А.В. САМОХИН — Воздушная оборона границ СССР в начале 1950-х годов
A.V. SAMOKHIN — ‘Air defence of the USSR’s borders in the early 1950s
Аннотация. В статье представлены результаты анализа причин создания в СССР и структуры войск воздушной обороны приграничной линии в начале 1950-х годов.
Summary. The article presents the results of analysing the reasons for creation in the USSR of the border air defence’s structure in the early 1950-ies.
ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
САМОХИН Андрей Владимирович — ведущий эксперт автономной некоммерческой организации «Центр изучения международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе», кандидат исторических наук
(г. Хабаровск. E-mail: samohin.a.v@mail.ru)
ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА ГРАНИЦ СССР В НАЧАЛЕ 1950-х ГОДОВ
Обострение международной обстановки и активизация воздушной разведки территории СССР авиацией США1 в конце 1940-х годов заставили советское руководство уделить особое внимание ПВО приграничных районов.
Прежде всего была решена проблема взаимодействия службы визуального наблюдения и оповещения (ВНОС) ПВО страны и пограничных застав. Министр Вооружённых сил СССР Маршал Советского Союза А.М. Василевский приказом от 31 июля 1949 года № 001272 ввёл Инструкцию по взаимодействию войск ВНОС ПВО страны и пограничных войск МВД СССР. Она гласила, что в пограничной полосе основной задачей постов ВНОС «является: наблюдение за воздушным пространством, сбор и обработка донесений о результатах наблюдения постов и немедленное оповещение войск ПВО, вышестоящих постов ВНОС и других родов войск»3.
Служба ВНОС в пограничных войсках согласно инструкции организовывалась «как вспомогательная служба в общей системе ПВО» и являлась «частью основной задачи пограничных войск по охране Государственной границы». Она должна была состоять из вспомогательных наблюдательных постов (ВНП) которые руководствовались наставлениями войск ВНОС ПВО страны и специальными инструкциями пограничных войск МВД СССР.
Постам ВНОС ПВО страны и ВНП пограничных войск «при выполнении общей задачи по наблюдению за воздухом» предписывалось поддерживать «тесное взаимодействие, основу которого составляет взаимное оповещение»4.
ВНП были обязаны немедленно оповещать ближайшие посты ВНОС ПВО страны обо всех обнаруженных самолётах и других летательных аппаратах.
Посты ВНОС, дислоцированные в пограничной полосе, были обязаны установить и поддерживать надёжную связь с ближайшими ВНП и штабами пограничных войск, а также содействовать пограничным войскам в задержании нарушителей государственной границы5.
В 1951 году были случаи безнаказанного пролёта через границу СССР6. Наиболее вопиющим стало нарушение государственной границы 3 августа 1951 года восемью турецкими бомбардировщиками в районе ст. Алагёз. Пробыв над советской территорией 14 минут, они сделали круг со снижением над Ленинаканом и ушли в воздушное пространство Турции.
Приказ по Военному министерству у СССР «О нарушении советской границы турецкими самолётами» от 16 августа 1951 года № 001827, подписанный заместителем военного министра СССР Маршалом Советского Союза В.Д. Соколовским и заместителем начальника Генерального штаба генералом армии Г.К. Маландиным, гласил: «Этот позорный случай безнаказанного нарушения Государственной границы турецкими самолётами произошёл в результате невыполнения требований приказов: МВС (Министерства Вооружённых сил. — Прим. авт.) 1949 г. № 002 («Об организации ПВО приграничной полосы»8. — Прим. авт.) и ВМ (Военного министерства. — Прим. авт.) 1950 г. № 00110 («О мерах борьбы с иностранными самолётами, нарушающими границу»9) и 00227 («О режиме полётов над территорией СССР и порядке перелёта через Государственную границу»10)…».
Основными недостатками в организации ПВО приграничной полосы, вызвавшими её реорганизацию, стали отсутствие установленного порядка воздушной обороны государственной границы, который определял бы ответственность соединений и частей истребительной авиации за определённые участки государственной границы. В приграничной полосе не было истребительной авиации специального назначения, в задачи которой входила бы только борьба с самолётами-нарушителями. Военные округа неудовлетворительно руководили воздушной обороной государственной границы, считая эту задачу побочной, второстепенной. Не были разработаны методы борьбы истребителей с самолётами-нарушителями, не практиковалось барражирование истребителей вдоль государственной границы. Оповещение частей истребительной авиации приграничной полосы было организовано неудовлетворительно, в ряде случаев отсутствовала прямая связь постов ВНОС с аэродромами, поэтому вызов истребителей часто запаздывал11.
В сентябре 1951 года было принято решение о реорганизации воздушной обороны государственной границы. Постановление Совета министров СССР от 9 сентября 1951 года предписало создать единую воздушную оборону приграничной линии из частей и соединений истребительной авиации во главе с заместителем главнокомандующего ВВС12.
О создании приграничных районов воздушной обороны, их границах и порядке несения службы в этих районах были изданы директивы военного министра СССР № 663035 от 14 сентября 1951 года, № 70505 и № 70506 от 7 января 1952 года13.
В европейской части Советского Союза создавались Северный, Прибалтийский, Белорусский, Прикарпатский, Юго-Западный, Кавказский приграничные районы воздушной обороны, на Дальнем Востоке — Приморский и Порт-Артурский14. Постановление Совета министров обязало Ленинградский и Бакинский районы ПВО страны выполнять задачи воздушной обороны государственной границы в пределах своих районов.
Войска приграничных районов воздушной обороны были обязаны вести её в пределах своих районов и оповещать приграничные военные округа и внутренние районы ПВО страны о воздушной обстановке в приграничной полосе.
В районе воздушная оборона государственной границы возлагалась на истребительные авиадивизии специального назначения. Каждой из них был установлен участок воздушной обороны около 300 км по фронту и в глубину до стыка с границей внутренних районов ПВО страны. В состав приграничных районов воздушной обороны из воздушных армий были выделены 17 истребительных авиадивизий, дислоцировавшихся в приграничной полосе, ещё две передали в состав ВВС из внутренних районов ПВО страны.
Для выполнения тех же задач предназначались по три истребительных авиадивизии в Ленинградском и Бакинском районах ПВО, в Военно-морском флоте — 6 истребительных авиадивизий, которые остались в составе флотов.
Таким образом, для воздушной обороны государственной границы СССР была выделена 31 истребительная авиадивизия.
Борьбу с самолётами-нарушителями истребители вели вылетами с аэродрома на перехват и барражированием15.
Приграничным районам воздушной обороны была поставлена задача организовать её так, чтобы ни один иностранный самолёт не смог незаметно и безнаказанно проникнуть через государственную границу СССР16.
Приказ министра обороны СССР от 20 июня 1953 года № 00117 «О мероприятиях по улучшению организации противовоздушной обороны СССР» и некоторые современные исследования определяют преобразования, проведённые в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 9 сентября 1951 года, как реорганизацию системы ПВО17. Вместе с тем продолжали выполнять свои задачи Войска ПВО страны. Их командующим до июля 1952 года был Маршал Советского Союза Л.А. Говоров18, затем до июня 1953 года генерал-полковник Н.Н. Нагорный19. А командующим войсками воздушной обороны приграничной линии и заместителем главнокомандующего ВВС в сентябре 1951 года стал маршал авиации К.А. Вершинин20. К слову, он впоследствии упомянутым приказом министра обороны СССР от 20 июня 1953 года № 00117 был назначен командующим Войсками ПВО страны.
Материальное и техническое обеспечение истребительной авиации приграничных районов воздушной обороны было возложено на командующих воздушными армиями ВВС. За командующими войсками приграничных военных округов оставалась ответственность за ПВО войск и военных объектов на территории округа.
В связи с созданием данной системы на Дальнем Востоке был расформирован Ворошиловский район ПВО, на его месте организован Приморский район воздушной обороны. При этом 147-ю истребительную авиадивизию (иад) и службу ВНОС Ворошиловского района ПВО передали Приморскому району воздушной обороны, командующим которым был заместитель командующего 54-й воздушной армией генерал-майор авиации В.К. Давидков. Зенитная артиллерия перешла в непосредственное подчинение командующего войсками Приморского военного округа21.
В Приморский и Порт-Артурский районы воздушной обороны вошли 147, 37, 153 иад и 303-й истребительный авиакорпус (иак)22.
С сентября 1951 года по январь 1953 года служба ВНОС ПВО зафиксировала не менее пяти нарушений государственной границы СССР иностранными самолётами23. Лишь один раз — 24 сентября 1952 года иностранный самолёт С-47, нарушив советскую государственную границу в районе Ленинакана и пробыв над территорией СССР 10 минут, безнаказанно ушёл в воздушное пространство Турции24.
Советские лётчики одержали 4 победы над самолётами-нарушителями.
26 декабря 1950 года в районе мыса Сейсюра в Приморье два МиГ-15 из 523-го истребительного авиаполка (иап) сбили американский самолёт-разведчик RB-29.
6 ноября 1951 года старшие лейтенанты И.Я. Лукашев и М.К. Щукин из 88 иап 7 ВМФ на двух истребителях Ла-11 сбили самолёт P2V Neptune из эскадрильи 6-го флота США в районе мыса Островной в Японском море.
13 июня 1952 года в районе бухты Валентин в Японском море два МиГ-15 из 5-го ВМФ сбили американский самолёт RB-29. Он упал в территориальные воды СССР у мыса Овсянкина25.
7 октября 1952 года в 15 ч 30 мин. по хабаровскому времени в юго-восточной части Малой Курильской гряды два истребителя Ла-11 из 369-го истребительного авиаполка сбили американский RB-29, нарушивший государственную границу СССР. Он упал и затонул в наших территориальных водах в 3 км юго-восточнее острова Юрий26.
В войсках воздушной обороны были и потери. 27 мая 1952 года пару МиГ-15бис 282-го иап 37-й иад Порт-Артурского приграничного района воздушной обороны внезапно атаковала пара американских истребителей F-86 «Сейбр». Один МиГ-15бис был сбит. Лётчик погиб27.
18 ноября 1952 года в районе мыса Гамова на Дальнем Востоке американские палубные истребители с авианосца ВМС США, находившегося в 100 км от советского побережья, внезапно атаковали 4 советских истребителя МИГ-15 из 781-го иап 5-го ВМФ СССР на высоте 6 тыс. м в 10—15 км от нашей границы. На аэродром вернулся один из четырёх советских истребителей. Ещё один из-за отказа двигателя упал в море в районе мыса Льва и в воздушном бою не участвовал. Лётчик погиб. Два самолёта американцы сбили. Не вернулся из вылета и один американский самолёт28.
Кроме того, в 1952 году, по утверждениям американцев, они потеряли ещё два RB-29 вместе с экипажами29.
Районы воздушной обороны приграничной линии были ликвидированы приказом министра обороны СССР от 20 июня 1953 года № 00117 «О мероприятиях по улучшению организации противовоздушной обороны СССР». В нём отмечено, что в связи со случаями безнаказанных полётов иностранных самолётов над территорией Советского Союза с выброской ими диверсантов в Министерство обороны были вызваны командующие войсками Прикарпатского, Одесского, Прибалтийского, Киевского военных округов с соответствующими командующими воздушными армиями. Детальным изучением с их участием причин, по которым «были допущены указанные выше полёты иностранных самолётов… в несении службы Войсками ПВО и, прежде всего, в самой системе руководства противовоздушной обороной выявлен ряд крупных недостатков». Основными из них признаны устранение командующих войсками приграничных военных округов от руководства ПВО территорий военных округов и ликвидация единого руководства ВНОС.
«В целях коренного исправления не оправдавшей себя существующей системы противовоздушной обороны страны» министр обороны СССР приказал реализовать ряд мер. В том числе: «Объединить под единым командованием руководство всеми средствами противовоздушной обороны страны, и прежде всего службой обнаружения, оповещения и связи с тем, чтобы вновь иметь единую централизованную систему ВНОС на всей территории страны… объединить также руководство использованием истребительной авиации ВВС, ПВО и ВМС и зенитной артиллерии ПВО для защиты наших государственных границ от вражеской авиации». Руководство всей системой противовоздушной обороны на территории СССР было возложено на командующего Войсками ПВО страны, а непосредственное руководство противовоздушной обороной на территории приграничных военных округов (флотов) — на их командующих. При этом Ленинградский район ПВО страны был в оперативном отношении подчинён командующему войсками Ленинградского военного округа, а Бакинский, Московский, Минский, Киевский, Донбасский, Сталинградский, Горьковский, Уральский и Новосибирский районы ПВО оставлены в непосредственном подчинении командующего Войсками ПВО страны.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Подробнее см.: Орлов А.С. Воздушная разведка США над территорией СССР в 1950—1955 гг. // Новая и новейшая история. 2000. № 6. С. 35—48.
2 Приказ министра Вооружённых сил СССР от 31 июля 1949 г. № 00127 «О введении в действие Инструкции по взаимодействию войск ВНОС ПВО страны и пограничных войск МВД СССР» / Приказы народного комиссара обороны СССР и министра Вооружённых Сил СССР. 12 октября 1945 г. — 1949 г. / Сост. П.Н. Бобылёв и др. М.: РОССПЭН, 2011. С. 438. Цит. по: интернет-ресурс: http://vif2ne.ru.
3 Там же.
4 Там же.
5 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп. 11. Д. 93. Л. 47—52.
6 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 162. Д. 46. Л. 160.
7 Приказ Военного министерства СССР от 16 августа 1951 г. № 00182 «О нарушении советской границы турецкими самолётами». См.: Приказы министра Вооружённых Сил СССР, военного министра СССР и министра обороны СССР. 1950—1953 гг. / Сост. П.Н. Бобылёв и др. М.: РОССПЭН, 2011. С. 270. Цит. по: интернет-ресурс: http://vif2ne.ru.
8 РГВА. Ф. 4. Оп. 11. Д. 106. Л. 393—395.
9 Там же.
10 Там же.
11 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 46. Л. 160, 161.
12 Чельцов Б.Ф. Зарождение и развитие противовоздушной обороны страны // Воен.-истор. журнал. 2004. № 12. С. 24.
13 Приказ министра обороны СССР от 20 июня 1953 г. № 00117 «О мероприятиях по улучшению организации противовоздушной обороны СССР» / Приказы министра Вооружённых Сил СССР, военного министра СССР и министра обороны СССР. 1950—1953 гг. / Сост. П.Н. Бобылёв и др. М.: РОССПЭН, 2011. С. 437. Цит. по: интернет-ресурс: http://vif2ne.ru.
14 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 46. Л. 161.
15 Там же. Л. 160, 161.
16 Там же. Л. 80.
17 См., например: Войска противовоздушной обороны страны. М., 1968. С. 352; Чельцов Б.Ф. Указ соч. С. 24; Аракелова М.П. Управление Военно-воздушными силами и Войсками противовоздушной обороны в сентябре 1945 — марте 1953 гг. // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. Вып. № 33. С. 13; Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы «холодной войны». М., 2000. С. 139.
18 Говоров Леонид Александрович / Военная энциклопедия: В 8 т. Т. 2. М.: Воениздат, 1994. С. 438.
19 РГВА. Ф. 4. Оп. 11. Д. 116. Л. 422, 423; Нагорный Николай Никифорович / Военная энциклопедия: В 8 т. Т. 5. М.: Воениздат, 2001. С. 337.
20 Вершинин Константин Андреевич // Официальный сайт Министерства обороны РФ: http://encyclopedia.mil.ru.
21 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 46. Л. 165, 166.
22 Там же. Л. 169, 170.
23 Подсчитано по: РГВА. Ф. 4. Оп. 11. Д. 116. Л. 13—16; Д. 117. Л. 314—317; РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1318. Л. 182, 183; Орлов А.С. Указ. соч. С. 43; Котлобовский А. Горячее небо «холодной войны» // Мир авиации. 1995. № 2. С. 21.
24 РГВА. Ф. 4. Оп. 11. Д. 117. Л. 314, 315.
25 Котлобовский А. Указ. соч. С. 21.
26 РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1318. Л. 182.
27 РГВА. Ф. 4. Оп. 11. Д. 116. Л. 13—16.
28 Булыга Н. Жертвы необъявленных войн. Тихий океан: бой, которого официально не было // Известия. 1994. 5 января.
29 U.S. News and World Report, 1993, March 15. См. также: Орлов А.С. Указ. соч. С. 43.