Аннотация. В статье рассказывается о том, как в годы Великой Отечественной войны Кронштадтский морской завод выполнял заказы фронта.
Summary. The paper describes the work of the Kronstadt Naval Works executing orders for the front during the Great Patriotic War.
ФЕДУЛОВ Сергей Валентинович — профессор кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, полковник запаса, доктор исторических наук, доцент
ПОЛОВИНКИН Валерий Николаевич — научный руководитель ФГУП «Крыловский государственный научный центр», капитан 1 ранга запаса, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор
МИЗИРКИНА Наталия Николаевна — преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского
КРОНШТАДТСКИЕ СУДОРЕМОНТНИКИ — ФРОНТУ
Кронштадтский морской завод (КМЗ) по праву считается самым старейшим судоремонтным заводом нашей страны со сложившимися традициями и богатейшим производственным опытом. До июня 1941 года он успешно и на высочайшем уровне выполнял плановые судоремонтные работы. С началом Великой Отечественной войны деятельность завода изменилась: резко возрос аварийный ремонт кораблей, в результате чего значительно увеличилось количество их докования. Например, наиболее серьёзные и сложные работы проводились с докованием повреждённого корпуса крейсера «Максим Горький» и вновь изготовленной на заводе № 189 его носовой части1.
В большом количестве начались работы по перевооружению боевых и по вооружению вспомогательных и мобилизованных судов. В числе оборудования кораблей особо значимое место занимали:
— оснащение катеров различных типов под минные заградители и тральщики;
— переоборудование рыболовных траулеров под магнитные тральщики;
— установка размагничивающих устройств системы ЛФТИ на кораблях всех классов;
— выполнение корпусных работ, связанных с установкой зенитного вооружения;
— установка артиллерийского вооружения на вспомогательных и мобилизованных судах;
— изготовление тихоходных охранительных кораблей (ТОК-1)2.
По мере изменения задач, стоявших перед флотом, менялись задачи и характер работ КМЗ. С приходом флота в Кронштадт и Ленинград, созданием морских бригад и отправкой их на передовую завод переключился на изготовление вооружений для нужд фронта. А именно: миномёт упрощённой конструкции «РМ-50» (ротный миномёт калибра 50-мм) и мины к нему; станки Соколова к пулемёту «М-1»; лопаты сапёрные и штыковые; ремонт винтовок; изготовление приспособлений для установки артиллерийских орудий; колючая проволока и др.3
Осенью 1941 года с возникновением угрозы острову Котлин в ходе зимнего наступления немецко-фашистских войск завод почти полностью переключился на создание линии обороны, вложив в это много новых и оригинальных идей. Были разработаны и изготовлены плавучие доты (долговременные огневые точки); сани для артиллерийских орудий, пулемётов и боезапаса, а также береговые доты и дзоты. Особый интерес представляли собой орудийные и пулемётные сани, а также плавучие огневые точки. На них следует остановиться более подробно. Конструкторский отдел КМЗ спроектировал, а завод изготовил сани под артиллерийскую систему «К-21» и пулемёт «ДШК», на которых можно было не только их возить, но и с которых можно было вести огонь по противнику.
Например, габаритные размеры саней под артиллерийскую систему «К-21» были следующие: длина — 4000 мм; ширина — 2060 мм; высота — 350 мм. Сани имели три полоза с закруглением по радиусу 530 мм спереди и сзади, что позволяло им двигаться в любом направлении. Настил изготавливался из листового металла или сосновых реек. Для удержания саней в неподвижном состоянии при ведении стрельбы имелись откидные сошки, для транспортировки — лямки из пенькового троса. Транспортировать артиллерийские сани могли 6—8 человек. Производство этого изделия на КМЗ имело массовый характер.
Также для зимней обороны острова Котлин КМЗ строил плавающие артиллерийские и пулемётные огневые точки4. Они были двух типов: на плотах и на понтонах. Для вязки плотов использовались бревна длиной 6500 мм средним диаметром 250 мм. Плоты под пулемётные точки имели три ряда брёвен, скреплённых между собой скобами, ершами и тросами. Под орудийные точки плоты имели восемь рядов брёвен, скреплённых аналогичным образом5.
Вместе с тем конструкторский отдел КМЗ разработал, а завод внедрил проект плавающих огневых точек на понтонах. Понтон под орудийную установку «К-21» представлял собой сруб из брусьев размером 6 х 6 м толщиной 200 мм. Днище изготавливалось из досок толщиной 100 мм. Понтон под пулемётную установку «М-1» строился из брусьев толщиной 200 мм, размер сруба 4,40 х 4,40 м.
Преимущества понтонов перед плотами были следующие:
— уменьшался расход леса в три раза. При этом важно напомнить, что Кронштадт находился в блокаде, в нём ощущалась крайняя нехватка дров, и на отопление шли разрушенные деревянные дома, сараи, заборы.
— рубка огневой точки на понтоне выступала над уровнем воды меньше, чем на плотах. Осадка у понтона была меньше, чем у плота, что позволяло устанавливать его на мелководье.
При постройке понтонов возникла проблема с водоточности, но она была решена. Рубки на плоты и понтоны изготавливались из листовой стали толщиной 20 мм. К плотам и понтонам они крепились при помощи ершей. В орудийных рубках для ведения огня были установлены три самостоятельно открывавшиеся крышки. Закрытие их осуществлялось с помощью талей. При таком размещении угол стрельбы орудия составлял 160º.
В пулемётных рубках для ведения огня были сделаны три амбразуры размером 250 х 250 мм. При помощи специального кронштейна ось вращения пулемёта была прилажена к стене рубки, что давало возможность при небольшой амбразуре иметь угол стрельбы 130º. Через открытую дверь рубки также можно было вести огонь. Таким образом, из пулемётной огневой точки была возможность вести огонь по всем направлениям6.
Все рубки, как на плотах, так и на понтонах, имели надлежащее оборудование (койки, стол, скамейки, печку), запас продовольствия, воды, то есть всё необходимое для длительного нахождения в них личного состава. Хранение боезапаса предусматривалось на плотах внутри рубки, на понтонах — внутри понтона, ниже ватерлинии. Изготовление боевых рубок, плотов и понтонов особых трудностей для завода не представляло, и вскоре их производство было освоено в массовом количестве7.
Помимо плавающих огневых точек завод строил на острове Котлин береговые оборонительные сооружения. А именно: изготавливал и устанавливал минные и проволочные заграждения, орудийные и пулемётные дерево-земляные огневые точки, металлические двух- и трёхамбразурные боевые рубки, врытые в землю.
В начальном периоде войны фронт нуждался в стрелковом оружии, и такое нашлось на складах и в школах Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ), однако оно было переделано под учебное. Для этого в казённой части винтовок просверливалось отверстие, в результате чего использовать их в качестве боевого оружия не представлялось возможным. Кронштадтскому морскому заводу было поручено вновь переделать эти винтовки из учебных в боевые путём заделки отверстий в казённой части8. С этой задачей завод справился в кратчайшие сроки.
В вопросе обороны Кронштадта важное место уделялось средствам заграждения, в том числе изготовлению и установке колючей проволоки. И эту задачу пришлось решать КМЗ. Изготовление колючей проволоки впервые осваивалось заводом и осуществлялось ручным способом. К этой работе были привлечены ремесленники Школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) КМЗ и низкоквалифицированные рабочие (2—3 разряд) под руководством высококвалифицированных (4—5 разряд) бригадиров. Изготовление данного средства обороны осуществлялось в три этапа:
— 1-й этап — завивка двух прядей проволоки;
— 2-й этап — заготовка колючек;
— 3-й этап — «проколка» свитых прядей на 80—100 мм друг от друга и установка в эти «проколы» колючек.
Выработка продукции за десятичасовой рабочий день составляла в среднем 12—15 погонных метров колючей проволоки на одного рабочего9. Работа велась в две смены, и задача была выполнена в срок.
Во второй половине августа 1941 года КМЗ с одобрения командования тыла Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) приступил к изготовлению ротных миномётов «РМ-50». Будучи загружен оперативными заданиями по ремонту кораблей, завод не имел возможности выделить большое количество станочного оборудования на изготовление точной копии фабричной модели системы «РМ-50». К тому же предприятие не имело опыта в проектировании и производстве такого оружия. Поэтому для ускорения выпуска миномёта завод спроектировал и освоил в производстве его упрощённую конструкцию, вполне соответствовавшую тактико-техническим характеристикам миномёта «РМ-50»10.
Аналогичная ситуация сложилась и с боеприпасами для миномёта. КМЗ опять же не имел ни опыта, ни соответствующего оборудования. Тем не менее при ручном производстве за одно литьё продолжительностью 4—4,5 часа завод делал заливку до 2200 заготовок для мин к миномёту «РМ-50»11.
17 января 1942 года военинженер 2 ранга А.Н. Матушкин и конструктор В.Н. Михайлов разработали и испытали приспособление к винтовке для метания гранаты «РГД-33» без рукоятки. При этом дальность полёта гранаты составляла 120—150 м. И направили чертёж своего изобретения, описание и акт испытания начальнику Артиллерийского отдела КБФ12.
В акте испытания указывалось, что для производства выстрела служил винтовочный патрон без пули, бездымный порох в гильзе был запыжован газетой и дульце гильзы смято. Граната без оборонительного чехла разорвалась, пролетев расстояние 150—160 м на высоте 4—5 м. Время полёта составило 3,5 секунд. Граната с оборонительным чехлом, пролетев 120—125 м, разорвалась на земле. Время полёта составило 3 секунды.
На основании акта испытания приспособление рекомендовалось для принятия на вооружение13. Отследить судьбу данного изобретения по архивным материалам не представляется возможным.
Таким образом, Кронштадтский морской завод в годы Великой Отечественной войны внёс в Великую Победу весомый вклад, который заключался не только в вооружении, восстановлении и ремонте кораблей флота, но и в оказании огромной помощи фронту и обороне Кронштадта. При этом важно отметить тот факт, что, не имея опыта в проектировании и производстве сухопутных видов вооружения, кронштадтские судоремонтники не только их освоили и модернизировали, но и изобретали новые, перспективные аналоги.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина). Ф. 3681. Оп. 35715. Д. 13. Л. 5.
2 Там же.
3 Там же. Л. 5 об.
4 Там же. Л. 6.
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.
8 Там же. Л. 9 об.
9 Там же. Л. 10, 10 об.
10 Там же. Л. 7.
11 Там же. Л. 8—9 об.
12 Там же. Л. 3.
13 Там же. Л. 4.