Аннотация. Статья освещает результаты многолетней работы Центра Современной истории, в ходе которой прояснилась судьба лётчика Красной армии, героя Великой Отечественной войны Петра Васильевича Еремеева, совершившего первый ночной таран в воздушных боях под Москвой. Методы археологических исследований и анализ архивных источников позволили обнаружить место гибели пилота, его останки и уточнить обстоятельства крушения истребителя.
Summary. The paper covers the results of years of work by the Modern History Center during which it transpired what had happened to pilot of the Red Army, Hero of the Great Patriotic War Pyotr Vasilyevich Yeremeyev who pioneered nocturnal aerial ramming in air battles near Moscow. The methods of archeological research and analysis of archival sources helped discover the site of the pilot’s death, his remains and details of the circumstances of the fighter aircraft’s crash.
ГЕРОИ И ПОДВИГИ
АНОХИН Иван Владимирович — директор Центра Современной истории
СУББОТИН Владислав Игоревич — младший научный сотрудник Центра Современной истории (Москва.
ЗАБЫТЫЙ ТАРАН В НЕБЕ МОСКВЫ.
Обнаружено место гибели Героя России лётчика Петра Еремеева
Установление имён и увековечение памяти солдат Красной армии, погибших во время Великой Отечественной войны, — насущная и важная задача сегодняшнего дня. И несмотря на то, что в этой процедуре, которая регулируется законом1, основная роль юридически отведена территориальным органам военного управления и местной исполнительной власти, сложно переоценить масштабы ежегодной деятельности добровольных поисковых отрядов.
Сформировавшееся окончательно в 1980-х годах поисковое движение помимо обнаружения неизвестных воинских захоронений, установления личности погибших солдат, создания книг памяти и воинских мемориалов, помощи ветеранам и детям войны продолжает вносить существенный вклад в развитие историографии Великой Отечественной войны.
Изучение и введение в научный оборот новых архивных документов является неотъемлемой частью подготовки и проведения поисковых работ. К сожалению, значение этих источников для фундаментальных исторических исследований с первого взгляда не всегда получается оценить по достоинству. Но важно то, что сопоставление документальных источников с комплексными результатами полевых поисковых работ позволяет добиться высокой степени верификации нашего знания о прошлом.
Свидетельством плодотворности подобного подхода служат результаты работы по изучению подвига советского пилота Петра Васильевича Еремеева, проводившейся в последние годы автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр Современной истории» совместно с российскими поисковыми отрядами.
Сведения из личного дела П.В. Еремеева, публикаций «Военно-исторического журнала»2 и газет «Правда»3, «Красная звезда»4, «Красный воин»5, упоминавших его подвиг, а также устных источников — воспоминаний очевидцев событий и современников вместе с результатами полевых поисковых работ позволили коллективу исследователей восстановить хронику фронтовой жизни того времени и обстоятельства гибели пилота, точное место падения его самолёта.
Важно отметить, что первый подробный материал о подвиге Петра Еремеева был опубликован в «Военно-историческом журнале» (1972. № 6). Исследователь В. Кузнецов в статье «Подвиг лётчика-коммуниста» достаточно детально осветил биографию и картину последнего боя Петра Еремеева. По ряду причин исследование В. Кузнецова не было полным, и настоящий материал завершает работу, начатую исследователем-энтузиастом в 70-х годах.
В октябре 2014 года Центр Современной истории получил информацию о том, что жителю деревни Румянцево Истринского района Московской области известно место падения самолёта времён Великой Отечественной войны. С рядового для поисковиков события началась история, которая завершилась спустя шесть лет, поставив точку в установлении судьбы отважного советского пилота.
Место падения самолёта, которое показали поисковикам, находилось неподалёку от населённого пункта и представляло собой воронку глубиной около двух метров, которую, вероятно, уже неоднократно пытались вскрыть сборщики металлолома. Первоочередной задачей полевых работ на тот момент были поиски номера, который позволил бы, обратившись к архивным документам, установить принадлежность машины и судьбу её пилота.
Необходимо упомянуть, что на советских самолётах периода Великой Отечественной существовали два наиболее важных идентификационных номера — мотора и самолёта. Заводским номером самолёта маркировались узлы и агрегаты машины на производстве. Номера же мотора наносились на его основных частях методом кернения. Номера наносились краской, а порой и простым карандашом на многих узлах и агрегатах.
Учёт материальной части в частях ВВС Красной армии вёлся весьма скрупулёзно. При потере боевой единицы в частях и соединениях составлялись акты и ведомости, где, как правило, указывались оба номера, а также сведения о судьбе экипажа. Главная исследовательская сложность заключается в том, что на настоящий момент в Центральном архиве Министерства обороны, где хранятся документы ВВС Красной армии, не существует единого реестра номеров самолётов и моторов. Поэтому для поиска конкретного номера необходимо проводить комплексный анализ всех документов частей и подразделений, которым могла принадлежать машина.
Проведя работы на месте катастрофы, среди немногочисленных обломков исследователи обнаружили бирку от бензобака с датой производства «2.41». Разорвавшиеся при горении гильзы 7,62 мм к скорострельному авиационному пулемёту ШКАС и 12,7 мм гильзы к пулемёту Березина свидетельствовали о вооружении самолёта. Ни одного целого боеприпаса не было обнаружено. Асимметричность воронки говорила о пологом падении самолёта, что подтвердило показания местного жителя, который был свидетелем катастрофы. Очевидец отметил, что самолёт упал в тёплое время года — летом или осенью 1941-го.
Определив тип вооружения и изучив сохранившиеся фрагменты самолёта, исследователи сделали предположение, что поисковики оказались на месте падения истребителя МиГ-3. Однако исходных данных для установления имени пилота было всё ещё недостаточно — номеров, позволявших однозначно идентифицировать самолёт, обнаружить не удалось.
В 2014—2017 гг. поисковики провели ещё несколько выездов на место крушения самолёта. Первые существенные результаты появились только летом 2017 года. Рядом с воронкой были найдены два фрагмента навесного агрегата мотора (размером более 10 см) и несколько меньший фрагмент двигателя с цифрами «3404». Таким образом, исходные данные всё ещё оставались довольно скудными: были известны лишь тип самолёта — истребитель МиГ-3, примерное время его падения (лето — ранняя осень 1941 г.) и часть номера мотора «3404».
В «Ведомости списанных самолётов и моторов по частям ВВС Московского военного округа с июня 1941 по февраль 1942 года»6 удалось обнаружить запись о том, что самолёт МиГ-3 № 2460 с мотором АМ-35А разбился «после тарана самолёта противника» 28 июля 1941 года. Указан в ведомости также номер мотора: «3404». Благодаря архивному документу стало ясно, что найдено место падения самолёта, который принадлежал ВВС Московского военного округа. Дальнейший архивный поиск установил, что в ночь с 28 на 29 июля 1941 года лётчик 27-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса ВВС Московского военного округа старший лейтенант Пётр Васильевич Еремеев совершил таран вражеского бомбардировщика, после чего выпрыгнул с парашютом7.
Пётр Васильевич Еремеев родился 11 июня 1911 года в семье крестьян в башкирской деревне Бердино. После того как Пётр окончил школу, его семья переехала в Челябинскую область, в небольшой городок Аша, где Еремеев пошёл работать на металлургический завод. Спустя пару лет он вступает в партию и вскоре отправляется на учёбу в Златоустовский металлургический техникум. В 1933 году он становится курсантом 3-й военной школы лётчиков в Оренбурге. А в 1936 года его направляют в лётный отряд при НИИ ВВС, на базе которого впоследствии возникнет 27-й истребительский авиационный полк8. С июля 1941 года в его составе Еремеев участвует в боях за Москву9.
Эти события неоднократно упоминаются в прессе. Так, в статье Алексея Толстого «Таран» (Красная звезда. 1941. 16 августа) сообщается: «Старший лейтенант Еремеев, участник многих воздушных боёв, ночью атаковал фашистский бомбардировщик и расстрелял по нему весь боекомплект. К атакованному им фашисту подходил второй неприятельский самолёт. Тогда Еремеев решил идти на таран. Он также, подойдя снизу, пропеллером отрубил стабилизатор и руль поворота, и фашистский бомбардировщик рухнул на землю»10.
Примечателен тот факт, что на месте падения самолёта были найдены боеприпасы к вооружению истребителя. Точно определить причину, вынудившую лейтенанта Еремеева пойти на таран сложно, однако полевые работы подтверждают, что это, вероятно, не было связано с нехваткой патронов.
Тогдашний командир 6-го авиационного корпуса, впоследствии генерал-полковник авиации И.Д. Климов вспоминал: «Написали представление на Еремеева за этот подвиг к ордену Ленина. От нас потребовали документы экипажа и оружие с вражеского самолёта. Лишь через неделю прожектористы 14-го зенитного полка передали, что самолёт найден в районе Истры. Но случилось, что на этот раз документы не были отправлены из полка. Так Еремеев остался ненаграждённым. Вскоре его назначили в 28-й истребительный авиационный полк командиром эскадрильи, а в конце августа 1941 года полк вышел из моего подчинения»11.
Действительно, в фондах корпуса хранится представление к ордену Ленина на П.В. Еремеева за ночной таран, там же указано время тарана — 1 : 3612.
Широко известны имена Виктора Талалихина, Петра Харитонова, Степана Здоровцева. Долгое время считалось, что именно Талалихин совершил первый ночной таран в небе Москвы. Лейтенанту Талалихину присвоено звание Героя Советского Союза, его именем названы улицы, школы, установлены памятники. Виктор Талалихин совершил свой подвиг в ночь на 7 августа 1941 года, а самолёт Еремеева, найденный поисковиками, разбился 28 июля 1941 года. Однако имя Петра Еремеева долгое время было практически забыто. В наши дни оно упомянуто в немногочисленных документах и сочинениях скорее энциклопедического характера: в сборнике Е.А. Смирнова13, энциклопедии М.А. Ильгамова14, работе В.А. Анохина и М.Ю. Быкова15. Только в 1995 году указом Президента РФ Петру Еремееву было присвоено звание Героя Российской Федерации.
До недавнего времени не разрешёнными оставались вопросы о дальнейшей судьбе Петра Еремеева после июльских событий 1941 года. Благодаря архивным материалам она была прояснена. На сегодняшний день известно, что он был назначен командиром эскадрильи 28-го истребительного авиаполка и до своей гибели 2 октября 1941 года успел принять участие в нескольких воздушных сражениях.
О последнем бое героя рассказывают боевые донесения, хранящиеся в фондах Центрального архива Министерства обороны РФ.
«28-й ИАП в течение дня 2.10.41 сопровождал штурмовиков и попутно производил атаки по наземным целям. 14.33 в составе трёх самолётов МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков. Самолёты с задания не возвращались. Экипажи лётчики ст. лейтенант Еремеев, лейтенант Крапивко и мл. лейтенант Тюрин по докладам экипажей 214-й ШАП не стало видно над целью после двух атак штурмовиков. Дополнительно выяснено, звено МиГ-3 сбито в воздушном бою группой самолётов противника в составе 4-х Ме-109. Два экипажа лётчик ст. л-т Еремеев и мл. л-т Тюрин в результате воздушного боя против 4-х Ме-109 после произведённых ими не менее двух атак по самолётам противника были подожжены. Еремеев дотянул до д. Красуха, где упал и сгорел. Тюрин, будучи смертельно раненным пулями, горящим упал в районе Турска»16.
В 1950—1970-х годах судьбу Еремеева подробно изучал исследователь, бывший военный В.Г. Кузнецов. Он разыскал однополчанина Еремеева — Героя Советского Союза полковника запаса Василия Матакова и взял у него интервью. Вот выдержка из их беседы:
«Петра узнал, когда я пришёл в полк после училища. Он был замечательным лётчиком и товарищем. От нас, молодых, не скрывал секретов пилотирования, поэтому мы к нему тянулись. Он первым в полку был награждён орденом Красного Знамени, затем дня через три первым среди защитников Москвы совершил ночной таран. И стал нашим кумиром.
В день гибели Петра мы, несколько лётчиков во главе с военкомом полка Авелевым, уехали за самолётами. Когда вернулись, то узнали, что нашего комэска нет в живых. Из однополчан никто не видел, как он погиб. И где был похоронен, тоже никто не мог ответить»17.
Направив запрос в районный военкомат, исследователь выяснил, что на территории Осташковского района в числе захороненных в годы войны старший лейтенант П.В. Еремеев не значится. А лётчик, упавший у деревни Красуха осенью 1941 года, захоронен неопознанным на месте падения самолёта, к приходу жителей документы его сгорели. В 1956 году останки безымянного лётчика перезахоронены на погосте Черёмуха, в полутора километрах от деревни Красуха18.
По информации, полученной исследователем из военкомата, стало ясно, что в 1956 году предполагаемые останки пилота были перенесены в братскую могилу, находящуюся на погосте Черёмуха, в трёх километрах от деревни Красуха. В 2017 году исследователи Центра Современной истории побывали на погосте. Сегодня на его месте находится деревенское кладбище с безымянной братской могилой. Кузнецов был уверен, что перезахороненные останки принадлежали именно Еремееву.
Следующей задачей исследователей стал поиск и изучение места гибели Петра Еремеева, где потерпела крушение его вторая боевая машина. Дальнейшее обследование предполагаемого района мало что прояснило. Опросы местных жителей и старожилов близлежащих деревень Турская, Заплавье, Дубровка Осташковского района не добавили существенно новой информации.
Однако некоторое время спустя поисковики из Тверской области, которых подключили к сбору информации, сообщили, что одному из старожилов деревни Дубровка известно приблизительное место падения самолёта в лесной полосе. Это место называли «Степанов угол». В детстве житель деревни собирал там клюкву и однажды видел металлические фрагменты обшивки.
В апреле 2020 года группа исследователей выдвинулась к предполагаемому месту. Пройдя по заболоченному лесу путь в три с половиной километра, приступили к поискам. С помощью металлодетекторов обнаружили первые обломки самолёта — фрагменты рамы, крыльев, центроплана. Информация подтвердилась.
Данные архивных документов указывали на то, что старший лейтенант Пётр Еремеев был сбит на боевой машине МиГ-3 № 4186 с мотором АМ-35А № 291954. На небольшом фрагменте навесного агрегата двигателя были найдены цифры «954». Сомнений не оставалось — найдено место гибели Петра Еремеева.
Неподалёку от воронки, образовавшейся на месте падения самолёта, была видна небольшая просадка грунта. После её вскрытия и проверки на глубине около полутора метров были обнаружены человеческие останки. Это был скелет взрослого человека в вытянутом на спине положении с ориентировкой головой на восток. Кости хорошо сохранились и были переплетены мелкими корнями. Череп раздавлен, а руки сложены на груди. Скелет был одет в форменную одежду со знаками различия ВВС РККА без поясного ремня, без обуви, а под головой находились остатки лётного шлемофона без наушников. Один наушник без динамика обнаружен в районе правой ступни. Сверху тело накрыто форменным кожаным регланом. В районе левого нагрудного кармана обнаружен бакелитовый медальон. Также найдены элементы одежды — стальная пряжка пояса реглана, форменные пуговицы, пуговицы белья, пряжки от брюк, крючки.
Все факты указывали на то, что в глухом лесу обнаружены останки Героя России старшего лейтенанта Петра Еремеева. После экспертизы бланка медальона и генетического анализа останков это окончательно подтвердилось.
В ходе исследования содержимого медальона был выявлен текст, соответствовавший личным данным старшего лейтенанта Еремеева Петра Васильевича 1911 г.р., место рождения: БССР, Уфимский р-н, ст. Бердино, имевшимся в именном списке безвозвратных потерь личного состава 4-й авиационной дивизии с 1 по 20 октября 1941 года19. Генетическое же исследование останков подтвердило родство героя и его сына Александра Петровича Еремеева.
Так исследование, начавшееся в 2014 году с работ на месте падения неизвестного истребителя в Московской области, позволило наконец установить судьбу Героя России, совершившего первый ночной таран в небе Москвы.
По всей вероятности, в связи с запросами В.Г. Кузнецова Осташковский военкомат учёл перезахороненного неизвестного лётчика как Петра Еремеева, отметив его в списках воинов, захороненных на погосте Черёмуха20. В действительности Еремеев более полувека оставался в забытой лесной могиле с того момента, как осенью 1941 года его похоронили там местные жители, ставшие очевидцами катастрофы или случайно нашедшие место его гибели. Кузнецов сообщает, что на средства жителей посёлка Румянцево ещё в июле 1973 года был открыт мемориал, посвящённый герою21.
По просьбе родственников Пётр Еремеев был перезахоронен в Челябинске, на Аллее почётных захоронений Успенского кладбища22.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Закон РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
2 Кузнецов В. Подвиг лётчика-коммуниста // Военно-исторический журнал. 1972. № 6. С. 58.
3 Ставский В. Ночные истребители // Правда. 1941. 26 июля. С. 4.
4 Толстой А.Н. Таран // Красная звезда. 1941. № 192. 16 августа. С. 2.
5 Красный воин. 1941. 9 августа.
6 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 35. Оп. 2244. Д. 23. Л. 18.
7 Там же. Ф. 6 нак. Оп. 210954. Д. 7. Л. 99.
8 Там же. Личное дело П.В. Еремеева (д. 133401).
9 Там же. Оп. 56229. Д. 1. Л. 216—217.
10 Толстой А.Н. Указ. соч.
11 Победа во имя мира: сборник. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1980.
12 ЦАМО РФ. Ф. 6. Оп. 56229. Д. 1. Л. 216—217.
13 Герои нашего времени (о Героях России — уроженцах и жителях Республики Башкортостан) / Авт.-сост. Е.А. Смирнов. Уфа, 2016. С. 123.
14 Башкирская энциклопедия. Т. 2: В—Ж. Уфа, 2006.
15 Анохин В.А., Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина: первая полная энциклопедия. М., 2014.
16 ЦАМО РФ. Ф. 58. Оп. 818884. Д. 48.
17 Кузнецов В. Указ. соч. С. 58.
18 Там же.
19 ЦАМО РФ. Ф. 58. Оп. 818884. Д. 48.
20 Там же.
21 Победа во имя мира: сборник.
22 В Челябинске с почестями захоронили останки лётчика, который совершил ночной таран в небе над Москвой // Сайт Минобороны РФ 2020. 9 декабря.