Воздушный таран над Бородинским полем

image_print

Аннотация. В статье описывается подвиг советского лётчика-истребителя В.В. Силантьева, ценой собственной жизни воздушным тараном уничтожившего вражеский бомбардировщик в период боёв под Москвой в феврале 1942 года.

Summary. This article describes the feat of the Soviet fighter pilot V.V. Silantyev, which destroy at the cost of his own life through air ram an enemy bomber during the battles near Moscow in February 1942.

Титов Леонид Александрович — вице-президент РОО «Академия русской символики «МАРС»

(Москва. E-mail: leontitov@mail.ru).

 

ВОЗДУШНЫЙ ТАРАН НАД БОРОДИНСКИМ ПОЛЕМ

 

В российской историографии имеется немало примеров подвигов советских лётчиков в период Великой Отечественной войны. Но не все имена героев нашли своё достойное место в военной летописи Отечества. Свидетельства единственного воздушного тарана над Бородинским полем, совершённого младшим лейтенантом Виталием Васильевичем Силантьевым, находятся в архивах и экспозиции Бородинского музея-заповедника. Усилиями жителя д. Шевардино В.И. Петрова найдены новые документы, позволяющие восстановить те исторические события и проследить судьбу незаслуженно забытого лётчика-истребителя.

В ходе контрнаступательной операции под Москвой в январе 1942 года был освобождён город Можайск. Активное участие в этих боях принял 172-й истребительный авиационный полк (иап), базирующийся на кубинском аэродроме. С этой взлётной площадки младший лейтенант В.В. Силантьев совершил свой последний боевой вылет.

Виталий Васильевич Силантьев родился в городе Владимире в 1919 году, там же получил среднее образование. В 1938 году поступил в лётную школу. С началом войны служил в ПВО г. Ярославля. Затем был переведён в ВВС МВО, где формировались истребительные полки ПВО Москвы. С июля 1941 года до момента своей героической гибели был в составе 172-го истребительного авиационного полка.

В августе 1941 года 172 иап вошёл в состав ВВС Московского военного округа. В ходе обороны Москвы полк был непосредственно подчинён командующему ВВС МВО и имел на вооружении самолеты ЛаГГ-3, Як-1 и Як-7. Первое боевое крещение лётчики части получили 25 октября 1941 года. В начале ноября полк перебазировался в Малино (30 км севернее Каширы), а во второй половине ноября — в Люберцы.

В ходе обороны Москвы полк произвел 1383 боевых истребительных и штурмовых вылетов, уничтожил 28 танков, 1133 автомашины, 888 повозок, 74 орудия, 59 пулемётов, 8 бензоцистерн, 3 железнодорожных эшелона. В воздушных боях были сбиты 16 и на земле уничтожены 11 самолётов противника.

20 января 1942 года В.В. Силантьев за боевые заслуги и проявленное мужество был представлен к ордену Красного Знамени. Выдержка из наградного листа: «За период военных действий против немецкой грабь-армии имеет 149 боевых вылетов по охране дальних и близких подступов Москвы. Из числа имеющихся боевых вылетов произвёл 24 удачных штурмовки наземных войск и аэродромов противника. Удачными и смелыми штурмовками уничтожал фашистов под Волоколамском, Боровском, Можайском, Наро-Фоминском, Тулой, Серпуховом, Солнечногорском и Клином. Боевой налёт 156 часов.

Отличное овладение самолётом и его вооружением позволило уничтожить 9 танков, 57 автомашин, 83 повозки, 3 орудия, до 200 солдат и офицеров гитлеровской армии.

Работая командиром звена, на основе боевого опыта воспитывал отличных воздушных Сталинских Соколов, беззаветно борющихся за Социалистическую Родину, беспощадно истребляя фашистов.

За личные боевые заслуги и боевую работу звена вполне достоин правительственной награды Ордена “Красное Знамя”».

Награда была вручена герою. До последнего боевого вылета 22-летнего лётчика-истребителя оставался неполный месяц.

Вот как описывает дальнейшие события А.М. Власов, в годы войны служивший начальником штаба 309-й истребительной авиационной дивизии, в состав которой входил 172 иап.

«19 февраля четыре ЛаГГ-3 под командой ст. лейтенанта Е.Д. Петрова прикрывали части 5-й армии в районе Сорокино, Некрасово, Уварово. В 15.00 наши истребители увидели три Ю-88 на высоте 1300 метров, идущих на восток. По другим данным, они бомбили санитарный поезд, идущий на Москву. Петров передал о появлении бомбардировщиков и перешёл в атаку на отставшего Ю-88.

Лейтенант Виталий Силантьев исключительно быстро управляемым переворотом вышел из строя и на максимальной скорости, набором высоты бросился на двух “Юнкерсов”. Первую атаку произвёл сверху, вторую снизу с кабрирования. После этого зашёл в хвост Ю-88 и правой плоскостью таранил его. “Юнкерс” загорелся и упал на Бородинское поле.

После тарана у самолёта Силантьева отлетела правая плоскость и он перешёл в беспорядочное падение. В момент переворота самолёта Виталий выпал из кабины, так как не был привязан, упал в 75 метрах от своего самолёта и погиб. Похоронен он на Никольском кладбище п. Кубинка.

Е.Д. Петров, сблизившись с “Юнкерсом”, атаковал и сбил его. Самолёт упал в лес северо-восточнее д. Артёмки, что подтвердили местные жители».

В сводках потерь службы генерал-квартирмейстера люфтваффе за период с 11 по 20 февраля 1942 года имеется информация: район выполнения задания г. Можайск, 2 самолёта Ju88A4 подразделений Stab II/KG54 и 6/KG54 с бортовыми номерами 2630 (ВЗ+ЕС) и 6649 (ВЗ+НР) не вернулись на базу. В графе «потери» стоит 100 проц. Экипажи: один — пропал без вести, второй — погиб. Самолёты относились к авиакомандованию «Восток».

Совершённый В.В. Силантьевым воздушный таран над знаковым для всех россиян Бородинским полем, к сожалению, не был отмечен правительственными наградами и не вошёл в исторические учебники. Лётчик был захоронен в п. Кубинка со всеми воинскими почестями, но в дальнейшем предан забвению.

В 1912 году солдаты и офицеры русской армии на собственные средства установили памятники своим героическим предкам, сражавшимся на Бородинском поле с армией Наполеона.

Военно-историческое поселение «Доронино» и РОО «Академия русской символики “МАРС” подготовили проект памятного знака отважному лётчику и всем его однополчанам, погибшим в сражениях за небо Москвы.