Из истории вооружения и техники
Гордин Алексей Александрович — доцент кафедры Отечественной истории и культуры Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат исторических наук
(E-mail: alexei.gordin@yandex.ru)
Военная продукция Горьковского автозавода в 1941—1945 гг.
Горьковский автозавод (ГАЗ) в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов являлся крупнейшим промышленным центром страны по производству автомобилей и боевой техники. В отечественной историографии отдельные аспекты этой проблемы были затронуты в работах, посвящённых развитию автомобилестроения и производству военной техники в СССР, а также в трудах по истории ГАЗа1.
Горьковский автозавод, построенный в годы первой пятилетки, был одним из ведущих предприятий машиностроительной отрасли СССР. К концу 1930-х годов завод обладал мощной производственной базой: современным оборудованием, новейшими технологиями, высококвалифицированными кадрами. Автогигант вместе с предприятиями-смежниками — заводами «Красная Этна», ЗАТИ, «КИМ» и др. — представлял собой огромный промышленный комплекс.
К началу 1940-х годов ГАЗ выпустил 450 000 автомобилей (63 проц. всех автомобилей, произведённых в СССР), коллективом было разработано до 17 типов машин: от грузовых автомобилей ГАЗ-АА, собранных по чертежам «Форда», до «прорывных» моделей собственной конструкции — легендарной ГАЗ-М-1 и вездехода ГАЗ-61. По такому показателю, как количество персонала, горьковский автогигант входил в список крупнейших заводов страны. К началу третьей пятилетки на предприятии трудились свыше 30 тысяч рабочих2.
Война резко изменила условия работы и задачи предприятия. Необходимо было ускоренными темпами перестраивать производство на выпуск оборонной продукции. За годы войны автозавод стал настоящей кузницей оружия. Уже в первые недели войны автомобильный парк Красной армии резко сократился, «большое количество автомобилей осталось на захваченной территории… К концу июня 1941 года на железных дорогах в прифронтовой полосе простаивало 1320 поездов с автомобилями без водителей и горючего, в то время как войска нуждались в автотранспорте»3. С июня по декабрь 1941 года в армию поступило 166,2 тыс. автомобилей, а потери составили 159 тыс. машин4.
На предприятии было постепенно свернуто производство легковых автомобилей, на конвейере оставили только грузовики. Это были прежде всего легендарные «полуторки» — ГАЗ-АА — первые машины завода, выпускавшиеся с 29 января 1932 года. Масса автомобиля без груза составляла 1810 кг, мощность 4-цилиндрового двигателя — 42 л.с., максимальная скорость — 70 км/ч, расход горючего был 20,5 л на 100 км. Всего (до 1949 г.) было собрано 829 808 автомобилей. ГАЗ-АА отличались высокой проходимостью, неприхотливостью к горючему (были даже машины, работавшие на дровах), их двигатели легко запускались в мороз. Именно на «полуторки» и пришлась основная тяжесть военных грузов. «В годы войны ГАЗ-АА была максимально упрощена: брезентовая кабина без дверей (с 1943 года — с деревянными дверцами), нет бампера, тормозов передних колес, сварные крылья из кровельного железа, одна фара, у кузова открывающимся оставался только задний борт. Они получили индекс ГАЗ-ММ»5. Военный шофёр Г. Соболь отмечал: «Хотел бы добрым словом помянуть наши замечательные машины ГАЗ-АА. Рассчитанные на полторы тонны, они брали по две с половиной, а то и больше. Простреленные, поизношенные, они продолжали работать. Когда я вижу наш любимый “газик”, готов стать перед ним на колени»6. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Среди работ по истории советского автомобилестроения и военной техники необходимо указать: Анохин В.И. Отечественные автомобили. М., 1964; Шугуров Л.М., Ширшов В.П. Автомобили страны Советов. М., 1983; Абрамович А.Д. Краткий очерк развития автомобильной промышленности и автомобильного транспорта в СССР. М., 1958.; Устинов Е., Лирман Н. Советское автомобилестроение в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М., 1975.; Фёдоров В.В. Оружие Победы. Горький, 1985; Милюгин Н. Автомобильный транспорт Советской Армии в Великой Отечественной войне // Воен.-истор. журнал. 1975. № 1. С. 80—84; Мостовенко В. Развитие советских танков в годы Великой Отечественной войны // Воен.-истор. журнал. 1961. № 9. С. 33—45; История ГАЗа, в том числе и в военный период, получила освещение в трудах: Горьковский автомобильный. Очерки истории завода. М., 1964. С. 117; Горьковский автомобильный / Редкол.: И.И. Киселёв, В.Я. Доброхотов, А.В. Новиков и др. М., 1981; Киселёв В.П. Горьковский автозавод в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1981. № 5. С. 79—90; Серебрянская Г.В. Промышленность и кадры Волго-Вятского региона Российской Федерации в конце 30-х — первой половине 40-х годов ХХ века: Монография. Н. Новгород, 2003.
2 На 1 января 1937 года среднесписочное число рабочих автозавода составляло 31 710 человек. Государственное учреждение Государственный архив Нижегородской области (ГУ ГАНО). Ф. 6191.Оп. 1. Д. 3. Л. 5 об.
3 Милюгин Н. Указ. соч. С. 81.
4 Там же.
5 Легендарная полуторка: испытана временем // Автозаводец. 2007. 7 июля.
6 Фёдоров В.В. Указ. соч. С. 121.