Аннотация. В статье прослеживается творческий путь известного художника-мариниста Л.Д. Блинова.
Summary. The article traces the career of the famous marine painter L.D. Blinov.
Армия и общество
Губер Константин Петрович — главный художник Центрального военно-морского музея (Санкт-Петербург. E-mail: info@navalmuseum.ru)
Рассол Игорь Ростиславович — капитан 1 ранга в отставке, кандидат технических наук (Санкт-Петербург. E-mail: info@navalmuseum.ru)
Леонид Блинов — художник морского ведомства
Разными путями приходили художники в русскую маринистику. И.К. Айвазовский родился в Феодосии, и море сопровождало его с первых дней жизни; А.П. Боголюбов и А.К. Беггров вначале стали военными моряками, но страсть к искусству победила, сделав их живописцами.
Иная дорога выпала Леониду Демьяновичу Блинову (1867—1903). Он родился вдали от моря, в Ярославской губернии в крестьянской семье1. Детство его прошло на берегах полноводной тогда Мологи, неподалёку от одноимённого уездного города, скрытого ныне водами Рыбинского моря. А тогда у самого города Молога сливалась с Волгой, которая круто поворачивала на юго-восток и устремлялась к Рыбинску и Ярославлю.
Мологский уезд по природным условиям был не лучшим местом для земледелия; большое значение для местных жителей имели промыслы. В записках путешественников давних лет «шустрые мологжане уходят на суда, в плотники, в крючники, столярничают, слесарничают, портняжничают и пр., словом, мастера на все руки»2. Такая обстановка вырабатывала тип подвижного, предприимчивого, склонного к пробе нового, выгодного дела обывателя.
Осенью 1878 года одиннадцатилетний Леонид окончил Куличское начальное народное училище и упросил родителей отправить его в Санкт-Петербург «в учение», под чем подразумевалась служба «мальчиком» в какой-нибудь лавке или мастерской. Не вызывает сомнения, что уже тогда Леонид осознал свою тягу к искусству, поэтому вскоре оказался под началом у одного из мастеров Живописного цеха3. На его счастье, хозяин помимо заказов на вывески имел работу в Морском музее4, куда и брал с собой мальчика. Тогда музей помещался на первом этаже здания Главного адмиралтейства; рядом находились центральные учреждения Морского министерства. Анфилады музейных залов, заполненных моделями кораблей, оружием, скульптурой и картинами, вызывали у Леонида восхищение. Это положило начало его любви к морю и флоту.
Постепенно, урывками он стал копировать понравившиеся живописные сюжеты. Рисовал и в городе — с натуры. В музее обратили внимание на трудолюбивого и способного юношу, предложив ему самостоятельную живописную работу. Вскоре он выполнил копии с ряда полотен А.П. Боголюбова и А.П. Брюллова, а затем и собственные работы: портреты адмиралов Р.В. Кроуна (1754—1841), В.М. Головнина (1776—1831) и картину «Корвет “Герцог Эдинбургский”»5.
В августе 1885 года Л. Блинов стал вольнослушателем Императорской академии художеств по живописному отделению. Однако занимался он в классах академии лишь до весны 1886 года. Управляющий Морским министерством вице-адмирал И.А. Шестаков собирался совершить инспекционную поездку на Дальний Восток на пароходе Добровольного флота «Москва». Он решил взять Блинова с собой в качестве художника. Путь на восток лежал через Севастополь, где ожидались торжества, посвящённые спуску на воду броненосца «Чесма», с постройки которого началось воссоздание Черноморского флота. В город прибыли Александр III и члены императорской фамилии. Высочайших особ разместили на «Москве», и Шестаков представил молодого художника и его работы императору. Блинов вспоминал потом, что севастопольские этюды государю понравились, и это очень его ободрило.
После торжеств «Москва» пошла к Босфору и в конце июня прибыла во Владивосток. Обратный путь лежал через Японию, Америку, Гавайские острова.
Кругосветное плавание завершилось в конце 1886 года. Молодому художнику оно принесло бесценный морской опыт и массу творческих впечатлений, свидетельством чего стали множество этюдов.
Зимой 1887 года Л. Блинов продолжил занятия в Академии художеств. Через два года его вновь направили в дальнее плавание. В коллекции Центрального военно-морского музея (ЦВММ) хранится много этюдов и рисунков карандашом, выполненных художником в разных местах Средиземноморья летом—осенью 1889 года. В следующее морское путешествие к берегам Индии, Японии, Австралии Леонид Блинов отправился осенью 1891 года. На этот раз оно заняло почти год. Эти плавания с их обширной географией дали обильный фактический материал — для нескольких сотен этюдов. На некоторых стоит помета автора, что набросок удачен и пригоден к дальнейшей разработке.
Судя по тематике работ, Тихий океан и Дальний Восток стали особой любовью Л.Д. Блинова. Помимо сотен этюдов, выполненных непосредственно в океане и восточных морях, он охотно писал виды берегов, порты российского Приморья и Японии, международные морские «перекрёстки» Сингапур и Гонконг. Впечатление от дальних плаваний оказалось громадным и дало мощный заряд творческой энергии на десятилетие вперёд. Постепенно менялась и живописная манера мастера. В этюдах конца 1880 — начала 1890-х годов она становится более зрелой. Художник смелее работает с цветом, практически исключив использование белил. Так, при написании этюда «Севастополь. Причал у яхт-клуба» (1887 г.) белила использованы только для изображения белоснежных корпусов парусных яхт, намеренно контрастирующих со значительно более тёмными водой и пейзажным фоном.
Длительные походы, конечно, задерживали окончание Блиновым курса в Академии художеств, но не прерывали его. Позднюю осень, зиму и раннюю весну художник проводил в классах академии в напряжённом труде. С мая по сентябрь продолжались каникулы, на которые обычно падала очередная морская командировка. В 1886—1887 гг. ряд работ художника Совет академии отметил малой и большой серебряными медалями6.
В 1893 году Соединённые Штаты отмечали 400-летие открытия Северной Америки. Американцы готовились к юбилею с большой помпой. Морские державы послали на празднества эскадры боевых кораблей. В начале апреля в Чесапикской бухте на восточном побережье Соединённых Штатов собрался солидный интернациональный флот из 35 вымпелов. Российской эскадрой командовал вице-адмирал Н.И. Казнаков. С ним находился и Л. Блинов. Он много и увлечённо работал. Два полотна из этой серии — «Эскадренный броненосец “Император Николай I”» и «Река Гудзон» — хранятся ныне в фондах ЦВММ.
Русская эскадра покинула Америку в конце июля, но не все корабли вернулись на родину: часть из них отправилась с дружественным визитом во Францию. Поехал туда и Л. Блинов. Эскадрой командовал контр-адмирал Ф.К. Авелан. Известна картина Л. Блинова «Вход русской эскадры на Тулонский рейд». В 1898 году её приобрёл у художника Николай II, который распорядился поместить картину в Русском музее императора Александра III. И в наши дни она находится в собрании Государственного Русского музея7.
Осенью 1893 года Л. Блинов получил редкое отличие: золотой портсигар с драгоценными камнями из Кабинета его величества8. Этот подарок, явно не соответствовавший ни возрасту художника, ни его скромному общественному статусу9, наглядно свидетельствует, что творчество молодого мастера было одобрено на самом высоком уровне. Наконец, окончен и курс Академии художеств с присвоением звания классного художника 2-й степени10. В ноябре 1894 года Блинов назначается художником Морского министерства с одновременным утверждением в чине губернского секретаря11. На следующий год Леонид Демьянович женится на уроженке г. Ялты Марии Дмитриевне Седовой12. Супруга художника, очевидно, происходила из зажиточной семьи, так как владела по наследству двумя каменными домами в Алупке.
В июне 1895 года Германия праздновала открытие Кильского канала, связавшего Северное море с Балтийским. Россия послала в Киль эскадру из трёх кораблей под командованием контр-адмирала Н.И. Скрыдлова. На флагманском броненосце «Император Александр II» в плавание отправился и художник Морского министерства Л.Д. Блинов.
Ситуация имела политическую подоплёку, состоявшую в том, что Россия и Франция решили продемонстрировать кайзеру прочность своего политического союза. Поэтому российские корабли 5 июня встретили в море французскую эскадру, в Киль пришли вместе и далее действовали совместно.
По этюдам, написанным во время похода, Блинов создал около десятка полотен. Картины изображали национальные эскадры, участвовавшие в торжествах, панораму канала, виды Немецкого (Северного) моря13. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 789. Оп. 11. Д. 69. Л. 7.
2 Субботин А.П. Волга и волгари. СПб., 1894.
3 В этот цех входили живописцы, не имевшие официального звания художника и считавшиеся ремесленниками.
4 Ныне Центральный военно-морской музей (ЦВММ).
5 Под таким названием внесена в каталог. На самом деле — фрегат.
6 Хроника // Художественные новости. 1888. Вып. 22. Т. 6. С. 538.
7 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 417. Оп. 2. Д. 390. Л. 3.
8 Там же. Ф. 410. Оп. 3. Д. 279. Л. 4.
9 Обыкновенно такие подарки получали статские чиновники и военные в генеральских чинах.
10 РГИА. Ф. 789. Оп. 19. Д. 1783. Л. 105.
11 РГА ВМФ. Ф. 410. Оп. 3. Д. 279. Л. 1.
12 Метрическая выписка о бракосочетании. См.: ЦВММ. Рукописно-документальный фонд. Документы Л.Д. Блинова.
13 Три холста: «Английская и французская эскадры. 1895», «Военные корабли на море. Киль. 1895», «Немецкое море» находятся в Картинной галерее имени И.К. Айвазовского в Феодосии; картину «Выход яхты “Гогенцоллерн” из Кильского канала» приобрёл император Николай II. В 1895 г. полотно было отослано в Берлин как дар императору Вильгельму II в день его рождения.