрограде был объявлен конкурс на лучший проект памятника погибшим в Первой мировой войне российским солдатам. В 1916 году было присуждено несколько премий, а журнал «Искусство и жизнь» помещал информацию о призёрах конкурса. Один из проектов — Ф.П. Бирбаума (4-я премия) представлял собой огромный крест из высеченного камня, украшенный двуглавым орлом с закрытыми клювами и опущенными крыльями1.
Первым значительным монументом, посвящённым подвигам русских солдат в Первой мировой войне, стал памятник героям 2-й Отечественной войны, торжественно открытый в Вязьме с соизволения императора Николая II 16 июня 1916 года. Памятник был сооружён по инициативе Вяземской городской думы на народные пожертвования. На торжественном открытии памятника присутствовали герои войны, видные военачальники — уроженец Вязьмы начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал-адъютант М.В. Алексеев и главнокомандующий армиями Западного фронта генерал от инфантерии А.Е. Эверт. Монумент в виде высокого шестигранного обелиска был сделан из листовой стали, окрашенной под светлый мрамор. Грани памятника украшали кресты ордена Св. Георгия и имена его кавалеров: генералов М.В. Алексеева, В.В. Смирнова, А.Е. Эверта, а также знаменитой сестры милосердия Р.М. Ивановой — единственной в Российской империи женщиной, награждённой (посмертно) высшей военной офицерской наградой. В будущем список героев войны планировалось пополнять именами вяземцев, награждённых орденом Св. Георгия. Открытие монумента снималось на киноплёнку. В тот же день торжественно открыли и бульвар 2-й Отечественной войны с монументальной аркой, увенчанной уникальным гербом России с удлинёнными шеями двуглавого орла, выходящими из разных точек, и с фигурой Георгия Победоносца на коне, заметно опущенной и сильно увеличенной. На правой и левой колоннах арки помещались гербы Смоленска и Вязьмы. К сожалению, памятник и арка были разрушены в годы Гражданской войны и до сих пор не восстановлены. Сохранилась и бережно хранится в Вяземском историко-краеведческом музее лишь очень редкая почтовая карточка с изображением арки (14×8,6 см), которую в 1917 году выпустило московское «Контрагенство А.С. Суворина и Ко». Фотографию редчайшей открытки директор музея Ольга Еркешевна Селявина любезно предоставила автору этой статьи, за что искренняя благодарность.
В советское время говорить о необходимости сооружения памятников героям и жертвам войны, которую часто называли империалистической, было не принято.
В белоэмигрантских кругах создавались своеобразные памятники участникам и инвалидам Первой мировой войны — корпоративные памятные нагрудные знаки, на части которых было помещено изображение герба России. Одним из первых таких знаков стал членский знак Зарубежного союза русских военных инвалидов, учреждённый в 1923 году и сделанный из бронзы с серебрением и оксидированием в Париже фирмой «Arthus Bertrand» (масса — 7,55 г; размер — 26,4×33,9 мм).
Зарубежный союз русских военных инвалидов был благотворительной организацией и объединял союзы инвалидов в Англии, Бельгии, Болгарии, Германии, Греции, Дании, Польше, Румынии, Югославии, Турции, Сирии, Северной Америке, Финляндии, Франции, Чехословакии, Эстонии, Шанхае и Тяньцзине. Возглавлял его генерал от кавалерии Н.Н. Баратов. В годы Первой мировой войны его отдельный экспедиционный корпус в составе 1-й Закавказской казачьей и Закавказской кавалерийской дивизий вёл успешные боевые действия против прогерманских войск в Персии, где в 1916 году в ходе одного из боёв был убит возглавлявший прогерманскую армию граф Георг фон Каниц (Кауниц). Н.Н. Баратов стал обладателем ряда российских и нескольких зарубежных орденов, в том числе ордена Св. Георгия 4-й степени (1915 г., Россия) и ордена Почётного легиона — «Великий офицер» (для высших членов легиона, 1916 г., Франция). За отличия в Русско-японской войне в 1905 году он был награждён Золотым оружием. После тяжёлого ранения в 1919 году Баратову ампутировали ногу. Он стал одним из организаторов союза, членами которого были несколько тысяч человек. После кончины Баратова в 1932 году союз возглавил генерал-лейтенант М.Н. Кальницкий.
Вторым по времени знаком с гербом России стал знак «Орден сострадательного сердца», учреждённый в 1933 году Обществом русских ветеранов Великой войны в Сиэтле, штат Вашингтон, США. Знак изготовлен в неизвестной мастерской как крест с концами в виде стилизованных сердец из бронзы с позолотой и эмалью. Его общая масса — 17 г. Размер без ленты — 35,1×31,7 мм. Знаком награждались сёстры милосердия, участвовавшие в Первой мировой войне.
Общество русских ветеранов Великой войны было основано в мае 1924 года в Сан-Франциско, штат Калифорния, США. Его председателем стал генерал-лейтенант барон А.П. Будберг, участник Русско-японской, Первой мировой (дважды ранен на передовой) и Гражданской войн. В 1919 году он был управляющим военным министерством в правительстве адмирала А.В. Колчака. Награждён несколькими российскими орденами, медалями и Золотым Георгиевским оружием (1914 г.), а также очень редкой наградой — японским орденом Священного сокровища III класса (1903 г.), который имел в то время восемь классов. В 1925 году общество открыло свою библиотеку, основу которой составили книги по военной истории, собранные бароном А.П. Будбергом. В 1934 году оно купило дом в Сан-Франциско, в котором с 1944 года действует Военный музей общества. Среди экспонатов — знамёна, ордена, медали, нагрудные знаки, амуниция, реликвии Русско-японской войны, материалы и документы по военной истории России и Белого движения.
Третий нагрудный знак с гербом России — членский знак Русского национального союза участников войны. Он изготовлен в Париже во второй половине 1930-х годов фирмой «Arthus Bertrand». Правой лапой орёл держит меч, а левой — православный крест. Сам двуглавый орёл положен на скрещенные мечи. Знак выполнен из бронзы с позолотой, серебрением и эмалью (масса — 7,4 г; размер — 26,3×22,5 мм).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Искусство и жизнь. 1916. № 3.