Аннотация. В статье впервые предпринимается комплексный анализ произведений живописи, отразивших события и участников Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. В поле зрения автора оказались как отечественные, так и зарубежные мастера, как известные, так и малоизученные работы. Приводятся произведения самых разных жанров изобразительного искусства — от батальной живописи до бытовых зарисовок, в которых присутствуют как горечь и скорбь за огромные потери и жертвы, так и патриотический настрой, возвеличивание подвигов, доблести и отваги, полководческого гения военачальников и бесстрашия солдат и младших офицеров.
Summary. The paper pioneers a comprehensive analysis of works of art that show the events and participants of the Russian Army Foreign Campaigns of 1813—1814. Within the author’s field of vision were both domestic and foreign artists, both famous and obscure works. It lists the pieces in all kinds of genres of fine arts, from battle paintings to everyday sketches, where there is both the bitterness and sorrow over the horrendous losses and sacrifices, and the patriotic spirit, glorification of heroism, valor and courage, the genius of army leaders and fearlessness of soldiers and junior officers.
ЛАЗАРЕВ Сергей Евгеньевич — доцент кафедры культурного наследия Орловского государственного института культуры, кандидат исторических наук, профессор Академии военных наук РФ
ЗАГРАНИЧНЫЕ ПОХОДЫ РУССКОЙ АРМИИ 1813—1814 гг. В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ
Последовавшие сразу за Отечественной войной 1812 года события вошли в отечественную историю под названием Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. Они вместили в себя сложные дипломатические перипетии, яркие сражения и политические события, закат эпохи Наполеона I Бонапарта, который, несмотря на свои полководческие дарования, не мог уже справиться с половиной Европы. За двести с лишним лет, прошедших с того времени, отечественная и зарубежная историография достаточно подробно изучила все хитросплетения политических и военных баталий. Хорошо известны биографии основных фигурантов тех событий, доступны их мемуары. Гораздо менее исследовано то, какой именно след оставило это время в исторической памяти и духовной жизни народов, например, в художественной литературе и изобразительном искусстве.
Отражение событий Отечественной войны 1812 года в произведениях живописи уже становилось предметом для изучения1. Особый интерес в этом плане вызывают работы О.В. Шереметьева2. Чего не скажешь пока о Заграничных походах русской армии 1813—1814 гг. Попытку освещения данного вопроса предприняла В.В. Пономарёва в энциклопедии, приуроченной к 200-летнему юбилею Заграничных походов, но и в её очерке упор делался на рассмотрение творчества живописцев, рисовавших преимущественно Отечественную войну3. Между тем Заграничные походы имели для мировой истории вполне самостоятельное и не менее (а, может, даже более) важное значение. При этом необходимо понимать, что они неотделимы от национально-освободительной борьбы наших союзников, истории самой Франции и других государств, участвовавших тогда в этой мировой, по своей сути, войне.
Для начала рассмотрим работы батального жанра, непосредственно посвящённого войне и военной жизни. Ведь первое, что приходит на ум при упоминании Заграничных походов, — переход русскими войсками р. Неман, широкие панорамы «битвы народов» под Лейпцигом, взятие союзниками Парижа, изображённые живописцами разных стран. Уже в ходе самих Заграничных походов их участники в минуты передышки зарисовывали военные эпизоды. Эти изображения отличались документальной точностью, живостью и непосредственностью. Так, целые серии рисунков создал в 1813—1815 гг. поручик гусарского полка А.И. Дмитриев-Мамонов4: «Сражение при Кульме», «Сражение при Лейпциге 4 октября 1813 г.», «Сражение при Лейпциге 6 октября 1813 г.», «Сражение при Бриенне», «Сражение при Фер-Шампенуазе». Среди художников-любителей и участники Наполеоновских войн братья Авраам и Василий Сергеевичи Норовы. Оба они получили в этих войнах тяжёлые ранения. Аврааму после Бородинского сражения 1812 года пришлось даже ампутировать правую ногу, что не позволило ему впоследствии продолжать строевую службу. Зато в Министерстве народного просвещения, куда он потом перевёлся, ему удалось сделать прекрасную карьеру — вплоть до должности министра (1853—1858 гг.). В.С. Норов наверстал упущенное братом, блестяще проявив себя в Заграничных походах5. В собрании отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея хранятся их четыре рисунка — два с батальной и бытовой сценами и две раскрашенные литографии с изображением военных. Все предметы подписаны, но не датированы, приблизительная дата их исполнения — первая четверть XIX века. Наиболее значимая — батальная сценка «Сражение при Кульме 16-го и 17-го августа 1813-го года, в коем ранен гвардии Егерского полка подпоручик В.N. (Василий Норов. — Прим. авт.)». В правой части рисунка на переднем плане изображены ряды атакующих русских гвардейских егерей, а внизу в центре — раненый обер-офицер, выронивший из рук шпагу и подхватываемый рядовым.
Интересным представляется и творчество наших союзников, участвовавших в походах против французов. Находясь в 1813—1815 гг. при штабе фельдмаршала К. Вреде, много военных сцен запечатлел талантливый баварский баталист Петер фон Гесс (1792—1871). Итогом его наблюдений стало большое полотно «Сражение при Бар-сюр-Об» (1817). Чуть позже появились «Переход киргизов и казаков через Рейн», «Стычка французских драгун и австрийских гусар» (обе — 1819), «Оборона моста у Ганау генералом К. Паппенхаймом» (1820) и др. Полотна П. фон Гесса всегда отличались красочностью и парадностью. Спустя время новый русский император Николай I заказал ему написать цикл картин для Зимнего дворца в Санкт-Петербурге о важнейших сражениях Наполеоновских войн. В итоге на свет появилась новая серия картин, в т.ч. «Нападение австрийских улан на французский фургон» (1829), «Сражение под Лейпцигом» (1854) и др.
На противоборствующей стороне творили выдающиеся французские живописцы, увековечивавшие триумфы Наполеона I Бонапарта. Карл Верне (1758—1836) зарекомендовал себя как талантливый рисовальщик и бытописатель в графических сериях: «Плач Парижа» (около 1829), «Наши добрые друзья-противники» (типы солдат антинаполеоновской коалиции в Париже в 1814—1815 гг.), «Коллекция униформ французской армии с 1791 по 1814 г.» (1822—1823) и «Французская униформа в 1814—1824 гг.» (1824). Две последние были исполнены в соавторстве с сыном Эмилем Жаном Орасом Верне (1789—1863), который в составе войск Национальной гвардии защищал в марте 1814 года Париж от армий союзников и был удостоен креста Почётного легиона. О. Верне посвятил этому героическому эпизоду картину «Застава Клиши, 30 марта 1814 г.» (1820, Лувр). Ещё при жизни он удостоился титула «короля баталистов». Картины его, написанные в стиле финифти, соединяли визуальные эффекты, занимательную фабулу, патетику, историческую точность, особенно военной атрибутики, с романтическим пейзажем: «Сражение при Монмирале, 1814 г.» (1822), «Сражение при Ганау» (1824, обе — Национальная галерея, Лондон), «Прощание Наполеона со своей гвардией в Фонтенбло 20 апреля 1814 г.» (Версальский дворец, Париж) и др. Помимо этого О. Верне написал книгу «История Наполеона» (издана на русском языке в 1842 г.), которую проиллюстрировал 500 виньетками.
Солдаты Великой армии и сам Наполеон I Бонапарт становились героями многочисленных графических листов и акварелей живописного историографа французской армии Дени Огюста Мари Раффе (1804—1860), сына участника наполеоновских походов. Известность получили его работы 1830-х годов: «Кампания в России», «Лютцен», «Они ворчали, но шли за ним», «Отступление Священного батальона при Ватерлоо», «Прощание гарнизона», «Сомкнуть ряды», «Французские солдаты, больные тифом, в Майнце» и др. Рассчитанные на массового зрителя, эти картины часто носили анекдотически-жанровый и карикатурный оттенок и были выполнены в русле «наполеоновской легенды»6. Отличаясь прекрасным знанием армейского быта (лично знал многих ветеранов), художник точно передавал типы и психологию солдат, движение войск в походе и в атаке.
В мирное время в соответствии с общим патриотическим настроем общества русские художники создавали работы, которые должны были увековечить подвиги нашей армии, отметить все главнейшие этапы войны, а также запечатлеть образы героев и военачальников. Серию пастелей на пергаменте, посвящённую Заграничным походам 1813—1814 гг., создал академик Императорской академии художеств Иван (Жан) Михайлович Жерен (1778—1827), работавший в Москве: «Эпизод сражения под Кульмом в 1813 г.», «Сражение при Фер-Шампенуазе в 1814 г.», «Капитуляция Парижа» (все — 1816—1818, Государственный Эрмитаж) и др. Баталист Владимир Иванович Мошков (Машков) (1792—1839) удостоился звания академика живописи за картину «Сражение перед городом Лейпцигом на Вахаутских высотах между деревнями Конневиц и Либертвольквиц, бывшее 1813 года октября шестого дня, в присутствии их величеств императора всероссийского и короля прусского, под предводительством главнокомандующего российско-прусскими армиями генерала от инфантерии Барклая де Толли» (1815, Государственный исторический музей).
Но наиболее полное отображение Заграничные походы получили в творчестве русского немца Александра Ивановича Зауервейда (1783—1844). Склонность к батальной живописи начала реализовываться у него ещё в период работы в Париже (1812—1813) и Лондоне (1814—1817), когда появились серия из 20 гравюр «Бедствия и спасение Дрездена в 1813 г.» (1813), картины «Битва при Ватерлоо» (1815), «Казачий бивуак на Елисейских полях в Париже 19 марта 1814 г.» (обе — Государственный исторический музей) и др. В 1814 году Александр I пригласил его в Санкт-Петербург для исполнения серии батальных полотен и рисунков обмундирования русских войск. Впоследствии он станет придворным художником Николая I, профессором Императорской академии художеств и основателем русской школы батального искусства. В 1840-е годы А.И. Зауервейд начал серию картин для Зимнего дворца о важнейших событиях Заграничных походов: «Лейпцигское сражение 6 октября 1813 г.», «Взятие Парижа», «Сражение при Гисгюбеле 16 августа 1813 г. (за день до сражения под Кульмом)», которые были завершены уже его учеником, тоже художником с немецкими корнями Богданом (Готфридом) Павловичем Виллевальде (1818/1819—1903). Наряду с А.И. Зауервейдом Б.П. Виллевальде останется в истории нашей живописи одним из тех мастеров, которые «специализировались» на теме Заграничных походов (хотя его обширное творческое наследие далеко не исчерпывается этой темой7). Ему удалось воплотить в жизнь эскизы своего учителя и создать вполне самостоятельные полотна на грани батального и исторического жанров: «Генерал Блюхер и казаки в Бауцене, 1813 г.» (1885, Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник), «Они попали в плен в 1814 г.» (1885, Таганрогский художественный музей), «Лейб-гвардии Конный полк в сражении при Фер-Шампенуазе 13 марта 1814 г.» (1891, Центральный музей Вооружённых сил) и др.
К теме Заграничных походов русской армии обращались и другие ученики А.И. Зауервейда — А.Е. Коцебу и В.Ф. Тимм (тоже отпрыски немецких фамилий), хотя она и не являлась для них основной. Александр Евстафьевич Коцебу (1815—1889) создал полотна «Сражение под Кенигсвартой в 1813 г.» (1840, Государственный исторический музей) и «Сражение при Кульме 17—18 августа 1813 г.» (1843, Государственный Эрмитаж), которые отличались точным воспроизведением обстановки, деталей униформы и вооружения. Василий Фёдорович Тимм (1820—1895) публиковал свои работы в издававшемся им же самим периодическом сборнике литографий «Русский художественный листок» (1851—1862, Санкт-Петербург), в их числе «Атака лейб-эскадрона Кавалергардского полка у Нолендорфа (Кульмское сражение)» и «Сражение при Фер-Шампенуазе 13 марта 1814 г.».
Во второй половине XIX века настал черёд учеников Б.П. Виллевальде. Известнейший скульптор и живописец Михаил Осипович Микешин (1835—1896) создал самобытные работы на тему Наполеоновских войн: «Лейб-гусары у водопоя» (1853), «Сражение при Монмирале» (1857), «Лейпцигский бой» (1870-е гг.), «Дети ведут пленного француза» (1883) и др. Чуть позже на авансцену вышел другой ученик Б.П. Виллевальде, талантливый баталист Павел Осипович Ковалевский (1843—1903), дебют которого «Первый день сражения под Лейпцигом в 1813 г.» (1871) сразу сделал его знаменитым.
С течением времени интерес к теме Заграничных походов никуда не исчез, а, наоборот, продолжал нарастать. И здесь по-прежнему тон задавали блистательные французские баталисты. К примеру, Жан Батист Эдуар Детай (1847—1912) стал инициатором и одним из ведущих представителей направления во французском изобразительном искусстве, условно именуемого «наполеонит». «Наполеоновским» дебютом его явилась картина «Атака 3-го полка Почётной гвардии против казаков 2 февраля 1814 г.» (1879, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк), на создание которой художника вдохновили мемуары генерала Ф.П. Сегюра. Изображён зимний лес по дороге из Лемонта в Пинёй, где французские кавалеристы яростно преследуют всадников противника, пришпоривающих коней. В качестве иллюстратора Э. Детай выполнил 390 рисунков и планшетов различных типов солдат для книг «Кавалеристы Наполеона», «Типы и униформы французской армии» (1884—1889) и др. Чтобы придать достоверность своим рисункам и картинам, художник опирался на собственную богатую коллекцию подлинных атрибутов униформы и оружия, многие из которых были переданы им Музею армии в Париже.
Наполеоновская эпоха была основной и для творчества другого французского баталиста — Жана Луи Эрнеста Мейссонье (1815—1891). Самая знаменитая его картина — «Кампания во Франции 1814 г.» (1860—1864) вызвала настоящий фурор в Салоне 1864 года: Наполеон верхом на белом коне, в шляпе и рединготе, со свитой, во главе своих утомлённых войск возвращается по изрытой дороге из г. Суассон после сражения при г. Лаон. Нельзя не упомянуть и Анри Филиппото (1815—1884), который посредством динамики людских и конских масс умело передавал накал и масштаб борьбы. Внук французского пленного офицера, участвовавшего в Бородинском сражении и оставшегося в России, художник, иллюстратор Эммануэль Пуаре (1858—1909) издал в 1890 в Париже альбом раскрашенных рисунков и гравюр «Наши солдаты столетия» с изображениями униформы французской армии за 1789—1889 гг.
Не отставали от них и немцы. Гравёры братья Кристофер (1771—1842), Корнелиус (1781—1857) и Петер (1788—1857) Зуры много лет работали над изображением униформ различных государств, участвовавших в Наполеоновских войнах (Испания, Россия, Франция). В 1813—1814 гг. они исполнили две парные гравюры, посвящённые Заграничным походам русской армии — «Казаки в Гамбурге 18 марта 1813 г.» и «Башкиры в разрушенных предместьях Гамбурга в 1814 г.». Точная детализация в описании костюмов иррегулярных частей российской армии позволяет предположить, что художники были очевидцами событий и делали зарисовки с натуры.
Находясь в 1814—1815 гг. в Нюрнберге, немецкий гравёр и живописец Иоганн Адам Клейн (1792—1875) зарисовывал массу типов солдат различных армий, включая русскую, следовавших через его родной город, а в 1819 году выпустил гравированную серию «Военной сюиты», включавшую штудии: «Австрийская полковая походная кузня, 1814 г.», «Гусары и унтер-офицер австрийского гусарского полка № 4, 15 июня 1814 г.», «Донские казаки», «41-й егерский полк в г. Нюрнберге, 19 мая 1815 г.», «Егеря 38-го егерского полка, 28 мая 1815 г.», «Солдаты гренадерского полка, 30 мая 1815 г.», «Русские егеря-гренадеры в Нюрнберге, 4 октября 1815 г.» и др. Ему же принадлежат много батальных композиций барочного плана, где значительное внимание уделено снятым с натуры ландшафтным видам: «Сражение при Кацбахе 26 августа 1813 г.», «Пленение французского генерала Вандама при Кульме 30 августа 1813 г.», «Сражение при Лейпциге 19 октября 1813 г.», «Сражение при Бриенне 1 февраля 1814 г.» и др.
Преимущественно изображению батальных сцен посвятил себя французский живописец немецкого происхождения Теодор Юнг (1803—1865), создавший несколько картин на тему входа союзных войск в Париж. Большую известность получили также сцены войны с Наполеоном после изгнания его из России кисти немецкого художника Вильгельма Кампхаузена (1818—1885).
Существенный вклад в разработку батального жанра сделали поляки. Наиболее известная работа белорусско-польско-литовского живописца и рисовальщика Яна Кшиштофа Дамеля (1780—1840) называется «Гибель князя Понятовского» (1820-е гг.). Родоначальник целой династии художников-баталистов Юлиуш Коссак (1824—1899) написал ряд полотен, отражавших участие поляков в Наполеоновских войнах: «Проба пики» (1885), «Ганау, 1813» (1883), «Александр Фредро в бою под Петерсвальдом, 1813 г.» (1883), «Шеф эскадрона Шептицкий берёт в плен пруссаков под Реймсом, 1814 г.» (1885) и др. Выходец из шляхтичей, баталист Януарий (Ян) Иванович Суходольский (1797—1875) передал в своём творчестве взгляд на Наполеона I Бонапарта как на освободителя своего отечества. Во многих его полотнах просматривается поклонение этому императору. В большинстве работ Я.И. Суходольского также представлены героические эпизоды с участием польских войск: «Смерть князя Ю. Понятовского, 19 октября 1813 г.» (1859), «Атака и оборона батареи под Ватерлоо» (1866) и др.
Новое слово в батальной живописи принадлежит Василию Васильевичу Верещагину (1842—1904), задумавшему серию из 20 картин, которая должна была стать монументальным памятником наполеоновской эпохе. Некоторые картины остались незаконченными, а какие-то задуманы, но не осуществлены. Его работы можно использовать на уроках истории для характеристики причин, предпосылок и начала Заграничных походов: «В штыки! Ура! Ура!» (1887—1895), «На морозе» (1899—1900), «На этапе. Дурные вести из Франции» (1887—1895), «Ночной привал великой армии» (1896—1897, все — Государственный исторический музей) и др. Одна из последних картин этой серии «На большой дороге. Отступление, бегство…» (1887—1895, Государственный исторический музей) рисует агонию Великой армии. Вдоль дороги, по которой движутся незадачливые интервенты во главе с Наполеоном, лежат запорошенные снегом трупы, орудия, зарядные ящики, ружья. Отступление «завоевателей» выглядит ещё более трагическим на фоне сверкающего, солнечного морозного дня, когда природа предстаёт во всей своей зимней красе, но убийственной для французов морозной силе. В отличие от ряда европейских художников, прославлявших Наполеона и его завоевательные войны, В.В. Верещагин писал образ императора французов без традиционного ореола славы, величия и мужества8.
В XX—XXI вв. также появляются батальные работы на тему Заграничных походов русской армии. Историей военного костюма увлекался живописец Николай Васильевич Зарецкий (1876—1959), акварельные рисунки которого с изображениями форм генералов, рядовых лейб-гвардии Гусарского, Драгунского, Егерского, Казачьего, Конного, Преображенского полков и ратников Московского, Нижегородского, Санкт-Петербургского, Тверского ополчений были опубликованы в 1912 году в юбилейной книге «Русская армия в 1812 г.» (Санкт-Петербург). Не остались в стороне английские художники, например, Роберт Александр Хиллингфорд (1828—1904), немецкие баталисты Рихард Кнётель (1857—1914) и Вильгельм Шройер (1866—1933), итальянский иллюстратор Джузеппе Рава (род. 1963), часто создававшие работы на исторические сюжеты.
На теме Наполеоновских войн оттачивал своё мастерство и будущий основатель советской школы батальной живописи Митрофан Борисович Греков (1882—1934), которого к ней приобщил наставник по Императорской академии художеств Ф.А. Рубо. Заграничным походам русской армии 1813—1814 гг. посвящена картина М.Б. Грекова «Атака лейб-гвардии кирасирского полка под Кульмом» (первый вариант — 1911, второй — 1913, оба — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург).
Большой блок работ, повествующих о событиях Заграничных походов русской армии, связан с историческим и бытовым жанрами. Они так тесно взаимосвязаны, что их просто невозможно разделить при демонстрации сцен,когда война вторгается в повседневную жизнь людей, либо когда воины ищут своё место в мирной жизни. Первые такие работы тоже создавались непосредственными участниками и очевидцами тех событий. Так, состоявший при Главной квартире русской армии в 1813—1814 гг. художник Максим Никифорович Воробьёв (1787—1855) оставил документальный рисунок «Похороны фельдмаршала Кутузова». Позже, когда победа над Наполеоном I Бонапартом потребовала официального увековечивания, М.Н. Воробьёв получил звание академика Императорской академии художеств за полотно «Торжественное молебствие, совершённое русским духовенством в Париже на площади Людовика XV в присутствии союзных войск, также в стечении многочисленного народа» (не сохранилось). Художники-профессионалы и любители создавали свои произведения нередко по горячим следам только что произошедших эпохальных событий. Среди них — Иван Алексеевич Иванов (1779—1848), написавший гравюры «Возвращение Санкт-Петербургского ополчения 6 июня 1814 г.» и «Вид Триумфальных ворот, воздвигнутых в честь Российской императорской гвардии и торжественное её восшествие в Санкт-Петербург 31 июля 1814 г.» (обе — 1815).
В работах французских мастеров, создававших ранее героический миф о непобедимом Наполеоне, отныне всё было проникнуто печалью и трагизмом. Начинающий художник Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791—1824), получивший художественную подготовку в ателье К. Верне, создал жанровые картины с ранеными и увечными французскими солдатами: «Повозка с ранеными солдатами» (ок. 1818, Музей Фицуильяма, Кембридж), «Возвращение из России» (1819, Чикагский институт искусств), подчёркивая, что ранены не только старые ветераны, которых вот-вот покинут силы, но и сама страна, проигравшая все свои судьбоносные сражения.
Ярким примером исторического жанра в живописи являются работы того же П. фон Гесса, посвящённые сценкам из солдатского и народного быта: «Бивуак австрийских войск» (1823) и «Маркитантка» (1825). Возможно, российскому зрителю не очень привычно знакомиться с картинками, где донские и иные казаки рисуются совсем не в героическом свете: «Донские казаки с пленными французскими крестьянами» (1819 г.), «Мародёрствующие казаки» (1820 г.) и др. Но от этого работы живописца отнюдь не теряют своей художественной ценности.
Будучи очевидцем капитуляции французской столицы в 1814 году, австрийский живописец Георг Эммануэль Опиц (1775—1841) создал серию натурных акварелей «Казаки в Париже», насчитывающую около 45 листов. В ней художник с налётом лёгкой иронии, присущей его искусству в целом, запечатлел вступление казаков в столицу Франции и пребывание их там, передав атмосферу праздника, царившего в городе, и дружного единения победителей и побеждённых.
Итальянский гравёр Сальваторе Карделли (1773—1840), работавший при российском дворе, создал серию из 12 листов, повествующую о главных победах наших войск над французами, среди которых в контексте рассматриваемой темы особенно интересны «Кончина М.И. Кутузова в Бунцлау» (1813, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи), аллегории «Мир Европы» (1814, Государственный Эрмитаж) и «Освободители Европы» (1815, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Очень любили использовать в батальном и историческом жанрах черты бытовой живописи, вводить в сюжет героев из народной среды А.И. Зауервейд и Б.П. Виллевальде, являвшиеся признанными знатоками униформы. Их полотна написаны большей частью на основе мемуаров и рассказов очевидцев и участников этих походов и в этом смысле документально правдивы.
В XX—XXI вв. живописцы продолжали использовать в своём творчестве сюжеты из Заграничных походов русской армии. Подзабытый ныне отечественный жанрист Иван Семёнович Розен (1857—1918) создал цикл картин о пребывании Гвардейского экипажа в Париже в 1814 году. В лучших традициях русской сатирической графики середины XIX века делал свои эскизы к спектаклю «Казаки Платова в Париже» Мстислав Валерианович Добужинский (1875—1957). Постановка с успехом шла в 1920-х годах на Елисейских полях в Париже, куда после Октябрьской революции перебралась труппа московского театра-кабаре «Летучая мышь». Интересные работы на казачью тему, раскрывающие уклад и традиции жизни донских казаков, создал заслуженный художник России Сергей Александрович Гавриляченко (род. в 1956).
Необходимо отметить, что при разработке обозначенной темы многие упомянутые живописцы обращались к такому, казалось бы, необычному для объяснения военных событий жанру, как пейзаж, и притом очень успешно. Так, важнейшее место в своём творчестве отводили пейзажу упомянутые выше братья Зур. Успех к этим немецким живописцам и гравёрам пришёл именно после создания ими панорамных видов родного Гамбурга и его окрестностей в 1813—1814 гг. Отечественный живописец М.Н. Воробьёв, отражая в своём творчестве период Заграничных походов, порою совсем игнорировал военную тему, о чём свидетельствует его вполне мирный пейзаж: «Площадь с обелиском в г. Арле, Франция» (1814, Государственный Русский музей) и др.
Несмотря на то, что во время Заграничных походов не велось больших морских сражений, созданы отдельные произведения в жанре маринистики. Ярким примером тому служит полотно Ивана Константиновича Айвазовского (1817—1900) «Наполеон на острове Святой Елены» (1897, Феодосийская картинная галерея).
Благодаря портретному жанру мы можем составить своё представление о наиболее выдающихся фигурантах происходивших тогда событий — правителях, военачальниках, дипломатах, государственных деятелях, представителях творческой элиты, членах их семей, а также о младших офицерах и солдатах, мирных жителях, зачастую оставшихся безымянными. Живые, реальные образы глядят на нас с полотен Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836): портреты И.В. Гладкова, М.П. Ланского, П.А. Оленина9, А.Р. Томилова, С.А. Тучкова, А.С. Фигнера, Е.И. Чаплица и др. Несколько удачных портретов создал придворный гравёр С. Карделли. Плодовитым портретистом был Александр Григорьевич Варнек (1782—1843), один из основоположников романтической школы живописи в нашей стране. Среди его работ немало портретов государственных и военных деятелей: императора Александра I (1819 — два), генералов Н.И. и Ф.И. Ахвердовых (1817—1820), А.Д. Балашова (ок. 1815), П.П. Коновницына (1819), Н.И. Депрерадовича (1819), Б.Я. Княжнина (1819), А.Ф. Ланжерона (1810-е гг.), К.М. Полторацкого (1819—1820), А.И. Хатова (1819—1820), полковников Я.И. Слатвинского (1819), А.Х. Шмидта (1820-е гг.) и др.
Кисти родоначальника русского акварельного портрета Петра Фёдоровича Соколова (1791—1848) принадлежат изображения А.Х. Бенкендорфа, С.Г. Волконского, Л.В. Дубельта, М.С. Лунина, Н.М. Муравьёва, М.Ф. Орлова, Н.Н. Раевского, И.В. Сабанеева, А.Н. Сеславина и других участников Заграничных походов. Известность получили камерные портреты работы Фёдора Андреевича Тулова (1792—1855), по одной из правдоподобных версий, крепостного художника, получившего вольную. Среди них изображения генералов — участников Заграничных походов русских войск А.Н. Муравьёва (1817—1819) и Е.Е. Баранова (1845). Работавший в рисовальном отделении Военно-топографического депо академик батальной живописи Императорской академии художеств Александр Осипович Орловский (1777—1832) изобразил П.Х. Витгенштейна, Д.В. Давыдова, М.И. Кутузова, Наполеона I Бонапарта, М.И. Платова, Ю. Понятовского10.
Неизгладимое впечатление на современников произвели портреты, созданные Т. Жерико. Известность к нему пришла с композицией «Портрет Дьедонне», или «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» (1812, Лувр). Франция познакомилась с этой работой в Салоне, состоявшемся в первый день ноября 1812 года, уже после получения известий об отступлении Великой армии из Москвы. Успех этого портрета подтолкнул художника к созданию серии работ, посвящённой истории наполеоновской Франции. Но в отличие от других знаменитых соотечественников Т. Жерико не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать дух времени в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск. Его работы, которые писались с конкретных людей, отличали яркий живописный темперамент и тонкий психологизм: «Голова солдата» (1812—1815, частное собрание, Париж), «Генерал Клебер» (около 1813, Музей изобразительных искусств, г. Руан, Франция), «Конные трубачи императорской гвардии Наполеона», (1813—1814, Национальная галерея искусств, Вашингтон), «Трубач гусаров» (1813, Музей истории искусств, Вена; более поздний вариант — «Гусар-трубач», 1820, Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, г. Уильямстаун, США), «Ветеран» (1814—1816, частное собрание, Париж). «Портрет офицера карабинеров» (1812—1814, Музей изобразительных искусств, Руан) представляет мужественного воина, который пытливым взглядом всматривается вперёд, словно пытаясь проникнуть в своё будущее. Его боевой конь косит огромным краснеющим зрачком. На фоне портрета пылает багряный закат. В Салоне 1814 года «Офицер конных егерей…» был выставлен в паре с «Раненым кирасиром, покидающим поле боя» (1814, Лувр) — портретом, в котором призыв к исполнению долга соседствовал уже с фатальным предчувствием гибели11.
Судьбоносным оказался заказ императором Александром I английскому художнику Джорджу Доу (1781—1829) серии портретов, предназначенных для Военной галереи Зимнего дворца. В течение десяти лет продолжалась эта работа, всего было написано 329 портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. Из них Д. Доу написал всего 150 портретов, в работе над остальными принимали участие также русские художники Александр Васильевич Поляков (1801—1835) и Вильгельм Август Голике12. Галерея была открыта 25 декабря 1826 года13.
Образы старых, бывалых солдат создавали Пётр Ефимович Заболотский (1803—1866), Рудольф Казимирович Жуковский (1814—1886) и др. Б.П. Виллевальде написал в 1856 году запоминающийся парадный портрет М.С. Воронцова, активнейшего участника важнейших сражений во время Заграничных походов, который к тому же в 1815—1818 гг. был командиром русского оккупационного корпуса во Франции.
Нельзя обойти стороной и такой жанр изобразительного искусства, как карикатура — это сатира, направленная на осмеяние каких-либо социальных, общественно-политических и бытовых явлений, реальных лиц или характерных типов людей. Поражения на русских полях считавшихся ранее непобедимыми французского императора Наполеона I Бонапарта и его Великой армии стимулировали появление множества их сатирических изображений в Великобритании, Испании, немецких государствах, Российской империи. До настоящего времени дошло около 200 карикатур, выявлено свыше 40 имён их авторов, впрочем, многие из них ещёостаются неизвестными. Одним из самых плодовитых карикатуристов являлся, пожалуй, Иван Иванович Теребенёв (1780—1815), который рисовал карикатуры сам и гравировал их на меди в контурах для раскраски. Первые «Теребенёвские листки» появились в феврале 1813 года и сразу завоевали широкое признание: «Наполеон в бане», «Наполеонова пляска», «Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России», «Французский вороний суп» и др.
Свыше 20 листов было исполнено Алексеем Гавриловичем Венециановым (1780—1847): «Задача по галлиевой системе», «Зимние квартиры», «И на нашей улице праздник», «Неправильная ретирада», «Французский парикмахер», «Французское воспитание» и др. Иван Алексеевич Иванов (1779—1848) мастерски иллюстрировал сюжеты, размещавшиеся в популярном столичном журнале «Сын Отечества». Там появились его карикатуры: «Бегство Наполеона», «Наполеон, формирующий армию из уродов», «Разговор Наполеона с Сатаной», «Русский Курций», «Хлебосольство русского народа» и др.
Объединив свои усилия, И.И. Теребенёв, А.Г. Венецианов и И.А. Иванов издали в 1814 году книгу «Подарок детям, или Новая Российская азбука» с карикатурами на наполеоновских солдат. Для азбуки 32 гравюры И.И. Теребенёва, А.Г. Венецианова и И.А. Иванова были перегравированы, отпечатаны с двустишиями на отдельных листах в соответствии с буквами алфавита.
Работы И.И. Теребенёва, прожившего до обидного короткую жизнь и, несмотря на свою известность, умершего в бедности, быстро нашли подражателей, в т.ч. за границей. Среди них английский карикатурист Джордж Крукшанк (1792—1878), немецкие художники Иоганн Готфрид Шадов (1764—1850) и Иоганн-Михаэль Фольц (1784—1858), иногда заимствовавшие его сюжеты, стиль и даже отдельные детали изображений.
Французские карикатуры высмеивали разногласия среди правящих кругов союзников, их алчность и непорядочность. Многие карикатуры первой четверти XIX века посвящены Венскому конгрессу 1814—1815 гг., прозванному «танцующим» за то, что значительную его часть занимали неофициальные встречи, интриги и сплетни.
Итак, события Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. нашли достаточно яркое и полное отражение в мировой и отечественной живописи. Работы на эту тему создавались и продолжают создаваться разными авторами и в разных странах. Появились даже отдельные (и в их числе довольно крупные) мастера, которые специализировались и стали известными благодаря разработке именной этой тематики.
У всех народов, участвовавших в войне, она оставила свой неизгладимый след. Красной нитью через все произведения, будь то батальная, историческая живопись или портрет, проходят две сквозные темы — горечь и скорбь за огромные потери и жертвы, которые принесла эта война, память о погибших, с одной стороны, и патриотический настрой, возвеличивание подвигов, доблести и отваги, полководческого гения военачальников и бесстрашия солдат и младших офицеров — с другой.
Большинство живописцев не отделяли своих судеб от судеб своей страны, свою жизнь от изображённого на картинах. К примеру, Жан Антуан Гро покончил жизнь самоубийством, так и не сумев после поражения кумира Наполеона I Бонапарта примириться с окружающей его действительностью.
У целого ряда народов подчёркивался справедливый, национально-освободительный характер ведшейся войны. Именно так её воспринимали даже французские живописцы, когда война докатилась уже до предместий самого Парижа. Духоподъёмные работы создавались российскими мастерами, которые были убеждены, что их армия несёт освобождение народам Европы.
В целом приходится констатировать, что наиболее значимые и многочисленные работы на эту тему созданы живописцами в течение первого столетия спустя обозначенное время, когда ещё были живы сами участники тех событий, ставшие их первыми летописцами, а также их дети и внуки. К сожалению, тема Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. не так широко освещена в отечественной живописи, как Отечественная война 1812 года. Остаётся надеяться, что она вновь всколыхнёт фантазию мастеров-живописцев, которые создадут новые неповторимые работы и вложат в них не только отпечаток своего таланта, но и неповторимое дыхание современности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См., например: Некрасова М.А., Земцов С.М. Отечественная война 1812 г. и русское искусство. М.: Искусство, 1969; Подмазо А.А. Живописный памятник Отечественной войне 1812 года // Российская история. 2012. № 6. С. 128—142.
2 Шереметьев О.В. 1812 год в русском изобразительном искусстве // Рейтар. 2005. № 17. С. 130—141; он же. «И вечной памятью двенадцатого года»: Отечественная война 1812 г. в произведениях российских художников-баталистов XIX — начала XX в. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007; он же. Наполеоновская тема в творчестве французских художников-романтиков // Искусство и образование. 2008. № 4. С. 27—41; он же. Эпоха 1812 года в военных портретах русских мастеров начала XIX века // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2009. № 4. С. 125—134; и др.
3 Пономарёва В.В. Изобразительное искусство // Заграничные походы российской армии, 1813—1815 годы: энциклопедия в 2 т. Т. 1. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 507—510.
4 Дмитриев-Мамонов Александр Иванович (1788—1836), русский военачальник и художник-баталист. Происходил из знатного дворянского рода. В звании поручика Сумского гусарского полка участвовал в важнейших сражениях Отечественной войны 1812 г. Во время Бородинского сражения сделал на поле боя серию зарисовок. Впоследствии его этюды, посвящённые этой войне, украшали залы Царскосельского дворца. В составе лейб-гвардии Гусарского полка принимал участие в Заграничных походах. Был адъютантом генерала П.П. Палена, затем — генерала А.П. Ермолова, участвовал в сражениях при Лютцене, Бауцене, Дрездене, Лейпциге, Бриенне, Бар-сюр-Об, Арси-сюр-Об, Фер-Шампенуазе и Париже. После завершения Наполеоновских войн продолжил службу, командовал различными кавалерийскими соединениями. В 1820 г. один из основателей Общества поощрения художеств. 13 декабря 1823 г. произведён в полковники, 18 октября 1831 г. — в генерал-майоры. Был лично знаком и дружил со многими декабристами, но в восстании не участвовал. В 1827 г. основал Рисовальную школу, благодаря которой десять крепостных художников получили вольную. См.: Кузьмин А.В., Пятнов А.П. Дмитриевы-Мамоновы // Большая российская энциклопедия. Т. 9. М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. С. 126—128.
5 Норов Василий Сергеевич (1793—1853), русский военный и политический деятель. Из семьи саратовского губернского предводителя дворянства. Участник Отечественной войны 1812 г. (за храбрость награждён орденом Св. Анны IV степени) и Заграничных походов. За сражение при Лютцене был награждён орденом Св. Владимира IV степени с бантом, за сражения при Бауцене и Кульме — орденом Св. Анны II степени и Кульмским крестом. После тяжёлого ранения в Кульмском бою возвратился в Россию для лечения, затем продолжил военную службу и «дорос» до подполковника. 1 марта 1825 г. вышел в отставку. После подавления восстания декабристов как активный участник первых тайных обществ был приговорён к 15 годам каторжных работ. См.: Декабристы: биографический справочник / Изд. подгот. С.В. Мироненко. М.: Наука, 1988. С. 129, 130.
6 «Наполеоновская легенда» — прославление в средствах массовой пропаганды и искусстве подвигов Наполеона I Бонапарта, изображение его как героя и справедливого правителя, несущего свободу порабощённым народам. См.: Hazareesingh S. La légende de Napoléon. Paris: Tallandier, 2005; Секиринский С.С. Наполеон в России: судьба легенды // Российская история. 2012. № 6. С. 143—156; Kern E. Napoléon. Deuх cents ans de légende. Histoire de la mémoire du premier empire. Paris: Éditions Soteca, 2016.
7 Бардовская Л.В. Готфрид Виллевальде: живописец имперского официоза // Наше наследие. 2003. № 67—68. С. 128—135.
8 Лебедев А.К., Солодовников А.В. Василий Васильевич Верещагин. Л.: Художник РСФСР, 1987. С. 72—79.
9 Оленин Пётр Алексеевич (1794/1795—1868) — русский офицер, участник Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. Генерал-майор (1833). Художник-любитель, почётный член Императорской академии художеств. Написал серию портретов современников, в т.ч. генерала от инфантерии П.П. Коновницына, адъютантом при котором некоторое время состоял. Младший брат Алексей (1798—1854) — русский офицер, член Союза благоденствия, тоже имел способности к рисованию. См.: Русский биографический словарь: в 25 т. / Под наблюдением А.А. Половцова. Т. 12. СПб.: Тип. Гл. упр. уделов, 1902. С. 224.
10 См.: Шереметьев О.В. Военные сюжеты в творческом наследии А.О. Орловского первой трети XIX века // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2016. № 1. С. 123—145.
11 Турчин В.С. Теодор Жерико: монография. М.: Изобразительное искусство, 1982. С. 12—65.
12 Голике Вильгельм Август (1802—1848) — российский художник немецкого происхождения. Обучался живописи в мастерской Д. Доу в Санкт-Петербурге, где писал портреты с натуры рядовых и офицеров — участников Отечественной войны 1812 г.: «Знаменосец» (1826—1829, Нижнетагильский музей изобразительных искусств) и др. Принимал участие в создании Военной галереи Зимнего дворца. После отъезда Д. Доу за границу и его смерти по завещанию мастера был удостоен пожизненной пенсии, что позволило ему с 1829 г. посещать в качестве «вольноприходящего» ученика Императорскую академию художеств. Три года спустя В.А. Голике получил звание «свободного художника». Благодаря пенсиону Д. Доу в 1837 г. сумел вместе с семьёй поехать в Великобританию и Италию. До конца жизни работал в Санкт-Петербурге как второстепенный портретист, получая выгодные заказы. Рано ушёл из жизни, заболев во время эпидемии холеры. См.: Соловьёв В.Д. Русские художники XVIII—XX веков: справочник. 3-е изд., доп. и испр. М.: Эксперт-клуб, 2005.
13 Военная галерея Зимнего дворца. История создания // Ренне Е.П. Британская живопись XVI—XIX веков: каталог коллекции. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. С. 233—243.
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Вологодской областной картинной галерее, Государственному историческому музею, Государственному Эрмитажу, Нижнетагильскому музею изобразительных искусств и Орловской областной научной универсальной публичной библиотеке имени И.А. Бунина.