Аннотация. В статье на основе ранее не публиковавшихся архивных источников исследуется биография выдающегося теоретика и практика Военно-морского флота России XVIII—XIX столетий, действительного члена Императорской (Петербургской) академии наук и члена Учёного комитета Государственного Адмиралтейского департамента Морского министерства, блестящего педагога и боевого флотского офицера капитан-командора П.Я. Гамалеи.
Summary. On the basis of archival sources previously unpublished the article examines the biography of the outstanding theorist and practitioner of the Navy of Russia of XVIII—XIX centuries, Full Member of the Imperial (Petersburg) Academy of Sciences and Member of the Academic Committee of the State Admiralty Department of the Naval Ministry, brilliant teacher and combat naval officer Captain-Commodore P.Ya. Gamaleya.
ЗАБЫТОЕ ИМЯ
ГАЛУТВА Игорь Григорьевич — военный историк, капитан 1 ранга в отставке
(г. Чернигов. E-mail: igorgalutva@mail.ru).
СОВРЕМЕННИКИ НАЗЫВАЛИ ЕГО «ВОЕННО-МОРСКИМ ЛОМОНОСОВЫМ…»
К 250-летию капитан-командора П.Я. Гамалеи
29(18) ноября 2016 года исполняется 250 лет со дня рождения выдающегося российского учёного и педагога, крупнейшего военно-морского теоретика, активного участника Русско-шведской войны 1788—1790 гг., действительного члена Российской академии наук капитан-командора Платона Яковлевича Гамалея. Все российские мореплаватели и флотоводцы, от мичмана до адмирала, учёные-гидрографы и кораблестроители первой половины XIX столетия так или иначе являлись его учениками. Среди воспитанников капитан-командора был и М.П. Лазарев, будущий адмирал, флотоводец и мореплаватель, открывший Антарктиду.
Платон Яковлевич Гамалея* родился 29(18) ноября 1766 года в с. Малютинцы близ Пирятина (ныне село Пирятинского района Полтавской области), в родовом поместье своего отца — Якова Александровича, коллежского асессора, заседателя земского суда в Чернигове и городничего в Пирятине, представителя старинного казацко-старшинского рода, воспетого Т.Г. Шевченко в поэме «Гамалія» («Гамалея»). Мать — Екатерина Семёновна, в девичестве Мандрыка.
Родители постарались дать сыну хорошее образование: с шестилетнего возраста в течение семи лет Платон обучался в Киевской академии, а затем, в 1779 году (в возрасте 13 лет) был определён в Морской кадетский корпус — престижное учебное заведение того времени. Одарённому юноше учёба давалась легко, к тому же пригодились полученные в Киеве знания основ математики, французского языка и латыни.
В 1781 году он уже капрал, а с 1782 — участник двухгодичной морской практики в Средиземном море на корабле «Св. Георгий Победоносец» в составе эскадры под командованием вице-адмирала В.Я. Чичагова. В этом походе П.Я. Гамалея получил прекрасную практическую подготовку, усовершенствовал свои знания по теории судовождения, изучил морскую астрономию и метеорологию. В портовых городах юноша знакомился с культурой и бытом стран Средиземноморья, одновременно осваивая английский и итальянский языки. По завершении практики в 1783 году Гамалея был произведён в подпрапорщики, а после окончания с отличием корпуса в мае 1784 года получил мичманский чин.
В 1785 году на корабле «Иоанн Богослов» молодой офицер участвовал в крейсерских походах по Балтийскому морю; с 1786 году состоял при Кронштадтском порте. Годом спустя один из лучших мичманов флота был назначен в кругосветную экспедицию под начальством капитан-лейтенанта Г.И. Муловского. Однако начавшиеся войны с Турцией и Швецией, а также гибель капитан-лейтенанта в сражении при Борнгольме помешали реализации этого масштабного проекта. Лишь спустя полтора десятилетия, в 1803 году русской флотилии под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского удалось обогнуть земной шар. И в этом походе приняли участие уже молодые ученики Гамалея.
19(7) января 1788 года Платон Яковлевич был произведён в лейтенанты и в ранге поручика направлен в Морской кадетский корпус. Однако Русско-шведская война на время прервала едва начавшуюся педагогическую и научную карьеру перспективного учёного. Гамалея получил назначение на 108-пушечный трёхдечный флагманский корабль эскадры адмирала С.К. Грейга «Ростислав» под командованием Е.С. Одинцова.
В Гогландском сражении 6(17) июля 1788 года, противостоя флагманскому кораблю противника «Принц Густав», «Ростислав», получивший 121 пробоину, всё-таки вынудил шведов спустить свой флаг. Гамалея, командуя орудиями верхнего дека (на парусных судах деком называли палубу, на которой была установлена артиллерия), показал себя храбрым и распорядительным офицером, искусно управлял огнём вверенной ему артиллерии и был удостоен особого монаршего благоволения.
В 1789 году получивший боевое крещение офицер был назначен на гребную флотилию в распоряжение вице-адмирала принца К.Г. Нассау-Зигена. Командуя коттером (катером) «Кречет»**, 24(13) августа Гамалея участвовал в Первом Роченсальмском сражении.
Известный советский писатель В. Пикуль в своём историческом романе «Фаворит» описал встречу Гамалея с мичманами Курносовыми накануне битвы: «Близнецы Курносовы обедали на двухмачтовом коттере “Кречет”, где командирствовал Платон Гамалея, лучший астроном флота. Великий трезвенник, он в бокалы мичманские подливал сливки…»1.
В этом сражении российский флот одержал важную победу: шведы потеряли 39 кораблей, потери русских составили всего 2 судна. За проявленную смелость и находчивость Гамалея был пожалован в капитан-лейтенанты. В дальнейшем он участвовал в боях при занятии поста у Березунда и при овладении двумя береговыми батареями. В начале 1790 года капитан-лейтенант привёл берегом 300 человек в Фридрихсгам, где был сразу назначен командиром полупрама «Леопард»***. Позднее командовал 70 канонерскими лодками в Выборгском (22 июня (3 июля)) сражении. За проявленную храбрость получил второе монаршее благоволение.
Второе Роченсальмское сражение 28—29 июня (9—10 июля) 1790 года — крупнейшее на Балтийском море (с обеих сторон были задействованы до 500 различных кораблей и судов, около 30 тыс. человек личного состава) — имело роковые последствия как для самого Гамалея, так и для всей русской эскадры. Бездарное руководство К.Г. Нассау-Зигена привело к сокрушительному поражению: были сожжены, потоплены или взяты на абордаж 64 императорских корабля, 22 были захвачены в качестве приза, убиты, ранены или пленены около 9 тыс. наших моряков. Капитан-лейтенант Гамалея, будучи раненным, был также схвачен противником. Лишь после заключения мирного договора со Швецией Россия получила возможность возродить былую мощь своего флота: построить и оснастить современные боевые корабли, а также подготовить качественно новые офицерские кадры. Решению этих задач посвятил свою дальнейшую жизнь Платон Яковлевич Гамалея.
В начале 1791 года вернувшийся из плена боевой офицер вновь приступил к научной и педагогической деятельности в Морском кадетском корпусе в качестве ротного командира и преподавателя математических наук. В 1792 году он совершил своё последнее плавание — на фрегате «Воин» ходил с гардемаринами в водах Балтики. За прошедшие 10 лет службы Гамалея участвовал в 9 кампаниях и многих сражениях, почти 5 лет находясь непосредственно в море. Тяжёлая служба на парусных кораблях, участие в боевых действиях, полученное ранение серьёзно сказались на его здоровье. Врачи категорически запретили дальнейшие плавания. Но осталась военно-морская наука, служение которой принесло Гамалея заслуженную всемирную славу.
С 1793 года Платон Яковлевич начинает преподавать гардемаринам морскую практику, эволюцию и теорию морского искусства. «От всех моих начальников, как в поведении, так и в исполнении должности, — отмечается в его «Послужном списке», — аттестован был хорошо»2.
Прекрасная образованность, огромный практический опыт, незаурядные педагогические способности и научный авторитет побудили начальство в 1795 году назначить его исполняющим должность инспектора классов (заведующего учебной частью) при Морском кадетском корпусе. С первых дней деятельности на этом посту, убедившись в отсутствии учебников и системы образования, Гамалея принялся за составление руководств по всем предметам наук, необходимым будущим морским офицерам. Свой труд он начал с астрономии, навигации и высшей математики. За этими курсами последовали учебники алгебры, теории и практики кораблевождения.
Гамалея коренным образом реорганизовал постановку учебного дела. По его инициативе и при его личном участии впервые в Морском корпусе организовали курсы повышения квалификации для преподавательского состава, на которых виднейшие отечественные специалисты читали специальный курс лекций по отдельным актуальным разделам морской теории и практики. За достигнутые успехи на преподавательском поприще 5 октября (23 сентября) 1797 года Гамалея был произведён в капитаны 2 ранга, а в феврале 1798 года — награждён орденом Св. Анны 3-й степени. В ноябре 1799 года талантливый учёный получил чин капитана 1 ранга, а в январе 1800 года удостоен ордена Св. Анны 2-й степени.
В 1799 году Гамалея стал одним из пяти постоянных членов учреждённого при Адмиралтейств-коллегии «Комитета для обсуждения вопросов по кораблестроению и мореплаванию». Комитет был призван издавать статьи и книги по морскому делу, переводить и печатать лучшие иностранные сочинения, «отовсюду заимствовать и насаждать семена учения», заниматься «рассматриванием всего, что нужно и чего не достаёт к сведению обо всяком мореходном искусстве». Под руководством и при непосредственном участии Гамалея комитет сразу же начал собирать коллекцию книг по морской тематике, положившую начало первой Морской библиотеке Санкт-Петербурга3. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Пикуль В.С. Фаворит. Кн. 2. М.: Вече; Аст, 1997. С. 442.
2 Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. 406. Оп. 1. Д. 83. Л. 2.
3 Фёдорова О.М. Морская библиотека Адмиралтейств-коллегии (1799—1805) // Петербургская библиотечная школа. СПб., 2014. № 3. С. 40—42.