Местная противовоздушная оборона Тулы в 1941—1942 гг.

image_print

Аннотация. В статье на основе ранее не публиковавшихся документов из Архива УМВД России по Тульской области рассматриваются основные направления деятельности местной противовоздушной обороны в первые годы Великой Отечественной войны; описываются методы подготовки личного состава и работа штабов МПВО.

Summary. Based on previously unpublished documents from the Archives of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Tula Region, the article considers the main areas of the local air defenc activities in the first years of the Great Patriotic War; the methods of training personnel and the work of headquarters of the LAD are described.

Головина Юлия Владимировна — аспирант Тульского государственного университета

(г. Тула.E-mail: golowina.djulia@yandex.ru).

 

Местная противовоздушная оборона Тулы в 1941—1942 гг.

 

Многие аспекты организации и функционирования системы местной противовоздушной обороны (МПВО) СССР в период Великой Отечественной войны до последнего времени в недостаточной мере были изучены исследователями. Большинство документов по данной тематике носили секретный гриф и лишь недавно оказались в распоряжении научной общественности. К подобным материалам относятся и архивные папки Управления Министерства внутренних дел РФ по Тульской области, в которых отражаются неизвестные ранее страницы истории обороны стратегически важного форпоста на подступах к советской столице.

С 22 июня 1941 года во всех четырёх районах города (Зареченский, Привокзальный, Пролетарский, Центральный) в соответствии с мобильным (так в архивном документе. — Прим. авт.) планом была развёрнута боевая подготовка местных формирований по программе штаба МПВО г. Тула1. Работа велась сразу по нескольким направлениям: с личным составом, младшим и средним начсоставом участковых команд, штабов и городских служб МПВО2.

В дальнейшем боевая подготовка районных подразделений проводилась согласно указаниям штаба МПВО от 7 января 1942 года3. Данной директивой предусматривалось регулярное проведение ротных и взводных занятий (не менее 11 дней в месяц) по установленному плану: по 4 часа каждое занятие с 18-00 до 22-00. Кроме того, ежедневно проходил двухчасовой инструктаж младшего начальствующего состава. По результатам первого полугодия 1942 года было решено проводить подготовку формирований МПВО утром, когда бойцы гораздо лучше усваивали учебную информацию. Теоретическая часть программы подготовки младшего и среднего начсостава была закончена в апреле, а тактическая — 1 июня 1942 года. Тренировочные и проверочные учения проводились на местах. Тема учений: действия подразделений МПВО в очагах поражения.

Через промышленные, административные, культурные и общественные организации (театры, предприятия, учреждения, домоуправления и т.д.) была организована пропаганда задач МПВО. Командиры, выделенные штабами районов, проводили занятия на этих площадках, а также среди неорганизованного населения. Так, в кинотеатре «Спартак» каждый сеанс предварялся беседой о правилах поведения граждан по сигналу «ВТ» (воздушной тревоги), а также о методах и способах тушения зажигательных бомб4.

Согласно приказу № 9 от 15 февраля 1942 года, подписанному начальником гарнизона Тулы и Тульской области Овчинниковым, уже к 20 февраля в городах и районных центрах руководителями государственных учреждений, директорами предприятий, начальниками жилищных управлений, управляющими домами и комендантами были организованы противопожарные звенья. В государственных учреждениях и на промышленных объектах устанавливалось круглосуточное дежурство. Для противопожарных формирований сигналом к действию являлся звук «Воздушная тревога». К дежурству привлекались все трудоспособные граждане начиная с 16 лет. Людей, которые не являлись на дежурство или самовольно оставляли посты после подачи сигнала «Воздушная тревога», привлекали к ответственности.

Противопожарные службы МПВО районов города организовывали работы по противопожарной профилактике5. В начале января 1942 года по указанию начальника штаба МПВО Тулы капитана Николаева в составе аварийной команды было сформировано отделение пиротехников, состоявшее из восьми человек. Основная работа этого подразделения заключалась в обезвреживании неразорвавшихся авиабомб. Отделение обслуживало Зареченский и Привокзальный районы, было оснащено соответствующими инструментами, оборудованием и имело автомашину. Кроме того, в апреле 1942 года при штабе МПВО Тулы была создана команда подрывников, состоявшая из бойцов, окончивших Республиканские курсы подрывников-пиротехников6.

В команду подрывников были зачислены восемь бойцов, по два из каждого района: А.Г. Гурьянов, М.С. Голиков — Центральный район; Ф.Н. Рожков, И.М. Матросов — Привокзальный район; С.С. Морозов, Д.П. Чернов — Зареченский район; П.М. Котиков, Н.А. Сёмин — Пролетарский район.

Начальником команды был назначен Ф.Н. Рожков, окончивший Республиканские курсы подрывников-пиротехников7.

В мае 1942 года при штабе МПВО Тулы были организованы краткосрочные курсы по разминированию8. От каждого штаба МПВО района выделялось по пять бойцов, прошедших курсы подрывников. Штаб МПВО Центрального района обеспечивал курсы учебным помещением в одном из газоубежищ9. Начальником курсов был назначен начальник штаба МПВО Центрального района Кириллов, который разрабатывал программу и расписание занятий.

Во второй половине 1942 года практика налётов вражеской авиации на города Тульской области показывала, что противник сбрасывал большое количество фугасных и зажигательных бомб, стремясь в первую очередь разрушить линии связи, электро- и водоснабжения. Для быстрейшего восстановления коммунального хозяйства требовалось большое количество водопроводчиков, электромонтёров, связистов и других специалистов. В связи с тем, что аварийно-восстановительные подразделения не имели в таком объёме собственных квалифицированных кадров, 22 сентября 1942 года вышел приказ № 11 за подписью начальника МПВО Тулы А.М. Любимова, в соответствии с которым начальников МПВО районов обязали выделить наиболее подготовленных военнослужащих для их кратковременного переобучения при водоканале, управлении связи и ТГЖД. Согласно изданной разнарядке от каждого района были командированы:

в водоканал для обучения слесарей-водопроводчиков — 6 человек;

в управление связи для обучения специалистов по восстановлению связи — 8 человек;

в ТГЖД для обучения специалистов по восстановлению трамвайных линий — 6 человек;

в горкомхоз для обучения дорожно-мостовому делу — 4 человека10.

Обучение бойцов проводилось на основе повседневной практической работы и было закончено к 15 ноября 1942 года. К учебному процессу привлекался лучший инженерно-технический персонал объектов.

В начале 1942 года начальником МПВО Любимовым был утверждён план проведения основных мероприятий по противохимической защите Тулы. План предусматривал сразу несколько решений. Во-первых, для укрытия населения к 20 апреля 1942 года под газоубежища оборудовали 174 подвальных помещения общей вместимостью 34 552 человека. Было создано 645 щелей вместимостью 13 400 человек. Также к апрелю было закончено оборудование уже имевшихся газоубежищ вместимостью 2422 человека. Укрытиями обеспечили и частновладельческий сектор, для этого вырыли щели и подвалы общей вместимостью 65 тыс. человек. Данные мероприятия проводились горжилуправлением и штабами МПВО районов11. К марту 1942 года была организована единая ремонтная мастерская средств химзащиты, проведены полный учёт и проверка противогазов по предприятиям и у населения.

Кроме того, планом было предусмотрено строительство дегазстанций и площадок. К маю 1942 года были сданы в эксплуатацию дегазационные станции при облтрансе, оборудованы 4 дегазационные площадки при районах, а также дегазационная площадка при трамвайном парке. Координацией этих вопросов занимались глава облтранса, заведующий коммунальным отделом и управляющий ТГЖД12.

Также к маю 1942 года было закончено строительство дегазкамер при банях № 1 и № 4 (ответственный за исполнение — заведующий горкомхозом), дегазкамеры при металлургическом заводе на Косой Горе (ответственный — директор завода) и оборудована одна дегазкамера при больнице имени Семашко (ответственный — начальник медсанслужбы города)13.

При 3-й амбулатории и при больнице имени Семашко к апрелю 1942 года сформировали два отряда первой медицинской помощи, а также было организовано производство индивидуальных противохимических пакетов. Химлаборатории были приведены в полную боевую готовность с полным укомплектованием штатными работниками.

В штаб МПВО города регулярно поступали донесения о состоянии противохимической защиты пунктов МПВО районов. В этих рапортах указывались: количество населения (с делением на взрослых и детей до 14 лет); сведения о дегазационных формированиях участков; состояние подготовки к боевой работе личного состава; медико-санитарные формирования участков, группы самозащиты; потребность в дегазаторах; количество автотранспорта; обеспечение населения коллективными средствами защиты и противогазами; сведения о водоснабжении; подготовленность пищевых и торговых предприятий к защите продуктов от отравляющих веществ; состояние подготовки населения по ПВХО согласно постановлению СНК СССР от 2 июля 1942 года14.

Оперативность развёртывания формирований МПВО обеспечивалась тем, что наготове всегда были дежурные медико-санитарные и аварийно-восстановительные подразделения. Не было ни одного случая отсутствия сил и средств для ликвидации очагов поражения. При возникновении очага поражения в большинстве случаев без сигнала «Воздушная тревога» немедленно оповещался весь оперативный состав штаба МПВО одного из районов, который почти всегда был на месте.

Отсутствие технической связи командного пункта с очагом поражения нередко мешало командованию быстро реагировать на поступавшие сигналы. В связи с этим обстоятельством, а также учитывая только однородные очаги поражения (разрушения с наличием убитых и раненых), командование штабов МПВО районов принимало самостоятельные решения, не дожидаясь дополнительной информации с мест. Одновременно с разведкой в зону сразу же направлялись медико-санитарные и аварийно-восстановительные подразделения с соответствующим автотранспортом и боевым имуществом. Такой метод вполне себя оправдывал, т.к. без этого под угрозой смерти оказывались бы тяжёло-пострадавшие и придавленные обломками люди15.

Перед подразделениями, выделенными для ликвидации очагов поражения, ставились конкретные боевые задачи с указанием сроков их выполнения. Во всех случаях из среднего начсостава назначался начальник очага поражения, который и руководил всеми действиями. Как видно из отчётов районных штабов МПВО, вначале чувствовалась некоторая растерянность этих командиров, однако позднее благодаря приобретённому опыту все действия проводились чётко и слаженно, в строгом соответствии с тактическими установками. Если очаг поражения был несложным, техника не применялась16. В особо сложных случаях к боевой работе привлекались объектовые команды и группы самозащиты (например, при возникновении очага поражения на Ряжском вокзале)17.<…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Архив УМВД России по Тульской обл. Ф. 6. Оп. 1. Д. 2. Л. 33. Материал о работе МПВО Зареченского района за период войны по состоянию на 1 марта 1942 г.

2 Там же. Л. 191. Отчёт о подготовке участковых команд, штабов и служб МПВО за первое полугодие 1942 г.

3 Там же.

4 Там же. Л. 33. Материал о работе МПВО Зареченского района за период войны по состоянию на 1 марта 1942 г.

5 Там же. Д. 1. Л. 160. Доклад о состоянии МПВО Зареченского района г. Тулы. Июнь 1942 г.

6 Там же. Ф. 7. Оп. 1. Д. 2. Л. 15. Приказ МПВО г. Тулы № 4 от 22 апреля 1942 г. «О специальных работах по отысканию, отметке, раскопке, извлечению, обезвреживанию или уничтожению неразорвавшихся авиабомб в пределах г. Тулы».

7 Там же. Л. 5.

8 Там же. Л. 7. Приказ МПВО города Тулы № 6 от 28 апреля 1942 г. «О подготовке и обучении кадров по разминированию минных полей, снятию мин и их разрядке».

9 Там же.

10 Там же. Л. 15. Приказ МПВО города Тулы № 11 от 22 сентября 1942 г. «О подготовке специалистов аварийно-восстановительных подразделений».

11 Там же. Ф. 6. Оп. 1. Д. 1. Л. 126. План проведения основных мероприятий по противохимической защите г. Тулы.

12 Там же. Л. 127.

13 Там же.

14 Там же. Д. 2. Л. 279. Донесение о состоянии противохимической защиты пункта МПВО Зареченского района по состоянию на 1 октября 1942 г. Материал о работе МПВО Зареченского района за период войны по состоянию на 1 марта 1942 г.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.