Аннотация. В статье представлены результаты исследования военной подготовки студентов советских вузов в 1924—1944 гг.
Summary. The article offers the results of research into the military training of undergraduates at Soviet universities in 1924—1944.
ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Добровольский Валерий Станиславович — доцент цикла Главного автобронетанкового управления военного учебного центра при Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ), капитан 1 ранга в отставке, кандидат военных наук
(Москва. E-mail: dvs539@yandex.ru);
Шпаков Геннадий Георгиевич — полковник
(Москва. E-mail: fvomadi@yandex.ru).
Военная подготовка в гражданских вузах В СССР в 1924—1944 гг.
Представленные в предыдущей публикации* результаты анализа военной подготовки в высшей школе Российской империи показали отсутствие единого системного подхода к ней. Организация и совершенствование военного обучения в гражданских вузах в СССР привели к созданию её целостной системы и рациональной структуры.
Формирование системного подхода к организации военного обучения в гражданских вузах в СССР началось в ходе военной реформы 1924—1925 гг. В ходе неё для укрепления и сокращения численности Вооружённых сил в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями государства было введено их смешанное комплектование, сочетавшее кадровую и территориально-милиционную системы, проведены другие преобразования1.
26 ноября 1924 года пленум Реввоенсовета (РВС) СССР решением «О сети военно-учебных заведений» предписал утвердить с осени 1925 года организацию военного отделения при Институте путей сообщения, а также военно-электротехнических отделений при Политехническом или Электротехническом институтах и расформировать два факультета Военно-инженерной академии — сообщений и электротехнического2.
Системный подход к подготовке мобилизационных ресурсов военных кадров в гражданских вузах предложил в июле 1925 года заместитель председателя РВС СССР И.С. Уншлихт в докладе в ЦК РКП(б) «О военизации учебных заведений Наркомпроса». Он отметил, что «остаётся не разрешённым вопрос накопления командного, военно-политического и высококвалифицированного кадра и запаса работников на военно-промышленных предприятиях в военное время… военизация гражданских учебных заведений, являясь одним из мероприятий общей системы подготовки страны к войне, расширением и углублением территориально-милиционного строительства, вызывается крайней необходимостью в кратчайшее время накопить и подготовить командно-политический состав Красной Армии и Флота и вместе с тем дать высококвалифицированным техническим силам страны в период их подготовки в вузах предварительное достаточное ознакомление с вопросами экономики страны в целях наилучшего использования их на военно-промышленных предприятиях во время войны»3. Для решения этой задачи в наступавшем учебном году в первую очередь подлежали военизации в РСФСР 71 вуз и несколько наиболее важных для нужд армии техникумов, все коммунистические университеты и до 1500 школ второй ступени, а также ряд учебных заведений в других союзных республиках. К основным задачам военизации вузов в докладе были отнесены: для технических — подготовка командиров запаса специальных войск и работников военной промышленности; для других — подготовка командного состава пехоты; для педагогических, художественных, правовых и других вузов подобных типов — подготовка культпросветработников армии и флота. С этой целью предлагалось ввести в учебные планы вузов 200 часов теоретических занятий по военным предметам на четыре года обучения, 3 месяца летней практики и 6 месяцев действительной военной службы после окончания вуза4.
18 сентября 1925 года был принят Закон СССР «Об обязательной военной службе»5, которым для граждан соответствующего возраста, обучавшихся в вузах, на рабочих факультетах (рабфаках), в техникумах, школах второй ступени и иных соответствующих им учебных заведениях была предусмотрена допризывная подготовка в учебных заведениях с возможностью привлечения на краткосрочные сборы при войсковых частях. Прошедшим её выпускникам предоставлялось право досрочно (до очередного призыва) поступать в военные школы и на действительную военную службу в кадровый состав частей Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) с зачётом досрочной службы в срок действительной военной службы. После годовой службы в армии или двухгодичной флотской они подвергались испытанию по военным предметам при соответствующем военном учебном заведении по сокращённой программе для «среднего начальствующего состава на звание командира запаса»6 РККА.
Согласно статьям 148—151 закона выдержавшие испытание на звание командира запаса РККА на оставшийся срок действительной службы зачислялись в переменный начальствующий состав территориальных частей по месту избранного жительства или службы, а флотские военнослужащие увольнялись в долгосрочный отпуск без зачисления в переменный начальствующий состав территориальных частей. В тех местностях, где не было территориальных частей, — увольнялись в долгосрочный отпуск и в течение четырёх (флотские — трёх) лет привлекались распоряжениями местных органов военного управления в качестве инструкторского состава к допризывному и вневойсковому обучению. Не выдержавшим испытания предоставлялся двухмесячный срок для подготовки к повторному испытанию. Не выдержавшие его продолжали службу в кадровом составе частей РККА до истечения её полного срока. Зачисленные в переменный начальствующий состав территориальных частей и уволенные в долгосрочный отпуск в течение оставшегося срока действительной военной службы распоряжениями командующих войсками округов (фронтов, отдельных армий) привлекались на учебные сборы для переподготовки при ближайших войсковых частях один раз на срок не более трёх недель7.
Формирование системного государственного подхода к подготовке мобилизационных ресурсов военных кадров в вузах было продолжено постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР и Совнаркома (СНК) СССР от 20 августа 1926 года, которым было утверждено Положение о порядке прохождения высшей допризывной военной подготовки и действительной военной службы в Рабоче-крестьянской Красной армии гражданами, обучающимися в высших учебных заведениях и техникумах и окончившими их8. В учебных планах вузов и техникумов выделялось 180 учебных часов для изучения теории военного дела в созданных для этих целей военных кабинетах вузов, техникумов и проводилась двухмесячная летняя практика. Признанные годными к строевой службе проходили её в форме двухмесячного лагерного сбора, признанные годными к нестроевой службе — в соответствующих учреждениях и заведениях Наркомата по военным и морским делам9.
Те, кто, пройдя курс высшей допризывной военной подготовки в вузах и техникумах, желал поступить в военные школы, пользовались преимуществом перед остальными категориями поступавших. Их принимали без экзамена на младший курс.
Успешно окончившие высшую допризывную военную подготовку проходили действительную военную службу при наличии вакансий на должностях младшего начальствующего состава. После девятимесячной, а во флоте годичной непрерывной службы в кадровом составе они подвергались испытанию на звание среднего начальствующего состава запаса и проходили дальнейшую службу согласно упомянутым ранее нормам статей 148—151 Закона «Об обязательной военной службе». Изъявившим желание остаться на военной службе в кадровых частях РККА при надлежащей аттестации могли предоставить возможность продолжить её на должностях младшего начальствующего состава на правах сверхсрочнослужащих. Они также могли держать испытание за полный курс военной школы или командироваться в соответствующую военную школу и зачисляться на старший курс10.
Руководство организацией высшей допризывной подготовки было возложено на Управление военно-учебных заведений Главного управления РККА (УВУЗ ГУ РККА)11. В материалах Главного управления о допризывной подготовке в высших гражданских учебных заведениях СССР от 6 января 1927 года указано, что с началом 1926/27 учебного года занятия по высшей допризывной подготовке начали в 135 вузах с 238 факультетами охватом около 80 тыс. студентов. Введение военных дисциплин в вузах преследовало две цели — подготовку командных кадров запаса, квалифицированных работников для нужд военной промышленности, а также предоставление студентам возможности получить военные знания в учебных заведениях и благодаря этому приобрести право на сокращённый срок действительной военной службы для прошедших военное обучение — вместо двух лет 9 месяцев в армии и вместо четырёх лет год во флоте12.
Так как высшая допризывная военная подготовка вводилась в вузах впервые, УВУЗу пришлось проделать большую организаторскую работу. Были изданы Положение о военных руководителях, Инструкция о прохождении высшей допризывной подготовки, Табели оборудования военных кабинетов, программы и учебные планы, во все вузы назначены военные руководители, направлен ряд указаний по проведению высшей допризывной военной подготовки в целом и занятий, по методике, учебным планам, приглашению преподавателей и оплате их труда, порядку проведения зачётов, оборудованию кабинетов, приобретению учебных пособий, шефству, организации лагерей, работе медицинских комиссий и др. В материалах ГУ РККА отмечена положительная реакция руководства вузов, преподавателей и студенчества на введение в них высшей допризывной подготовки, ходатайства многих вузов, в которых она не была введена, о её введении, включении в части вузов по решению их администраций военных дисциплин в обязательный минимум. Отношение студенчества проявилось в высокой посещаемости занятий по военной подготовке, доходившей до 90 проц. при 30—40-проц. посещаемости занятий по другим дисциплинам13.
Организация высшей допризывной подготовки в вузах и техникумах была закреплена принятым 8 августа 1928 года Законом СССР «Об обязательной военной службе», в соответствии с которым прошедших её призывали на действительную военную службу в первый год после окончания вуза или техникума с 1 февраля по 1 марта только в кадры РККА за исключением тех, кому по семейным обстоятельствам или по состоянию здоровья служба в кадрах была заменена службой в переменном составе территориальных частей или вневойсковым порядком. После «девятимесячного, а в морском и воздушном флотах — годичного срока непрерывной службы в кадрах» РККА они при положительной аттестации подвергались «испытанию на звание среднего начальствующего состава запаса»14.
Так были сформированы нормативные правовые основы единой государственной системы военного обучения студентов для подготовки мобилизационных ресурсов среднего командного и начальствующего состава, обеспечения потребностей военной организации страны в них. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Подробнее см.: Реформа военная 1924—25 // Военная энциклопедия (ВЭ) в 8 т. Т. 7. М.: Воениздат, 2003. С. 223; Реформа военная 1924—25 // Портал Министерства обороны РФ: http://encyclopedia.mil.ru; Реформа военная 1924—25 // Большая российская энциклопедия: электронная версия (БРЭ ЭВ): https://bigenc.ru.
2 Решение Пленума РВС СССР «О сети военно-учебных заведений» (из протокола № 3). 26 ноября 1924 г. // Реформа в Красной Армии: документы и материалы: 1923—1928 гг. (РКАДиМ) в 2 кн. Кн. 1. М.; СПб.: Летний сад, 2006. С. 285.
3 Доклад зам. председателя РВС СССР И.С. Уншлихта в ЦК РКП(б) «О военизации учебных заведений Наркомпроса». Не ранее 28 июля 1925 г. // РКАДиМ. Кн. 1. С. 378.
4 Там же.
5 Закон СССР от 18 сентября 1925 г. «Об обязательной военной службе». Интернет-ресурс: http://www.consultant.ru.
6 Там же.
7 Там же.
8 Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 20 августа 1926 г. «Об утверждении Положения о порядке прохождения высшей допризывной военной подготовки и действительной военной службы в Рабоче-крестьянской Красной армии гражданами, обучающимися в высших учебных заведениях и техникумах и окончившими их» // Интернет-ресурс: http://lawru.info; Положение о порядке прохождения высшей допризывной военной подготовки и действительной военной службы в Рабоче-крестьянской Красной армии гражданами, обучающимися в высших учебных заведениях и техникумах и окончившими их // Интернет-ресурс: http://www.consultant.ru.
9 Там же.
10 Там же.
11 Материалы ГУ РККА и РВС СССР о допризывной подготовке в высших гражданских учебных заведениях СССР. 6 января 1927 г. // РКАДиМ. Кн. 2. М.; СПб.: Летний сад, 2006. С. 8, 9.
12 Там же.
13 Там же. С. 10.
14 Закон СССР от 8 августа 1928 г. «Об обязательной военной службе» // Интернет-ресурс: http://www.consultant.ru.
* Добровольский В.С., Шпаков Г.Г. Военная подготовка в высшей школе Российской империи // Воен.-истор. журнал. 2020. № 2. С. 46—51.