A.M. PANCHENKO — Development of common training manuals and textbooks for military educational institutions of Russia in the first half of the nineteenth century
Аннотация. В статье проанализирован исторический опыт деятельности органов управления военно-учебными заведениями в 20—50-х годах XIX века по централизованному составлению и обеспечению печатными учебными руководствами и пособиями.
Summary. The article analyses the historical experience of activities of control bodies of military-educational institutions in the 20-50-ies of the XIX century on centralised compilation of printed training manuals and textbooks and provision of.
ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
ПАНЧЕНКО Анатолий Михайлович — старший научный сотрудник Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент
(г. Новосибирск. E-mail: rio510@spsl.nsc.ru).
СОЗДАНИЕ ЕДИНЫХ УЧЕБНЫХ РУКОВОДСТВ И ПОСОБИЙ ДЛЯ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века
Целью статьи является обобщение и представление научно-образовательному сообществу опыта подготовки издания учебников и учебных пособий и централизованного снабжения ими военно-учебных заведений в дореволюционный период. Ранее рассматривались только вопросы наличия учебников и учебных пособий в библиотеках отдельных военно-учебных заведений, а специальная подготовка их по заказу руководства военно-учебного ведомства, издание за его счёт и централизованное распространение прежде не становились предметом внимания исследователей истории отечественного военного образования.
В первой половине XIX века военно-учебные заведения России испытывали острый недостаток в печатных учебных руководствах и пособиях по различным дисциплинам, что затрудняло соблюдение принципа единства в преподавании. В 1823 году был учреждён комитет — под председательством сначала генерал-майора А.И. Маркевича, затем генерал-инженера К.И. Оппермана — для рассмотрения учебных книг и записок, получивших широкое распространение из-за отсутствия учебников, вследствие чего воспитанники теряли много времени на переписывание необходимого им материала. Представленные книги и записки комитет забраковал, а его члены распределили между собой обязанности: «Так, преподаватель Спасский взялся составить руководство арифметики; Кондырев — геометрии; Кайданов — истории; Кениг — геодезии; Фус — сферической тригонометрии; Плетнёв, Талызин и Кошанский — хрестоматии по русскому языку. Но большинство членов не закончило взятых на себя работ»1.
В 1826 году император Николай I учредил особый комитет под председательством К.И. Оппермана, целью которого стало рассмотрение и определение учебных курсов и выбора соответствующих руководств. В результате был разработан «Устав для военно-учебных заведений 2-го класса», высочайше утверждённый в 1830 году, «избрание же книг для руководства при преподавании наук встретило разные затруднения и не было приведено в исполнение»2.
Одновременно Николай I создал «Комитет устройства учебных заведений» во главе с министром народного просвещения адмиралом А.С. Шишковым — «для должного и необходимого однообразия» всех учебных заведений Российской империи от приходских школ до университетов. Среди прочих задач комитет обязали: «…2) рассмотреть и сличить курсы учений, в них преподаваемых, приведя для сего предварительно на вид, по каким книгам или сочинениям оные преподаются; <…> 4) определить подробно на будущее время все курсы учений, означив и сочинения, по коим оные должны впредь быть преподаваемы»3. Таким образом, в ходе проводившегося Министерством народного просвещения реформирования предполагалось преобразовать и военно-учебные заведения, «связав их в одну отдельную отрасль государственного управления»4.
В 1831 году Совет о военно-учебных заведениях (бывший Совет о военных училищах)5, Пажеский и все сухопутные кадетские корпуса были подчинены великому князю Михаилу Павловичу6. Одной из обязанностей совета являлось рассмотрение учебных руководств. 29 февраля 1832 года утвердили штат штаба управления главного начальника (генерал-лейтенант А.И. Кривцов, с 1835 г. — полковник Я.И. Ростовцев7) Пажеского, всех сухопутных кадетских корпусов и Дворянского полка. В третьем учебном отделении штаба, отвечавшем за нравственное, умственное и физическое воспитание, при Я.И. Ростовцеве работал Особый учебный комитет (председатель — начальник штаба), рассматривавший книги, учебные пособия и другие сочинения, которые приобретались и издавались для военно-учебных заведений.
В 1836 году управление Пажеским и сухопутными кадетскими корпусами было возложено на главного начальника военно-учебных заведений и Совет о военно-учебных заведениях. В кадетских корпусах ввели единый учебный план и установили общий порядок организации и устройства. Так определились обязанности, права и льготы всех служивших в военно-учебных заведениях чинов. Среди них имелись библиотекари, служба каждого из них «наравне с другими считалась государственной»8. К тому времени во многих заведениях уже работали библиотеки9 (с особыми отделами) как для преподавателей, так и для воспитанников. Чтобы последние не тратили время на переписывание классных тетрадей, были устроены литографии, подчинявшиеся инспекторам классов и находившиеся под контролем штабов этих заведений. Последние для успешного преподавания снабжались картами, глобусами, физическими приборами и т.д. Каждый корпус имел химическую лабораторию и коллекцию артиллерийских и фортификационных моделей. Чтобы сэкономить деньги на приобретение необходимых приборов и пособий, военно-учебные заведения получили право привозить их из-за границы без уплаты пошлин.
К тому времени уже устарели прежние изданные на русском языке руководства по тактике, фортификации, артиллерии, законоведению, статистике, а по некоторым предметам они и вовсе не существовали. «Для приготовления по всем предметам преподавания руководств, составленных согласно современному состоянию наук, в объёме и духе, сообразными с возрастом обучающихся в военно-учебных заведениях и со временем, определённым в них на преподавание»10, великий князь Михаил Павлович11 и его штаб приняли меры, направленные на составление новых учебных программ и подготовку к изданию необходимых руководств и пособий. «Доставить воспитанникам военно-учебных заведений руководства по всем многоразличным отраслям умственного их образования, чтобы приготовить юношей на все пути государственной деятельности, куда призовёт их воля монарха и долг службы, есть мысль высокая, благородная»12, — отмечали составители курса «Чистой математики» А.Я. Кушакевич и А.С. Киндерев.
Известные специалисты в различных отраслях наук (В.Я. Буняковский13, Ф.И. Буслаев, Е.Х. Вессель14, А.Д. Галахов, Ф.И. Горемыкин, Е.И. Гугель, С.А. Гуро, В.И. Даль, С.М. Добровольский, И.И. Ивановский, А.П. Карцов, А.С. Киндерев, А.Я. Кушакевич15, Э.Х. Ленц, В.П. Макин, барон Н.В. Медем, М.В. Остроградский16, М.А. Половцов 2-й17, А.В. Постельс, о. Н.Ф. Раевский, А.Ф. Разин, А.Н. Савич, А.П. Сапожников18, Ф.И. Симашко19, А.М. Соколовский20, О.И. Сомов, А.З. Теляковский, А.В. Шакеев, И.П. Шульгин21, Н.Т. Щеглов22, В.А. Эртель и др.) получили предложения напечатать разработанные ими «курсы» и учебные руководства. Для финансирования этого проекта в 1835 году из особого капитала (остался от хозяйственных сбережений) выделили 140 тыс. рублей.
Генерал-майору барону Н.В. Медему23, к примеру, поручили составить учебное руководство по тактике. И в этом ему были обязаны всячески содействовать преподаватели военных наук военно-учебных заведений. За «Руководство к тактике» (в двух частях, 1837) барона наградили полной Демидовской премией. Кроме того, великий князь Михаил Павлович решил, что будет полезным откомандировать Медема за границу. Ему поручалось внимательно следить за всеми новинками в области военного дела в Европе, изучать зарубежный опыт преподавания в военно-учебных заведениях. Генерал-майор был обязан просматривать основные военные журналы, вновь появлявшиеся учебные руководства по военным дисциплинам и сочинения, относившиеся к организации учебной работы соответствующих заведений. Медему предоставили право пользоваться книгами и периодическими изданиями из библиотек Главного штаба, императорской Военной академии и военно-учебных заведений, получать необходимые сведения из Департамента Генерального штаба, императорской Военной академии, Артиллерийского и Инженерного учёных комитетов. Ежегодно к 1 января генерал-майор должен был представлять отчёты о ходе «усовершенствования военных наук вообще», об изобретениях, нововведениях в устройстве заграничных военных училищ, о методах преподавания, новых учебных руководствах по военным дисциплинам и т.д. Для полноты картины от него также требовали сведений, полученных им в ходе личного осмотра военно-учебных заведений. Генерал-майора обязали раз в три—четыре года объезжать лучшие зарубежные военные училища и подробно докладывать об их устройстве, состоянии, предметах и способах преподавания учебных дисциплин великому князю Михаилу Павловичу. Раз в год Н.В. Медем представлял в Учебный комитет своё мнение о целесообразности замены отдельных параграфов или целых глав учебных руководств новыми положениями или статьями, а также об изменениях, касавшихся курсов преподававшихся дисциплин. Он же рассматривал вновь составлявшиеся учебные руководства по военным наукам и направлял отчёты в Учебный комитет. Отметим, что в этом генерал-майор уже имел богатейший опыт. «Записки об артиллерийском искусстве. Составленные лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады штабс-капитаном Е.Х. Весселем для руководства офицеров, обучающихся в Артиллерийском училище» (Ч. 1—2. СПб., 1830) и «Начальные основания артиллерийского искусства, составленные лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады капитаном Е.Х. Весселем для руководства в юнкерских классах Артиллерийского училища и служащие началом записок, изданных для офицерских классов означенного училища» (СПб., 1831) предварительно, до их опубликования, просмотрели инспектор классов Артиллерийского училища Медем (ещё полковник) и профессора вспомогательных наук В.А. Анкудович (математические отделы) и Д.С. Нечаев (химические и технические)24. А после того, как граф К.И. Опперман прочёл и разрешил эти сочинения, их напечатали. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Столетие Военного министерства. 1802—1902. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. Т. 10. Ч. 1. СПб.: Тип. поставщиков Двора его императорского величества Товарищества М.О. Вольф, 1902. С. 126.
2 Там же. Т. 10. Ч. 2. 1907. С. 4.
3 Там же.
4 Там же.
5 Совет о военно-учебных заведениях был учреждён 29 марта 1805 г., восстановлен «на новых основаниях» в 1830-м. Ему предоставлялась власть над всеми военно-учебными заведениями. Цесаревич Константин Павлович личного участия в работе совета не принимал, так как с 1816 г. проживал в Варшаве, командуя польскими войсками. Ввиду постоянного пребывания цесаревича в этом городе с 1819 г. была учреждена должность главного директора Пажеского и кадетских корпусов и Дворянского полка (с 1819 г. — генерал-адъютант граф П.П. Коновницын, главный наставник при великих князьях Николае и Михаиле Павловичах). Указом Правительствующего сената от 21 января 1863 г. ведомство военно-учебных заведений ввели в состав Военного министерства, одновременно был упразднён Совет о военно-учебных заведениях.
6 Михаил Павлович (1798—1849) — великий князь, четвёртый сын императора Павла I и императрицы Марии Фёдоровны, с рождения — генерал-фельдцейхмейстер и шеф гвардейского артиллерийского батальона. В это звание впервые был возведён один из членов императорской фамилии, носивший его более чем полвека. По воле императора Александра I Михаил Павлович вступил в управление артиллерией 25 июля 1819 г. и командовал ею в течение 30 лет. В 1820 г. по его докладу было открыто Артиллерийское училище (с 1849 г. — Михайловское). С 14 декабря 1825 по 1849 г. Михаил Павлович — генерал-инспектор по инженерной части, с 1826-го — командир Гвардейского корпуса, в 1844—1849 г. — главнокомандующий Гвардейским и Гренадерским корпусами, с 1830-го — член Совета о военно-учебных заведениях; в 1831—1849 гг. — главный начальник военно-учебных заведений
7 Ростовцев Яков Иванович (1803—1860) — генерал от инфантерии, генерал-адъютант; выпускник Пажеского его императорского величества корпуса 1822 г. По его окончании был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Егерский полк, через три года получил назначение на должность старшего адъютанта при дежурстве всей пехоты Гвардейского корпуса, с начала 1828 г. — адъютант его императорского высочества великого князя Михаила Павловича; с декабря 1831 г., будучи полковником лейб-гвардии Егерского полка, исполнял должность дежурного штаб-офицера вновь образованного штаба его высочества по управлению военно-учебными заведениями; 7 апреля 1835 г. был назначен на должность начальника штаба великого князя по управлению военно-учебными заведениями. После смерти великого князя Михаила Павловича в 1849 г. управление военно-учебными заведениями было вверено цесаревичу, а генерал-майор Ростовцев сохранил за собой должность начальника штаба. После вступления императора Александра II на престол в 1855 г. генерал-адъютант Ростовцев стал начальником главного штаба его императорского величества по военно-учебным заведениям. Ростовцев — автор нескольких нормативно-правовых документов по устройству военно-учебных заведений, член Государственного совета в 1855 г.
8 Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению. От основания в России военных школ до исхода первого двадцатипятилетия благополучного царствования государя императора Александра Николаевича. 1700—1880 / Сост. генерал-майор Лалаев. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1880. Ч. 1—2. С. 77.
9 Подробнее см.: Панченко А.М. Библиотеки военно-учебных заведений России (XVIII — начало XX в.). Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2012.
10 Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства) / Сост. полковник Н. Мельницкий. СПб.: Тип. Главного штаба его императорского величества по Военно-учебным заведениям, 1858. Т. 3. Ч. 5. С. 177.
11 Подробнее см.: Панченко А.М. Великий князь Михаил Павлович — устроитель военных библиотек в артиллерии, Инженерном корпусе и в военно-учебных заведениях (вторая четверть XIX в.) // Библиотековедение. 2015. № 3. С. 76—84.
12 Курс чистой математики, составленный А.Я. Кушакевичем и А.С. Киндеревым. Арифметика. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1838. Ч. 1. С. I.
13 Буняковский Виктор Яковлевич (1804—1889) — русский математик, в 1824 г. — вице-президент Академии наук, доктор математики (1825). В 1826—1831 гг. преподавал математику в 1-м Кадетском корпусе, затем — в офицерских классах Морского корпуса; в 1846—1859 гг. читал лекции в Санкт-Петербургском университете; был профессором математики в Горном институте и Институте инженеров путей сообщения; автор более 100 научных работ по математике.
14 Вессель Егор Христианович (1799—1853) — поручик 15-й артиллерийской бригады; занимался артиллерийской наукой; уволен в отставку штабс-капитаном; в чине титулярного советника служил в Департаменте главного управления духовных дел иностранных исповеданий столоначальником по протестантскому отделению. По рекомендации командира Артиллерийского училища подполковника М.М. Кованько начальник училища (март 1827 г. — июль 1831 г.) граф К.И. Опперман назначил Весселя преподавателем артиллерии в офицерские классы училища. В 1829 г. его, штабс-капитана артиллерии (декабрь 1827 г.), перевели в лейб-гвардии 1-ю артиллерийскую бригаду. В 1830 г. Вессель — капитан, в 1832-м — полковник; в 1834—1840 гг. — инспектор классов училища (вместо барона Медема) и профессор артиллерии; учил артиллерии наследника престола Николая Павловича; в 1831-м издал «Записки об артиллерийском искусстве», которые длительное время считались классическим трудом. В 1841 г. генерал-майор Вессель был назначен членом артиллерийского отделения Военно-учёного комитета; в 1850-х гг. он опубликовал «Курс артиллерии» (1-я часть). В последние годы жизни генерал-лейтенант Вессель занимал должность начальника оружейных заводов.
15 Курс чистой математики… Ч. 1; Курс чистой математики. Начальная и начертательная геометрии, составленные А. Кушакевичем. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1841. Ч. 3; Курс чистой математики, составленный А.Я. Кушакевичем и А.С. Киндеревым. Прямолинейная и сферическая тригонометрии, нивелирование и съёмка планов. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1840. Ч. 4; Курс чистой математики, составленный А.Я. Кушакевичем и А.С. Киндеревым. Аналитическая геометрия. СПб.: Тип. Военно-учебных заведений, 1843. Ч. 5.
16 Остроградский Михаил Васильевич (1801—1861) — математик, академик; преподавал в офицерских классах Морского корпуса, Институте инженеров путей сообщения, Главном педагогическом институте, Главном инженерном и Артиллерийском училищах; в последнем был «образователем математической науки».
17 Заменить на: Полевая фортификация // Сост. инженер-поручик Половцов 2-й. СПб.: Тип. Главного штаба во воен. поселению, 1832. [6]. XII.
18 Сапожников Андрей Петрович (1795—1855) — офицер с 1811 г.; до 1844-го служил на различных должностях по инженерной части; главный наблюдатель черчения и рисования в военно-учебных заведениях; его «Курс рисования» — один из лучших учебников по этой части; автор картины «Прометей, прикованный к скале и терзаемый орлом».
19 Симашко Франц Иванович (1817—1892) — генерал-лейтенант, писатель; директор военной гимназии; автор учебников по арифметике, геометрии, алгебре, тригонометрии. Его математические труды пользовались большой популярностью в учебных заведениях и переиздавались по 8—9 раз.
20 География. География математическая и физическая. Политическая география Африки, Азии, Америки и Австралии. Политическая география Европы. География Российской империи / Сост. Н.И. Соколовский. 4-е изд., испр. СПб.: Тип. Военно-учебных заведений, 1844. Ч. 1—4.
21 Шульгин Иван Петрович (1795—1869) — историк; выпускник Санкт-Петербургского педагогического института; читал курс истории в университете, Царскосельском (Александровском) лицее и училище правоведения; преподавал историю великим князьям Константину, Николаю и Михаилу Николаевичу; в военном ведомстве с 1843 г.; один из ближайших помощников Я.И. Ростовцева.
22 Химия / Сост. Н.Т. Щегловым. СПб.: Тип. А. Плюшара, 1841.
23 Медем Николай Васильевич (1796—1870). Военную службу начал в 1813 г. юнкером в гвардейской конной артиллерии; участвовал в военных кампаниях 1813—1814 гг.; с 1823 г. — преподаватель военных наук Артиллерийского училища; в 1826-м — инспектор классов этого учебного заведения (уже полковник); в 1832 г. при образовании императорской Военной академии — профессор тактики и истории военного искусства, с 1833-го — профессор кафедры стратегии, истории военных походов и военной литературы. С 1834 г. генерал-майор Медем состоял для поручений при главном директоре Пажеского, всех сухопутных кадетских корпусов и Дворянского полка; председатель Военно-цензурного комитета (1848—1858); председатель Главного военно-учебного комитета и одновременно главный наблюдатель за преподаванием военных наук в военно-учебных заведениях (1864 г., уже генерал от артиллерии).
24 Исторический очерк образования и развития Артиллерийского училища 1820—1870 / Сост. А. Платов, Л. Кирпичёв. СПб.: Тип. Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1870. С. 90.