Змейковый аэростат системы Зигсфельд-Парсеваль

Защита аэростата от огня с воздуха

image_print

Попробуем взглянуть на организацию противовоздушной обороны привязных аэростатов во время Первой мировой войны.

Привязной аэростат, блестяще доказавший в Первую мировую и Гражданскую войны свое боевое значение как для армии так и для флота, и признанный всеми крупными военными авторитетами необходимым боевым средством, при всех своих достоинствах, обладал одним крупным недостатком — уязвимостью от атак противника с воздуха.

Именно присутствие в качестве движителя аэростата легко воспламеняемого газа — водорода — придавало ему повышенную уязвимость, а значит, требовало наличия самых тщательных мер по его обороне.

Легкость воспламенения водорода, находящегося в оболочке, самой оболочки, а также большие размеры аэростата, давали самолетам  противника великолепную возможность уничтожить аэростат, расстреливая его обычными и зажигательными пулями (были зафиксированы и случаи обливания горючей жидкостью). В начале Первой мировой войны, когда привязные аэростаты еще в полной мере не выявили своего боевого зна­чения, попытки неприятельских летчиков уничтожить аэростат в воздухе были случайны и, в целом, безуспешны. Но с начала 1916-го года, благодаря прогрессу аэронавтики (значительно усовершенствованные тактико-технические характеристики аэростатов — высота подъема, устойчивость, скорость приведения в боевое положение, подвижность), успешность воздушной разведки с привязных аэростатов уже дала противнику почувствовать себя весьма остро. Соответственно, противник организовал систематическую охоту своих летчиков на аэростаты, причем его пилоты всеми доступными способами пытались расстрелять и зажечь аэростаты — не только в воздухе, но и на земле.

Достаточно сказать, что лишь в одной германской армии за время войны от огня неприятельских летчиков погиб 471 аэростат, из них 40 в течение 1915 – 1916 годов, 116 — в течение 1917 года, и 315 — за десять месяцев 1918 года.

На Восточном фронте за 1916 — 1917 годах от той же причины погибло 57 русских аэростатов.

Именно грамотная организация обороны привязного аэростата от воздушных атак противника обеспечивала возможность осуществлять интенсивную и весьма продуктивную работу аэростата в бою.

Для защиты аэростатов в разных армиях и в разное время пользовались различные способами, которые применялись как самими воздухоплавателями, так и войсковым командованием, в ведении которого находился аэростат.

Для решения задач обороны аэростата воздухоплавательный отряд, в который он входил, имел на вооружении пуле­меты, сосредоточенные на земле и приспособленные для стрельбы по воздушным целям. Кроме того, на подступах к аэростату сосредотачивались группы отборных стрелков из винтовок и снайперских винтовок, поражавшие самолеты противника. Наблюдатели в гондоле аэростата вооружались автоматическими винтовками и ручными пулеметами.

Но все эти средства, естественно, были совершенно недостаточны для отражения атак неприятельских летчиков. Войсковое командование, со своей стороны, должно было принимать повышенные меры к охране аэростата и обеспе­чению его спокойной работы, особенно в период боя — когда аэростат руководил организацией огня целых групп батарей, преимущественно решая контрбатарейные задачи, что, естественно, оказывало серьезное влияние на общий ход развития боевых операций. К числу таких мер обороны аэро­стата относились организация истребительного прикрытия и сосредоточение противоаэропланных батарей.

Германский аэростат Гросса.
Германский аэростат Гросса. Вейгелин К. Е. Очерки по истории летного дела. – Государственное издательство оборонной промышленности, 1940.

Лучшим средством защиты аэростата была его охрана со стороны своих истребителей. Конечно, выделение для обороны аэростата постоянных истребителей — сред­ство дорогостоящее, а при недостатке истребителей, например в русских авиоотрядах, и недоступное — вследствие как удаленности последних от воздухоплавательных отрядов, так и перегруженности их возложенными на них непосредствен­ными боевыми задачами. Однако, при наличии на данном боевом участке или вблизи от него отряда истребителей, последнему вменялось в обязанность при полетах над русскими позициями в поисках неприятельских аэропланов, выполнять и задачу охраны своих аэростатов. Особенно активно данная задача реализовывалась во французской и германской армиях.

Защита аэро­стата противоаэропланными батареями была значительно легче организуема и применялась регулярно, вне зависимости от наличия или отсутствия истребительного прикрытия. Для этой цели наиболее пригодны были, конечно, специаль­ные зенитные орудия, но в случае их отсутствия они заменялись легкими полевыми орудиями, установленными на специальные станки. Считалось достаточным иметь для обороны аэростата 2 — 3 батареи, расположенные в 2-3 километрах от аэростата, причем, по крайней мере, одна батарея должна была находиться со стороны фронта, а еще одна — с тыла аэростата. Если имелись 3 батареи, то они распо­лагались треугольником, в центре которого находился аэростат. Если не представлялось возможным специально выделить батареи для обороны аэростата, то предписывалось пользоваться для этой цели уже имеющимися на боевом участке противоаэропланными батареями — лишь изменяя их позиции так, чтобы они могли обслуживать и аэростат. Причем на активных участках фронта в местах расположения на одном боевом участке группы привязных аэростатов, выделение специальных батарей для их охраны являлось обязательным. В немецкой армии с осени 1916 года каждый воздухоплавательный отряд имел на вооружении две пушки мелкого калибра (автоматические 20 или 37-мм орудия).

Конечно, достичь полной безопасности привязных аэростатов было невозможно даже при подавляющем количественном превосходстве своих истребителей и артиллерийских мощностей (всегда присутствовала вероятность того, что группа блуждающих истребителей противника наткнется на аэростат), но наличие соответствующей организации защиты аэростатов средствами войскового коман­дования все же являлось достаточной гарантией их выживания. Опыт Первой мировой войны продемонстрировал, что на тех важных боевых участках, где удавалось применить надлежащую охрану привязных аэростатов с помощью заградительного огня противоаэропланных взводов или батарей, либо истребителями — уничтожение аэростатов самолетами противника носило случайный характер.

Алексей Олейников