Аннотация. В рецензии на современный учебник по военной истории даётся оценка изданию, предназначенному для курсантов высших военно-учебных заведений.
Summary. The review of modern textbook on military history assesses edition for students of higher military educational institutions.
Лосик Александр Витальевич — главный научный сотрудник Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова, заместитель главного редактора журнала для учёных «Клио», доктор исторических наук, профессор
(Санкт-Петербург. E-mail: ershov_n@mail.ru).
«УЧЕБНИК ДЛЯ НАСТОЯЩИХ ПАТРИОТОВ ОТЕЧЕСТВА»
В 2014 году вышел в свет учебник «История Отечества»*, допущенный к преподаванию Учебно-методическим объединением высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления Вооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ) по гуманитарно-социальным специальностям. Изданию официально придан статус учебника для курсантов высших военно-учебных заведений (ввузов). Подготовлено оно авторским коллективом преподавателей под руководством О.Ю. Ефремова. Можно сказать, что эта книга по отечественной истории, изданная в Санкт-Петербурге, рекомендована «во всероссийском масштабе» для всех военно-учебных заведений Министерства обороны, независимо от вида ВС и рода войск. Выполненная в отличном полиграфическом оформлении, она, следует отметить, вобрала в себя и соответствующий учебно-методический опыт, накопленный в других военных вузах. Ещё один важный момент — для работы над учебником удалось сформировать высококвалифицированный коллектив учёных-педагогов Санкт-Петербурга. В этом несомненная заслуга руководителя авторского коллектива и научного редактора учебника доктора педагогических наук, лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования, заведующего кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи имени С.М. Будённого О.Ю. Ефремова. Среди 16 членов авторского коллектива 9 докторов наук и профессоров, 7 кандидатов наук, из них 6 доцентов, которые трудятся в четырёх ввузах (Военная академия связи, Михайловская военная артиллерийская академия, Военно-космическая академия, Военно-морская академия), а также в гражданском вузе (Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина).
Какие же, на наш взгляд, важнейшие положительные стороны и упущения этого неординарного издания?
Во-первых, его структура и содержание соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту. В нём последовательно, качественно, ярким, живым литературным языком излагаются важнейшие проблемы зарождения и становления Древнерусского государства, пути его развития от Руси к Российской империи и далее к новейшей истории России. При этом авторы не навязывают читателям те или иные трактовки исторических событий и явлений, уделяя основное внимание объективному изложению хронологии событий, действиям тех или иных исторических персонажей. Таким образом, изучающим предмет предоставляются возможности для самостоятельной оценки происшедшего, которая может вступить в спор с позицией авторов. Думается, что именно такой подход порождает то самое историческое мышление, к формированию которого у обучающихся нас призывают все последние годы с высоких государственных трибун.
При всём при том книга разрабатывалась авторами в ходе широкой дискуссии в обществе по проблеме концепции единого учебника по отечественной истории. Авторскому коллективу удалось построить учебный материал сообразно с положениями концепции, выработав вполне приемлемый подход к трактовке исторических событий.
Во-вторых, материал учебника достаточно удачно проецируется в контексте общемировых тенденций различных исторических эпох. Впрочем, здесь использованы ещё далеко не все возможности более тесного рассмотрения российской истории в общемировых политико-экономических и социальных процессах. К примеру, события Французской буржуазной революции и буржуазной революции в Северной Америке упоминаются лишь вскользь (глава 4 «Российская империя в XVIII веке»); для лучшего усвоения последующих событий российской истории следовало бы привести небольшие таблицы (о политическом строе Франции до и после буржуазной революции, политическом строе Северной Америки до и после буржуазной революции и т.п.).
В-третьих (это, пожалуй, главное для подобного рода учебников) основной акцент в книге делается на освещении военно-исторической проблематики, определяя её направленность на практическую деятельность будущего офицера (как командира и воспитателя во вверенном ему воинском коллективе). Но вот в главе 4, посвящённой современной России, явно недостаёт сюжета о развитии военной доктрины государства в 1990-е годы — начале XXI века.
В-четвёртых, при рассмотрении важнейших исторических процессов (например, революционных потрясений, реформ в государстве и обществе или войн) авторы учебника (и это важно в методологическом плане для подобных изданий) выделяют и формулируют основные направления, этапы, причины и итоги (последствия) рассмотренных исторических процессов и явлений для дальнейшего развития Российского государства, его армии, страны в целом.
В-пятых, материал учебника не только базируется на использовании богатейшего опыта учебной и учебно-методической литературы, изданной в военных вузах, чем осуществляется преемственность педагогических поколений и учитывается труд ветеранов кафедр, но и опирается на серьёзную, богатую историографию проблем отечественной истории, накопленную исторической наукой к сегодняшнему дню.
Последнее, пожалуй, наиболее наглядно видно на примере главы 2 «Древняя Русь», в которой её автор доктор исторических наук, профессор А.Н. Щерба использует для рассмотрения затронутых в главе проблем такой научный подход и учебно-методический приём, как анализ рассматриваемых вопросов через призму отечественной и зарубежной историографии. Опорой ему послужили как труды историков древности (Геродот, К. Тацит и др.) и древние летописи, так и работы отечественных и зарубежных историков прошлых веков (В.Н. Татищева, С.А. Гедеонова, С.М. Соловьёва, Н.М. Карамзина, Л.Н. Гумилёва, О.Н. Бодянского, Г.В. Вернадского, чешского слависта П.И. Шафарика и др.), а также современных исследователей (Б.А. Рыбакова и др.).
Исходя из новейших требований Федерального государственного образовательного стандарта, следует обратить внимание на хотя и достаточно исчерпывающую, но тем не менее требующую дальнейшего совершенствования структуру учебника. В частности, некоторым главам нужна более детальная структурная проработка. Например, в главе 6 («Россия в начале ХХ в.») наряду с параграфами, посвящёнными нарастанию кризиса самодержавия, первой российской революции и выбору страной будущего исторического пути, кажется вполне целесообразным для ввузовского учебника выделение параграфов, посвящённых Русско-японской и Первой мировой войнам. Здесь же, на наш взгляд, следует усилить и аспекты военно-технической революции начала ХХ века, которые зримо проявились в названных войнах в виде более совершенного стрелкового и артиллерийского вооружения и разнообразной мобильной военной техники (самолёты, танки и другая бронетехника, подводные лодки и надводные бронированные корабли, а также радио и другие средства военной связи).
Методический аппарат учебника, включающий в себя чёткую структуру, содержательное оглавление, выделение смысловых блоков и важных моментов в содержании, контрольные вопросы и рекомендованную литературу по каждому параграфу и т.п., направлен на углублённую самостоятельную работу обучающихся. Однако контрольные вопросы, помещённые в конце главы, не охватывают всё её содержание.
К сожалению, в учебнике недостаточно, как кажется, рассмотрены вопросы государственного устройства России на разных этапах её развития. Хотя пример успешного решения этой объёмной для подобного учебника задачи есть в его содержании. В главе 3 («От Руси к России. Становление и развитие Российской империи») помещён рисунок со схемой построения высшего, центрального и местного государственного аппарата в XVII веке. Подобные схемы, размещённые в каждой главе учебника, доступные и наглядные, не занимающие много места, могли бы позволить достаточно полно рассмотреть этот вопрос, а также показать развитие государственного управления в целом. Это также повысит общую наглядность учебного материала.
Подчёркивая военную направленность содержания учебника, авторы в дальнейшем могут показать также эволюцию военного ведомства, органов военного управления, возможно, наиболее известных воинских частей (например, гвардейские полки, сыгравшие заметную роль в отечественной истории). Несомненно, что подобные добавления только повысят качество учебного материала, вызовут ещё больший интерес у военной аудитории, сделают следующие издания учебника более оригинальными, привлекательными и полезными.
* История Отечества: Учебник для военных вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: «Питер Пресс», 2014. 528 с.