О.В. ФАЛЛЕР, О.Л. МАЛЬЦЕВА — Они были первыми… Женщины в Вооружённых силах страны
O.V. FALLER, O.L. MALTSEV — They were the first… Women in the armed forces of our country
Аннотация. В статье рассказывается о женщинах-офицерах, первыми заявивших свои «права» на исконно мужскую профессию — Родину защищать.
Summary. The article tells about the women officers, who were the first to declare their «rights» on traditionally male profession — to defend the Motherland.
ЖЕНЩИНЫ В АРМИИ
ФАЛЛЕР Ольга Владимировна — начальник отдела культурных программ Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации, кандидат психологических наук, доцент
(Москва. E-mail: ofaller@mail.ru);
МАЛЬЦЕВА Ольга Львовна — профессор Института военного образования в составе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича, полковник, кандидат военных наук, доцент
(Санкт-Петербург. E-mail: malcevakvn@mail.ru).
ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ…
Женщины в Вооружённых силах страны
Участие женщин в войнах — это всегда было исключением из правил. Несмотря на то, что военная служба являлась прерогативой мужчин, хорошо известны имена женщин, оставивших яркие примеры беззаветной преданности Родине, ратной службы Отечеству. Военные подвиги совершались ими не из врожденного мужества, а в силу исключительных жизненных обстоятельств, когда женщина уже не видела иных средств, чтобы защитить своих детей, дом и родную землю. Индустриальное общество всё чаще использовало их в сфере, чуждой самой женской природе — в вооружённых конфликтах. В ХХ веке это явление приобретает массовый характер. В этой обзорной статье мы расскажем о тех представительницах прекрасного пола, которые в различных армейских структурах первыми приобщились к героической профессии российского офицера и воина.
Первая женщина-офицер капитан Татьяна Маркина
20-летняя донская казачка Татьяна Маркина из станицы Нагаевской поступила солдатом в пехотный полк в Новочеркасске и дослужилась до чина капитана. Служила она под вымышленным именем капитана Курточкина. Начав службу простым солдатом, она отдала ей двадцать лет…
«Капитан Курточкин», несправедливо опороченный сослуживцем, находясь под угрозой суда, обратился к императрице Екатерине II с прошением о заступничестве, в котором указал, что он… женщина, донская казачка Татьяна Маркина, которая пошла в армию, чтобы не выходить замуж за нелюбимого человека. «Капитана» оправдали, но отправили в отставку. С мундиром и пенсией. Остаток дней Маркина прожила в родной станице1.
Первая женщина — командир роты капитан Александра Тихомирова
В военном мундире, с саблей, на коне, лихо сражалась с врагами Александра Тихомирова2. Заменив умершего брата, офицера гвардии, очень похожего на неё, Александра командовала ротой. Около 15 лет прослужила капитан Белозерского мушкетёрского полка Александра Матвеевна Тихомирова (под именем Александра Тихомирова) в армии. Погибла в 1807 году в сражении при Прейсиш-Эйлау. Только тогда её боевым товарищам и командирам открылось, что это была женщина. Узнав об этом, они заявили, что «если женщина так сражается с врагами, то стыдно им, мужчинам, ронять честь мундира и не стоять грудью за Отечество»3.
В Первой мировой войне женщины были не только сёстрами милосердия и фельдшерицами в госпиталях, но и овладевали мужскими специальностями и сражались с оружием в руках.
Первая женщина-авиатор в русской армии Евгения Шаховская
Перед Первой мировой войной 1914—1918 гг. активность женщин в овладении различными мужскими специальностями получает новый импульс. В России берёт старт воздухоплавание. С.И. Уточкин, К.К. Арцеулов и другие славные покорители неба волнуют воображение россиянок и вызывают восхищение. Смелая мечта — летать овладевает помыслами и сердцами наиболее решительных, волевых и целеустремлённых женщин. В России появляются свои женщины-летчицы (авиатриссы, как их тогда называли). Первой женщиной-авиатриссой стала 20-летняя Лидия Виссарионовна Зверева — дочь генерала российской армии. 10 августа 1911 года Л.В. Зверева сдала экзамен на самолёте «Фарман» и получила диплом за № 31, став дипломированным пилотом России.
В середине 1912 года вручается авиаторский диплом Евгении Шаховской. Княгиня Е. Шаховская была единственной женщиной-авиатором в русской армии в Первой мировой войне4.
После победы Октябрьской революции (1917 г.) в России произошла смена общественно-политического устройства. Учитывая сложное положение на фронте: требования солдат об окончании империалистической войны, появление будораживших умы листовок, отказы солдат выходить на позиции, убийства ненавистных офицеров, дезертирство, Главное Управление Генерального штаба 18 июня 1917 года направило представление Военному совету о формировании войсковых частей из женщин-добровольцев5.
Первая женщина — командир батальона поручик Мария Бочкарёва
Мария Леонтьевна Бочкарёва (1889—1920) впервые в истории русской армии создала Добровольческий ударный женский батальон.
В 1917 году стихийно образовался Женский союз, ставящий своей целью активную защиту родины на фронте. В сложное время Первой мировой войны женщины России всё настойчивее предлагали свои услуги военному ведомству. Они писали письма, посылали делегаток, требовали сформировать из добровольцев воинские части и немедленно отправить их на фронт. И такое решение было принято. Факт, совершенно невероятный в истории российской армии. В то время, когда мужчины бежали с фронта, женщины устремились на защиту Отечества…
21 июня 1917 года первому «Женскому батальону смерти» на площади у Исаакиевского собора командующий Петроградским военным округом генерал П. Половцев торжественно вручил боевое знамя. Оно было необычным: на белом полотнище — вышитый шёлком православный восьмиконечный крест, в углах полотнища — «мертвые головы», а вокруг креста — надпись: «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой»6. Впервые в истории русской армии на знамени появилось имя командира части. В случае его гибели знамя должно было быть изъято и передано на хранение в храм или военный музей.
Вместе со знаменем батальон получил и новые, особые погоны — белые, с чёрно-красным просветом. Черный цвет символизировал смерть, красный — свободу. Другие женские батальоны смерти, начавшие формироваться в то время, имели обычные погоны защитного цвета.
Прапорщику Марии Леонтьевне Бочкарёвой в день отправки батальона на фронт была дана сабля с золотым эфесом. Несколько тысяч рублей были пожертвованы для женщин-солдат.
Ещё раньше по распоряжению А.Ф. Керенского М.Л. Бочкарёва была произведена в первый офицерский чин.
М.Л. Бочкарёва участвовала в боях, несколько раз была ранена, награждалась за боевые подвиги, в том числе и Георгиевским крестом. Разочаровалась в революции и вошла в Белое движение. В 1918 году по поручению Л.Г. Корнилова 3 месяца находилась за границей с задачей добиться помощи в борьбе против советской власти. В августе 1918 года возвратилась в Россию. 7 января 1920 года была арестована и 16 мая расстреляна7.
Женская эмансипация после 1917 года приобрела массовый характер. В эти годы немало женщин связывали свою судьбу с армией.
Первая женщина — командир роты и батальона Ольга Овчинникова
С марта 1918 года Ольга Митрофановна Овчинникова находилась в рядах Красной армии. Отчаянная, волевая, сообразительная, Ольга была направлена на учёбу в Москву на 6-е Советские командные курсы. После их окончания в январе 1919 года, командовала ротой 1-го Казанского стрелкового полка, батальоном 371-го стрелкового полка 13-й армии. Награждена орденом Красного Знамени.
Первая женщина — командир бронепоезда Людмила Мокиевская
Людмила Георгиевна Мокиевская (1895—1919) командовала бронепоездами: «Третий Брянский» и № 3 «Власть Советам». Командуя «Третим Брянским», Мокиевская обеспечивала прикрытие продовольственных эшелонов, вывозивших хлеб в центр России. Со своим бронепоездом участвовала в подавлении эсеровского мятежа в Ярославле. Личный состав крепости на колёсах под её командованием славно проявил себя в боях под Царицыном и на Дону.
В 1918 году Л.Г. Мокиевская становится командиром и комиссаром бронепоезда № 3 «Власть Советам», совмещая две эти должности. В январе 1919 года приняла участие по защите крупного железнодорожного узла Дебальцево. При очередном патрулировании участка Дебальцево — Штеровка бронепоезд нарвался на засаду и был уничтожен. 9 марта 1919 года 23-летняя женщина — командир бронепоезда Л.Г. Мокиевская погибла.
Первая женщина-лётчик Зинаида Кокорина
Зинаида Петровна Кокорина окончила в 1920-е годы курсы в Егорьевской авиашколе. Решив стать летчиком-истребителем, поступила в Высшую военную школу, училась одна среди двух десятков мужчин. При сдаче выпускных экзаменов получила отличный результат по пилотажу и стрельбе. Как лучшую, её оставили в школе пилотом-инструктором. Дальнейшая служба продолжилась в Борисоглебском лётном полку и в аэроклубе «Осоавиахима». Одновременно с лётной работой З.П. Кокорина подготовила несколько десятков отличных пилотов, которые отличились в годы Великой Отечественной войны8. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Итак, она звалась Татьяной // Неделя. 1984. № 7. С. 11.
2 Львов В. Тайна капитана Тихомирова // Огонёк. 1976. № 11. С. 14, 15; Воен.-истор. журнал. 1940. № 11. С. 109—111.
3 Юркевич Е.И. Кавалерист? Девица! // Машины и механизмы. 2013. № 4. С. 63.
4 Иванова Ю.Н. Храбрейшие из прекрасных: Женщины России в войнах. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. С. 89.
5 Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 2003. Оп. 2. Д. 349. Л. 1.
6 Юркевич Е.И. Яшка и батальон смерти. Из крестьянок в командиры // Машины и механизмы. 2014. № 6. С. 92.
7 Дроков С.В. Организатор Женского батальона смерти // Вопросы истории. 1993. № 7. С. 164—169.
8 Песков В. Первая военная лётчица // Комсомольская правда. 1969.