Как спасли нижнесергинский музей
Нижнесергинский металлургический завод решил создать свой музей, который с оркестром открыли в 1967 году. Начинался он скромно с 3 небольших залов, а к 1984 году занял всё здание. Обратите внимание, что здание, музей, их содержание, — всё находилось и находится поныне в ведении завода. Но вот что произошло полвека спустя.
Нижние Серги. 20 июля 2020 года. Вечер. Идет сильный дождь. Вроде бы хорошо: ведь перед этим была засуха, значит, поливать огороды, которые у большинства жителей, лишний раз не придется. Однако никто не мог предугадать дальнейший ход событий. Оказалось, что основная масса воды пришедшего сюда циклона выпала очень обильно и стремительно севернее города. Оттуда в Нижние Серги текут три очень маленькие реки. Но стихия сделала их грозными. Вода хлынула в их русла, они вышли из берегов и понесло камни, вырванные с корнями деревья. Лавина из ила и песка шла по улицам. Одну из самых протяженных – она носит имя Ленина- пересекает речка Заставка. Поскольку она вся обжита: дома, гаражи, поленницы дров, то все это вымывало, сносило и рушило. По Заставке, а затем и по Серге, в которую она впадает, плыли машины, гаражи, холодильники, мотоциклы, бани. Сотни домов пострадали из-за потопа, в городе отключили электричество. Несколько семей остались без крыши над головой. Через Заставку проложено два мостика – пешеходный и автомобильный. Пришедшая сверху масса мусора создала здесь две запруды. И поскольку воде деваться было некуда, она пошла через верх этих плотин, устремилась в разные стороны. Поток хлынул до первой школы. Она стоит выше здания, где находится краеведческий музей. Тем не менее, ее тоже захватило. В музее самый крупный вал прошел выше подоконника. Примерно на полметра сюда вошла вода с глинистой жижей. Вода спала, но раскисшая глина осталась на полу. На следующий день сотрудники музея увидели на подоконниках кучи мусора. Попорчены были те предметы, которые находились в шкафах, на первых полочках. Здесь размещалась выставка местного художника Александра Сапегина, часть ее картин расставили даже по полу. Некоторые из них пострадали, но Александр Иванович сумел их восстановить.
Я беседую с научным сотрудником филиала Демидов-центра (основная его площадка расположена в Ревде, а в Нижних Сергах находится ее филиал- краеведческий музей) Ларисой Колмаковой. — В первую очередь, пострадало предприятие – НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат)- Урал», — так теперь называется наш завод, — говорит Лариса Дмитриевна. — Оно остановилось, потому что еще ниже нас находится. В открытые ворота вошла вода и затопила подвальные помещения. И все было отключено. Конечно, нужно было, в первую очередь, быстрее восстанавливать предприятие. Поэтому до нас не сразу и не скоро очередь дошла. Тем не менее, какая-то часть была восстановлена в течение года, остальное — потом. Все здесь раскисло. Плесень. С грязью и сыростью боролись с помощью фенов, калориферов и специальных пушек. Сейчас у нас чисто, свежий воздух, потому что все перемыто, перекрашено нашими руками на несколько раз. Испорчено очень много было экспозиционного оборудования. Какие-то тумбы, подиумы. Все это заменялось. И девочки, я их называю девочками, поскольку сама уже бабушка, руководитель нашего музея Ольга Владимировна Ананьина и в помощь ей Лариса Антропова устраняли последствия наводнения в надлежащем плановом порядке, энергично и заботливо».
Одним из важных событий 2023 года в жизни нижнесергинского краеведческого музея стало его открытие после трехлетнего перерыва, вызванного наводнением.
Около тридцати художественных полотен и рисунков находится в фондах Нижнесергинского музея «Демидов-центр». Это работы профессиональных уральских художников. Бесспорно, признавая художественное значение живописных работ, хочется подчеркнуть информационную составляющую. На многих полотнах запечатлены сюжеты значимых для предприятия исторических моментов. Познакомимся с некоторыми из них, которые посвящены военной теме.
Картина «Бойцы революции», художник Григорий Нечеухин, которая переносит нас в эпоху Гражданской войны. Это люди, историческим существовавшие, которые вершили революцию. Кто-то из них находился и в подполье. Потом они командовали красногвардейским отрядом, который был создан как раз в тот момент, когда в Нижние Серги пришли белогвардейцы. И это, скорее всего, штаб этого отряда. Интересная дубовая рама. На ней перечень персон. Первым стоит Ленин В.И. Также изображены серп и молот, пятиконечная звезда. Это отсыл к биографиям этих людей. Кто-то из них впоследствии получил орден Ленина, кто-то Красного знамени, именные часы, которые тоже на раме.
Небольшой рисунок преподавателя Александра Владимировича Тихонова, который он выполнил по просьбе музея. На небольшой витрине расположены макеты продукции нижнесергнского завода времен первой мировой войны. Из бронестали штамповались каски, изготовляли вот такие щитки, которые во время окопного боя использовались как защита для бойца.
Картина «Отстающих — на буксир». Художник Нина Костина. Ее названию дал девиз, под которым на заводах Урала в 30-е годы развернулось движение. Его суть заключалась в следующем. На заводе передовые рабочие-ударники из различных цехов объединялись в бригаду «общественного буксира». Она следила за трудовой дисциплиной, отношением к работе своих товарищей, приходила на помощь отстающим заводским коллективам: бригадам, сменам. Доводилось и на другие предприятия выезжать. А толчок этому движению дал как раз Нижнесергинский завод в 1930 году. И ещё любопытный факт. Рабочие, изображенные на переднем плане — это реально существующие люди, активные участники движения: Николай Захаров — мастер механического цеха, Иван Костромин — сварщик стана 750, Зиновий Фролов — вальцовщик стана 750. Используя современную терминологию, можно сказать, что главная сюжетная линия картины — это «мозговой штурм». Как выразился один художник, оценивая мастерство автора «по лицам рабочих видно, что они не на троих соображают, а озабочены, какими-то общественно значимыми проблемами». Редкие яркие пятна придают картине общий спокойный оптимизм.
С Больничной горы к реке Серге сбегает небольшая улочка, которая носит имя нашего земляка, героя Великой Отечественной войны Александра Злоказова. Его детские и юношеские годы прошли в городе Нижние Серги. Родился в 1917 году. На месте дома, где жила семья Злоказовых, сейчас величественное здание Дома Культуры.
Будущий подводник воспитывался в детском доме, а в последние годы перед призывом на военную службу участвовал в строительстве Комсомольска-на-Амуре. В годы Великой Отечественной войны Александр Васильевич Злоказов служил старшим торпедистом на подводной лодке «Щука». За мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, он был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалью «За отвагу», знаком «Отличный подводник». В библиотеке есть книга С.Шахова «Атакует «Щука». В феврале-марте 1942 года Шахов и Злоказов участвовали в легендарном походе подводной лодки «Щ-402», когда ее экипаж потопил три вражеских корабля. Вспоминая эту небывалую в истории подводной войны боевую удачу, автор книги показал мужество, героизм, самообладание и находчивость подводников в наиболее драматические моменты плавания. Через несколько лет после Великой Отечественной войны местный журналист Юрий Зубарев побывал на Северном флоте, в части, где служил Александр Злоказов и написал очерк о нашем земляке «Матрос со «Щуки».
Андрей Андреевич Федотов – коренной нижнесрегинец. Окончил строительный техникум в Свердловске. Работал на Нижнесергинском металлургическом заводе. После окончания Оренбургского военного авиационного училища участвовал в сперва в финской, а затем и в Великой Отечественной войне.
Начинал войну в составе 49-го Краснознамённого истребительного авиационного полка. Позднее воевал в 169-м истребительном, преобразованном в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк, пройдя боевой от командира эскадрильи, штурмана до командира авиационного полка. Дрался с гитлеровцами в небе на Западном, Волховском, Северо-Западном, Калининском, Брянском и 1-м Прибалтийском фронтах. Штурман 169-го истребительного авиационного полка майор Андрей Федотов к марту 1943 года совершил сто шестьдесят успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил пятнадцать самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-вражеским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Федотову Андрею Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Командир 63-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии полковник А. А. Федотов погиб 15 декабря 1943 года в воздушном бою в районе города Витебска. Похоронен у села Вышедки Невельского района Псковской области. Приказом Министра Обороны СССР гвардии майор А. А. Федотов навечно зачислен в списки личного состава одной из авиационных частей. Именем Героя в Нижних Сергах названа улица. На доме, в котором он жил, и на здании школы, где он учился, установлены мемориальные доски.
Вот стенды, посвященные Михаилу Ананьину. Михаил Петрович — профессиональный фотокорреспондент. Он не уроженец Нижних Серег, но был женат на сергиянке. Работал в газетах. После войны в центральной прессе в Москве. У него много фотоальбомов, которые получали различные премии. И на родине жены он делал различные фотографии передовых рабочих. Благодаря ему запечатлена и панорама Серег военных лет, и совершенно бесподобные фото, которые просто наповал бьют. Вот грузят продукцию: металлические пластины. Их вес до 30 кг. Они направляются на оборонные предприятия. Потому что это пулевая гильзовая сталь. Мы не видим каких-либо погрузчиков — все грузится вручную. Даже рукавиц нет. На смену мужчинам приходят женщины, подростки, которые обучаются здесь в ФЗО по 3-4 месяца. На место одного ушедшего на фронт взрослого их берут по 2-3 человека. Одно из самых значимых — большое фото «Обед в заводской столовой». «Вроде бы не производственная тема. Но почему мы ее взяли? — размышляет Лариса Колмакова. — За каждым предметом гора информации и срезов истории. Это не постановочное фото. Кто за столами в заводской столовой? Женщины, пожилые мужчины, подростки. Там только один мужчина призывного возраста. Вот, кто ковал победу! Это профессиональный взгляд фотографа, фотохудожника. Это талант не только увидеть, но и уловить момент. Когда именно то, что значимо, ты запечатлеваешь.
Важность музейного предмета возрастает, когда за ним стоит какая-то история. У этой каски суперистория. Михаил Долматов работал перед войной на нашем заводе в мартеновском цехе. Был призван, ушел, погиб на территории Польши. С первых месяцев Великой Отечественной на завод пошел военный лом. От всякой мелочевки: каски, какое-то оружие – автоматы, пулеметы до крупных. Танки, пушки резались и отправлялись на переплавку в мартеновский цех. Этот лом шел до 1965 года. Были его горы, уже никто на него особого внимания не обращал. И вот 61-й год – работник-шихтарник на месте, где складируется лом, обнаружил каску. Не поленился, отогнул подкладку и увидел надпись: «М.А. Долматов». «Да ведь из нашего цеха ушел на войну Миша Долматов и погиб!» — осенило его. И сразу шум, разговоры. Нашелся друг, с которым Михаил уходил. Вместе служили. Друг подтвердил, что одним химическим карандашом они подписали свои каски. Какая-то мистика за этим всем стоит. Вот такая необычная реликвия».
Наверное, со временем в музее появится и стенд, который отразит потоп 2020-го года. Он сохранит память об этом драматическом событии. И о том, как люди справились с последствиями стихии. Навигация по реке времени продолжается.
Алексей Молчанов