Аннотация. В статье анализируется научно-педагогическая деятельность контр-адмирала Е.Н. Мнёва, профессора Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, известного учёного-механика, внёсшего неоценимый вклад в создание баллистических ракет морского базирования.
Summary. The article analyses the scientific-pedagogical activities of Rear-Admiral Ye.N. Mnyov, Professor of the Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov, a famous scientist-mechanic, who has made an invaluable contribution to creation of sea-based ballistic missiles.
ИМЕНА И СУДЬБЫ
Андреев Александр Григорьевич — профессор Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова, доктор исторических наук, профессор
(190005, Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, д. 1);
Лосик Александр Витальевич — профессор Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова, заместитель главного редактора журнала для учёных «КЛИО», доктор исторических наук, профессор
(197198, Санкт-Петербург, ул. Ждановская, д. 13);
Пряхин Юрий Дмитриевич — профессор Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова, доктор исторических наук, профессор
(190005, Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, д. 1).
«СОЧЕТАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРОГОСТИ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ С ЯРКО ВЫРАЖЕННОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ, ПРИКЛАДНОЙ ИХ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ»
Вклад военного учёного контр-адмирала Е.Н. Мнёва (1923—2009 гг.) в развитие науки и создание баллистических ракет морского базирования
После окончания Военно-морской академии Е.Н. Мнёв был принят в адъюнктуру академии по кафедре «Ракеты и пусковые установки» и в 1956 году успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук по теме: «Приложение теории жёстких пластин к расчёту крыла малого удлинения». Данное исследование весьма заинтересовало не только флотских, но и авиационных специалистов. Высоко оценивая диссертацию инженер-капитан-лейтенанта Е.Н. Мнёва, деловые качества адъюнкта, его научный руководитель профессор инженер-полковник Г.Г. Ростовцев отмечал в своём официальном отзыве: «Мнёв, исследуя поведение крыльев управляемых ракетных снарядов, решил приближённо нужную и интересную задачу о расчёте крыла и одновременно дал приближённую методику расчёта пластин переменной жёсткости с одной закреплённой кромкой. Применил разработанную методику конечных разностей и разложения в степенной ряд к практически нужным в авиатехнике задачам»1. Эта работа по расчёту крыльев малого удлинения хорошо известна специалистам и до сих пор используется в авиации.
В 1965 году в результате блестящей защиты докторской диссертации по теме: «Гидроупругость ракет при старте из шахты подводной лодки» доценту Е.Н. Мнёву была присвоена учёная степень доктора технических наук, что явилось закономерной оценкой его серьёзнейших научных достижений в области создания баллистических ракет морского базирования, их подводных пусков.
В 1966 году капитан 2 ранга-инженер Е.Н. Мнёв за заметные успехи в педагогической деятельности на кафедре получает учёное звание профессора, а в 1969 году приказом министра обороны СССР назначается начальником кафедры «Ракеты и пусковые установки» Военно-морской академии и исполняет данную должность почти 20 лет до увольнения в 1987 году. В период службы на кафедре Евгений Николаевич создаёт свою научную школу по совершенно не разработанной теме: «Механика двух средних аппаратов. Динамика сплошной деформируемой среды» и получает важные научные результаты, необходимые ракетостроению, что, несомненно, способствует повышению как научного авторитета кафедры, так и общего научного потенциала Военно-морской академии.
В мае 1973 года по постановлению Учёного совета Военно-морской орденов Ленина и Ушакова академии её руководство ходатайствовало перед главнокомандующим ВМФ о представлении Е.Н. Мнёва «за выдающуюся научно-практическую деятельность в области развития корабельного оружия, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов и научных кадров для Военно-Морского флота» к присвоению ему почётного звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».
Свыше 20 учреждений: Центральный научно-исследовательский институт ВМФ, военные академии и высшие военно-морские училища, государственные конструкторские бюро ракетной техники, промышленные предприятия ракетной отрасли, гражданские технические институты и некоторые другие организации в СССР активно поддержали данное представление, в котором констатировались огромная теоретическая и практическая ценность научных разработок профессора Е.Н. Мнёва, его непререкаемый научный авторитет, общепризнанные заслуги в области создания ракетного оружия для ВМФ.
30 июня 1974 года Указом Президиума Верховного совета РСФСР «за заслуги в области науки и техники, многолетнюю и плодотворную педагогическую деятельность» начальнику кафедры Военно-морской академии профессору Евгению Николаевичу Мнёву было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».
В 1976 году по представлению начальника Военно-морской академии, поддержанному главнокомандующим ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза С.Г. Горшковым, постановлением Совета министров СССР Е.Н. Мнёву было присвоено воинское звание контр-адмирал. Это была очередная высокая государственная оценка его деятельности в области создания морских баллистических ракет подводных лодок, признанием его научных заслуг перед флотом и государством.
За период службы в Военно-морской академии профессор Е.Н. Мнёв опубликовал пять оригинальных научных монографий, пять учебников, большое количество учебных пособий и научных статей, активно повышал научный потенциал кафедры «Ракеты и пусковые установки». В период его руководства кафедрой были подготовлены свыше 20 кандидатов и три доктора технических наук.
За общепризнанные заслуги в вопросах создания новой ракетной техники и в педагогической деятельности, значительные успехи в руководстве одной из ведущих кафедр ВМА Мнёв был награждён тремя орденами: Красной Звезды в 1956 году, Знак Почёта в 1984 году, Отечественной войны 1 степени в 1985 году и более чем 20 медалями. Его труд отмечен многочисленными дипломами и почётными грамотами.
Он является также лауреатом премии академика А.Д. Надирадзе (2002 г.) «за высокие личные творческие достижения в области теоретических и экспериментальных работ по подтверждению новой системы старта».
«…Мнёв Е.Н., являясь крупным учёным, — оценивает его научную деятельность главный конструктор КБ “Арсенал” имени М.В. Фрунзе П.А. Тюрин, — сделал большой научно-теоретический вклад в дело развития современной науки и техники в области теории колебаний и динамических расчётов конструкций специальных видов корабельной техники, гидродинамики и моделирования, гидроупругости оболочек». Говоря о практической ценности и приоритете научных работ Е.Н. Мнёва, П.А. Тюрин особо подчёркивает: «Наибольший научный интерес в практическом аспекте имеют работы доктора технических наук, профессора Е.Н. Мнёва в области гидродинамики и упругости, которые эффективно используются при проектировании и создании образцов корабельной техники. При этом следует иметь в виду, что наиболее сложные, новые и актуальные по своему содержанию вопросы в этой области впервые им научно разработаны». П.А. Тюрин напоминает, что именно Е.Н. Мнёв «…руководил постановкой и проведением ряда крупных экспериментальных работ, выводы по которым легли в основу создания и развития современных образцов корабельной техники»2.
Предметом научных интересов и разработок Е.Н. Мнёва была механика двух средних аппаратов, или, говоря проще, наука о том, как происходит движение летательного аппарата в одной среде (водной), и о том, как происходят переход и продолжение движения в другой среде (воздушной). Эта ещё не решённая научная проблема была напрямую связана с конструкторской проработкой подводного старта ракет. Именно Е.Н. Мнёв сумел решить эту исключительно важную для флота проблему, а его разработками пользуются и будут пользоваться в дальнейшем специалисты морского ракетного оружия3.
Следует заметить, что большая часть жизни, научной, творческой деятельности профессора Е.Н. Мнёва прошла под несомненным влиянием академика Виктора Петровича Макеева, возглавлявшего работы по созданию жидкостных баллистических ракет подводных лодок с подводным стартом. Именно он лично предложил молодому учёному из Военно-морской академии выявить методы определения реакции сложных гидроупругих систем на динамические нагрузки, которых в начале 1960-х годов ещё не было.
Данное предложение В.П. Макеева в значительной мере и определило на многие годы главное направление научной работы Е.Н. Мнёва и деятельность созданной и возглавлявшейся им научной школы. Результаты исследований «Механика двух средних аппаратов и динамика сплошных деформируемых сред» легли в фундамент современной теории подводного старта жидкостных баллистических ракет. А использование результатов данного исследования при создании морских баллистических ракет позволило решить многие проблемы прочности корпусов ракет при динамическом нагружении, в прогнозировании их гидродинамических характеристик и параметров пуска, что стало учитываться при разработке ряда межконтинентальных баллистических ракет морского базирования.
Параллельно с задачами гидроупругости в рамках научной школы Е.Н. Мнёва был решён ряд новых задач гидродинамики подводного старта. В частности, разработаны вопросы влияния стенок шахты на гидродинамическую нагрузку, нагрузок на часть ракеты, вышедшую из шахты при истечении воды из кольцевого зазора. Эта задача впервые была полностью решена Е.Н. Мнёвым в 1962 году. Методика решения её была опубликована в журнале «Оборонная техника» и вошла в расчётную документацию Конструкторского бюро машиностроения, возглавлявшегося академиком В.П. Макеевым.
Созданная профессором Е.Н. Мнёвым и его учениками теория гидроупругости оболочек была незамедлительно внедрена в работы Конструкторского бюро машиностроения, связанные с проектированием жидкостных ракет, с оценкой прочности их корпусов при подводном старте.
Трудно переоценить практическое значение разработок Е.Н. Мнёва и в области физического моделирования подводного старта. «Предложения по физическому моделированию подводного старта», опубликованные в 1962 году, прошли испытание временем, вошли во многие учебники, монографии, учебные пособия и исключительно высоко оцениваются специалистами ракетной техники. Так, например, их использование позволило в своё время принять на вооружение ракету РГМ-25.
В 1980-е годы работы кафедры «Ракеты и пусковые установки» Военно-морской академии, направленные на создание научного обеспечения разработок новых баллистических ракет подводных крейсеров, по своей тематике расширялись и были внедрены в практику ракетостроения не только Конструкторского бюро машиностроения, но и конструкторского бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе.
В 1978 году, на завершающем этапе испытаний первой отечественной баллистической ракеты на твёрдом топливе для атомной подводной лодки (главный конструктор П.А. Тюрин) учёные Военно-морской академии привлекались к выяснению причины систематически повторявшихся аварий при пусках. Было обнаружено, что аварии происходили из-за разрушения резино-металлических амортизаторов (РМА) и повреждения ими бортовой кабельной системы ракеты.
Результаты исследований, проведённых профессором Мнёвым, показали, что причиной разрушения амортизаторов являлся флаттер ранее неизвестного типа. Возникал он лишь при сверхкритическом перепаде давления на нижнем поясе РМА. Под руководством Мнёва была создана математическая модель процесса, позволявшая прогнозировать условия возникновения флаттера. Достоверность модели экспериментально проверили на специально созданном стенде. По результатам исследования было выработано техническое решение, реализация которого позволила предотвращать возникновение флаттера и успешно завершить работы по созданию баллистической ракеты РСМ-45 для атомных подводных лодок.
В этом плане известен следующий факт, касающийся КБ «Арсенал».
В разгар лётных испытаний новой морской баллистической твёрдотопливной ракеты один из сотрудников института-заказчика ВМФ в своём письме в адрес ЦК КПСС резко осудил работу КБ «Арсенал» по созданию твердотопливной ракеты, уже проходившей лётные испытания, её надёжность, прочность принципов старта и др.
Немедленно из высококомпетентных и авторитетных специалистов была создана независимая комиссия, которая начала разбираться в сути вопроса, исходя из содержания письма и выдвинутых обвинений. Председателем указанной комиссии был назначен начальник кафедры Военно-морской академии контр-адмирал Е.Н. Мнёв. Комиссия тщательно разобралась во всём, оправдала деятельность КБ «Арсенал», подтвердила надёжность баллистической ракеты, проходившей лётные испытания, обоснованность принципов старта, отвергла несостоятельные нападки излишне «бдительного благодетеля».
Указанная ракета вскоре поступила на вооружение атомных ракетных крейсеров стратегического назначения и, длительное время находясь на вооружении ВМФ, постоянно демонстрировала свою эксплуатационную и боевую надёжность.
В 1983 году на основании результатов разносторонних исследований, проведённых по инициативе контр-адмирала Е.Н. Мнёва его учениками и последователями, было предложено решение важной научно-технической проблемы старта баллистических ракет атомных подводных лодок из-подо льда. Реализация данного проекта позволяла ощутимо расширить арктические районы боевого применения баллистических ракет с атомных подводных крейсеров стратегического назначения, обеспечивать их скрытность и безопасность в районе боевых действий, боевых пусков ракет.
Комплексное решение, предложенное Е.Н. Мнёвым, включало экологически безопасный и эффективный способ разрушения арктического льда. Генеральный конструктор КБМ академик Макеев в ходе беседы с профессором Мнёвым сразу же оценил важность и особую привлекательность очередного предложения своего многолетнего и проверенного соратника и принял решение организовать работы по его внедрению. Эти работы были развёрнуты широким фронтом, но, к сожалению, впоследствии, уже после ухода из жизни академика В.П. Макеева были свёрнуты из-за отсутствия финансирования.
В 1994 году вышла в свет монография Е.Н. Мнёва и В.Т. Чемодурова, посвящённая проблеме старта баллистических ракет подводных лодок из-подо льда, которая получила 2-е место на конкурсе научных работ Министерства обороны России. Указанная проблема достаточно подробно рассмотрена и в монографии В.Г. Дегтярь, Е.Н. Мнёва, В.Т. Чемодурова «Подводный старт баллистических ракет морского базирования», изданной в 2001 году4.
В 1990 году в ходе поиска новых решений, относящихся к организации старта баллистических ракет подводных крейсеров, кафедрой при участии Е.Н. Мнёва совместно с Государственным ракетным центром была предложена и всесторонне исследована принципиально новая так называемая гидродинамическая система амортизации ракет, имеющая ряд существенных преимуществ перед традиционными системами (как нашими, так и американскими). Однако дальнейшие исследования, к сожалению, вскоре были свёрнуты из-за прекращения финансирования данной весьма важной и необходимой для Военно-морского флота страны перспективной темы. Остаётся надеяться, что «замороженные» исследования будут возобновлены в связи с закладкой атомных подводных крейсеров стратегического назначения нового поколения на судостроительных верфях государства.
Проходя службу в ВМА, Е.Н. Мнёв стал незаурядным учёным, чьи научные труды получили мировую известность, легли в основу российского морского ракетостроения, обеспечили возможность подводного старта баллистических ракет с современных атомных подводных крейсеров стратегического назначения. Его научные труды по-прежнему используются при создании новых типов морских межконтинентальных баллистических ракет с подводным стартом, таких как, например, стратегическая ракета Р-30 «Булава». Данные ракеты способны преодолевать существующие и перспективные системы противоракетной обороны и во многом гарантируют безопасность нашей страны. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки
http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Пряхин Ю.Д. Е.Н. Мнёв в истории создания баллистических ракет морского базирования. СПб.: МорВест, 2007. С. 31.
2 Пряхин Ю.Д .Указ. соч. С. 33.
3 Мнёв Е.Н., Перцев А.К. Указ. соч. С. 5.
4 Дегтярь В.Т., Мнёв Е.Н., Чемодуров В.Т. Подводный старт баллистических ракет морского базирования. Миасс: Изд-во ГРЦ, 2001. С. 93—101.