Аннотация. В статье приводится исторический анализ создания и развития ракетного оружия берегового базировании с середины и до концаXX века.
Summary. The article provides a historical analysis of the creation and development of land-based missiles from the middle to the end of XX century.
Из истории вооружения и техники
ИЛЬИН Евгений Юрьевич — профессор кафедры тактики ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», полковник, кандидат военных наук, доцент (Санкт-Петербург. E-mail: ilin_eu@mail.ru)
СИДОРЕНКО Константин Пансофьевич — старший научный сотрудник НИЦ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», капитан 1 ранга в отставке, доктор военных наук, профессор
«Полезное вспомогательное средство на войне, о котором будут всегда сожалеть при неимении его в своём распоряжении»
Создание и развитие противокорабельного берегового ракетного оружия в СССР в 1950—1990-е годы
Создание отечественного ракетного оружия береговой обороны, о котором пойдёт речь в данной статье, началось в середине XIX века. Наиболее глубокую и плодотворную работу в этой области провёл замечательный русский изобретатель К.И. Константинов. Он сумел обосновать условия устойчивого полёта «особого снаряда», определить наиболее выгодное соотношение между его общим весом и количеством порохового заряда, установить причины, вызывающие рассеивание ракет. Проводя обстоятельные изыскания, Константинов глубоко изучал труды многих зарубежных исследователей в этой области, в том числе и французских артиллеристов. К примеру, его внимание привлекло высказывание последних о большом значении ракет. Они, по мнению участников осады Севастополя в ходе Крымской (1853—1856 гг.) войны, представляли собой «полезное вспомогательное средство на войне, о котором будут всегда сожалеть при неимении его в своём распоряжении»1. Впрочем, практическое воплощение теоретических идей в отношении «вспомогательного средства на войне» предпринимали не только зарубежные специалисты. Так, ещё в 1848 году в Кронштадте по инициативе Константинова и его единомышленников в нижнем этаже одного из фортов были установлены 22 ракетных устройства, которые намечалось использовать для возможной залповой стрельбы по вражеским кораблям. В августе того же года состоялись первые опытные стрельбы. Максимальная дальность полёта ракет достигала 2600 м. Испытания прошли успешно и показали, что «вспомогательное средство» можно применять как боевое оружие против морского противника.
Активное развитие ракетного оружия берегового базирования в нашей стране началась много лет спустя, а точнее, после окончания Второй мировой войны (1939—1945 гг.). Можно предположить, что причиной этому послужила угроза советским берегам со стороны мощнейшего по тому времени американского авианосного флота. Так или иначе, но в конце 40-х годов XX века в СССР в ходе коренных преобразований в военном деле стало создаваться и развиваться противокорабельное ракетное оружие. Для успешной борьбы с ударной силой флотов вероятного противника (авианосцами, линкорами, крейсерами) в 1949 году началась разработка самолётов-снарядов (крылатых ракет — КР). Термин «крылатые ракеты» определил приказ министра обороны СССР от 30 октября 1959 года. Одним из основных требований, предъявлявшихся к этим ракетам-снарядам, была способность поражать движущиеся по воде точечные цели, т.е. надводные корабли.
Работа в этом направлении шла параллельно в нескольких КБ (НИИ) различных министерств, а конкуренция между ними во многом обусловила успешность и быстроту создания первого берегового ракетного комплекса (БРК). Первым образцом подобного оружия стала ракета воздушного базирования «Щука». Разработка её велась в КБ-2 Министерства сельскохозяйственного машиностроения под руководством конструктора М.В. Орлова. В качестве носителя выбрали сперва самолёт Ту-2, затем Ил-28. Хотя проведённые в 1951—1952 гг. испытания были быстро прекращены, на основе полученных наработок был создан (1953—1957 гг.) корабельный самолёт-снаряд «Щука», носителями которого являлись эсминцы 56М, 57БИС2. Несколько раньше (1949 г.) НИИ-4 выдал конструкторскому бюро одного из подмосковных заводов Министерства авиационной промышленности техническое задание на проектирование берегового самолёта-снаряда «Шторм». Он внешне походил на самолёт-истребитель со стреловидным крылом и оперением. Под фюзеляжем располагался прямоточный воздушно-реактивный двигатель РД-700 (РД-1), способный обеспечить расчётную околозвуковую скорость и дальностью полёта до 80 км. Были разработаны пусковая установка и система управления. Но и этот образец не стал базовым, поскольку более перспективным признали иной — авиационный самолёт-снаряд «Комета», принятый на вооружение в 1953 году, внешне напоминавший истребитель МиГ-15. В 1954-м согласно постановлению Совета министров СССР началось создание береговой системы вооружения «Стрела» с ракетой-снарядом С-2. Все элементы системы предполагалось размещать на берегу в фортификационных сооружениях, способных обеспечить её живучесть. Общее руководство работами осуществлял известный авиаконструктор М.И. Гуревич, а разработку комплекса выполнил филиал конструкторского бюро ОКБ-155 Министерства авиационной промышленности (главный конструктор А.Я. Березняк). Изделия «Комета» и С-2 походили друг на друга, отличие состояло разве что в оснащении последней стартовым двигателем и дополнительным килем.
Первый пуск ракеты С-2 выполнила испытательная батарея с мыса Фиолент полуострова Крым в 1955 году. Для ускорения отладки комплекса использовались самолёты-дублёры (СДК), для чего сформировали соответствующую эскадрилью из серийных МиГ-17, на которых были установлены бортовая станция управления и автопилот, входившие в состав бортовой аппаратуры «Кометы». Когда лётчик дублёра путём несложного манёвра выводил самолёт в луч радиолокационной станции (РЛС) наведения, следящая аппаратура самолёта-носителя, взявшего цель на автосопровождение, обеспечивала возможность перехода наведения первого из них по лучу от бортовой радиоаппаратуры управления и автопилота. Полёт СДК в автоматическом режиме продолжался до перехода бортовой аппаратуры в режим самонаведения, после чего пилот брал управление на себя и в ручном режиме возвращался на аэродром.
Для проведения пробных полётов был создан испытательный полигон (экспериментальный учебный центр № 53 береговой обороны ВМФ). Обширной программой было предусмотрено испытание станции обнаружения и наведения, аппаратуры управления, ракеты, применение помех. С 1954 по 1957 год произвели подготовку и пуск 75 ракет3.
С осени 1954 года началось строительство в Крыму «объекта 100», где ракетный комплекс укрывался в фортификационных подземных сооружениях. Он состоял из двух одинаковых по схеме стартовых площадок на удалении друг от друга 5,94 км. Подземные работы велись буровзрывным способом. Исходя из общей их трудоёмкости и установленных сроков, в отдельные моменты на каждой площадке трудились до 1000 человек. В августе 1955 года директивой главнокомандующего ВМФ было объявлено о формировании на флоте первых отдельных специальных дивизионов (осд) береговой обороны: 51-го на Черноморском и 12-го на Северном флотах4. Именно с этого, можно считать, и началась история береговых ракетных частей в СССР. Формирование 51 осд проходило в экспериментальном учебном центре береговой обороны ВМФ осенью 1955 года. Основным костяком дивизиона стали офицеры береговой артиллерии (БА) ЧФ, а также техники ВВС флота, обслуживавшие самолёты МИГ-15 и МИГ-17. Первым командиром 51 осд был назначен подполковник Масальский (через два месяца его сменил майор Цинцадзе). Обучение личного состава обоих дивизионов велось в Крыму на базе упомянутого центра. В феврале 1957 года был сформирован отдельный специальный полк береговой обороны (командир подполковник Г.Л. Сидоренко)5. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Цит. по: Генералъ-Майоръ Константинов К.И. Боевыя ракеты въ России. СПб.: Тип. Н. Тиблена и Кº, 1867. С. 62.
2 Более подробно см.: Потапов В.А. 40 лет на страже Родины (материалы по истории 362 обрп ЧФ ВМФ СССР). Севастополь: «Кипарис», 2007.
3 Ягор Р.Ж. История полигона. Севастополь, 2003.
4 Более подробно см.: Потапов В.А., Шелюк Ю.П. Береговики Заполярья. Севастополь, 2006.
5 Потапов В.А. Указ. соч.