Аннотация. В статье анализируется боевое применение истребительной авиации Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Научной целью работы является исследование роли и значения истребительной авиации в составе ВВС флота, совершенствования её лётно-технических характеристик и тактики боевого применения в ходе войны на Балтийском морском театре военных действий. В количественном отношении истребители составляли почти половину самолётного парка ВВС флота, поскольку именно они выполняли основную задачу завоевания превосходства в воздухе над морем и побережьем. Вместе с тем качественное состояние истребителей в первом периоде войны характеризовалось технической отсталостью советских самолётов от истребителей Германии. Поэтому правительство и военное командование страны были вынуждены ценой больших затрат в срочном порядке вооружать авиацию новыми машинами, способными не только противостоять противнику, но и побеждать его. Результаты проведённого исторического исследования свидетельствуют о недопустимости отставания в оснащении отечественных ВВС ВМФ современными истребителями мирового класса.
Summary. The paper analyzes combat employment of fighter aircraft of the Baltic Fleet during the Great Patriotic War of 1941—1945. The research point of the paper is to explore the role and significance of fighter aircraft within the fleet air force, improvement of their flight and technical characteristics and combat employment tactics in the course of fighting at the Baltic naval theater of operations. Numerically, fighter aircraft accounted for nearly half of the fleet air force flying stock, since they were the ones to carry out the main task of wining supremacy in the air over the sea and the coast. At the same time, the quality of the fighters during the first period of the war was technologically inferior to that of the German fighter aircraft. Therefore, the government and the military command of the country had to urgently equip aviation with new machines at a tremendous cost so that they could not only stand up to the adversary but also conquer the latter. The results of the historical research conducted here suggest that backwardness in equipping the domestic Navy air force with world-class modern fighters is inadmissible.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.
БОЧИНИН Дмитрий Анатольевич — профессор кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, доктор военных наук, доцент
«КТО ГОСПОДСТВУЕТ В ВОЗДУХЕ, ТОТ И МОРЕМ ВЛАДЕЕТ»
Боевое применение истребительной морской авиации в операциях Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны
В условиях возрастания военных угроз со стороны потенциальных противников Россия активно перевооружает свои армию и флот. Реализация государственных программ повышения качества нового вооружения в полной мере касается морской авиации как рода сил Военно-морского флота.
В этом процессе важен всесторонний учёт опыта боевого применения ВВС ВМФ, в т.ч. истребительной авиации, в предыдущих войнах.
В соответствии с современными взглядами на структуру Военно-морского флота России морская авиация представляет собой наиболее мобильный и манёвренный род сил ВМФ, предназначенный для поражения противника с воздуха в море и на приморских направлениях.
Свою историю морская авиация ведёт с летающей лодки М-1, построенной в 1914 году в Санкт-Петербурге, на авиационном заводе С.С. Щетинина. Этот летательный аппарат был создан молодым российским авиаконструктором Д.П. Григоровичем. Особенностью М-1 было то, что гидросамолёт строился не кустарным, а именно заводским способом, причём из отечественных материалов. И самое важное — это был летающий морской аэроплан. 6 июня 1914 года лейтенант флота И.И. Кульнев испытал гидросамолёт в полёте, после чего аппарат был зачислен в состав Балтийского флота России.
Первая мировая война застала морскую авиацию страны на стадии её организационно-технического становления. Управляемые моторные летательные аппараты в виде летающих лодок и поплавковых аэропланов едва начали поступать на вооружение флота.
На Балтийском морском театре военных действий использовались в основном аэропланы, изготовленные на Русско-Балтийском вагонном заводе, авиационных заводах С.С. Щетинина и В.А. Лебедева в Петрограде, а также гидросамолёты зарубежного производства. Это были летающие лодки М-5, М-9, М-10 конструктора Д.П. Григоровича, поплавковые и колёсные аэропланы С-10 конструктора И.И. Сикорского, аппараты типа Фарман, ФБА, Депердюссен и др. Тактика их применения в военно-морском деле на начальном этапе войны сводилась главным образом к ведению воздушной разведки состояния и местоположения германских сил и средств на море и побережье. Однако динамичная трансформация системы взглядов командования флота на боевое применение морской авиации вскоре привела к её дифференциации по целевому назначению.
По данным историка авиации В.Л. Герасимова, в 1916 году на балтийскую авиацию возлагались следующие задачи: ведение воздушной разведки (в т.ч. ледовой в зимне—весенний период), борьба с германскими самолётами, бомбовые удары по морским целям и береговым объектам, поиск и атака подводных лодок противника, корректировка артиллерийского огня кораблей Балтийского флота1.
В связи с разнородностью задач боевого применения в годы Первой мировой войны наряду с разведчиками, бомбардировщиками и штурмовиками появились аэропланы-истребители. Первым отечественным серийным истребителем стал в 1915 году аэроплан аэродромного базирования С-16 конструктора И.И. Сикорского, а в 1916 году по заданию Морского штаба конструктор Д.П. Григорович разработал первый в мире морской истребитель — гидросамолёт М-112.
На истребители как российского производства, так и иностранные типа Фарман-11, ФБА, Ньюпор-17 и др., возлагался широкий спектр задач. Это воспрепятствование проникновению германских дирижаблей-цеппелинов в расположение российских войск и сил флота, перехват вражеских аэропланов-разведчиков путём принуждения их к посадке или уничтожения, противовоздушная оборона своих береговых авиационных станций, прикрытие с воздуха кораблей, подводных лодок и др.3 Вместе с тем, как свидетельствует В.Л. Герасимов, задача борьбы за превосходство в воздухе в ходе войны на Балтийском морском театре военных действий приобрела приоритетный характер4.
Примером истребительного боя российских морских лётчиков с пилотами кайзеровских летательных аппаратов может служить перехват врага над акваторией Балтийского моря 4 июля 1916 года. В тот день четыре гидросамолёта М-9 пулемётным огнём сбили два германских аэроплана, а два других обратили в бегство5.
В последующие годы межвоенного периода определились рода морской авиации: разведывательная авиация на гидросамолётах, истребительная и бомбардировочная авиация на гидросамолётах и частично на самолётах сухопутного базирования, минно-торпедная авиация на дальних колёсных бомбардировщиках ДБ-3. В соответствии с приказом НКО СССР № 5 от 8 января 1938 года морская авиация была подчинена Наркомату ВМФ и стала именоваться Авиацией ВМФ6.
К началу Великой Отечественной войны в структуру Военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота (ВВС КБФ) входили: 61-я истребительная авиабригада, 8-я бомбардировочная бригада, 10-я смешанная бригада (13-й и 71-й истребительные, 73-й бомбардировочный полки), семь отдельных авиационных частей и двенадцать тыловых частей.
Представление об удельном весе истребительной авиации в самолётном парке ВВС КБФ даёт анализ его численного состава. По состоянию на 22 июня 1941 года истребителей насчитывалось 353 шт. (47,5 проц.), бомбардировщиков — 172 (23,1 проц.), разведчиков — 131 (17,7 проц.), транспортных и самолётов связи — 87 (11,7 проц.), всего 743 самолёта. Таким образом, истребители составляли почти половину авиационного вооружения Балтийского флота7.
Наряду с этим анализ качественного состава истребительной авиации Балтики накануне войны позволяет видеть, что большинство машин составляли самолёты устаревших конструкций. Так, истребителей И-16 (серийный выпуск с 1934 г.) насчитывалось 182 шт. (из них 23 неисправных), И-153 (1938 г.) — 99 (6 неисправных), И-15 (1935 г.) — 32 (2 неисправных), МиГ-3 (1941 г.) — 32 шт. (10 неисправных), Як-1 (1940 г.) — 8 шт. Всего 353 самолёта, из них неисправных — 418.
Заметим, что истребители нового, предвоенного поколения — монопланы с убирающимся шасси, регулируемым шагом винта, бортовой радио- и электрификацией, пулемётно-пушечным вооружением и другими достижениями мирового авиастроения типа Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3 создавались в конструкторских бюро А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна и М.И. Гуревича в спешном порядке, требовали доводки и выпускались в малом количестве.
Таким образом, 313 машин (И-15, И-153 и И-16), т.е. 88,7 проц. имевшихся истребителей по своим лётно-техническим характеристикам (ЛТХ) и вооружению были малопригодны для противодействия немецкой авиации, особенно истребителям Ме-109 и Ме-110. Нелишне заметить, что серийная модификация Ме-109 В-1 была апробирована в небе Испании уже в феврале 1937 года, и с того времени самолёт непрерывно совершенствовался9.
Однако опыт боевых действий, как и в годы Первой мировой войны, оказал сильное стимулирующее воздействие на динамику развития морской авиации в 1941—1945 гг. Флотская истребительная авиация не только преодолела предвоенный анахронизм в организации, материально-техническом оснащении и порядке боевого применения, но и вышла по этим параметрам на уровень мировых стандартов своего времени.
Исследование опыта боевого применения морской истребительной авиации на примере ВВС Балтийского флота в начале войны позволит выявить причины поражений флотской авиации в первом периоде военных действий, определить основные результаты её материально-технического переоснащения и совершенствования качества боевого применения в середине войны, подчеркнуть факт превращения авиации в наиболее мобильный и универсальный род сил ВМФ в заключительном победном периоде войны.
Выполнить исследование опыта боевого применения истребительной авиации Балтфлота целесообразно по двум направлениям. Во-первых, следует проанализировать, как изменялись её организационно-штатная структура, количественный и качественный состав в ходе военных действий по периодам войны. Во-вторых, выявить, как менялись взгляды военно-морского командования на боевое применение истребительной авиации. Определить, какую роль в конечном счёте стала играть морская авиация в операциях Балтийского флота по итогам войны.
Взгляды советского руководства и военного командования на оперативно-тактическое применение морской авиации накануне Великой Отечественной войны складывались на основе опыта военных действий советского флота в предыдущих войнах и с учётом международной обстановки. В 1940 году они получили воплощение в «Наставлении по боевому использованию авиации ВМФ СССР», разработанному штабом ВВС ВМФ. В документе было зафиксировано, что морская авиация способна выполнять важнейшие задачи в бою и операции как во взаимодействии с другими боевыми силами флота, так и самостоятельно. Были определены и основные рода морской авиации: минно-торпедная, бомбардировочная, истребительная и разведывательная. В самом начале войны стала форсированно создаваться штурмовая авиация10.
В организационно-штатном плане морская авиация Балтийского флота в начале войны состояла из бригад, полков, отдельных эскадрилий, отрядов и звеньев. В оперативном отношении авиация Балтфлота была подчинена командующему ВВС Ленинградского фронта и в течение всего времени обороны Ленинграда являлась составной частью авиации фронта. В противодействие ей был задействован 1-й воздушный флот Германии в составе 1070 самолётов, а также авиация Финляндии11. На вооружении противника в качестве истребителей находились самолёты Ме-109 и Ме-110, запущенные в серийное производство в 1937 году, а также новый истребитель ФВ-190, поступивший в люфтваффе в 1940 году.
Выделяя в исследовании эволюцию в 1941—1945 гг. именно истребительной авиации, следует привести научное определение самого понятия «самолёт-истребитель». Военный энциклопедический словарь даёт следующее определение: «Истребитель — боевой самолёт для уничтожения летательных аппаратов противника в воздухе; применяется также для поражения наземных целей и разведки»12. Вполне очевидно, что это определение полезно дополнить словами «и морских» целей, так будет точнее.
Интересно, что накануне Второй мировой войны в среде военных учёных пользовалась известностью так называемая доктрина Дуэ. Одним из основополагающих положений учения итальянского военного теоретика генерала Джулио Дуэ было: «Господство в воздухе даёт тому, кто обладает им, преимущество избавления всей его территории и всех его морских пространств от неприятельских воздушных нападений, в то время как его воздушным нападениям подвержены вся территория и все морские пространства противника»13.
Верное по своей сути положение о господстве в воздухе как залоге успеха в войнах ХХ века нашло отражение на одном из совещаний у И.В. Сталина. В разговоре об использовании флотской авиации Верховный главнокомандующий подчеркнул: «Кто господствует в воздухе, тот и морем владеет»14. Заметим, однако, что это было сказано не в начале войны, а в 1945 году.
С какими же ЛТХ истребители авиации Балтийского флота вступили летом 1941 года в войну с сильным, опытным, хорошо вооружённым противником? Советский Як-1 со скоростью 558 км/ч мог противостоять «мессершмиттам», но уступал новейшему немецкому ФВ-190. Архаичный И-16 и, тем более, биплан И-153 по скорости отставали от противника на 100—150 км/ч. Если по дальности и высоте полёта истребители противоборствующих сторон могли быть сопоставимы, то пулемётно-пушечное вооружение и бомбовая нагрузка давали противнику серьёзные преимущества. В целом, по свидетельству начальника штаба ВВС ВМФ генерал-лейтенанта Д.Ф. Бартновского, истребительная авиация, имея на вооружении самолёты типа И-16, И-15 бис и И-153, уступала по тактико-техническим данным немецким истребителям15.
Принципиально различалась и тактика боевого применения истребителей. В советской авиации с довоенного времени превалировала идея разделения истребителей на скоростные и манёвренные. Тактической единицей была пара — скоростной моноплан И-16 и манёвренный биплан И-15 бис. В воздушном бою скоростной самолёт должен был догонять и связывать боем противника, а манёвренный сбивать его16.
Главным тактическим построением немецких истребителей было звено из четырёх самолётов. При звеньевом построении истребители двигались двумя парами, каждая из которых состояла из ведущего и ведомого. Такое построение заменяло строгое тактическое сдерживание в пользу более свободного и оперативного перемещения в воздухе. Звеньевая система, кроме того, давала больше преимуществ в обнаружении противника и навязывании ему боя на выгодных для себя условиях17.
Появление в самолётном парке морской авиации в первом периоде войны новых истребителей-монопланов типа ЛаГГ-3, МиГ-3 и доработанного Як-1 с сильным вооружением и возросшей скоростью стимулировало изменения в тактике их боевого применения. Как отмечается в книге командующего Балтийским флотом адмирала В.Ф. Трибуца «Балтийцы сражаются», тактика боевых действий морских истребителей звеньями из четырёх самолётов быстро совершенствовалась, а затем окончательно утвердилась18.
В первом периоде войны (июнь 1941 — ноябрь 1942 г.) авиация Балтийского флота применялась в основном для поддержки сухопутных войск в их оборонительных операциях. По заданиям командования флота истребители повседневно задействовались в противовоздушной обороне Ленинграда, портов и главных военно-морских баз, препятствовали постановке мин на фарватерах Кронштадта. Флотские истребители имели автономную зону противовоздушной обороны — западный, со стороны моря, сектор воздушных подходов к Ленинграду, район расположения Приморской группы войск, а также Кронштадт. Организация воздушного прикрытия включала повседневное патрулирование в воздухе истребителей и дежурства на аэродромах подразделений истребителей в постоянной готовности к вылету19.
Выполнение ВВС флота заданий командования сильно затруднялось большими потерями в материальной части. За четыре первых месяца войны авиация Балтийского флота потеряла 577 самолётов, в т.ч. истребителей: И-16 — 85 шт., И-153 — 79, И-15 бис — 18, МиГ-3 — 48, ЛаГГ-3 — 8, Як-1 — 12, всего 250 машин20. Восполнение самолётного парка в первом периоде войны шло трудно из-за эвакуации авиационных заводов в тыловые районы страны и фактически новой организации там технологически сложного производства.
Важнейшей задачей ВВС КБФ в период осень 1941 — осень 1942 года стало воздушное прикрытие трассы снабжения Ленинграда, проходившей по Ладожскому озеру. Для обеспечения снабжения Ленинграда, КБФ, соединений и частей РККА авиация флота организовала истребительное прикрытие транспортов на малой трассе Кобона — Осиновец, на большой трассе Н. Ладога — Осиновец, охрану водного пути Ладога — Волховстрой, железнодорожного моста через р. Сясь, портов Н. Ладога и Кобона21. Эту задачу выполняла специальная группа морской авиации в составе 5-го и 13-го истребительных авиаполков и 12-й отдельной истребительной эскадрильи ВВС КБФ22.
Истребительная авиация Балтийского флота, защищая военно-морские базы и переходы кораблей в Финском заливе и на Ладожском озере, за три месяца лета и начала осени 1942 года выполнила 8783 самолётовылета, сбив 204 самолёта противника23.
Примером боевого применения истребительной авиации Балтики в первом периоде войны может служить воздушный бой 28 мая 1942 года трёх эскадрилий самолётов И-16 4-го авиаполка, ведомых лётчиками В.Ф. Голубевым, Г.Д. Цоколаевым и М.Я. Васильевым, против 104 самолётов Ю-88 и Ме-109 в небе над Кобоно-Кореджским портом. Группа советских истребителей нарушила боевой порядок и замысел противника. Некоторые повреждения и потери в порту были, но в целом крупный налёт немецкой авиации был сорван. Лётчики 4 иап сбили 11 самолётов противника, потеряв пилота В.Н. Захарова, погибшего в таранном ударе24.
Во втором периоде войны (ноябрь 1942 — декабрь 1943 г.) управление авиации Балтийского флота находилось в Ленинграде. В состав 61-й истребительной авиационной бригады (иаб) входили 3-й и 4-й гвардейские, а также 11-й и 13-й истребительные полки (иап). В 9 иаб были включены 11 иап (с декабря 1942 г.), 71 иап и 12-я отдельная истребительная авиаэскадрилья. Бригадно-полковая структура авиации сохранялась до лета 1943 года, после чего все, в т.ч. истребительные бригады ВВС флотов были переформированы в авиационные дивизии25.
Произошли и существенные качественные изменения в материально-технической базе морской истребительной авиации. На её вооружение с авиационных заводов № 21 (Горький), № 31 (Тбилиси), № 153 (Новосибирск), № 292 (Саратов) и др. стали в плановом порядке поступать самолёты с тактико-техническими данными, отвечавшими требованиям воздушной войны середины XX века. Фактически к концу 1943 года все устаревшие машины в авиации Балтийского флота были заменены на модернизированные истребители Як-1 и ЛаГГ-3, новые истребители Як-7, Як-9, Ла-5, Ла-7.
Во втором периоде войны было продолжено боевое применение истребителей ВВС КБФ совместно с фронтовой авиацией для защиты с воздуха Ленинграда, портов и мест базирования флота. В январе 1943 года истребительная авиация флота приняла участие в прорыве блокады Ленинграда, взаимодействуя с 13-й воздушной армией Ленинградского фронта. В воздушных боях здесь особо отличились лётчики 3-го гвардейского ИАП. Так, 21 января 1943 года звено капитана И.А. Каберова на самолётах ЛаГГ-3 перехватило 18 немецких бомбардировщиков, принудив противника сбросить бомбы на свои позиции26.
Характерным отличием второго периода стала заметная активизация боевого применения авиации флота на морских сообщениях противника. Весна и лето 1943 года были отмечены направленными ударами морской авиации по его кораблям и плавсредствам в восточной части Финского залива. Примером участия истребительной авиации Балтики в таком противодействии врагу может служить потопление 2 мая 1943 года финской канонерской лодки «Turunmaa» водоизмещением 340 т. После совместного удара 5 штурмовиков Ил-2 и 9 истребителей И-16 и ЛаГГ-3 лодка затонула на мелководье. Всего летом 1943 года в результате совместных действий лётчиков штурмовых и истребительных полков ВВС КБФ были повреждены 11 единиц плавсредств из состава дозорных сил противника27.
В целом 1943 год стал переломным в боевом применении истребительной авиации флота, которая получила возможность выхода в открытую Балтику.
В третьем периоде Великой Отечественной войны (январь 1944 — май 1945 г.) взгляды советского военно-морского командования на боевое применение истребительной авиации существенно изменились по сравнению с подготовкой и проведением операций на море и прибрежных направлениях в предыдущих периодах военных действий. Фактически боевое применение морской авиации, в т.ч. её истребительной компоненты, приобрело характер воздушного наступления над морем и побережьем. Дивизионно-полковая структура в боевых условиях второго и третьего периодов войны доказала свою оптимальность.
Самолётный парк морской авиации в третьем периоде войны значительно вырос как количественно, так и качественно, причём процесс модернизации летательных аппаратов всех типов приобрёл необратимый характер. К январю 1945 года авиация Балтийского флота насчитывала 781 самолёт, в т.ч. 87 торпедоносцев, 74 бомбардировщика, 176 штурмовиков, 365 истребителей, 66 разведчиков и 13 корректировщиков28. Таким образом, в структуре авиации Балтики более 46 проц., т.е. почти половину всей авиации на морском театре военных действий, составляли истребители.
Количественный приоритет самолётов-истребителей в составе авиации флота был вполне обоснован, если учитывать всю многоплановость выполнявшихся ими задач. Реализуя своё основное назначение — прочное удержание господства в воздухе над морем, флотская истребительная авиация выполняла такие задачи боевого применения, как:
— ведение воздушной разведки военно-морских баз, кораблей и транспортов в портах и на переходах морем, аэродромов и коммуникаций противника;
— противовоздушная оборона административно-промышленных центров, морских портов и баз флота, аэродромов, мостов, железнодорожных станций и других важных объектов;
— прикрытие с воздуха своих бомбардировщиков и штурмовиков при нанесении ими торпедно-бомбовых ударов по кораблям и транспортам противника в море и в базах, по портам и другим целям на побережье;
— отражение ночных налётов самолётов противника для минирования судоходных акваторий и др.
Улучшение количественного и качественного состава истребительной авиации на Балтийском морском театре военных действий в третьем периоде войны позволило освоить новую в тактике боевого применения истребителей форму — свободную охоту. Обобщённым показателем возросшего значения роли морской авиации в операциях флота стало то, что ни один выход кораблей в море не осуществлялся без поддержки с воздуха29.
Помимо характеристики количественной составляющей фактора возрастания боевого потенциала истребительной морской авиации следует оценить и качественную его сторону. На примере одного из самых массовых самолётов-истребителей периода Великой Отечественной войны Як-9 рассмотрим динамику совершенствования его лётно-технических характеристик.
Самолёт Як-9 стал логическим развитием боевых качеств, заложенных авиаконструктором А.С. Яковлевым в истребителях Як-1 и Як-7. Новациями конструкции стали дюралевая обшивка фюзеляжа, мягкие протектированные баки в крыле и фюзеляже, бронестёкла и бронеспинка в кабине. Модернизаций вооружения Як-9 известно не менее пятнадцати. На этот истребитель ставились пушки ШВАК-20, НС-37, НС-45, Т-111П, ВЯ-23 и др. в сочетании с пулемётами УБС30.
Самих модификаций Як-9 было также более десяти, в т.ч. Як-9М с пушкой ШВАК-20 и двумя пулемётами УБС, Як-9ДД дальнего действия с девятью баками, Як-9К с крупнокалиберной пушкой конструкции А.Э. Нудельмана и др.31
Выдающимся вкладом в дело развития истребительной авиации в годы Великой Отечественной войны является работа ОКБ под руководством авиаконструктора С.А. Лавочкина. Изначально утяжелённая цельнодеревянная конструкция истребителя ЛаГГ-3, состоявшего на вооружении авиации Балтийского флота с начала войны, не обеспечивала соответствия его ЛТХ всё возраставшим требованиям воздушной войны.
Самолёты Ла-5, затем Ла-7 в 3-м периоде войны наряду с «яками» составили основу истребительной авиации Балтийского флота. Серийно Ла-5 выпускались на авиационных заводах № 21 (Горький) и № 31 (Тбилиси), а Ла-7 — на заводах № 381 (Москва), № 21 (Горький), № 99 (Улан-Удэ)32.
Поскольку Ла-7 являлся, по сути дела, итогом эволюции истребительной авиации всего периода Великой Отечественной войны, следует обратить внимание на его основные ЛТХ. Исследователи В.В. Золотов, В.Р. Котельников в труде «Самолёты Великой Отечественной войны», характеризуя боевые качества Ла-7, отмечают, что «Ла-7 в широком диапазоне высот превосходил немецкие истребители по скорости, скороподъёмности и манёвренности»33.
Анализируя ЛТХ истребителей, противоборствовавших над Балтийским морем и его побережьем в третьем периоде войны, следует прежде всего отметить фактор значительного приращения скорости советских самолётов. Сравнивая скорости советских истребителей в начале войны — 474 км/ч и 558 км/ч у ЛаГГ-3 и Як-1 соответственно, с 672 км/ч и 676 км/ч у Як-9 и Ла-7 в конце военных действий, справедливо будет сделать вывод о том, что советским авиаконструкторам и производственникам удалось не только приблизить скоростные показатели истребителей к скоростям лучших немецких аналогов, но и в ряде модификаций превзойти их.
Так, истребитель Ла-5ФН превосходил немецкий Ме-109G-6 не только в скорости, но и в манёвренности. На испытаниях в августе 1944 года Ла-7 с двигателем АШ-83 превысил рубеж скорости 700 км/ч34. Вместе с тем сильной стороной противника было вооружение.
По свидетельству главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова авиация Балтийского флота (командующий генерал-лейтенант авиации М.И. Самохин) в операциях по снятию блокады Ленинграда, освобождению Ленинградской области и Новгорода была задействована в составе 319 самолётов, в т.ч. 175 истребителей. Располагаясь на прибрежных и островных аэродромах, морская авиация действовала со стороны Финского залива, наносила удары по объектам противника от Волосово и Луги до Таллина и Риги35.
Во второй половине 1944 года авиация Балтики принимала активное участие в нанесении массированных огневых ударов по военно-морской базе Либава, располагавшейся в незамерзающем порту города Лиепая. Важность её определялась тем, что через неё осуществлялось снабжение курляндской группировки противника. Всего за период сентябрь—декабрь 1944 года на удары по Либаве было затрачено 1179 самолётовылетов.
В качестве примера боевого применения авиации Балтийского флота по объектам Либавы приведём текст боевого донесения штаба ВВС КБФ о потоплении частями 11-й штурмовой авиадивизии транспорта противника. В «Справке о потоплении транспорта противника группой 22 Ил-2 8-го гвардейского авиационного Феодосийского полка в сопровождении 18 истребителей Як-9 9-го ИАП» приводятся данные об огневом ударе 14 декабря 1944 года по четырём транспортам противника.
В ходе налёта было израсходовано 24 авиабомбы ФАБ-250, 32 — ФАБ-100 и 64 реактивных снаряда РС-82. При подходе к цели группа была атакована немецкими истребителями ФВ-190. В результате боевых действий потоплен транспорт водоизмещением 3000 т, повреждён транспорт водоизмещением 5000 т, сбит один истребитель противника36.
Всего в военно-морской базе Либава были потоплены 30 кораблей и судов противника, ещё 18 транспортов, подводная лодка и плавдок повреждены. Потери советской стороны составили 80 самолётов. По мнению командующего авиацией ВМФ (март 1994 — август 2000 г.) генерал-полковника В.Г. Дейнеки, одной из причин таких потерь стало слабое истребительное прикрытие. В тактике боевого применения истребителей недоставало выделения специальных групп расчистки воздушного пространства над целью, имело место пассивное и недостаточно результативное блокирование аэродромов противника37.
Логично отметить, что тактика боевого применения морской истребительной авиации видоизменялась наряду с улучшением ЛТХ в течение всего периода военных действий. Наряду с успехами были и серьёзные ошибки. То и другое, как видим, на войне стоило очень дорого.
В мае 1945 года победно закончилась Великая Отечественная война. В докладе начальника штаба ВВС ВМФ генерал-лейтенанта авиации Д.Ф. Бартновского начальнику ГМШ ВМФ об итогах боевых действий ВВС флотов по годам войны (1941—1945 гг.) подчёркивалось, что «авиация из средства, обеспечивающего флот, стала основной ударной силой флота»38.
За годы войны все рода советской морской авиации, в том числе истребительная, по своей организационно-штатной структуре, оперативно-тактическим качествам и научно-техническому уровню вышли на уровень мировых стандартов середины ХХ века.
Исторический анализ этого процесса имеет практическую значимость для современного обновления авиации Военно-морского флота России. В 2020 году в средствах массовой информации широко освещались результаты реализации завершившейся десятилетней программы перевооружения российских армии и флота, достижения в них 70 проц. уровня нового вооружения, 95 проц. уровня исправности военной техники39. Готовится уже и следующая государственная программа повышения качества вооружения. К 2024 году доля современного оружия и техники составит почти 76 проц.
Какое место в этой программе будет отведено истребительной авиации? На примере истребителя 5-го поколения Су-35 можно видеть всю сложность разработки, испытаний и внедрения в серийное производство авиационной техники XXI века. Первый полёт машины состоялся в январе 2010 года, а в Воздушно-космические силы первый истребитель поступил в декабре 2020 года.
Между тем нарастание военных угроз со стороны потенциальных противников требует безотлагательного обновления самолётного парка истребительной авиации ВМФ как берегового, так и палубного базирования. Всесторонний учёт и использование полученного в годы предыдущих мировых и современных локальных войн опыта создания и боевого применения морской авиации имеет большую значимость для дальнейшего повышения обороноспособности России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Герасимов В.Л. Борьба за превосходство в воздухе в кампании 1916 года // Военно-исторический журнал. 2003. № 8. С. 29.
2 Баргатинов В.В. Крылья России: полная иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, 2008. С. 100.
3 Российский государственный архив Военно-морского флота. Ф. 479. Оп. 1. Д. 577. Л. 3.
4 Герасимов В.Л. Указ. соч. С. 30.
5 Петров Г.Ф. Гидроавиация: 100 лет в небе России. СПб.: Гангут, 2016. С. 182.
6 Левшов П.В., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ: авиация Военно-морского флота России, 1910—2010 гг. СПб.: Тайфун, 2012. С. 19.
7 Центральный военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 12. Оп. 1. Д. 54. Л. 3, 12.
8 Там же. Л. 12.
9 Шунков В.Н. Авиация Люфтваффе. Минск: Харвест; АСТ, 2000. С. 203.
10 Авиация Российского флота / Под ред. В.Г. Дейнеки. СПб.: Судостроение, 1996. С. 58.
11 Там же.
12 Военный энциклопедический словарь. М.: Эксмо, 2007. С. 394.
13 Дуэ Дж. Господство в воздухе: вероятные формы будущей войны / Пер. с итал.; Арсен М.П. Вотье. Военная доктрина генерала Дуэ / Пер. с фр. // Дуэ Джулио. Господство в воздухе. М.: АСТ; СПб.: Terra-Fantastica, 2003. C. 45.
14 Кузнецов Н.Г. Курсом к победе. М.: Вече, 2015. С. 367.
15 ЦВМА. Ф. 12. Оп. 1. Д. 75. Л. 9.
16 Харук А.И. Боевые самолёты Второй Мировой. М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. С. 6.
17 Павелек С. Майкл. Люфтваффе, 1933—1945. Ростов н/Д: Феникс, 2012. С. 19.
18 Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. М.: Вече, 2015. С. 392.
19 Там же.
20 Левшов П.В., Болтенков Д.Е. Указ. соч. С. 37.
21 ЦВМА. Ф. 12. Оп. 1. Д. 75. Л. 18.
22 Левшов П.В., Болтенков Д.Е. Указ. соч. С. 37.
23 Трибуц В.Ф. Указ. соч. С. 396.
24 Авиация Российского флота… С. 98.
25 Левшов П.В., Болтенков Д.Е. Указ. соч. С. 21, 41.
26 Авиация Российского флота… С. 99.
27 Заблотский А.Н., Ларинцев Р.И. Советские ВВС против кригсмарине. М.: Вече, 2010. С. 139.
28 Левшов П.В., Болтенков Д.Е. Указ. соч. С. 37.
29 Авиация Российского флота… С. 63.
30 Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР (1938—1950 гг.). М.: Машиностроение, 1978. С. 196.
31 Там же. С. 198.
32 Мухин М.Ю. Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны. М.: Вече, 2011. С. 200, 202.
33 Золотов В.В., Котельников В.Р. Самолёты Великой Отечественной войны. М.: Русские Витязи, 2016. С. 104.
34 Баргатинов В.В. Указ. соч. С. 561, 585.
35 Кузнецов Н.Г. Указ. соч. С. 322.
36 ЦВМА. Ф. 12. Оп. 1. Д. 321. Л. 3—4.
37 Авиация Российского флота… С. 114.
38 ЦВМА. Ф. 12. Оп. 1. Д. 75. Л. 38.
39 Литовкин Д. Больше века стойкости и несокрушимости // Независимое военное обозрение. 2021. № 6. С. 2.