Офицерские курсы авиации флота (1940—1960 гг.)

image_print

Аннотация. Статья открывает новые страницы истории авиации Военно-морского флота СССР, рассказывает об учебном заведении дополнительной профессиональной подготовки офицеров морской авиации — офицерских курсах авиации флота (1940—1960 гг.)

Summary. The article describes new sides of the USSR Navy s aviation history and tells us about a training institution of additional professional training for naval aviation — Naval aviation officers training courses (1940—1960).

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

 

ВАБИЩЕВИЧ Галина Эдуардовна — научный сотрудник 12 НИО (исторический) Центра (научно-исследовательского проблем развития и функционирования Военно-Морского Флота) Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», соискатель учёной степени кандидата наук

(г. Санкт-Петербург. E-mail: marcell-wacc@inbox.ru).

 

ОФИЦЕРСКИЕ КУРСЫ АВИАЦИИ ФЛОТА (1940—1960 гг.)

Высшие курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС и ПВО ВМФ (сентябрь 1940 — сентябрь 1941)

В 1938 году началась масштабная реорганизации авиации Военно-морского флота СССР. Она переводилась на новую оргштатную структуру, где основной тактической единицей стали полки, объединённые в бригады нового типа. Личный состав авиационных частей осваивал самолёты берегового базирования, вырабатывались новые формы боевого применения современной техники и вооружения, совершенствовалась тактика ВВС ВМФ. Количественный и качественный рост происходил на фоне известных внутриполитических событий 1937—1939 гг., в результате которых значительная часть руководящего состава высшего и среднего звена была уволена из кадров ВМФ. На освободившиеся должности, минуя промежуточные ступени, назначались офицеры, не имевшие достаточного опыта и квалификации.

Сложившаяся практика переподготовки руководящих кадров авиации флота на различных курсах усовершенствования при высших и средних учебных заведениях ВМФ и ВВС РККА не носила системного характера и перестала соответствовать требованиям времени. В этих условиях остро встал вопрос об организации учебного заведения дополнительной профессиональной подготовки и переучивания лётного и технического состава авиации ВМФ. Проблему нехватки квалифицированных кадров обострила Советско-финляндская война (1939—1940 гг.).

По приказу НК ВМФ СССР № 0656 от 9 сентября 1940 года началось формирование Высших курсов усовершенствования начсостава ВВС и ПВО ВМФ (ВКУНС). Местом дислокации курсов выбрали г. Новый Петергоф Ленинградской области, что было обусловлено наличием материально-технической базы, инфраструктуры, близостью ВМБ Кронштадт и учебно-научных центров ВМФ в Ленинграде и области1. В распоряжение начальника ВКУНС передали: здание управления ВВС КБФ (Английский дворец)2, здание 2-й объединённой школы младших авиационных специалистов ВВС КБФ (ОШМАС)3, квартирный фонд всех переводившихся из Петергофа частей и учреждений4. Курсы использовали сухопутные аэродромы Новый Петергоф и Низино, а также морской аэродром Ораниенбаум. Начальником ВКУНС был назначен генерал-майор авиации В.В. Суворов5, а начальником штаба — генерал-майор авиации С.Э. Столярский6.

Первый штат ВКУНС составлял 674 человека, из них 128 слушателей7. В марте 1941 года штат был расширен до 981 человека, из них 152 слушателя8. К этому времени успели сформировать авиационный полк (1-я сухопутная авиаэскадрилья (аэ), 2-я морская аэ, 3-я бомбардировочная аэ, командир полка майор И.М. Сотников), авиационную базу и роту связи9. На вооружении полка имелись всего 55 самолётов: 15 истребителей; 3 одномоторных тренировочных; 1 учебный; 10 боевых двухмоторных морских; 2 тренировочных двухмоторных морских; 20 боевых двухмоторных сухопутных; 4 тренировочных двухмоторных сухопутных10.

Укомплектовать курсы педагогическим составом оказалось наиболее трудной задачей. Мало кто из преподавателей имел достаточный опыт, да и образование оставляло желать лучшего. В то время как по замыслу командования сотрудники ВКУНС должны были заниматься не только учебной, но и научно-исследовательской работой11. Однако в январе 1941 года занятия начались. На курсах обучались помощники командиров полков, командиры эскадрилий и их помощники, начальники штабов полков и эскадрилий, флагштурманы эскадрилий, командиры авиабаз и их помощники, начальники разведывательных отделений, комиссары и политруки12. В числе первых слушателей оказались четыре Героя Советского Союза: А.А. Губрий, Ф.Н. Радус, А.А. Денисов, И.И. Волосевич, а также будущий Герой Советского Союза А.А. Карасёв и другие известные авиаторы13.

Целевые установки для первого набора: повышение теоретического уровня, изучение тактики ВВС и новой материальной части в объёме знаний, необходимых командиру отдельной части или его помощнику. Курс обучения был рассчитан на 1 год: 8 месяцев теоретическая подготовка, 4 месяца лётная практика и стажировка в частях и на кораблях. Но в связи с началом Великой Отечественной войны все 176 слушателей первого набора были выпущены до конца июня 1941 года досрочно. Из них 60 человек были направлены в распоряжение начальника ВВС ВМФ (39 лётчиков откомандировали в г. Ейск для переучивания на новую матчасть при военно-морском авиационном училище (ВМАУ) имени Сталина), остальные — на флоты14.

Приказом НК ВМФ № 00178 от 10 июля 1941 года авиационный полк ВКУНС, в котором остались только 1-я и 3-я эскадрильи, подлежал расформированию15. Часть комначсостава полка отправилась на флоты: ВВС СФ — 4 человека; ВВС КБФ — 45 человек; ВВС ЧФ — 2 человека; 45 человек — в резерв начальника ВВС ВМФ с прикомандированием к ВМАУ имени Сталина16. Тем же приказом на аэродроме Ейск к 1 августа была сформирована 8-я авиационная эскадрилья переучивания экипажей (8 аэпэ).

Курсы эвакуировались из Нового Петергофа в Ейск в период 15—22 июля 1941 года, где немедленно приступили к развёртыванию и набору учащихся. Они разместились на территории морской учебной бригады ВМАУ имени Сталина на Ейской косе. По состоянию на 26 июля личный состав курсов насчитывал 230 человек, из них: начсостав — 65 человек, младший начсостав — 39 человек, курсанты — 5 человек, рядовые — 121 человек. На вооружении курсов имелись: пулемётно-зенитные установки — 3, пулемёты «максим» — 3, винтовки — 130, пистолеты и револьверы — 70, гранаты — 100, ракеты — 20017. Второй набор слушателей, всего 80 человек, собирался из аэроклубов ГВФ (начальники, командиры отрядов и звеньев, лётчики-инструкторы) и инструкторского состава запасных авиационных полков. Курс обучения (6 месяцев) охватывал только теоретическую подготовку18.

Собственных самолётов на курсах не было, лётную практику слушатели проходили на базе 8 аэпэ ВМАУ имени Сталина. В эскадрилье по штату были 111 человек лётно-технического и 120 человек переменного состава, 30 самолётов19. На её укомплектование были направлены: часть личного состава расформированного полка ВКУНС, а также 10 человек и 8 самолётов ВМАУ (остальные по мобилизации). В 8 аэпэ кадровые лётчики и лётчики запаса, в т.ч. мобилизованные из ГВФ, переучивались на самолёты Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ил-2 и Пе-2. Эскадрилья участвовала в обороне Ейска в августе—сентябре 1941 года.

Курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС ВМФ при ВМАУ имени Сталина (сентябрь 1941 — сентябрь 1943)

Приказом НК ВМФ № 0830 от 2 сентября 1941 года курсы были включены в состав ВМАУ имени Сталина и подчинены начальнику училища. Штат сократили до 31 человека постоянного и 80 человек переменного состава (за счёт строевых частей)20. ВКУНС были переименованы в Курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС ВМФ при ВМАУ имени Сталина (КУНС)21. Начальником курсов стал С.Э. Столярский. В своём рапорте от 17 сентября 1941 года он сообщал начальнику ВМАУ имени Сталина А.Х. Андрееву, что на курсах «осталось 20 чел. постоянного состава, вооружённых револьверами, и 75 чел. слушателей, не имеющих ни револьвера, ни винтовки»22.

В начале сентября 1941 года противник нанёс первый ночной бомбовый удар по Ейску, в результате которого были уничтожены 10 самолётов и разрушен ангар училища. В сентябре—октябре ВМАУ имени Сталина перебазировалось в г. Моздок, и 27—29 октября туда же направились курсы: 116 человек личного состава со своими семьями и семьями слушателей, окончивших КУНС и откомандированных на фронт23. Подразделения ВМАУ имени Сталина разместились в жилых и нежилых зданиях Моздока. Эскадрильи базировались на центральном аэродроме г. Моздок и на полевых аэродромах вдоль Терека (станицы Екатериноградская, Галюгаевская, Новоосетинская, Балтрабочий, Черноярская). Инструкторы и курсанты жили в землянках на аэродромах24.

Слушатели второго набора КУНС заканчивали теоретическую подготовку уже в Моздоке, сдавали зачёты и экзамены: по тактике ВВС, матчасти самолёта, теории полёта, уставам и одной из профилирующих дисциплин. Выпускников направили в ВВС флотов и во вновь формировавшиеся части, а 29 человек продолжали переучиваться при ВМАУ имени Сталина25. В училище остались только четыре учебные эскадрильи (курсантов), работавшие по поточной системе, и 5-я авиационная эскадрилья переучивания экипажей (бывшая 8 аэпэ), переведённая на отрядную систему подготовки. Эскадрилья переучивания базировалась на аэродроме Балтрабочий, ею командовал капитан Н.А. Чернюк (июль 1941 — май 1942), а затем майор А.А. Николаев (июнь 1942 — октябрь 1943). В 5 аэпэ выпускники КУНС вместе с курсантами ВМАУ переучивались на ЛаГГ-3, МиГ-3, Пе-2 и Ил-226.

Слушатели третьего набора КУНС, всего 70 человек, проходили обучение с 10 февраля по 10 июня 1942 года в Моздоке. Среди них были офицеры, прибывшие с фронтов, а также из ВВС ТОФ и ВМАУ имени Сталина. Обучение проходило 6 месяцев в целом аналогично предыдущему набору. В заключение теоретического курса была проведена двухсторонняя оперативно-тактическая игра на тему: «Боевые действия авиационного полка при высадке морского десанта, оборона побережья и переправ»27.

В четвёртом наборе были 94 офицера с флотов и из ВМАУ имени Сталина. Сроки их обучения (20 июля 1942 — 25 марта 1943) затянулись в связи с эвакуацией училища ввиду приближения фронта к Моздоку. Училище перебазировалось в село Борское Куйбышевской (ныне Самарской) области. 185 самолётов перегнали по воздуху и разместили на полевых аэродромах Гвардейцы, Заплавное, Утевка, Максимовка и Андреевка. Основная часть имущества и личного состава эвакуировалась эшелонами по железной дороге (более 5 тыс. км) по маршруту Моздок — Баку — Красноводск — Ташкент — Чкалов — Борское28.

Эвакуация КУНС, 138 человек личного состава и 284 члена семей, производилась в период 7 августа — 22 октября 1942 года. Новым местом базирования стал пос. Рогожинский у железнодорожного разъезда Лес (теперь пос. Лесной), в 15 км к востоку от с. Борское. Условия были крайне тяжёлые. В распоряжение курсов выделили здание лесхоза под учебный корпус и несколько частных хат для размещения семей военнослужащих. Остальные сооружения пришлось возводить собственными силами.

Из четвёртого набора слушателей лётную практику получили всего 59 человек на самолётах Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2 и Ил-4. Одновременно на КУНС было сформировано особое отделение, укомплектованное заместителями командиров авиаполков и авиабригад, прибывших с фронтов и имевших большой боевой опыт. Они готовились 4 месяца по программе для начальников штабов соединений, весь курс окончили 10 человек29.

Пятый набор КУНС, 79 офицеров, состоялся в мае 1943 года. В связи с возвращением курсов обратно в Моздок теоретическая подготовка прошла в два этапа (31 мая — 1 сентября 1943, 31 ноября 1943 — 20 января 1944). Лётную практику слушатели получили на вновь сформированных Курсах командиров звеньев и при ВМАУ имени Леваневского, которые находились в г. Безенчук Куйбышевской обл. В общей сложности в пяти наборах ВКУНС / КУНС обучались 528 офицеров.

Среди выпускников 1942—1943 гг. 21 человек являлся Героем Советского Союза: В.П. Балашов, В.А. Бурматов, Г.Д. Васильев, М.Е. Ефимов, И.А. Каберов, М.Г. Клименко, П.Д. Климов, А.А. Коваленко, К.Ф. Ковалёв, Д.М. Лебедев, Е.А. Лобанов, В.А. Лобозов, А.Е. Мазуренко, Г.В. Пасынков, Д.А. Стариков, П.Ф. Стрелецкий, Р.М. Суворов, Ф.Н. Тургенев, Ф.В. Фоменков, И.И. Цапов, Г.Д. Цоколаев30.

Курсы командиров звеньев ВВС ВМФ (апрель 1943 — сентябрь 1943)

Приказом НК ВМФ СССР № 0255 от 17 апреля 1943 года в с. Кошки Куйбышевской обл. началось формирование Курсов командиров звеньев ВВС ВМФ (ККЗ). В распоряжение курсов были переданы ряд помещений в с. Кошки и в пос. Погрузная Кошкинского р-на. Единственный аэродром ККЗ располагался около пос. Погрузная, но аэродромное оборудование на нём отсутствовало, а личный состав и классы размещались в землянках. Курсами командовали полковники К.И. Юмашев (апрель—июнь 1943 г.) и А.В. Долгов (июль—октябрь 1943 г.). <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Филиал Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ) (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 3.

2 Командование ВВС КБФ в это время перебазировалось в Таллин.

3 2-я объединённая школа младших авиационных специалистов, располагавшаяся в Новом Петергофе, была переведена в Ораниенбаум.

4 Российский государственный архив ВМФ (РГА ВМФ).          Ф. Р-61. Оп. 2. Д. 167. Л. 4.

5 Суворов Василий Васильевич — генерал-майор авиации (1940), начальник ВКУНС ВВС и ПВО ВМФ (август 1940 — август 1941), начальник ВОК ВВС ВМФ / Авиации ВМС (январь 1947 — апрель 1952). Здесь и далее, если иное не оговорено, биографические сведения приводятся по документам в Филиале ЦАМО РФ (архив ВМФ).

6 Столярский Станислав Эдуардович — генерал-майор авиации (1940), начальник штаба ВКУНС ВВС и ПВО ВМФ (август 1940 — сентябрь 1941), начальник КУНС ВВС ВМФ при ВМАУ имени Сталина (сентябрь 1941 — октябрь 1943), начальник штаба ВОК ВВС ВМФ (октябрь 1943 — ноябрь 1944).

7 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0014387. Д. 1. Л. 135.

8 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 3,4.

9 Там же. Оп. 014414. Д. 3. Л. 50—91.

10 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 4.

11 Там же. Ф. 444. Оп. 03718. Д. 47. Л. 28.

12 Там же. Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 6.

13 Там же. Оп. 0014387. Д. 1. Л. 53—64.

14 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 5, 7.

15 Там же. Оп. 0014387. Д. 3. Л. 1—7 (Списки ВКУНС), Л. 25. Сведений, куда именно были переданы самолёты ВКУНС, в документах не обнаружено (предположительно в ВВС КБФ).

16 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 5.

17 Там же. Оп. 0014387. Д. 3. Л. 29.

18 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 8—12.

19 Исторический формуляр ЕВВАОЛУЛ имени Комарова (1943—1957 гг.).

20 Там же.

21 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 10.

22 Там же. Оп. 0014387. Д. 3. Л. 185.

23 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 16.

24 Вабищевич Г.Э. Славной Отчизны сыновья: становление и развитие системы подготовки лётных кадров авиации ВМФ в России и СССР (1910—2015). Краснодар: Периодика Кубани, 2015. С. 209.

25 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 11, 12.

26 Там же. Оп. 014414. Д. 3. ЛЛ. 98, 102.

27 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 13.

28 Вабищевич Г.Э. Указ. соч. С. 211.

29 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 17—20.

30 Там же. Л. 77.