Военно-морские парады российского флота

image_print

Аннотация. В статье раскрывается история морских парадов российского Военно-морского флота как одна из его славных традиций, и участие кораблей российского и советского ВМФ в морских парадах зарубежных государств.

Summary. The article reveals the history of naval parade of Russian Navy, as one of its glorious traditions, and the participation of ships of the Russian and Soviet Navy in the naval parades in foreign countries.

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

 

Зайцев Юрий Михайлович — доцент кафедры тактики, боевой подготовки и морской практики Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова, кандидат исторических наук

(г. Владивосток. E-mail: yuriy51zaytsev@yandex.ru).

Шугалей Игорь Фёдорович — преподаватель кафедры тактики, боевой подготовки и морской практики Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова, капитан 2 ранга запаса, доцент

(г. Владивосток. E-mail: yuriy51zaytsev@yandex.ru).

 

ВОЕННО-МОРСКИЕ ПАРАДЫ РОССИЙСКОГО ФЛОТА

 

Морские парады1 — один из важнейших воинских ритуалов и одна из традиций российского Военно-морского флота. Это не только демонстрация мощи флота и его заслуг в деле обеспечения защиты Родины, её неприкосновенности и безопасности, но и определённый смотр боевой готовности кораблей и личного состава. Морские парады неразрывно связаны с именем Петра I, с созданием регулярного флота и его первыми морскими победами. Считается, что первым морским парадом стала торжественная встреча русской эскадры после её блистательной победы над шведским флотом в июле 1714 года в ходе Северной войны. Петр I, оценивания её значение, приравнивал к победе под Полтавой в 1709 году. Это была первая крупная морская победа молодого русского флота, которая заставила другие морские державы на Балтике считаться с её силой. Буквально на следующий день после разгрома шведского флота и пленения его кораблей и командующего флотом контр-адмирала Эреншёльда, Петр I отправил из Ревеля курьеров в Петербург, Москву и другие города с известием о событиях при Гангуте.

В Петербурге это известие получили в начале августа 1714 года и начали готовиться к торжественной церемонии. На Троицкой площади спешно воздвигались триумфальные ворота, которые венчал орёл, сидевший на спине слона с перефразированным крылатым латинским изречением «Aquila non capit muscas» — «Русский орёл мух не ловит» с намёком на пленённый флагманский корабль шведского флота «Элефант»2. Около Летнего сада, Меньшиковых и Кикиных палат, Зимнего дворца, на пристанях и около стен Петропавловской крепости возводились пирамиды для фейерверков и иллюминации.

Ранним утром 18 (9) сентября в устье Невы начала втягиваться эскадра кораблей-победителей. К полудню набережные столицы наводнило население, ожидающее торжественную встречу кораблей. Стройную кильватерную колонну возглавлял флагманский линейный корабль «Ингерманланд» с поднятым государственным штандартом. За ним следовали галеры и скампавеи русской эскадры, украшенные флагами, а замыкали строй пленённые фрегат «Элефант» с командующим шведским флотом Эреншёльдом и другие шведские корабли. Победителей приветствовал залп крепостных орудий. Корабли бросили якоря напротив Троицкой пристани, и корабельные пушки известили о своей победе. А артиллерия крепости и Адмиралтейства ответила троекратным залпом. Ликующие голоса встречавших тонули в звуках труб, литавр и барабанов. С кораблей отвалили шлюпки, и все команды сошли на берег для участия в наземном параде. Первым через триумфальные ворота прошла рота лейб-гвардии Преображенского полка под командованием генерал-майора И.М. Головина, командовавшего в Гангутском сражении отрядом из 9 скампавей. За преображенцами шли две роты Астраханского полка, которые несли трофейные знамёна и штандарты, а за ними пленные морские офицеры во главе с Эреншёльдом, морские унтер-офицеры, солдаты и матросы. Замыкали парад две роты преображенцев, возглавляемых Петром I, и пять унтер-офицеров, несших трофейный флаг шведского контр-адмирала.

С наступлением темноты город украсился аллегорическим фейерверком — «победный флот». Напротив Летнего сада был поставлен корабль с иллюминированными транспарантами, где яркими огнями вспыхивала надпись: «Хотя в меня со всех сторон бьют, однако я возвышаюсь». На бортах горели разные фигуры. Все дома по случаю праздника были освещены свечами, а перед дворцами и на главных улицах горели фонари. Обширная торговая площадь, где стояли иллюминированные транспаранты, и ближайшие улицы заполнились народом3.

С этого первого парада Санкт-Петербург стал столицей всех военно-морских парадов. В годы правления Петра I практика морских парадов уже становится традицией, приобретая новые детали и черты. Во вторую годовщину Ништадского мира в 1723 году по решению царя в Петербург был доставлен «дедушка российского флота», как называл Пётр I свой ботик, на котором осваивал азы управления судном. Для его встречи была устроена специальная церемония — у стен Александро-Невского монастыря был выставлен Невский флот (частные суда, находившиеся в Петербурге). 31 мая ботик в сопровождении Невского флота перешёл к Петропавловской крепости, которая салютовала ему 31 залпом. Первая же встреча ботика с боевыми кораблями состоялась накануне празднования второй годовщины Ништадского мира 11 августа 1723 года. В ознаменование этого исторического события 21 линейный корабль Балтийского флота был выстроен в кильватерную колонну на Кронштадском рейде. Все корабли были расцвеченны сигнальными флагами. На буксире шлюпок с флагманского корабля ботик прошёл вдоль линии кораблей, которые салютовали ему более чем из тысячи орудий. Интересен был экипаж ботика — за рулём находился сам Пётр I, а за вёслами — его сподвижники по организации и строительству флота вице-адмиралы П.И. Сивере, Т. Гордон, контр-адмиралы Н.А. Сенявин и Т. Сандерс, обязанности лотового исполнял А.Д. Меншиков, канонира — главный артиллерист О. Христиан. В должности командира был никто иной как участник всех походов Петра и Гангутского сражения Ф.М. Апраксин.

В 1849 году Николай I устроил смотр Черноморской эскадры, в котором участвовали практически все корабли флота. Сопровождавший императора художник И.К. Айвазовский спустя десятилетия в 1886 году напишет широко известную картину «Смотр Черноморского флота в 1849 г.», находящуюся сегодня в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. Смотр проходил на Севастопольском рейде. Парад принимал Николай I, находившийся на борту пароходофрегата «Владимир». Во главе строя кораблей — линейный корабль «Двенадцать апостолов», а следом за ним «Ростислав», «Святослав» и «Ягудиил». Спустя четыре года корабли, участвовавшие в параде, впишут свои имена в историю побед русского флота в Синопском сражении.

Военный парад кораблей принимали царь, члены царской фамилии, командующие флотами и эскадрами. Принимающие парад на катерах, сначала на вёсельных, затем на паровых или моторных, обходили поочерёдно все корабли, горнисты играли «Захождение», оркестры исполняли адмирал-марши. После поздравления с праздником экипажи кораблей отвечали «Ура!». С приходом на флагманский корабль принимающих парад, исполнялся государственный гимн и производился праздничный артиллерийский салют. Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их, производили главную красоту зрелища. На парусных кораблях в особо торжественных случаях команда посылалась по марсам и реям»4.

Именно такими морскими парадами, которые воспринимались как театральные зрелища, были парады в честь 200-летия со дня рождения Петра Великого в июне 1872 года и 100-летия Бородинского сражения в 1912 году с участием Атлантической эскадры.

В дальнейшем военно-морские парады в День ВМФ стали традиционными, прервавшись только на время Великой Отечественной войны. Однако с её окончанием эта зрелищная демонстрация силы и мощи отечественного флота была возобновлена. До 1981 года праздник и, соответственно морские парады, проводились 24 июля, а 1 октября 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х «О праздничных и памятных датах» День Военно-морского флота был перенесён на последнее воскресенье июля. Затем эта дата была подтверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных датах». И, наконец, Указом Президента России от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации» День Военно-морского флота Российской Федерации установлен как памятный день. Как и ранее он отмечается ежегодно в последнее воскресенье июля.

В Корабельном уставе ВМФ СССР, а теперь и в Корабельном уставе Военно-морского флота России в отдельном разделе изложен порядок и ритуал проведения морских парадов5. Устав определяет перечень событий, по поводу которых могут проводиться морские парады: по особому указанию, в ознаменование государственных праздников и важных событий государственного и военного значения.

Морские парады демонстрируют мощь флота для политиков и зрителей, но есть в них ещё одна черта: здесь морякам представляется редкая возможность показать морскую подготовку экипажей кораблей, как говорится, «по гамбургскому счёту»6. И это особенно важно, когда российские корабли участвуют в морских парадах зарубежных государств, ведь Военно-морской флот, как никакой другой вид вооружённых сил, кроме прямых задач выполняет и важнейшую государственную миссию — демонстрацию флага в различных уголках Мирового океана. Эта дипломатическая миссия порой даёт больше, чем долгие переговоры — экипажи кораблей несут нашу культуру, знакомят принимающую сторону с нашими обычаями и нравами. Конечно же, это накладывает особую ответственность на всех членов экипажей.

В 1937 году отлично показал себя линкор «Марат», участвовавший в международном морском параде на Спитхедском рейде в связи с коронацией Георга VI. Корабль под командованием флагмана 2 ранга В.И. Иванова в течение 11 лет был лучшим кораблём Балтийского флота. На нём продолжали служить те, кто начал свою службу ещё в Первую мировую. Старшим помощником на корабле был будущий командующий Краснознамённым Балтийским флотом в годы войны В.Ф. Трибуц, переведённый на эту должность из штаба флота на время ответственного похода. Для усиления штурманской службы на корабль направили преподавателей училища им. М.В. Фрунзе и сверхштатных командиров БЧ-1. Для обслуживания кают-компании на борт были взяты два повара из ресторана «Астория».

Следует отметить, что сосед «Марата» с правого борта броненосец «Дойчланд» затратил на аналогичную постановку более двух часов (при том, что конструкция его клюзов была более удобной, а вес звеньев цепи меньше чем у «Марата»). Аргентинский линкор «Морено», промучившись с постановкой половину суток, так и остался стоять на одном якоре7. Утром все газеты Портсмута вышли с крупными заголовками об успешной работе советских моряков. К сожалению, отечественная морская пресса в то время освещение участия нашего корабля в параде ограничило размещением в журнале «Морской сборник» только рисунка отдельных кораблей, участвовавших в параде8. Случайно или нет, но именно после участия «Марата» в военно-морском параде 17 июля 1937 года в Лондоне было подписано двустороннее англо-советское морское соглашение.

Очередное участие советского корабля в военно-морском параде на Спитхедском рейде состоялось только в 1953 году. 2 июня 1953 года в Лондоне прошла церемония коронации Елизаветы II. Это событие стало одним из самых зрелищных в истории Британии XX века и настоящим праздником для всей страны, первым грандиозным событием после тяжёлых послевоенных лет.

Для участия в морском параде был выделен головной новейший крейсер проекта 68бис «Свердлов». Это был первый зарубежный поход наших кораблей после Второй мировой войны. О том, какое значение ему придавалось, говорит факт, что за сутки до отхода на крейсер прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н.Г. Кузнецов. Обращаясь к экипажу крейсера, он сказал: «Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!»

В постсоветское время корабли ВМФ России неоднократно принимали участие в различных международных мероприятиях, в том числе и морских парадах. Грандиозным по своему масштабу и количеству участников стал парад в военно-морской базе Пёрл-Харбор в дни празднования 50-летия окончания Второй мировой войны. Участие в этом параде принял отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов» и большого десантного корабля «Николай Вилков» под флагом начальника штаба флота вице-адмирала О.М. Фалеева. В праздновании участвовали корабли США, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Индонезии и др. Программа празднования была до отказа насыщена различными мероприятиями, на которых российские моряки проявили себя с самой лучшей стороны. Парад кораблей состоялся 2 сентября в день подписания Японией акта о капитуляции. Особенно ярким элементом стало прохождение кораблей в совместном строю. Над строем кораблей пролетали самолёты из состава авиакрыла авианосца «Карл Винсон», а также самолёты морской авиации времён Второй мировой войны.

Новое тысячелетие было ознаменовано участием кораблей Тихоокеанского флота в военно-морских парадах, посвящённых юбилейным датам военно-морских флотов региона. Так в военно-морском параде в Мумбае (Индия), которому дали название «Мосты дружбы» (Bridges of Friendship), приняли участие большие противолодочные корабли «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов» и танкер «Владимир Колечицкий». Отряд кораблей возглавлял заместитель командующего ТОФ вице-адмирал А.В. Конев. В праздновании 50-летия со дня создания индийских ВМС приняли участие 66 боевых кораблей и судов 20 государств, в том числе не только региона, но и таких, которые не часто представляют свои флоты на этом театре: Марокко, Оман, Польша, Саудовская Аравия, Кения, Мавритания и др. Характерно, что в этом параде приняли участие и подводные лодки Индии и Франции. Принимающий парад обошёл все корабли, выстроенные в связи с особенностями бухты в семь линий. Особые отношения между нашими двумя странами — стратегическими партнёрами — определили и отношение, с которым принимающая сторона встречала посланцев российского ВМФ9.

В октябре 2002 г. состоялся военно-морской парад в ознаменование 50-летия создания Морских сил самообороны Японии. Под флагом командующего Приморской флотилии контр-адмирала М.Л. Абрамова участие в нём приняли гвардейский ракетный крейсер «Варяг», ракетный катер Р-18 и подводная лодка проекта 877 «Б-345». Кроме кораблей ВМФ России участие в этом параде приняли корабли ВМС США, Республики Корея, Франции, Индии, Австралии, Сингапура, Новой Зеландии, Малайзии, Таиланда, Чили и, конечно же, Японии. В линии кильватерных колонн было выстроено более 40 кораблей. Наша подводная лодка оказалась единственной среди этого типа кораблей. Все праздничные мероприятия завершились международными учениями по оказанию помощи и спасению10.

Военно-морские парады последних лет уже не требуют таких сложных манипуляций при постановке в линию кильватерных колонн как ранее, однако и хозяева, и все гости с интересом наблюдают за манёврами кораблей, и отмечают как явные успехи, так и огрехи участников парада. Мимо опытных глаз ничего не пройдет. Хорошо бы, если демонстрация силы и мощи кораблей ограничилась только в соревнованиях в вопросах морской практики и управления кораблём, участием в морских парадах и учениях гуманитарной направленности. Но до тех пор, пока некоторые наши соседи видят в России только врага, наш народ должен знать какими силами и средствами Военно-морской флот готов защищать наше Отечество с морских направлений. Однако хочется подчеркнуть: пока существуют флоты, будут существовать и морские парады. И не как средство устрашения, а как мосты между государствами и народами. Поэтому весьма символичен был девиз военно-морского парада в Мумбае — «Мосты дружбы». <…>

Полный вариант статьи

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Парад (от лат. paro – готовлю) – смотр войск, сил, проводимый в ознаменование праздников, по случаю различных торжеств государственного и военного значения, а иногда после завершения военных учений (манёвров). Порядок их проведения регламентируется уставами и приказами. См. Военно-морской энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 2003. С. 587.

2 «Aquila non capit muscas» – т.е.  великий человек не занимается мелочными делами, он игнорирует всё мелочное и ничтожное.

3  Глушанков И.В. Навстречу неизведанному. Л.: Гидрометеоиздат, 1980; Крицкий Н.Н., Зайцев Ю.М., Шугалей И.Ф. Традиции русского флота. Владивосток, ТОВМИ, 2005. С. 175–177; Радолгин А.А., Фатеев М.А. На румбах морской славы. Л.: Судостроение, 1988. С. 70.

4 Крицкий Н.Н., Зайцев Ю.М., Шугалей И.Ф. Традиции русского флота.  Владивосток, ТОВМИ, 2005. С. 177, 178.

5  Корабельный устав Военно-Морского Флота. М.: Воениздат, 2002. С. 311–314.

6 Данное выражение возникло в начале ХХ века, когда в городе Гамбурге, за закрытыми дверями, профессиональные цирковые борцы проводили соревнования для определения кто реально, а не для прессы и публики сильнее на ковре.

7 Правдюк В.В. Морские дороги: Либава – Кронштадт – Вашингтон. 1933–1960. Выборг: «Фантакт», 1994. С.27–29.

8 Морской сборник. 1937. № 10 (вклейка).

9 Bridges of Friendship. International Fleet Review 2001. Mumbai, Standard Press, IN, 2001.

[1]0 International Fleet Review 2002. Tokyo, JMSDF, 2002.