Кадровое обеспечение боевых действий частей и соединений Красной армии в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)

image_print

С.А. ТАРАСОВ — «…В целях ускорения назначения на должности достойно проявивших себя в боях с немецко-фашистскими захватчиками». Кадровое обеспечение боевых действий частей и соединений Красной армии в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)

S.A. TARASOV — «…To expedite the promotion of those who demonstrated merit in combat against the Nazi forces». Human resourcing of combat operations of Red Army units and formations during the Great Patriotic War (1941—1945)

Аннотация. В статье на основе документов, находящихся на хранении в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), рассматриваются место и роль кадровых органов Народного комиссариата обороны в организации работы с командным составом советских Вооружённых сил в условиях военного времени. Пристальное внимание уделено исследованию деятельности сотрудников кадровых органов по обеспечению действий частей и соединений Красной армии в различных видах боя. Наиболее подробно исследуется порядок работы в третьем периоде Великой Отечественной войны. Анализируется полученный в ходе войны опыт кадровой работы, что позволяет подчеркнуть её важность в деле военного строительства.

Ключевые слова: Великая Отечественная война (1941—1945 гг.); Народный комиссариат обороны Союза Советских Социалистических Республик (НКО СССР); Вооружённые силы (ВС); Красная армия; кадровые органы; командный и начальствующий состав; кадровая работа; комплектование; Ф.И. Голиков.

Summary. The paper analyzes the place and role of personnel bodies of the People’s Commissariat of Defense in organizing work with the command staff of the Soviet Armed Forces during wartime, based on documents from the Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation (TsAMO RF). The study extensively delves into the activities of the personnel bodies’ staff to ensure effective actions of units and formations of the Red Army in different forms of combat. The third period of the Great Patriotic War’s work order is extensively researched. Authors analyze the cadre work’s experience throughout the war, highlighting its significance in military construction.

Keywords: Great Patriotic War (1941—1945); People’s Commissariat of Defense of the Union of Soviet Socialist Republics (NKO USSR); Armed Forces (AF); Red Army; cadre bodies; command and supervisory staff; cadre work; staffing; F. Golikov.

ТАРАСОВ Сергей Анатольевич — советник Российской академии ракетных и артиллерийских наук, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: satar79@mail.ru).

«…В ЦЕЛЯХ УСКОРЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТИ ДОСТОЙНО ПРОЯВИВШИХ СЕБЯ В БОЯХ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ»

Кадровое обеспечение боевых действий частей и соединений Красной армии в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)

Практическая деятельность людей, направленная на преобразование природы или общественных отношений, всегда является целенаправленной и коллективной. Решение любой значимой задачи требует объединения больших человеческих масс, мобилизации их усилий на достижение поставленной цели. Непременным условием успеха здесь выступает единство действий, для достижения которого необходимо наличие руководителей, способных сконцентрировать всю человеческую волю и энергию на главном направлении.

Справедливость указанного тезиса наиболее чётко проявляется в военном деле. История войн и военного искусства показывает, что именно от качества руководящего состава во многом зависит успешность ведения боевых действий. Особенно сильно роль командных кадров возрастает в связи с происходящей революцией в области вооружённой борьбы. В современных условиях бурного развития технического прогресса ведение боевых действий с каждым годом становится всё более сложным, ответственным и опасным видом деятельности, а достижение успеха во многом обусловливается качеством управления. Чем выше уровень руководства, тем эффективнее результат. В этой связи возрастает значимость организации кадровой работы с командным составом вооружённых сил.

Ярким примером данного утверждения является период Великой Отечественной войны. Он характеризовался ведением продолжительных крупномасштабных боевых действий высокой интенсивности на широком фронте с привлечением десятков миллионов человек с обеих противоборствующих сторон. Всё это обусловливало высокую потребность в командных кадрах1.

Для решения данной задачи в составе Народного комиссариата обороны (НКО) СССР имелись соответствующие кадровые органы, структура которых охватывала все уровни военной организации советских Вооружённых сил. Их деятельность была направлена на решение широкого спектра задач, в т.ч. и новых, появившихся в условиях военного времени. С учётом того, что главные усилия страны в указанные годы были сосредоточены на достижении решительной победы над противником, значительный интерес представляет рассмотрение места кадровых органов в обеспечении боевых действий частей и соединений Красной армии в различных видах боя.

Важная роль в этой сфере отводилась звену полк (отдельная часть) — дивизия. Количество личного состава, выделявшегося для ведения кадровой работы, во многом обусловливалось штатной структурой, которая в годы войны не была однородной, непрерывно изменяясь и совершенствуясь. Так, по итогам первых восьми месяцев противостояния нацистской агрессии штаты центрального аппарата Военно-воздушных сил Красной армии (ВВС КА) полностью или частично изменялись пять раз, а авиационные полки имели 25 различных вариантов организационной структуры2. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других видах войск.

Изучение штатной структуры различных частей, соединений и объединений показывает, что за данный вид деятельности во фронтах, армиях и корпусах отвечал соответствующий отдел кадров, в штабах дивизий — сотрудники четвёртого (строевого) отделения (части), а в полках — помощники начальников штабов по учёту (по строевой части). Ввиду того, что последние были сильно перегружены решением значительного количества дополнительных задач: учётом рядового, сержантского и конского состава, упряжи и обоза, а также ведением делопроизводства, — качество работы с командными кадрами на низовом уровне сильно страдало.

В результате побед, одержанных советскими войсками во втором периоде Великой Отечественной войны, и их перехода в решительное наступление объёмы кадровой работы существенно возросли. Во многом это было обусловлено ростом числа офицеров, представлявшихся к награждению за отличие в бою, а также активизацией усилий по улучшению как персонального, так и количественного учёта командного состава.

Вопрос о необходимости «укрепить» первичное звено кадровой работы был поднят в ходе трёх десятидневных учебных сборов, проходивших в течение января—марта 1944 года в Москве под руководством Главного управления кадров Народного комиссариата обороны (ГУК НКО). Целью их проведения был анализ накопленного опыта «работы за время войны и обмен им, установление единого понимания и подхода в разрешении практических вопросов и изучение законоположений, инструкций и приказов по работе с кадрами». Всего на сборы были привлечены 310 офицеров, в т.ч. 50 начальников отделов кадров армий, 11 начальников отделов кадров фронтов и их заместителей. По их результатам благодаря ходатайству начальника ГУК НКО генерал-полковника Ф.И. Голикова заместителем народного комиссара обороны Маршалом Советского Союза А.М. Василевским было принято решение о введении в стрелковых полках должности делопроизводителя по учёту офицерского состава, а в штате стрелковой дивизии — отделения кадров, подчинённого непосредственно комдиву3. В состав последнего, как правило, входили: начальник отделения, его помощник и старший писарь. При этом учёт офицеров, назначавшихся на должности начальников отделений кадров стрелковых дивизий, был возложен на управление общевойсковых кадров ГУК НКО4.

Накопленный опыт военного времени позволил также сформулировать и ряд требований к данной категории кадровых работников, которым им следовало соответствовать. Так, для успешного решения поставленных задач начальники отделений кадров дивизий должны были: а) быть всесторонне развитыми в военном отношении, обладать тактическим кругозором как минимум в масштабе батальона; б) быть политически грамотными, разбираться в международном и внутреннем положении страны и ситуации, складывавшейся на фронтах; в) всегда знать боевую задачу дивизии, где находятся подчинённые полки, какой противник ей противостоит; г) знать мировую и отечественную военную историю, способствовать созданию и укреплению боевых традиций дивизии и её частей; д) быть образцом дисциплинированности, подтянутости, аккуратности и вежливости; е) быть бдительным как в подборе и изучении кадров, так и во всей работе с кадрами; ж) хорошо знать офицерские кадры своего соединения и выдвигать способных боевых офицеров. Отдельно отмечалось, что «основа работы начальника отделения кадров — это изучение офицерского состава дивизии»5.

Одной из главных задач, решавшихся кадровиками действующих частей и соединений на протяжении всей войны, являлось обеспечение ведения успешных боевых действий посредством своевременного и качественного комплектования своих формирований командно-начальствующим составом. Для этого от них требовалось проявление инициативы, энергии и способности принимать самостоятельные решения.

Следует отметить, что в годы войны вопросы изучения, подбора и расстановки командных кадров рассматривались значительно шире и гораздо оперативнее, чем в мирное время. Юридическим основанием для этого служили целый ряд приказов народного комиссара обороны СССР, наибольшее значение из которых имел № 0225 от 30 марта 1942 года. Согласно ему «в целях ускорения назначения на должности достойно проявивших себя в боях с немецко-фашистскими захватчиками» военнослужащих командирам корпусов и дивизий разрешалось своими приказами назначать начальствующий состав пехоты на должности до командира роты и ему соответствовавших включительно, а командирам полков — до командира взвода. Аналогичные приказы были изданы и в отношении других видов войск. Так, применительно к ВВС КА в соответствии с приказом НКО СССР от 10 сентября 1942 года № 0695 командиры авиационных дивизий получили право своим решением комплектовать должности до командира звена и ему равных включительно6.

Реализуя данные полномочия, кадровикам приходилось заниматься не только изучением личного состава и подбором кандидатов для продвижения по службе с последующим их представлением командованию, но и проводить назначения соответствующими приказами по личному составу. Указанная самостоятельность, непозволительная в мирные годы, обусловливалась условиями военного времени, когда промедление с кадровым решением грозило оставить подразделения без руководства на длительный срок, что негативно сказывалось на результативности их действий в условиях фронтовой обстановки.

Изучение архивных документов показывает, что различные виды боя требовали от кадровиков соответствующих приёмов и способов работы, которые влияли на её специфику. В начале войны действия войск Красной армии носили преимущественно оборонительный характер. Однако по мере накопления опыта, получения во всё возраставшем количестве вооружения и военной техники осуществлялся переход к стратегическим наступательным операциям, успешное проведение которых обеспечило полный разгром противника и его безоговорочную капитуляцию.

Следует отметить, что в годы противостояния нацистской агрессии подготовка частей и соединений к наступлению осуществлялась либо в условиях обороны, когда они имели непосредственное соприкосновение с противником, либо вне прямого огневого воздействия неприятеля, когда они располагались во втором эшелоне или в тыловом районе в качестве резерва армии, фронта, Ставки ВГК. Сама процедура укомплектования командным составом, как правило, проводилась на основании полученной из вышестоящего штаба директивы, в которой указывался штатный расчёт, до которого требовалось довести численность личного состава. Необходимо подчеркнуть, что в годы войны было отмечено значительное количество случаев, когда полки и дивизии содержались не по штату, по которому они формально существовали, а по штатным расчётам, периодически устанавливавшимся вышестоящим командованием. Основной объём работы при этом ложился на кадровые органы дивизионного уровня, непосредственно отвечавшие за решение указанной задачи7.

Исходя из данного документа, кадровики производили все исчисления и составляли ведомость укомплектованности соединения командным составом для выяснения некомплекта и определения способов его восполнения. При этом имевшуюся нехватку комначсостава старались преимущественно покрывать за счёт собственных ресурсов, используя ряд источников.

Во-первых, это был кадровый резерв дивизии8. В нём состояли офицеры, прибывавшие из госпиталей после выздоровления и из отпусков, а также поступавшие в дивизию по другим причинам, но не назначенные в части в связи с малой численностью в них рядового состава или отсутствием на тот момент времени вакантных должностей. Данные военнослужащие находились во втором эшелоне, где с ними проводились регулярные занятия по программам, разработанным штабом соединения.

Во-вторых, перемещение на новые должности. Происходило это в основном посредством продвижения отличившихся офицеров на более высокие посты. В ряде случаев за счёт назначения на равнозначные должности. Так, в ходе войны отмечалось немало случаев, когда в связи с большой нехваткой комначсостава пехоты, командование соединения было вынуждено перемещать военнослужащих хозяйственной и административной служб на должности командиров пехотных подразделений.

В-третьих, источником пополнения были офицеры, находившиеся на излечении в медико-санитарном батальоне собственной дивизии, которые к назначенному сроку отформирования соединения должны были выздороветь и вернуться в строй. С целью их учёта от кадровиков требовалось регулярно посещать медсанбат,контролируя качество и ход лечения. Одновременно в конце войны в обязанность кадровым работникам стало также вменяться принятие активных и действенных мер к «розыску» офицеров своего соединения, попавших в результате ранения в условиях интенсивных боевых действий в медицинские подразделения соседних дивизий. Данная мера содействовала сохранению связи с военнослужащими и помогала их последующему возвращению в свою часть после выздоровления9.

В-четвёртых, осуществлялось выдвижение на первичные офицерские должности (в основном командиров взводов) отличившихся солдат и сержантов, продемонстрировавших в ходе боевых действий уверенные командные навыки. Подобных фактов в годы войны было много, и в своей массе они носили положительный характер10.

Составленная ведомость укомплектованности соединения офицерским составом и исчисления его потребности по штатному расчёту являлась важным документом, из которого было видно, сколько и какие должности будут заполнены за счёт внутренних ресурсов дивизии, а какое количество недостающих командиров необходимо будет запрашивать у вышестоящего командования. Она подписывалась начальником отделения кадров, начальником штаба соединения и утверждалась комдивом. На основе данной ведомости составлялась заявка на потребное количество командного состава. Она направлялась в зависимости от подчинённости в отдел кадров корпуса, армии или фронта, который после её рассмотрения сообщал в дивизию, когда и сколько офицеров будет направлено в распоряжение её командования для окончательного восполнения некомплекта.

После обобщения всех указанных данных дивизионные кадровики формировали окончательный план укомплектования подчинённых частей и подразделений комначсоставом в соответствии с полученным штатным расчётом.

Опыт первых лет войны показал, что успешное решение задачи своевременного восполнения потерь во многом зависело от того, насколько активно кадровые работники занимались вопросом создания резервов командного состава на различных уровнях11. Для накопления людских ресурсов кадровики вели список (книгу, тетрадь) кандидатов, по своим деловым и политическим качествам достойных продвижения по службе. В них записывались основные сведения на отбиравшихся военнослужащих: фамилия, имя, отчество, звание, социально-демографические данные, информация о должности, на которую намечалось назначение.

Изучение личного состава велось непрерывно комбинированного использования двух основных способов: детального рассмотрения учётных документов и личного общения кадровиков с военнослужащими.

В первом случае пристальное внимание уделялось изучению аттестационных листов, служебно-боевых и партийных (на членов ВКП(б)) характеристик, представлений на присвоение очередного воинского звания и награждение отличившихся государственными наградами. Практика показала, что для оперативного и максимально полного получения искомой информации подобным образом следовало иметь хорошо налаженный персональный учёт комначсостава, в первую очередь за счёт качественного ведения личных дел.

Во втором случае беседа кадрового работника с изучавшимся кандидатом могла осуществляться посредством как его вызова в кадровый орган, так и личного визита кадровика на передовую. Последний вариант признавался наиболее оптимальным, поскольку позволял получить дополнительные сведения от сослуживцев кандидата, а также его непосредственных командиров и начальников.

Следует отметить, что кадровая работа велась на постоянной основе, в т.ч. и в ходе боевых действий. Всё это требовало от кадровиков дивизионного уровня находиться в тесной взаимосвязи со штабами частей и соединений, периодически посещать места расположения рот и батальонов, владеть боевой обстановкой, регулярно получать от командиров информацию об успехах и неудачах их подчинённых. Одновременно от них требовалось лично беседовать со всеми кандидатами, достойными продвижения по службе, и, кроме того, с офицерами, к которым имелись различные претензии у вышестоящего командования. Так, при беседе с командиром батальона кадровик получал от него сведения на командиров рот, а при общении с последними — на командиров взводов. По совокупности полученных сведений и на основе сложившегося личного мнения кадровики составляли кандидатские списки, которые представлялись командиру соединения на утверждение.

Целесообразно подчеркнуть, что факторами, влиявшими на порядок укомплектования частей, являлись их боевой порядок и стоявшие перед ними задачи. В большинстве случаев для решения данного вопроса они отводились во второй эшелон или фронтовой резерв, что обеспечивало их одновременное пополнение личным составом.

Если дивизия занимала оборону, а её порядок был выстроен в два эшелона,0 и при этом первый эшелон находился в огневой взаимосвязи с противником, то укомплектование частей осуществлялось поочерёдно. Первоначально производилось пополнение полка, расположенного во втором эшелоне, потом он сменял один из полков первого эшелона, который выводился во второй эшелон, укомплектовывался и затем менял третий полк. В тех случаях, когда дивизия занимала оборону на второстепенном участке линии боевого соприкосновения, на широком фронте и её порядок был выстроен в один эшелон, а все батальоны имели двухротный состав, укомплектование производилось поротно. Первоначально целиком формировались третьи роты12. По завершении обучения личного состава и сколачивания они образовывали вторые эшелоны батальонов. Через несколько дней, после того как их личный состав осваивался с боевой обстановкой и «обстреливался», они выводились на первую линию, меняя одну из рот. Последние, в свою очередь, перемещались во второй эшелон, доукомплектовывались и меняли оставшиеся роты13.

Дополнительным обстоятельством, которое следовало учитывать в процессе пополнения соединений, находившихся в непосредственном соприкосновении с противником, являлась необходимость обеспечения скрытности при подаче комначсостава на передовую. Общей чертой, объединявшей оба способа комплектования, являлось то, что во всех случаях кадровики старались направлять офицеров в их части за несколько дней до прибытия в них рядового и сержантского состава, чтобы у командиров было время ознакомиться с обстановкой и организовать их встречу.

Опыт кадровой работы убедительно показал, что для аккумулирования офицеров, попадавших в распоряжение командования соединений, целесообразно было в ближайшем тылу создавать специальные внештатные приёмные пункты. Их начальниками, как правило, назначались сержанты или старшины старших возрастов и ограниченно годных к строевой службе. В их обязанности входила организация размещения, питания и помывки командного состава. Функционирование указанных пунктов контролировалось сотрудниками отделений кадров дивизий. Они же проводили личные беседы с каждым из вновь прибывавших офицеров, в ходе которых ими осуществлялся следующий комплекс мероприятий: проверка учётных документов (удостоверений личности, предписаний, личных дел и т.п.); уточнение семейного положения и наличия близких родственников; определение деловых и политических качеств военнослужащих; выяснение фактов наличия каких-либо претензий и проблем с принятием соответствующих мер для их решения; занесение полученных сведений в книги алфавитного учёта. Также в период пребывания офицеров на приёмном пункте осуществлялся их медицинский осмотр, а представители политического отдела брали на учёт членов ВКП(б). Дополнительную беседу с офицерами проводил и представитель командования соединения, доводивший до них обстановку на данном участке фронта и боевую задачу дивизии, знакомил с новыми требованиями в области тактики и порядка применения военной техники14.

После реализации всех указанных мер шло распределение командного состава по подразделениям, которое дивизионными кадровиками оформлялось посредством издания соответствующих приказов. Данные документы составлялись в трёх экземплярах, один из которых оставлялся в дивизии, а два других направлялись в отделы кадров армии и фронта. В подчинённые части высылались выписки из приказов, содержавшие информацию о назначенных к ним офицерах.

Свою специфику кадровая работа имела и в тех случаях, когда соединения на протяжении длительного времени принимали участие в оборонительных операциях. Преимущественно указанный вид боевых действий характеризовался определённой стабильностью фронта, когда войска относительно длительное время находились на одних и тех же позициях. Эту оперативную паузу кадровики старались использовать как для накопления резерва командного состава, так и для устранения накопившихся недочётов в своей работе.

Восполнение потерь осуществлялось по мере возникновения фактической потребности и в соответствии с установленным штабом фронта штатным расчётом. Зачастую в связи с отсутствием активных наступательных действий и необходимостью экономить людские ресурсы вышестоящее командование определяло численность находившихся в обороне дивизий в 4000—6500 человек. Подобные показатели приводили к сокращению строевых и обслуживающих подразделений и высвобождению части офицерского состава. В целях сохранения данной категории военнослужащих, целесообразность пребывания которых на передовых позициях без наличия подчинённого личного состава теряла свой смысл, они выводились в тыловые районы, где с ними организовывались занятия по боевой подготовке. В эти группы вливались офицеры, возвращавшиеся из госпиталей, и прибывавшее пополнение. В совокупности они составляли основу командного резерва, который, как уже отмечалось, за несколько дней до прибытия рядового и сержантского состава распределялся по подразделениям для организации приёма и размещения подчинённых15.

Значительный объём работы по укомплектованию частей командным составом выполняли кадровые органы корпусного уровня. Изучение документов показывает, что в своей деятельности они также соединяли кадровые и учётно-строевые обязанности. Отличительной особенностью их функционирования являлось то, что корпус в своём составе имел не только дивизии, но и различные части корпусного подчинения, которые укомплектовывались отделом кадров корпуса тем же порядком, как и в дивизиях. Ввиду данного обстоятельства его сотрудникам, так же как и нижестоящим кадровикам дивизионного звена, приходилось составлять расчёт на потребное количество офицерского состава для корпусных частей и план их укомплектования, выполняя работу, аналогичную той, которую вели их подчинённые в дивизиях.

В дополнение к этому отделу кадров приходилось периодически составлять обобщённую заявку в армию или фронт на весь офицерский состав, потребный для всех дивизий и отдельных частей корпуса. Она имела разделение по группам: общевойсковые командиры, артиллеристы, тыловики, медицинские работники, офицеры бронетанковых и механизированных войск и т.д. Указанный документ подписывали одновременно начальник штаба и начальник отдела кадров корпуса.

Нередко, учитывая высокую загруженность корпусных кадровиков, дивизионное командование свои заявки на укомплектование офицерским составом посылало напрямую в отдел кадров армии или фронта. Это позволяло сократить время и разгрузить отдел кадров корпуса, высвобождая его сотрудников от механического составления значительных по объёму суммарных заявок.

Помимо указанных задач отдел кадров корпуса осуществлял всю ту же работу по назначению, присвоению очередных званий, учёту и награждению офицерского состава частей корпусного подчинения и управления корпуса, что и отделения кадров дивизий, входивших в его состав. Одновременно с этим корпусные кадровики проводили инспекции кадровых органов дивизий и соответствующих помощников начальников штабов частей. Зачастую указанная деятельность реализовывалась в рамках общей инспекции командованием корпуса подчинённых дивизий и полков посредством включения в состав комиссии по проверке представителей отдела кадров.

Опыт войны показал, что назначение прибывших в действующую армию офицеров лучше всего было осуществлять в условиях обороны. Это позволяло им иметь достаточное время на то, чтобы в соответствии со своими должностными обязанностями освоиться в боевой обстановке. В данном случае наиболее оптимальным признавался следующий порядок ввода в строй новых командных кадров: нахождение несколько дней в резерве для ознакомления с положением дел, уточнения переднего края и расположения оборонительных сооружений, выполнения отдельных поручений командования; вступление в командование своим подразделением и выполнение первых боевых задач (служба боевого охранения, участие в захвате пленных, отражение атак, занятие опорных пунктов противника)16.

Относительная стабильность фронта позволяла кадровикам контролировать процесс подготовки офицеров, находившихся в дивизионном резерве, собирать на них характеризующий материал, намечать кандидатов к выдвижению на вышестоящие должности. Нередко отобранных претендентов направляли на стажировку по предназначенной должности и после её прохождения осуществляли назначение.

Отдельное внимание уделялось поддержанию здоровья личного состава соединения. В третьем периоде Великой Отечественной войны для решения этой задачи стали активно прибегать к созданию дивизионных домов отдыха, куда в период затишья на основе ротации направляли как офицеров, так и рядовых и сержантов. Подобные объекты располагались либо в населённых пунктах, либо в хорошо оборудованных землянках вне досягаемости артиллерийского огня противника. Организовывалось качественное питание «санаторного» уровня. Срок пребывания в них колебался в пределах 5—10 суток. В это время с восстанавливавшими свои силы военнослужащими проводили работу сотрудники кадровых органов. Они опрашивали личный состав на предмет наличия претензий и определения эффективных способов их устранения, вручали ордена и медали, оказывали содействие в розыске родных и близких, с которыми в силу суровых событий военного времени была утрачена связь17.

В ходе таких контактов кадровики старались более детально изучить личный состав, уточняя своё представление о наиболее оптимальном служебном предназначении каждого офицера дивизии, а из рядового и сержантского состава намечали потенциальных кандидатов на должности командиров взводов или для направления на обучение на курсы младших лейтенантов18.

Другим направлением, на котором максимально сосредоточивалось внимание в период нахождения войск в обороне, являлось приведение в порядок учёта командного состава. С этой целью проводилась сверка учётных данных, имевшихся в соединении и подчинённых частях, с действительным наличием офицеров и их расстановкой на должностях. Необходимо подчеркнуть, что рядовые и сержанты, исполнявшие командные должности, также брались кадровыми органами на учёт и, как правило, заносились в алфавитные и штатно-должностные книги. Зачастую указанные военнослужащие и их семьи могли пользоваться теми же правами, что и офицеры19.

Значительные усилия прилагались для исправления выявленных ошибочных записей в личных делах, алфавитных и штатно-должностных книгах. Во время войны было много случаев искажения фамилий, имён и отчеств, социально-демографических данных и сведений о составе семьи. В результате этого «человек по учёту терялся». Допущенные неточности приводили к тому, что на одного и того же офицера в вышестоящих кадровых органах заводились разные учётные карточки. Вследствие этого отмечались факты, когда отличившиеся военнослужащие не получали своих заслуженных наград, родственники не могли найти своего сына, брата, мужа, находившегося на фронте, а в случае гибели офицера ошибка в адресе места проживания его близких не позволяла направить им соответствующее уведомление и переслать ценные вещи павшего20.

Опыт боевых действий подтвердил острую необходимость тщательной регистрации всех лиц командного состава. К концу войны на фронте сформировался следующий порядок. Все прибывавшие в соединение офицеры направлялись на беседу к начальнику отделения кадров или к его помощнику. В ходе неё анкетные данные заносились в алфавитную книгу учёта. При этом записи тщательно сверялись с предписанием на прибытие, удостоверением личности военнослужащего, с партийным и комсомольским билетами (при их наличии) и сопоставлялись с ответами самого офицера21. Подробно уточнялись и фиксировались состав семьи, наличие родственников, их основные демографические сведения и место проживания. В тех случаях, когда близкие проживали в разных регионах Советского Союза, в книгу заносились все имевшиеся адреса.

Следует отметить, что качественный учёт и тщательный подход к изучению офицеров (в первую очередь документов, приобщённых к личному делу) позволяли выявлять «самозванцев», причислявших себя к командному составу. Кадровики соединений, имевшие большой боевой опыт, отличное знание мест расположения своих и соседних частей, хорошее представление обо всех этапах проводившихся армией и фронтом операций, достаточно легко и уверенно выявляли сомнительные записи в личном деле и вычисляли нарушителя22.

В период нахождения соединения в обороне его кадровики стремились сверить свой учёт с армейским и фронтовым. Для этого они выезжали в отделы кадров армии и фронта и тщательно проверяли соответствующую информацию. В ходе этой работы кадровики устраняли выявленные расхождения и ошибочные записи, а также уточняли личности интересовавших их офицеров.

Период ведения оборонительных действий также активно использовался для решения накопившихся вопросов относительно награждения и присвоения очередных воинских званий. В последнем случае основным методом работы кадровиков было внимательное и систематическое изучение алфавитных и штатно-должностных книг, а также других учётных документов на предмет определения офицеров, у которых истёк срок выслуги в звании и которым по должности полагалось присвоение очередного. Одновременно уточнялось наличие рядовых и сержантов, временно исполнявших вакантные офицерские должности. На основе собранной информации составлялись контрольные списки соответствующих военнослужащих, на которых готовились документы для присвоения очередного (для комначсостава) и первичного (для рядовых и сержантов) офицерского звания.

С последней категорией военнослужащих кадровики старались провести личную беседу, в ходе которой осуществлялось заполнение послужных документов, полагавшихся офицеру. В первую очередь заводилось личное дело, состоявшее из послужного списка и автобиографии. К нему также приобщались служебно-боевая и партийная (на членов партии) характеристики от вышестоящих командиров. На основе указанных материалов составлялся аттестационный лист на присвоение первичного офицерского звания. При наличии в части наградных листов или каких-либо других характеризующих документов они также вшивались в личное дело. После чего в обязанность сотрудников кадровых органов входило проследить своевременность издания соответствующего приказа по армии или фронту по личному составу. В тех случаях, когда обстановка не позволяла организовать личную встречу, проект приказа о присвоении первичного офицерского звания мог подготавливаться на основе только одного рапорта, поданного по команде. Но и в этом случае предпринимались все усилия для заведения личного дела, которое являлось основой персонального учёта командного состава.

В тех случаях, когда кадровики указанной работе уделяли должное внимание и вопросы с присвоением очередных и первичных офицерских званий решали оперативно, это имело положительный эффект и позитивно сказывалось на моральном состоянии личного состава. И наоборот, в тех частях и соединениях, где наблюдалась «запущенность в этом вопросе», среди военнослужащих отмечались элементы определённой «неудовлетворённости»23.

Более трудоёмкой являлась работа по награждению отличившихся военнослужащих. Здесь кадровикам зачастую приходилось разбираться со всеми категориями военнослужащих. Для этого они выезжали непосредственно в действующие подразделения, дома отдыха или медсанбаты, поскольку, ввиду отсутствия у них учётных документов на рядовой и сержантский состав, требуемые сведения (анкетные данные на отличившихся, описание героического поступка и т.п.) приходилось собирать в результате прямого общения с «солдатской массой», командирами рот и взводов на месте их службы. Положительным моментом данного способа являлось то, что он одновременно позволял проверить качество ведения ротного учёта, а также установить тех бойцов, которые уже только одним фактом длительного нахождения на фронте и наличием нескольких ранений заслуживали награждения. Следует отметить, что в годы войны срок пребывания солдат в зоне боевых действий (особенно в пехоте) зачастую был кратковременным, так что командиры не успевали представить их к награде. Многие получали ранения, попадали в госпиталь, а после выздоровления направлялись в запасной полк и оттуда в новую часть. Некоторые военнослужащие проходили указанный круг по нескольку раз, оставаясь неотмеченными. Исходя из этого, в конце войны кадровые органы стали более тщательно выявлять таких солдат и сержантов и представлять их к награждению24.

В период нахождения непосредственно в подразделениях кадровики не только устанавливали военнослужащих, достойных поощрения, но и зачастую сами там же, на месте, оформляли наградные документы. Таким образом, они существенно помогали командирам рот, батарей, эскадронов, батальонов и дивизионов в их работе, одновременно на практике обучая их составлению необходимых документов.

Следует отметить, что, стараясь повысить оперативность в деле поощрения отличившихся военнослужащих, советское военно-политическое руководство в первом периоде войны приняло несколько решений по наделению командиров на местах определёнными правами по награждению. Так, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1942 года командиры дивизий и бригад получили возможность награждать свой подчинённый личный состав до командира роты и ему соответствующих включительно орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Право награждать рядовой и младший начальствующий состав двумя указанными медалями было предоставлено и командирам полков. Этим же указом было документально закреплено правило, что вручение орденов и медалей СССР личному составу следовало производить непосредственно в тех частях, где он проходил службу25.

Дополнительные трудности создавала нехватка стандартных удостоверений к наградам, что порождало излишнюю переписку по уточнению сведений о награждении военнослужащих, переведённых в другие части или выбывших по ранению. В целях устранения указанного недочёта целесообразно было до начала активной фазы боевых действий создавать в кадровых органах необходимый запас. Так, в дивизиях оптимальный резерв составлял: орденских знаков в количестве 300—500 штук, удостоверений к ним — 1000—1500 штук. Соблюдение данного требования позволяло обеспечить оперативное вручение заслуженных наград и удостоверений к ним непосредственно в условиях боевой обстановки26.

Отмечались случаи занижения статуса награды, вручавшейся отличившемуся военнослужащему. Нередко это мотивировалось желанием как можно скорее поощрить героя, поскольку награждение более высокими орденами требовало большего времени на прохождение наградного материала. Так, в приказе командующего Юго-Западным фронтом генерала армии Р.Я. Малиновского от 16 октября 1943 года № 0112, изданном по результатам проверки в частях фронта вопросов награждения правительственными наградами, произведённой группой офицеров из управления по награждению ГУК НКО, отмечалось: «Ряд командиров соединений и частей, желая произвести награждение немедленно и своими правами, занижают награждения, награждая отличившихся в боях медалями “За отвагу”, “За боевые заслуги” лиц, достойных награждения орденами Советского Союза. Этим самым нарушаются Указы Президиума Верховного Совета СССР и постановления ЦИК и СНК СССР по вопросам награждения». В качестве примера в приказе приводились следующие случаи: «Приказом 26 гвардейского стрелкового корпуса № 02/н от 19.06.43 г. гвардии красноармеец Бекасов Георгий Иванович за то, что из личного оружия ПТР сбил самолёт противника “Ю-87” и гвардии сержант Шарапенко Алексей Петрович за то, что сбил 3 самолёта противника, — награждены медалями “За отвагу”, в то время как по статуту ордена Отечественной войны, объявленному Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 20.05.43 г., они достойны награждения орденами Отечественной войны II степени». Схожий случай, приводимый в том же документе: «Приказом 113 гвардейского стрелкового полка № 019/н от 24.07.43 г. гвардии красноармеец Юхневич Анна Арсентьевна, санитар санитарного взвода 113 гвардейского стрелкового полка 38 гвардейской стрелковой дивизии, за то, что она вынесла с поля боя раненных с их оружием, награждена медалью “За отвагу”, в то время как приказом Народного Комиссара Обороны № 281 от 23 августа 1941 г. установлено — “За вынос с поля боя 20 раненых с их винтовками или ручными пулемётами представлять к правительственной награде — орденом “Красная Звезда” каждого санитара и носильщика”»27. С целью предотвращения подобных случаев в будущем командующий фронтом требовал обязательного выполнения ряда мер, в том числе взятие командующими армиями и членами военных советов армий «под свой непосредственный контроль вопросов награждения правительственными наградами и через отделы кадров армий и работников по кадрам в корпусах, дивизиях и полках устранить и впредь не допускать недочётов, указанных настоящим приказом»28.

Опыт войны продемонстрировал, что деятельность сотрудников кадровых органов соединений своей наибольшей интенсивности достигала в период ведения активных наступательных действий. Тогда от них требовалось качественное и своевременное решение следующих актуальных задач: обеспечение регулярной подачи офицерского состава в действующие подразделения с целью восполнения потерь; незамедлительное оформление назначений положительно зарекомендовавших себя командиров на вышестоящие должности; поощрение отличившихся в боях военнослужащих; осуществление тщательного контроля за эвакуацией раненных и захоронением погибших офицеров.

Для этого кадровики соединений обязаны были постоянно следить за развитием наступления и быть в курсе результатов каждого дня боя, ежедневно докладывая в вышестоящие кадровые органы сведения по убыли офицерского состава по родам войск и должностям. Указанная информация являлась для отделов кадров армии и фронта основанием для расчёта потребности в восполнении возникавшего некомплекта. Анализируя ход операции и уровень потерь, они при необходимости докладывали комдиву о целесообразности слияния малочисленных стрелковых рот и батальонов и выводе в резерв высвобождавшихся офицеров с целью их сохранения для приёма нового пополнения рядового и сержантского состава. Такой оперативности в работе можно было добиться только за счёт непрерывного нахождения кадровиков в первом эшелоне при оперативной группе штаба соединения (располагавшей связью с подчинёнными частями и вышестоящим командованием), организуя свою работу в тесном взаимодействии с её офицерами29.

Изучение опыта кадрового обеспечения боевых действий Красной армии в годы Великой Отечественной войны позволяет сделать вывод о том, что хорошо налаженная кадровая работа является важным элементом поддержания высокой боеготовности войск и залогом их успешных действий на поле боя. В период обороны, когда части и соединения готовятся к наступлению, кадровым органам соединений целесообразнее располагаться во втором эшелоне, обеспечивая функционирование пункта приёма офицерского пополнения, создавая необходимые условия для размещения прибывающих лиц командно-начальствующего состава. Указанное время также необходимо использовать для устранения накопившихся упущений в учёте и для более детального изучения личного состава. В свою очередь, во время наступления кадровикам следует находиться в первом эшелоне, действуя в тесной взаимосвязи со штабом соединения. Подобное расположение обеспечивает оперативность в решении большинства кадровых вопросов, что положительно сказывается на результатах боевой работы частей и соединений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Применительно к ВС СССР до 1943 г. под командными кадрами понимается командно-начальствующий состав (комначсостав), а с 1943 г. — офицерский состав Красной армии, специальных родов войск, служб и управлений Народного комиссариата обороны Союза Советских Социалистических Республик.

2 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 35. Оп. 11304. Д. 265. Л. 6.

3 Там же. Ф. 33. Оп. 11477. Д. 86. Л. 49.

4 Там же. Оп. 11456. Д. 689. Л. 60.

5 Там же. Оп. 11484. Д. 308. Л. 10, 11.

6 Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР (22 июня 1941 г. — 1942 г.). Т. 13 (2—2). М.: ТЕРРА, 1997. С. 189, 300, 301.

7 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 737306. Д. 11. Л. 330.

8 Следует отметить, что к середине 1943 г. в результате большой организаторской работы, проделанной военно-политическим руководством СССР, и постепенного накопления в Красной армии значительного количества офицеров с боевым опытом решение вопроса с резервом командного состава получило положительную динамику. Так, к началу битвы под Курском в резерве фронтов имелись около 90 тыс. офицеров всех родов войск и служб. См.: Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. / Под общ. ред. А.П. Белобородова. М.: Военное издательство МО СССР, 1963. С. 311.

9 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11484. Д. 308. Л. 27.

10 Там же. Оп. 737306. Д. 11. Л. 332—333.

11 К концу войны для обеспечения успешной наступательной операции полагалось целесообразным иметь следующие резервы командного состава: в соединении (дивизия, бригада) — 15—25 офицеров, в армии, действовавшей на главном направлении, — 200—300 офицеров. Дополнительно на участке прорыва сосредоточивался фронтовой резерв в количестве 300—400 офицеров. В результате суммарный резерв всего офицерского состава на направлении главного удара насчитывал порядка 700—1000 офицеров, что, по мнению советского командования, обеспечивало интенсивное ведение боевых действий в первые наиболее напряжённые дни наступления. См.: ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 737306. Д. 11. Л. 364.

12 При трёхбатальоном составе стрелкового полка получалось девять рот на полк.

13 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 737306. Д. 11. Л. 339.

14 Там же. Л. 341—342.

15 Там же. Л. 347—348.

16 Там же. Оп. 11484. Д. 308. Л. 8—9.

17 Там же. Оп. 737306. Д. 11. Л. 349—350.

18 Согласно послевоенным данным Главного управления кадров Министерства обороны СССР за период Великой Отечественной войны на курсах младших лейтенантов были подготовлены свыше 355 тыс. командиров, из них: пехоты — 318 тыс. человек, артиллерии — 20 тыс., морской пехоты береговых частей и малых кораблей ВМФ — 14,5 тыс., кавалерии — 2900 человек и т.д. См.: Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. …С. 240.

19 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 737306. Д. 11. Л. 350.

20 Там же. Л. 350—351.

21 Там же. Оп. 11484. Д. 308. Л. 11.

22 Там же. Оп. 737306. Д. 11. Л. 352.

23 Там же. Л. 360—361.

24 Там же. Л. 354—355.

25 Русский архив: Великая Отечественная… С. 360, 361.

26 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11484. Д. 310. Л. 52.

27 В тексте документа допущена опечатка. Согласно приказу НКО СССР от 23 августа 1941 г. № 281 представление санитаров и носильщиков к ордену «Красная Звезда» осуществлялось за вынос с поля боя 25 раненых с их винтовками или ручными пулемётами. См.: Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР (22 июня 1941 г. — 1942 г.). Т. 13 (2—2). М.: ТЕРРА, 1997. С. 72.

28 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11456. Д. 689. Л. 234, 234 об.

29 Там же. Оп. 11484. Д. 308. Л. 12.