«АВИАЦИЯ ПЕРЕЖИВАЕТ КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД…»

image_print

Военное строительство

Елисеев Сергей Павлович — доцент Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, полковник запаса, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: vvia@inbox.ru)

Нечаев Владимир Николаевич — начальник кафедры Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, полковник, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: vvia@inbox.ru)

Ефремов Роман Вячеславович — доцент Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, подполковник (Москва. E-mail: vvia@inbox.ru)

«Авиация переживает критический период…»

Всероссийская Коллегия по управлению Воздушным флотом Российской Республики как первый орган управления советскими Военно-воздушными силами (20 декабря 1917 г. — 19 февраля 1918 г.)

После Октябрьской революции во всех важных государственных учреждениях, в том числе и военном ведомстве, управление в свои руки стали брать советские комиссары — представители новой власти. Военкомы приняли активнейшее участие и в работе по налаживанию системы управления советской военной авиацией. Наш журнал уже обращался к теме создания первых органов управления советских ВВС после Октябрьской революции 1917 года (см.: Колесниченко И. Создание органов управления советских Военно-воздушных сил (1917—1918 гг.) // Воен.-истор. журнал. 1976. № 2. С. 88—93). Но за прошедшие 35 лет исследователи смогли изучить большой массив архивных документов и более глубоко разобраться в данном вопросе. Сегодня мы представляем вниманию читателей детальное исследование истории создания и становления органов управления Военно-воздушными силами России в первые месяцы советской власти, выполненное группой историков из Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.

В организационном отношении дореволюционный Военный воздушный флот (ВВФ) подразделялся на авиацию действующей армии и авиацию тыла. Воздухоплавательные части тоже состояли в ВВФ. Морская авиация (МА) возглавлялась Управлением морской авиации (УМА), во всех отношениях подчинённым Морскому министерству.

Авиация действующей армии входила в состав сухопутных войск, в которых она использовалась в основном для ведения воздушной разведки. Управление ею осуществлялось на театре военных действий (ТВД) Полевым управлением авиации и воздухоплавания («Авиационной канцелярией» — Авиканцем, или ПУАВ), находившемся с мая 1917 года при начальнике штаба Верховного главнокомандующего (НШ ВГК) в Могилёве.

Управление Военного воздушного флота (УВВФ, или Увофлот), управлявшее тылом авиации, возглавлял профессор полковник Д.В. Яковлев (с 24 августа 1917 г.1 — генерал-майор).

Начальник ПУАВ полковник С.А. Ульянин в соответствии с его просьбой 9 июня 1917 года был назначен помощником начальника Увофлота.

В должность начальника ПУАВ с 30 июня 1917 года вступил военный летчик подполковник В.М. Ткачёв (с 25 августа 1917 г. — полковник)2.

Поскольку Увофлот находился в Петрограде, то после Октябрьской революции в столице преобразование российского ВВФ в Красный воздушный флот началось именно с УВВФ. Управление ВВФ, входившее в состав Военного министерства, ведало авиацией и воздухоплаванием военных округов, авиационными учебными заведениями, авиационно-техническим снабжением, авиационными заказами и поставками (см. схему 1).

В течение 1917 года организационно-штатная структура Увофлота постоянно изменялась. Например, вместо двух помощников начальника управления были введены четыре таких должности. В августе—сентябре 1917 года Управление ВВФ пыталось увеличить свои штаты и получить официальный статус Главного управления. Наблюдался парадокс: авиация — в критическом состоянии, в авиационной промышленности — спад, а Увофлот заботится об увеличении своего штата3. Совещание Временного правительства, проведённое 1 сентября 1917 года, в том числе и по этому вопросу, рекомендовало УВВФ доработать предложения о Главном управлении в плане подчинения Увофлоту ещё и гидроавиации. Вскоре начальник Увофлота направил Временному правительству новый доклад о Главном управлении ВВФ, однако он был рассмотрен только после Октябрьской революции.

В ноябре 1917 года Увофлот как тыловой орган авиации стал выполнять поручения Советской власти4, однако авиаторы-большевики распространили в это время воззвание, подготовлявшее решительную реорганизацию всех органов управления авиацией, включая Увофлот. В этом воззвании говорилось: «Союзники прекращают снабжение аппаратами, свои заводы изготовляют не то, что нужно. Нужда фронта в аппаратах лишь в малой степени может быть удовлетворена. А органы управления авиацией искусственно разрослись до размеров, значительно превосходящих то, что требуется современным положением авиации»5.

В 1917 году, накануне Октябрьской революции свыше 300 авиационных и воздухоплавательных частей, учреждений и учебных заведений насчитывали в своем составе 35 тыс. солдат и офицеров, что составляло 0,5 проц. от численности сухопутной армии (7518 тыс. человек)6. На наземные службы в ВВФ приходилось 95 проц. личного состава. Насчитывалось 295 лётчиков-солдат — примерно 15 проц. от 2000 лётчиков и лётчиков-наблюдателей (без лётно-подъёмного состава авиашкол). Авиатехника была представлена около 1,5 тыс. самолётов (более 30 различных типов), однако многие из них были неисправны.

На 1 октября 1917 года в подчинении ПУАВ имелся 91 авиаотряд7. Эскадра воздушных кораблей, оперативно подчинённая НШ ВГК, состояла из 5 авиаотрядов (всего 30 экипажей). Воздухоплавательная служба включала 87 отрядов8.

Для получения общего представления о социально-профессиональном составе дореволюционной авиации обратимся к свидетельству известного авиационного начальника периода 1918—1921 гг. А.В. Сергеева. В своей книге, изданной в 1926 году, он привёл таблицу, в которой дал приблизительное распределение личного состава по категориям в основной боевой и административно-хозяйственной единице русской авиации — авиаотряде (6—8 самолётов). <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Все даты в статье до 14(1) февраля 1918 года приводятся по старому стилю.

2 Ульянин Ю.А. Пионер русской авиации. Книга о трудах и днях аэронавта, змеенавта, лётчика и изобретателя Сергея Алексеевича Ульянина. М.: Независимое издательство «Пик», 2001. С. 250—253; Бычков В.Н. Летопись авиации и воздухоплавания. М.: Академия, 2006. С. 438.

3 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 2008. Оп. 1. Д. 103. Л. 83.

4 Чредин. Несколько слов из истории создания Красного Военного Воздушного Флота // Военное дело. 1920. № 6. С. 183.

5 РГВА. Ф. 46. Оп. 4. Д. 504. Л. 139.

6 Гаврилов Л.М. Численность русской армии в период Февральской революции // История СССР. 1972. № 3. С. 201.

7 Бычков В.Н. Указ. соч. С. 441, 808.

8 Там же.