Аннотация. В статье рассматривается широкий круг обстоятельств, касающихся подготовки и осуществления первых в новом времени специальных операций, проведённых с помощью угольных мин в годы Гражданской войны (1861—1865 гг.) между северными и южными штатами Америки. Приводится историческая эволюция технических средств, использованных для их выполнения. Отмечается востребованность таких операций в периоды обострения глобального противостояния.
Summary. The paper looks at a wide range of circumstances to do with the preparation and conduct of the first new-time special operations carried out with the help of mines disguised as lumps of coal during the 1861—1865 Civil War between the US North and South. It gives the historical evolution of the technical means used to that end. The paper says that similar operations were in especial demand at the time of global confrontation aggravation.
НЕИЗВЕСТНОЕ ИЗ ЖИЗНИ СПЕЦСЛУЖБ
ГРИГОРЬЕВ Михаил Николаевич — профессор Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова, кандидат технических наук, профессор
ЛОСИК Александр Витальевич — старший научный сотрудник Военного (научно-исследовательского) института Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, заместитель главного редактора журнала для ученых «КЛИО», доктор исторических наук, профессор
«ПРОТИВНИК РАЗРАБОТАЛ НОВЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖИЗНЕЙ И СУДОВ…»
Угольные мины и первый в мире опыт их использования в специальных операциях XIX века
Гражданская война между северными и южными штатами Америки началась в апреле 1861 года, после того как южные рабовладельческие штаты подняли мятеж с целью сохранить рабовладение и распространить его по всей стране. Сторонников северных штатов стали называть северянами, или федералами (федералистами), а сторонников южных штатов — южанами, или конфедератами, поскольку они в феврале 1861 года заявили о создании Конфедерации Штатов Америки (КША), которую для краткости часто называют просто Конфедерацией.
На первом этапе (1861—1862 гг.) война со стороны Севера велась нерешительно, что привело к ряду военных поражений федералов. На втором этапе (1863—1865 гг.) они привлекли на свою сторону широкие народные массы, война приобрела черты буржуазно-демократической революции, на протяжении 1864—1865 гг. были разгромлены основные силы конфедератов, и в апреле 1865 года была взята их столица — г. Ричмонд.
С началом вооружённой борьбы правительство КША озаботилось созданием эффективной специальной службы, известной в англоязычной литературе как Confederate Secret Service. На протяжении войны её структура и деятельность совершенствовались.
Особое внимание организаторы специальной службы Конфедерации уделили развитию и использованию минно-взрывных средств. Так, 31 октября 1862 года в структуре Confederate Secret Service появилось торпедное бюро (Torpedo Bureau), возглавляемое бригадным генералом Габриелем Рейнсом1. Поясним, что в те годы термин «торпеда» использовался для обозначения широкого спектра взрывных устройств, включая то, что теперь называют наземными минами, морскими минами, самодельными взрывными устройствами и минами-ловушками.
В то же время, когда заработало торпедное бюро, предназначенное для разработки и изготовления минно-взрывных устройств, создали службу подводных батарей (Submarine Battery Service), занимавшуюся эксплуатацией дистанционно управляемых подводных мин для защиты водных путей Юга. Её возглавил известный в американской истории командор Мэтью Фонтейна Мори2. Его служба действовала вдоль реки Джеймс между городом Ричмонд и Хэмптон-Роудс (собирательное название портов и якорных стоянок в устье Чесапикского залива), защищала порт Чарльстон (штат Южная Каролина), который с 10 июля 1863 по 18 февраля 1865 года находился в блокаде. С попыткой прорвать эту блокаду связан первый в истории факт успешного применения подводной лодки изобретателя Хораса Ханли3, которая потопила шлюп USS Housatonic.
Интересно отметить, что в этой деятельности американцы опирались на достижения российского боевого офицера, дипломата и изобретателя барона Павла Шиллинга фон Капштадта, который 2 апреля 1834 года в Санкт-Петербурге, на Обводном канале возле Александро-Невской лавры, впервые в мире осуществил взрыв подводной электрической мины.
В феврале 1864 года палата представителей Конфедерации на закрытом от прессы заседании передала в комитет по военным делам законопроект «Об учреждении Бюро специальной и секретной службы». Бюро должно было иметь «политехнический корпус», т.е. подразделение для разработки технических средств. Особо выделялась задача поощрения новых изобретений для проведения специальных операций. Существовавшее торпедное бюро вошло в состав новой организационной единицы.
Конфедерация с самого начала вооружённого противостояния оказалась в трудном положении, у неё отсутствовал собственный военно-морской флот. Немногочисленные частные суда, которые могли быть привлечены к проведению военных операций, не могли сравниться по количеству и качеству с военным флотом северян.
В поисках логистически эффективного решения возникшей проблемы конгресс Конфедерации 21 мая 1861 года принял поправку к заявлению от 6 мая 1861 года об объявлении войны. В нём говорилось, что правительство Конфедерации Штатов выплачивает владельцу любого частного вооружённого судна или их группы, действующих в соответствии с указанным законом, 20 проц. от стоимости каждого военного корабля, принадлежащего врагу, который будет ими потоплен или уничтожен.
Развивая данный подход, конгресс Конфедерации в 1862 году принял специальное решение. Согласно этому документу создателю нового изобретения, с помощью которого будет уничтожен корабль врага, выплачивалось поощрение в размере 50 проц. от его стоимости.
Этот законодательный акт значительно повысил творческую активность в данном направлении. Знаменитый изобретатель Хорас Ханли, надеясь получить прибыль, собрал группу инвесторов для финансирования строительства подводной лодки, которая впоследствии стала носить его имя. Частные лица с инженерным опытом, такие как Сингер, Вилиямс и Зере МакДэниэл, разработали и запатентовали новые мины и взрыватели.
К числу изобретателей следует отнести, без сомнения, и Томаса Эджворта Кортни4. Он родился в Белфасте (Ирландия), был самым младшим из 6 детей, приходился дальним родственником знаменитой в Ирландии семьи Кортни, члены которой носили титул графов Девона и владели замком Паудерхэм в Эксетере. Однако его собственная семья не была зажиточной. Согласно ирландской традиции старший брат унаследовал всю семейную собственность, а остальные братья и сёстры переехали в Америку в поисках лучшей жизни.
Томас не имел какого-либо высшего образования, однако в Америке он стал преуспевающим брокером, занимаясь торгово-закупочной логистикой в крупнейшем транспортном центре страны г. Сент-Луис (штат Миссури), расположенном на берегу Миссисипи, а также специалистом в страховом деле. Эти обстоятельства позволяли ему иметь достаточно полное представление об уязвимых местах транспортной системы Америки той поры.
С началом Гражданской войны он примкнул к Конфедерации, получил назначение добровольцем в штаб генерала Стерлинга Прайса, известного в дальнейшем своими поражениями.
Исходя из прошлого жизненного опыта, Томас Кортни мог творчески осознать особенности проблемы борьбы с кораблями северян, а также их судоходством. Перспектива хорошо заработать на решении этой проблемы, которая появилась после соответствующего решения конгресса Конфедерации, его вполне устраивала. Надо заметить, что к тому времени он был уже отцом 4 детей.
В августе 1863 года Томас Кортни обратился к своему шефу — генералу Прайсу с планом нападения на корабли северных штатов с помощью взрывного устройства, замаскированного под кусок угля.
Предполагалось, что такие бомбы (их впоследствии пресса северян назовёт угольными торпедами, а иногда и адскими машинами) будут подбрасываться группой тайных агентов, работающих в тылу врага, в угольные кучи, предназначенные для снабжения топливом пароходов северян. Когда такая бомба, поступившая на борт корабля вместе с топливом, будет заброшена кочегаром в топку, она взорвётся и разрушит находящуюся под большим давлением пара внутреннюю оболочку котла, обращённую к топке. При этом в замкнутое топочное пространство мгновенно выделится практически весь пар, сконцентрированный в котле, а также возникший там в результате падения давления. Энергия парового взрыва значительно превзойдёт энергию взрыва собственно бомбы. Поэтому разрушения топки и внешних конструкций котла окажутся на порядок больше тех исходных повреждений, которые нанесёт взрыв бомбы. Разлетающиеся по сторонам в результате парового взрыва части котла повредят находящиеся рядом устройства и с определённой вероятностью, зависящей от взаимного расположения котлов, смогут породить цепной процесс паровых взрывов.
Из опыта эксплуатации котельного оборудования на флоте было известно, что пар, вырвавшийся в кочегарку через топку, всегда наносит тяжёлые ожоги машинной команде, а разлетающийся при этом из топки горящий уголь, как правило, вызывает пожары. Возникшая ситуация осложнится ещё и тем, что приступить к спасательным и аварийным работам можно будет только после того, как осядет пар и спадёт температура в отсеке.
Таким образом, сравнительно простое и компактное взрывное устройство, подброшенное диверсантами в запас корабельного топлива, будет усилиями противника (вражеского кочегара) помещаться именно в то место (топку котла), где его взрыв высвободит такую разрушительную энергию пара, которая по величине существенно превзойдет энергию, заключённую в самом взрывном устройстве.
Идея Кортни была одобрена генералом Прайсом, и Томас был отправлен в столицу южан — г. Ричмонд. Уже 30 ноября 1863 года письмо с изложением существа сделанного предложения оказалось на столе президента Конфедерации Джефферсона Девиса. Поддержав Кортни, он отправил письмо военному секретарю Конфедерации Джеймсу А. Седдону. Последний уже в январе 1864 года организовал отливки в армейской артиллерийской мастерской первых образцов бомб Кортни, которые сам изобретатель называл угольными снарядами.
Процесс изготовления угольных бомб Томаса Кортни был похож на тот, который применялся для выпуска артиллерийских снарядов. Исключение состояло в том, что для производства чугунных отливок в качестве модели использовались настоящие куски угля для исключения однообразия форм в готовой продукции. Стенки бомбы имели толщину около 3/8 дюйма (9,5 мм), что создавало внутри пространство, достаточное для хранения 3—4 унций (85—113 г) пороха.
После заполнения бомбы порохом оболочку закрывали резьбовой пробкой, затем опускали в расплавленный пчелиный воск и закатывали в угольную пыль, создавая тем самым вид куска угля. Линейные параметры готовой бомбы не превышали 4 дюймов (102 мм), её вес был 3—4 фунта (1,5—2 кг).
Размер и вес порохового заряда угольной бомбы делали её похожей на 6-фунтовый осколочный снаряд, содержащий порох и 24 свинцовых шарика в качестве шрапнели. Бомба Томаса Кортни по своему действию была эквивалентна взрыву трёх ручных гранат времён Гражданской войны.
Для паровых котлов, работавших на дровах, был разработан вариант бомбы Томаса Кортни, предусматривавший размещение порохового заряда в полостях дровяных длинномеров, которые в те годы использовались для этих типов паровых котлов.
Трудоёмкость перемещения таких «деревянных бомб» для последующего подбрасывания в места хранения дров, использовавшихся для котлов, была существенно выше, чем в случае применения угольных аналогов. К тому же взрыв «деревянной бомбы» в топке котла порождал гораздо меньшие разрушения.
На момент изготовления бомб Томаса Кортни у южан не было правовой базы, позволявшей их эффективно применять. Конфедерация не создала правовых норм, которые позволяли бы частным гражданам совершать нападения на корабли противника. Поэтому 15 февраля 1864 года конгресс Конфедерации принял секретный законопроект5, санкционировавший создание отдельного корпуса секретной службы.
В рамках этих мероприятий Томасу Кортни присвоили звание капитана армии конфедератов и разрешили сформировать подразделение корпуса численностью до 25 человек. Им предоставили полномочия тайно подбрасывать бомбы в угольные ямы (так на флоте называют места хранения топлива) любого военного корабля северян или любого транспорта, перевозившего военные товары в интересах федералов, но им было запрещено делать это на борту гражданских судов как северян, так и нейтральных государств.
В рамках осуществления рассматриваемой здесь специальной операции Томас Кортни искал разные варианты переброски своих бомб в тыл федералов. Некоторые из них в оперативном плане были весьма авантюристичными. Ведь он был начинающим диверсантом, да и в мире соответствующего опыта у вооружённых сил к середине XIX века ещё не было. Первые шаги в этом направлении делали революционеры, однако по известным причинам они не торопились поделиться своими наработками с представителями вооружённых сил.
В частности, Кортни планировал, опираясь на свои ранее сложившиеся деловые отношения в среде брокеров, приобрести на имя третьего лица баржу с углём. Далее он предполагал тайным образом разместить в угле, наполнявшем баржу, определённое количество чугунных бомб, замаскированных под куски угля, а затем опять же через третьих лиц нелегально перепродать баржу северянам для бункеровки ими кораблей, осуществлявших блокаду портов южан.
Другой вариант плана предусматривал такое перемещение баржи, чтобы у северян возникла реальная возможность её захватить в момент, когда в пункте базирования кораблей, блокировавших порты южан, запасы топлива подошли бы к концу.
Предполагалось на протяжении короткого промежутка времени таким образом добиться вывода из строя нескольких кораблей, осуществлявших блокаду. Серия аварий и катастроф в машинных отделениях морских кораблей могла спровоцировать боязнь использовать паровую машину для преследования судов, шедших в порты южан.
Надо заметить, что на военном флоте северян, как, впрочем, и на военных флотах других стран, было достаточно поклонников паруса, которые воспринимали паровые машины как источники грязи и неприятностей. Таинственные взрывы в машинных отделениях дали бы им весомые доводы не будить лиха и не разводить паров. Эффективность блокады портов южан существенно бы упала.
Данным идеям не суждено было сбыться. В марте 1864 года канонерская лодка Signal, принадлежавшая флотилии северян на реке Миссисипи, задержала посыльное судно конфедератов, на борту которого находилась пачка незашифрованных писем, содержавших материалы о деятельности торпедного бюро секретной службы Конфедерации.
Контр-адмирал Дэвид Диксон Портер, командующий флотилией северян на р. Миссисипи, ознакомился с содержанием писем. Тайное оружие перестало быть таковым. Надо заметить, что адмирал являлся представителем самой известной семьи в истории флота США: пять американских кораблей были названы Porter в честь её представителей. Последний из них — ракетный эсминец USS Porter (DDG-78) класса Arleigh Burke и сейчас находится в строю.
Семейными чертами Портеров всегда были инициативность и смелость, однако в данном случае вести тонкую оперативную игру с противником контр-адмирал не захотел. Может быть, у него не хватало для этого полномочий, навыков, наконец, времени. Он, как и положено, донёс по команде об установленных фактах и издал приказ по флотилии, который ниже воспроизводится в переводе полностью.
«Приказ № 144.
Противник разработал новые изобретения по уничтожению человеческих жизней и судов в виде торпед (по существу — мин), напоминающих уголь, которые должны быть помещены в наши угольные кучи с целью взорвать суда или повредить их.
Офицерам надлежит быть осторожными с угольными баржами. Часовые на борту судов должны постоянно находиться над ними, и любой, кто попытается поместить любой предмет среди угля, должен быть расстрелян на месте.
Необходимо проявлять особую бдительность по отношению к плавучим средствам, пересекающим реки при движении кораблей флотилии по ним.
Все, что имеет форму лодки или шаланды, должно быть уничтожено, независимо от того, кому оно принадлежит.
Никому не должен выдаваться пропуск, чтобы пересечь реку в ту или иную сторону.
Без моего разрешения никакие письма не могут быть отправлены на берег, никто не может быть принят корабельной шлюпкой с берега.
Никому не разрешается подниматься на борт канонерской лодки моей флотилии, если командир не знает их лично и не может поручиться за них. Их имена должны быть указаны в вахтенном журнале и сообщены мне.
Транспорты флотилии не должны принимать на борт беженцев, военнопленных или дезертиров.
Допускаются на борт транспортов исключительно те лица, списки которых утверждены в Кейро (город Cairo — место у слияния рек Миссисипи и Огайо, там размещалась база флотилии. — Прим. авт.) или мною.
Все захваченные флотилией лица подлежат тщательному обыску, включая их сундуки и одежду.
Все найденные у них письма должны быть отправлены мне.
При захвате колёсных транспортных средств их обивка и сиденья должны быть вскрыты и осмотрены.
Должны осматриваться лошади, упряжь и фактически всё, где есть хотя бы малейшая возможность сокрытия корреспонденции.
Никто не должен быть освобождён, если его поймают с почтой, они подлежат отправке в Кейро как военнопленные. То же самое касается их перевозчиков, имущество которых подлежит конфискации на месте.
Ориентирую всех на задержание следующих лиц, связанных с производством торпед (по существу — мин): R.W. Dunn, E.C. Singer, J.D. Breaman, J.R. Fretwell, C.E. Frary, F.M. Tacker, L.C. Hirchbarger».
Дэвид Д. Портер, контр-адмирал, Командующий флотилией реки Миссисипи»6.
Интересно отметить, что среди 7 фамилий злоумышленников, перечисленных в приказе, нет самого изобретателя угольной бомбы — Томаса Кортни.
Анализируя документ, надо иметь в виду, что Миссисипи с её многочисленными притоками (в России широко известны крупнейшие из них — Огайо и Миссури), образовывала крупнейшую в мире транспортную систему. По берегам рек жили миллионы людей, которые там существовали и вели хозяйственную деятельность только благодаря тем возможностям, которые предоставляли реки.
Документ своей неординарностью и жесткостью формировал поток эмоционального воздействия, обращённый как на личный состав флотилии, так и, в результате его исполнения, на мирных граждан, живших на берегах рек бассейна Миссисипи. С одной стороны, введение таких режимных мероприятий повышало безопасность кораблей и судов, но с другой — усилиями Портера по хозяйственной жизни региона был нанесён сильнейший удар, хотя у северян ещё не прогремел ни один взрыв угольной бомбы. Таким образом, перехваченная информация о существовании угольных бомб сама по себе нанесла ущерб противнику.
Власть контр-адмирала Портера распространялась на бассейн реки Миссисипи; в какой мере его действия помогли предотвратить использование угольных бомб на другой территории северян, показано ниже.
Во второй половине дня в пятницу, 15 апреля 1864 года недавно введённая в строй на военно-морской верфи в Нью-Йорке колёсная канонерская лодка «Ченанго» (Chenango) выходила из Нью-Йоркской гавани, чтобы проследовать в Хэмптон-Роудс (штат Виргиния), где ей предстояло нести блокадную службу. На траверзе форта Ричмонд в её котельном отделении произошёл взрыв. Два человека были убиты на месте, а 30 других сильно обожжены паром. Среди пострадавших оказались исполнявший обязанности первого помощника инженера корабля Фрэнк Понд Рут и третий помощник Альберт Мюррей. Корабль потерял ход. Оказавшиеся рядом суда быстро доставили выживших на берег, где кареты скорой помощи перевезли их в морской госпиталь. Скрыть такое событие от прессы в Нью-Йорке было невозможно. На следующий день «Нью-Йорк Таймс» подробно описала страдания моряков. Через несколько дней 28 из 30 доставленных скончались в сильных мучениях. Сама канонерская лодка осталась на плаву, затем была отремонтирована и через год вернулась к службе.
Катастрофу наряду с представителями флота расследовали гражданские власти. Коронер округа Кингс, доктор Норрис для расследования причины гибели людей назначил присяжных. Жюри состояло из 9 человек, большинство из которых были инженерами7. Они вызвали 42 свидетеля. Вердикт большинства определил причину катастрофы в низком качестве изготовления котлов. Несмотря на усилия защиты и прессы, которые обращали внимание на уже доступную информацию об угольных бомбах, ответственность возложили на второго помощника механика корабля Крэгга, который принял котлы от изготовителя. В значительной мере такое решение было определено заявлением Крэгга о том, что из-за спешки, с которой строились суда в те дни, и постоянного давления подрядчиков он был не в состоянии контролировать характер работ. Не вступая в полемику относительно качества выполнения работ при строительстве «Ченанго», следует обратить внимание, что за несколько дней до выхода в море котлы успешно выдержали испытание на максимальное давление в течение 96 часов, а в момент катастрофы давление в них соответствовало среднему ходу8. Кроме того, «Ченанго» был серийным кораблём, и подобных катастроф на борту его «систершипов» не отмечалось.
Судя по всему, поспешный осмотр кочегарки не выявил чугунных обломков бомбы среди разрушенных чугунных топочных колосников, а следы воздействия взрыва бомбы на внутреннюю поверхность котла оказались не выделенными на фоне последовавших разрушений от парового взрыва. Взрывотехническая экспертиза в те годы только зарождалась, а это был первый случай срабатывания бомбы в топке котла. Условия войны также не способствовали объективному расследованию катастрофы. Корабль требовалось срочно вернуть в строй действующих, а длительные исследования разрушений затормозили бы ремонт. Положение второго помощника механика корабля усугубляло и то обстоятельство, что он также отвечал за погрузку и хранение топлива и, таким образом, лучше всех подходил на роль «козла отпущения». Согласитесь, диверсию надо ещё доказать в суде, потом искать диверсанта и всё это делать под шум «наглой» американской прессы. В то же время аварии и катастрофы не были тогда редкостью в судовых котельных отделениях, и отвечали за это перед судом, как правило, вторые помощники механиков. В пользу внесудебной договоренности с Крэггом свидетельствует наказание, которое он понёс за то, что в результате признанной им халатности в военное время погибли 30 военнослужащих, а новый боевой корабль на год вышел из строя. Он, представьте, был лишь уволен со службы (кстати, через два года вернулся).
Думается, Кортни как человек, близкий к транспортной сфере, знал особенности расследования там катастроф и отдавал себе отчёт в том, что действия его людей далеко не сразу будут выявлены на фоне технических аварий и катастроф, свойственных военному времени. Как показала жизнь, он был прав.
Истина прояснилась только после окончания Гражданской войны, когда для прессы оказалось доступно письмо Томаса Э. Кортни от 21 мая 1864 года, где изобретатель бомбы писал: «Моя работа начинает сказываться на Янки (жаргонное название северян). Некоторое время назад американская канонерская лодка Chenango была взорвана в Бруклине одной из моих угольных торпед (как их называют Янки), и теперь я готовлюсь отправиться в Канаду и Англию, чтобы оттуда отправить партии бомб во все части Запада и Севера. Скоро вы услышите о моём успехе»9.
Действительно, скоро капитан Томас Э. Кортни получил разрешение от президента Дэвиса покинуть страну и отправиться в нейтральную Великобританию, чтобы, как было сообщено официально, собрать деньги для нужд Конфедерации. Там он, вспомнив свои коммерческие навыки, также выполнял большой контракт на поставку одежды для войск Алабамы. Когда его деятельность как изобретателя угольной бомбы стала известна правительству Севера, он получил разрешение от президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса взять свою семью в Европу, где они не испытывали бы на себе злобу и возмущение со стороны янки.
До окончания Гражданской войны Кортни стремился поддерживать связь с людьми из секретной службы. Продолжало действовать и созданное им подразделение. Так, 27 ноября 1864 года на р. Джеймс (James) был потоплен частный колёсный пароход «Greyhound», который был реквизирован генералом северян Батлером для использования в качестве плавучего штаба. Детали этой операции неизвестны, исполнители, не без основания опасавшиеся преследования за результаты своей деятельности, не писали воспоминаний, а оперативные материалы руководством северян в последний момент были предусмотрительно уничтожены.
Не всё шло хорошо у диверсантов. Так, весной 1865 года канадская таможня совершила налёт на дом в Торонто, который был арендован Джейкобом Томпсоном10, одним из эмиссаров секретной службы Конфедерации. Там нашли угольные бомбы и зажигательные устройства, спрятанные под половицами.
Самое значительное событие, связываемое с применением угольных бомб, произошло 27 апреля 1865 года, за несколько дней до окончания Гражданской войны возле г. Мемфис (штат Теннеси) на очень большом колёсном пароходе «Sultana», когда на нём взорвались три из четырёх котлов и возник пожар.
Пароход был, как всегда, перегружен, на борту находились 2300 пассажиров, погибли более 1800 человек, многие из которых являлись недавно освобождёнными военнопленными северянами. Причины катастрофы мирового уровня той поры были неясны до тех пор, пока бывший агент секретной службы Конфедерации по имени Роберт Лауден не заявил на смертном одре, что он использовал угольную бомбу, чтобы потопить пароход «Султана». Однако так готовы считать не все11.
В апреле 1865 года большая часть официальных бумаг секретной службы Конфедерации была сожжена государственным секретарем Джудой П. Бенджамином незадолго до того, как северяне захватили столицу южан — Ричмонд12. Это делает невозможным с какой-либо степенью достоверности определить, сколько кораблей и судов было уничтожено угольными снарядами Томаса Э. Кортни.
Торпедное бюро секретной службы Конфедерации по неофициальной статистике за последние 12 месяцев Гражданской войны нанесло северянам больший ущерб, чем за предыдущие три года. Однако в доступных источниках отсутствуют упоминания о методике оценки такого ущерба.
Значительный вклад в достижение заявляемых результатов торпедного бюро внесло использование угольных бомб. Считается, что с их помощью были уничтожены только в бассейне Миссисипи не менее 60 судов, при этом убиты тысячи солдат и моряков вооружённых формирований северян, уничтожено имущество на миллионы долларов13.
Независимые эксперты относятся к приведённым результатам осторожно: нет оснований утверждать, что из этой статистики исключены последствия аварий и катастроф, возникших без применения угольных бомб.
Быть осторожным в оценке успеха практического использования угольных бомб заставляет послевоенная судьба Томаса Э. Кортни. Он оставался в Великобритании до 1867 года, пытаясь продать «секрет» своего изобретения иностранным правительствам, включая Англию, Францию, Испанию и Турцию.
В частности, он обращался в британское военное министерство с предложением купить у него, говоря современным языком, ноу-хау, касавшееся угольной бомбы, за 150 тыс. долларов. Речь идёт о долларах той поры, когда недельная заработная плата клерка в солидном банке составляла 4—5 долларов. Ему отказали после того, как он не согласился позволить экспертам военного министерства практически изучить своё изобретение перед покупкой.
В 1868 году по возвращении в Соединённые Штаты Томас Кортни обосновался в Нью-Йорке, где стал представлять Лондонскую страховую корпорацию. Таким образом, он вернулся к своим довоенным занятиям, формально полностью порвав отношения со специальными службами.
Кортни скончался через 7 лет после возвращения, осенью 1875 года в возрасте 53 лет, оставив жену и 5 детей в местечке Jordan’s Sulphur Springs близ Винчестера (штат Виргиния), и был похоронен на кладбище Mt. Olivet в Балтиморе (штат Мэриленд).
Однако это печальное событие не поставило точку в использовании угольных бомб и применении их в специальных операциях. Вновь о них заговорили в связи с деятельностью ирландской националистической организации «Фенианское Братство», действовавшей в Соединённых Штатах в конце 1860—1870-х годах. Её члены рассматривали возможность размещения угольных бомб в печах гостиниц Нью-Йорка, а также в угольных ямах английских трансатлантических пароходов.
В этом случае дело не дошло до практического применения бомб. Однако воспоминания о трагедии парохода Sultana были свежи, и это породило сильнейший поток негативного воздействия на общество и правительство. Как это ни покажется странным, но эти события не увязывались с именем Томаса Э. Кортни — ирландца по рождению и связям.
В 1873 году слухи о том, что недобросовестные английские судовладельцы стали размещать угольные бомбы на борту принадлежавших им судов с целью незаконного получения страхового вознаграждения за их гибель и гибель перевозившегося ими груза, всколыхнули Великобританию. В тот период, действительно, ряд судов таинственно исчезли, однако доказать, что их гибель являлась формой страхового мошенничества, не удалось. В связи с этими слухами имя Томаса Э. Кортни всплыло на страницах английских газет, поскольку изобретатель угольной бомбы много лет занимался вполне профессионально страховым бизнесом. Пересуды на некоторое время привлекли внимание общественности к этой проблеме и подняли страховые ставки на рынке морских перевозок. Масла в огонь подлила ранняя смерть Томаса Э. Кортни вдали от Нью-Йорка. Заговорили о том, что бывших сотрудников специальных служб не бывает. Слухи не подтвердились, и тема ушла со страниц газет.
Вновь к ней вернулись в связи с подозрением в использовании ирландскими националистами в 1881 году угольной бомбы для уничтожения британского военного корабля «Dotterel» в Пунта-Аренасе (Чили), но и в тот раз доказать это не удалось.
Негативный опыт американцев, периодическое присутствие темы угольных бомб на страницах газет на протяжении практически 17 лет не привели к тому, чтобы правительства морских государств обратили серьёзное внимание на разработку комплексных мер по борьбе с ними. Зато не остался равнодушным к теме английский писатель Артур Конан Дойл, который в 1890 году коснулся этой проблемы в рассказе «Эта маленькая квадратная коробочка», опубликованном в сборнике «Капитан Полестар и другие рассказы».
Анализируя годы, прошедшие с момента изобретения замаскированных под кусок угля взрывных устройства, можно отметить: в период глобальных противостояний к ним обращались как к эффективному средству проведения специальных операций, направленных на поражение таких высокоэнергетических объектов, как котлы.
Первая мировая война не внесла существенных изменений в технологию изготовления замаскированных под кусок угля взрывных устройств, но сфера их применения экстраполировалась на железнодорожный транспорт и коснулась прежде всего локомотивов.
В ходе Великой Отечественной войны такие яркие организаторы и руководители специальных операций, как И.Г. Старинов и К.С. Заслонов, также использовали безоболочечные взрывные устройства, замаскированные под кусок угля. С их помощью проводились эффективные операции в отношении локомотивов вражеских эшелонов, эелезнодорожных водокачек и т.д.
В послевоенный период американцы решили в очередной раз воспользоваться наработками Томаса Э. Кортни. Они увеличили мощность безоболочечных взрывных устройств, замаскированных под кусок угля, пытались их применять в специальных операциях, направленных против локомотивов и тепловых электростанций в Социалистической Республике Вьетнам в ходе своей агрессии.
Сегодня в мире весьма неспокойно, и хотя уголь практически не используется на транспорте, он продолжает широко применяться в энергетике и металлургии. С учётом исторического опыта можно констатировать, что угрозу этим высокоэнергетичным процессам со стороны замаскированных под кусок угля взрывных устройств исключать пока не следует.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Габриель Джеймс Рейнс (1803—1881) — американский кадровый военный, бригадный генерал армии Конфедерации в годы Гражданской войны. В 1862 г. при осаде Йорктауна сконструировал первые мины, взрывавшиеся самостоятельно или при помощи электрического запала. Эти приспособления, известные как land torpedoes, или «мины Рейнса» (Rains mines), сначала изготовлялись из снарядов, к концу войны их было произведено около 2000 шт.
2 Мэтью-Фонтейн Мори (1807—1873) — американский морской офицер, астроном, историк, океанограф, метеоролог, картограф, геолог, а также автор научных публикаций и преподаватель. Прозван «разведчиком моря». 11 июня 1861 г. Мори был назначен командующим береговой обороной КША. Широко использовал созданные им подводные мины.
3 Хорас Лоусон Ханли (1823—1863) — американский изобретатель. Во время Гражданской войны в США создал подводную лодку H.L. Hunley с мускульным приводом — первую в мире субмарину, потопившую вражеский корабль, применив для этого шестовую мину. Погиб при её испытаниях 15 октября 1863 г.
4Томас Эджворт Кортни (1822—1875) — ирландец, изобретатель угольной мины. В 1842 г. перебрался из Ирландии в Америку и стал преуспевающим брокером, занимаясь торгово-закупочной логистикой в крупнейшем транспортном центре страны г. Сент-Луис (штат Миссури), расположенном на берегу Миссисипи, недалеко от впадения в неё Миссури. Они с братом Уильямом поставляли товары вниз по Миссисипи владельцам плантаций и покупали хлопок для отправки в Англию, поэтому имели хорошие связи в транспортной сфере. Томас также зарекомендовал себя в качестве успешного страхового агента, продавая полисы страхования жизни, страхования от пожара и рисков морской перевозки. Это позволяло ему иметь достаточно полное представление об уязвимых местах транспортной системы той поры.
5Joseph M. and Thomas H. Thatcher. Confederate Coal Torpedo: Thomas Courtenay’s Infernal Sabotage Weapon // Keith Kennerly Press, 2011.
6 Perry Milton F. Infernal Machines: The story of Confederate submarine and mine warfare // Louisiana State University Press, 1985.
7 The Boiler Explosion of the Martin Boiler on board the U.S. «Double-Ender» Chenango: The Coroner’s Inquest, a Full Report of the Testimony, the Charge of Dr. Norris to the Jury, and the Two Verdicts. New York: Hurd & Houghton, 1864.
8 National Academy of Sciences. Annual Report for 1864. «Appendix D. Report on the Explosion of a Boiler on the United States Gunboat Chenango». Washington: National Academy of Sciences, 1865.
9G.E. and Deb Rule. The Sultana: A case for sabotage // North and South Magazine. Vol. 5. Issue 1. December 2001.
10 Джейкоб Томпсон (1810—1885) — министр внутренних дел Соединённых Штатов, ушёл в отставку в связи с началом Гражданской войны, чтобы стать генеральным инспектором армии Конфедерации Штатов. В 1864 г. Джефферсон Дэвис попросил его возглавить делегацию в Канаде, где он стал руководителем секретной службы Конфедерации. С его именем связывают план сожжения Нью-Йорка 25 ноября 1864 г. в отместку за тактику выжженной земли генералов Шеридана и Шермана на юге, а также убийство Авраама Линкольна
11 G.E. and Deb Rule. Op. cit.
12 Fishel Edwin C. The Secret War for the Union: The Untold Story of Military Intelligence in the Civil War. Boston, Massachusetts: Houghton Mifflin, 1996.
13 Bennett Frank M. The Steam Navy of the United States: A History of the Growth of the Steam Vessel of War in the U.S. Navy, and of the Naval Engineer Corps. Pittsburgh: Press of W.T. Nicholson, 1896.