Некоторые сведения о службе А.Н. Брусилова

image_print

Аннотация. В статье рассказывается о жизненном пути генерал-лейтенанта Алексея Николаевича Брусилова (1789—1859), отца известного русского полководца периода Первой мировой войны А.А. Брусилова. Статья написана на основе документов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА).

Summary. The article tells about the life of Lieutenant-General Aleksey Brusilov (1789-1859), the father of the famous Russian commander of World War I A.A. Brusilov. The article is written on the base of documents of the Russian State Military Historical Archives (RSMHA).

ЗАБЫТОЕ ИМЯ

 

ОБЪЕДКОВ Иван Валентинович — доцент Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета (МГПУ), кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: ksumballon@mail.ru).

 

«ОТЛИЧНЫЙ ОФИЦЕР, ДОСТОЙНЫЙ МИЛОСТИ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА»

Некоторые сведения о службе А.Н. Брусилова

 

Военные династии в России, издавна являясь одной из цементирующих основ русского офицерского корпуса, дали стране несколько поколений известных военных деятелей, внёсших значительный вклад в укрепление военной мощи государства, совершенствование военной науки, вписавших немало ярких страниц в историю отечественных Вооружённых сил. Сказанное в полной мере относится и к династии орловских дворян Брусиловых, наиболее известный представитель которых — генерал от кавалерии Алексей Алексеевич Брусилов, автор знаменитого прорыва Юго-Западного фронта, столетие которого отмечается в этом году. Если об Алексее Алексеевиче, без преувеличения можно сказать, знает каждый человек, интересующийся военной историей Отечества, то о других Брусиловых сведения приходится собирать в основном по архивам, в том числе и об отце полководца — Алексее Николаевиче, рассказать о котором ныне, в год 100-летней годовщины знаменитой наступательной операции войск Юго-Западного фронта, прошедшей под руководством его сына, представляется весьма своевременным. Историческая биография А.Н. Брусилова написана на основе документов Российского государственного военно-исторического архива, хранящихся в фондах: Канцелярии Военного министерства (ф. 29), Канцелярии начальника Главного штаба (ф. 35), Пажеского корпуса (ф. 318), Инспекторского департамента Военного министерства (ф. 395) и Главного штаба Кавказской армии (ф. 14719).

АлексейНиколаевич Брусилов происходил из потомственных дворян Орловской губернии, предки которых являлись выходцами из Речи Посполитой. Точная дата рождения в его формулярном списке не указана, но достижение им ко дню смерти 70-летнего возраста позволяет считать ею 1789 год1.

Получив весьма неплохое домашнее образование, будущий генерал начал службу на сугубо гражданском поприще — сначала в Коллегии иностранных дел, затем в Правительствующем Сенате и в Полтавском губернском правлении. Началом военной службы Алексея Николаевича следует считать 1807 год: с января по апрель он являлся сотником ополчения, созданного по манифесту от 30 ноября 1806 года и распущенного в июле 1807 года. Ещё до роспуска ополчения, в апреле 1807 года Алексей Николаевич перевёлся в только что созданный 8-й гусарский Лубенский полк, шефом которого был генерал-майор А.П. Мелиссино. Военная служба А.Н. Брусилова изобиловала боями и походами. Его молодость прошла в эпоху Наполеоновских войн. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, под Бородино получил ранение в шею осколком картечи, сражался под Малоярославцем, Вязьмой и Красным, принял участие в Заграничных походах русской армии 1813—1814 гг., прошёл с боями практически всю территорию Германии, дрался с французами под Дрезденом, при Люцене и Бауцене, был участником знаменитой «битвы народов» при Лейпциге. Война с наполеоновской Францией закончилась для подполковника А.Н. Брусилова в 1814 году сражениями в Бриенне и Мальмезоне в рядах Литовского уланского полка2. В мае 1817 года командир 1-го резервного кавалерийского корпуса генерал от кавалерии князь Д.В. Голицын, поддерживая ходатайство подполковника А.Н. Брусилова о материальной помощи, характеризовал его следующим образом: «отличный офицер, достойный милости его императорского величества»3. В феврале 1820 года, едва успев отпраздновать свое тридцатилетие, Алексей Николаевич получил звание полковника Ямбургского уланского полка, а через четыре года неожиданно для всех вышел в отставку с гражданским чином статского советника. Причиной такого поворота в судьбе были, по его собственным словам, «…расстроенное здоровье и худые домашние обстоятельства…»4.

Надо полагать, что с восшествием на престол Николая I А.Н. Брусилов надеялся поправить свои дела, причём не без помощи своего двоюродного брата, известного тогда писателя, масона, вологодского губернатора в 1820—1834 гг. Николая Петровича Брусилова, имевшего в Петербурге весьма обширные связи. Достаточно сказать, что Н.П. Брусилов учился в Пажеском корпусе вместе с И.Ф. Паскевичем, с 1826 года командовавшим войсками на Кавказе, а с марта 1827 года — наместником на Кавказе. К тому же Иван Фёдорович являлся одним из наиболее близких к императору лиц. Добавим, что Н.П. Брусилов регулярно посещал шахматный клуб, где собирались многие влиятельные сановники Петербурга5. Интересно, что в те же годы завсегдатаем столичного шахматного клуба слыл и Александр Бланк, дед В.И. Ленина по материнской линии6. Надо полагать, что связи помогли, и в самом начале 1826 года Алексей Николаевич получил должность в 5-м департаменте Правительствующего Сената7. Однако работа с уголовными делами, которыми занимался 5-й департамент, очевидно, не заинтересовала Алексея Николаевича, и он, не успев приступить к исполнению своих обязанностей, подал прошение на имя Николая I, в котором писал, что, «осчастливленный Высочайшим вниманием», не желает «оставаться в праздности» и берёт на себя смелость поручить свою судьбу «Всемилостивейшей воле», прося о назначении на «деятельную службу престолу»8. Новая должность не заставила себя ждать: 24 января* 1826 года нижегородский, казанский, симбирский, пензенский и саратовский генерал-губернатор генерал от инфантерии А.Н. Бахметьев с согласия императора предложил А.Н. Брусилову место чиновника для особых поручений9.

Служба в ведомстве Бахметьева продолжалась около трёх лет. В декабре 1828 года А.Н. Брусилов вернулся на свою прежнюю должность в Сенат, а в марте 1830 года перешёл оттуда в Министерство внутренних дел, снова став чиновником для особых поручений. 21 октября 1830 года Алексей Николаевич получил должность московского вице-губернатора. Этим высоким назначением он, вероятнее всего, был обязан своему бывшему командиру генералу от кавалерии князю Д.В. Голицыну, занимавшему с 1820 по 1843 год пост московского генерал-губернатора. Совместная служба в Москве продолжалась чуть больше года. В ноябре 1831 года А.Н. Брусилова перевели на должность курского вице-губернатора, однако по ряду причин в ноябре 1835 года он был вынужден уйти в отставку10.

Но спокойная жизнь была не для Алексея Николаевича. В июне 1839 года он вновь поступил на военную службу в прежнем чине полковника. Оставив навсегда Европейскую Россию, Брусилов уехал на Кавказ. Зачисленный по кавалерии при Отдельном Кавказском корпусе, он с ноября 1840 года по ноябрь 1842 года заведовал военной частью в ряде областей Грузии — Имеретии, Мингрелии и Гурии, затем до февраля 1847 года служил начальником 4-го отделения Черноморской береговой линии, после чего 12 лет председательствовал в Полевом аудиториате Отдельного Кавказского корпуса (с 1857 г. — Кавказской армии) — высшем военно-судебном учреждении на Кавказе11. В январе 1854 года наместник Николая I на Кавказе князь М.С. Воронцов, представляя Алексея Николаевича к очередной награде, отметил «постоянное усердие» и «неусыпную заботливость… председателя Полевого аудиториата… Брусилова, который постоянно отличает себя полезной службой»12.

За отличия по службе А.Н. Брусилов в 1845 году был произведён в генерал-майоры, а в 1856 году — в генерал-лейтенанты13.

Несмотря на характер занимаемых должностей, Алексей Николаевич не превратился, как это принято говорить, в кабинетного работника. В 1841 году ему пришлось снова взяться за оружие. В апреле возобновилась активность Шамиля, распространившего свою власть на все племена Нагорного Дагестана. В мае А.Н. Брусилов под начальством командующего Отдельным Кавказским корпусом генерала от инфантерии Е.А. Головина провёл несколько рекогносцировок, сопровождавшихся стычками и рукопашными схватками с горцами. Так, 7 июня 1841 года Брусилов со своими людьми после непродолжительного, но ожесточённого боя занял селение Кишен-Аух14.

В том же году А.Н. Брусилову, командовавшему отрядом из 723 человек при двух орудиях, довелось принять участие в подавлении восстания в Гурии, грузинском княжестве, сохранявшем до 1840 года особенности местного управления. После того как 9 августа 1841 года восставшие захватили транспорт с продовольствием, Брусилову пришлось отступить в административный центр Гурии — местечко Озургеты. 1 сентября 1841 года восставшие силами до 3 тыс. человек предприняли штурм Озургет, который отряду удалось отбить. На предложение парламентёра уйти из Гурии осаждённые ответили отказом. 5 сентября на помощь А.Н. Брусилову прибыл отряд князя Аргутинского-Долгорукого, рассеявший повстанцев и положивший конец 26-дневной осаде15.

В феврале 1842 года командир Отдельного Кавказского корпуса Е.А. Головин в письме военному министру генералу от кавалерии А.И. Чернышёву назвал полковника А.Н. Брусилова одним из тех, кто сыграл наиболее значительную роль в подавлении гурийского мятежа16.

Отметим, что отношения с вышестоящим руководством на всех этапах службы у А.Н. Брусилова складывались, как правило, успешно. Этому в немалой степени способствовало то, что его непосредственные начальники Д.В. Голицын, Е.А. Головин, А.И. Нейгардт, М.С. Воронцов также были участниками Отечественной войны 1812 года. Сменивший Головина командир Отдельного Кавказского корпуса А.И. Нейгардт при поддержке военного министра А.И. Чернышёва даже ходатайствовал перед императором о назначении А.Н. Брусилова начальником Имеретинской области, однако назначение не состоялось. Тем не менее многолетняя служба Алексея Николаевича не раз отмечалась государственными наградами. За Бородинское сражение ему был пожалован орден Св. Владимира 4-й степени с бантом, за сражение при Лейпциге — орден Св. Анны 2-й степени. Служба в должности курского вице-губернатора была отмечена ещё одним орденом Св. Анны 2-й степени с императорской короной17. Несколько наград он получил в годы службы на Кавказе. В ноябре 1847 года в связи с выслугой 25 лет в офицерских чинах Брусилов был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени18.

Материальное положение А.Н. Брусилова было относительно скромным. Никакой недвижимости или владений, унаследованных от родителей, либо приобретённых самостоятельно А.Н. Брусилов не имел19. В 1817 году его дела осложнились настолько, что он был вынужден ходатайствовать перед Александром I о получении беспроцентного займа в размере 10 тыс. рублей для «поправления расстроенного состояния»20.

Семейная жизнь у Алексея Николаевича сложилась поздно; где-то уже в 1850-х годах он женился на дочери коллежского асессора Марии-Луизе Нестоенской, которой ко дню свадьбы едва исполнилось двадцать лет. Молодая жена родила А.Н. Брусилову четырёх сыновей. 19 августа 1853 года родился будущий полководец Алексей Алексеевич Брусилов. 15 сентября 1855 года родился Борис Алексеевич. Третий сын Александр умер в младенчестве. 27 февраля 1857 года родился самый младший сын — Лев Алексеевич, ставший после Русско-японской войны первым начальником Морского генерального штаба.

Детям почти не довелось общаться с отцом. 8 ноября 1859 года генерал-лейтенант А.Н. Брусилов «…от болезни нервною горячкою и лихорадкою…» умер в возрасте 70 лет21.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 395. Оп. 165. Д. 425. Л. 3.

2 Там же. Л. 5.

3 Там же. Оп. 64. Д. 327. Л. 1.

4 Там же. Ф. 35. Оп. 2/ 243. Св. 65. Д. 305. Л. 1.

5 Там же. Ф. 318. Оп. 1. Д. 3906. Л. 33 об., 34; Русский биографический словарь. Т. 3. СПб., 1908. С. 387; Русские писатели: 1800—1917: биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 331.

6 Штейн М.Г. Ульяновы и Ленины. Тайны родословной и псевдонима. СПб., 1997. С. 14—18.

7 РГВИА. Ф. 395. Оп. 165. Д. 425. Л. 5 об.

8 Там же. Ф. 35. Оп. 2/ 243. Св. 65. Д. 305. Л. 2.

9 Там же. Л. 4 об., 5.

10 Там же. Ф. 395. Оп. 165. Д. 425. Л. 7 об., 13 об.

11 Там же. Л. 1, 8 об., 11 об.

12 Там же. Оп. 160. Д. 30. Л. 2, 2 об.

13 Там же. Л. 10 об.—11 об.

14 Там же. Л. 5, 6.

15 Там же. Ф. 14719. Оп. 2. Д. 708. Л. 53—60; Д. 888. Л. 16 об., 54—64, 69 об., 72, 73.

16 Там же. Л. 155.

17 Там же. Л. 5, 6.

18 Там же. Л. 156 об., 157; Ф. 395. Оп. 165. Д. 425. Л. 7.

19 Там же. Л. 14.

20 Там же. Оп. 64. Д. 327. Л. 1.

21 Там же. Оп. 165. Д. 425. Л. 3—4 об.