Советская авиация в гражданской войне в Испании

image_print

История войн

АБРОСОВ Сергей Владимирович — советник Департамента региональной безопасности г. Москвы (Москва. E-mail: i15sergey@mail.ru)

Советская авиация в гражданской войне в Испании

Вспыхнувшая летом 1936 года гражданская война в Испании быстро вышла за рамки только внутреннего дела испанцев. Несмотря на «политику невмешательства», в войне приняли участие представители и военная техника многих стран мира. Основную помощь мятежной испанской стороне, возглавляемой генералом Ф. Франко, оказали Германия и Италия, главным помощником законной республиканской стороны был СССР.

С первых дней мятежа между Гитлером, Муссолини и Франко, во-первых, были установлены взаимоотношения, не накладывающие ограничения на оказание помощи, а во-вторых, обстановка позволяла без значительного риска направлять морские транспорты с личным составом и техникой.

В результате немцы на территории Испании сформировали так называемый «Легион Кондор», через который прошло около 15 тыс. человек. Итальянцев было десятки тысяч — хватило на формирование нескольких дивизий. При этом каждая из стран направила значительное количество боевой техники, в том числе Германия — 643 боевых и 125 вспомогательных самолётов, Италия — 741 и 25 соответственно1.

Советский Союз оказался в совершенно иной ситуации. Во-первых, руководство республики2 само определяло потребности в военной помощи и производило необходимую оплату, а во-вторых, морская блокада и непостоянная позиция Франции затрудняли доставку помощи.

Тем не менее СССР также направил немалое количество самолётов: 6233 и 4 соответственно. Количество же военных специалистов было несоизмеримо меньше — в пределах 2—2,5 тысяч. Отметим также, что советские военные участвовали в боевых действиях с конца сентября 1936 года4 по октябрь 1938 года в отличие от их визави, проигнорировавших соглашение о невмешательстве и воевавших буквально с первых и до последних дней.

Начало гражданской войны в Испании застало советские ВВС в состоянии массового оснащения современными самолётами. В сентябре 1936 года, когда войска мятежников при поддержке, в том числе авиационной, немцев и итальянцев неумолимо приближались к Мадриду, в Москве принималось решение о помощи испанской республике. Однако оказалось, что нужного количества подходящих самолётов и квалифицированных лётчиков, готовых к отправке, в стране нет.

На «бумаге» всё выглядело неплохо. Так, по состоянию на 1 августа 1936 года ВВС РККА приняли от промышленности 348 истребителей И-16 тип 5 и 95 бомбардировщиков СБ.

Видимо, располагая этими данными, 26 сентября 1936 года отдыхавший на даче в Сочи И.В. Сталин в телефонном разговоре с наркомом обороны К.Е. Ворошиловым предложил: «Продать через Мексику 50—60 “СБ”, вооружив их иностранными пулемётами»5.

Однако на 27 сентября 1936 года ВВС РККА имели в европейской части СССР только 46 таких бомбардировщиков. Все они были уже сильно изношенными, и вопрос об их отправке не ставился. Для «командировки» были выбраны новые машины, но с учётом возможностей промышленности и количества экипажей число самолётов уменьшилось до 30.

Не лучше обстояло дело и с самолётами-истребителями. В тот момент в ВВС было два основных типа: И-15 и И-16. Первый из них с 1936 года из-за претензий ВВС был снят с серийного производства. Второй истребитель, И-16 тип 56, несмотря на то, что был запущен в массовое производство, ещё не успел пройти войсковые испытания. Они были начаты 16 мая 1936 года в 34-й истребительной авиационной эскадрилье (иаэ) 56-й истребительной авиационной бригады (иаб) и несколько раз прерывались для устранения серьёзных дефектов. Тем не менее строевые части ВВС РККА активно оснащались новыми и недоведёнными истребителями, невзирая на тревожные сигналы, поступавшие руководству советских ВВС по итогам испытаний. «Окончательную приёмку и отправку самолётов И-16 М-25 с завода № 21 в части ВВС прекратить до окончательных выводов войсковых испытаний доведённых самолётов», — писал 25 июля 1936 года помощник начальника 2-го отделения 2-го отдела Управления материально-технического снабжения ВВС РККА Штавеман7. «В результате части ВВС, вооружённые этими самолётами, фактически являются не боеспособными», — отмечал 28 июля того же года председатель комиссии по войсковым испытаниям командир 56 иаб Король8.

В результате первыми в Испанию были отправлены 40 И-15 и 25 пилотов, а несколькими днями позже 31 И-16 и 31 пилот.

Красноречивую оценку сложившейся тогда в Испании ситуации дал в своих мемуарах командующий республиканской авиацией И. Сиснерос: «Многочисленная франкистская армия, снабжённая самым современным оружием, быстро продвигалась к столице и вскоре подошла к её окраинам. В эти критические дни авиация противника как на фронте, так и над Мадридом “действовала в своё удовольствие”, ибо республиканская была практически уничтожена. Фашистские самолёты полностью господствовали в воздухе и безнаказанно производили бомбардировки и обстрелы».

В этот момент и подоспела помощь из Советского Союза. В развернувшихся в ноябре 1936 года воздушных боях республиканские (в большинстве советские) лётчики сумели завоевать господство в воздухе, что, безусловно, способствовало отражению наступления франкистов на Мадрид.

Чуть позже, в ноябре 1936 года, в Испанию прибыли 31 Р-5ССС с экипажами. Пользуясь эффектом неожиданности, штурмовики успели сделать несколько удачных вылетов, но потом стали нести тяжёлые потери. В результате оставшиеся самолёты были переведены на ночную работу, а испанцы отказались от дальнейшего приобретения этих машин.

Гораздо больше республиканцам понравился И-15, и в конце 1936-го — начале 1937 года в Испанию прибыло 60 самолётов этого типа. Кроме этого, не дожидаясь разрешения вопросов по реализации планов закупки самолётов в капиталистических странах (о чём чуть ниже), начались работы по его запуску в серийное производство, которое удалось наладить к концу лета 1937 года. Вместе с этими самолётами прибыло немногим более 20 советских пилотов И-15, недостающие восполнились испанцами и несколькими американскими «контрактниками». Также было принято решение о подготовке в СССР части испанских авиаторов.

Устояв от первых ударов мятежников, руководство республики к началу 1937 года разработало план развития военной авиации. Намечалось довести её примерно до 500 самолётов. Для этого предполагалось к имеющимся почти 150 советским самолётам закупить во Франции, Англии, Голландии, Чехословакии, Польше и США ещё около 350, а также организовать выпуск по лицензии.

Хотя советские машины в этих списках по какой-то причине не значились, республиканцы решились на приобретение 31 самолёта Р-Зет. Самолёты поставлялись без лётного состава и по прибытию в феврале 1937 года сразу пошли в бой с испанскими экипажами, успев принять участие в разгроме итальянского корпуса под Гвадалахарой.

К маю 1937 года, потеряв несколько месяцев, республиканцы осознали, что план развития авиации из-за политики невмешательства капиталистических государств сорвался, и вернулись к закупкам советской техники. Требовались срочные и серьёзные меры, так как Германия и Италия с начала 1937 года значительно, качественно и количественно, усилили свою авиацию.

Для исправления ситуации с середины мая по середину июня 1937 года в Испанию прибыли самая большая партия советских самолётов — 190 штук: 62 И-16, 31 И-15, 31 СБ, 62 Р-Зет и 4 УТИ-4. Одновременно из СССР прибыло 60 пилотов И-16, 15 пилотов и 15 штурманов СБ. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Jose Maria Manrique Garcia, Lucas Molina Franco. Las armas de la Guerra Civil Espanola. La Esfera de los Libros. 2006.

2 Во многих иностранных источниках республиканская сторона называется «красной», однако в отечественных документах она нередко называется «синей», но никак не «красной», что показательно говорит о политической отдалённости Республики от СССР. При этом мятежники, по аналогии с гражданской войной в России, в наших документах нередко называются «белыми».

3 Без учёта самолётов из последней партии вооружения, направленной в конце 1938 г. — начале 1939 г., которых в Испанию попало только около 20 И-15бис.

4 Несколько лётчиков на имевшихся у республиканцев в основном устаревших самолётах.

5 Рыбалкин Ю. Операция «Х». М., 2000. С. 29.

6 Предыдущая версия — И-16 тип 4 была оснащена менее мощным двигателем М-22 и значительно уступала в лётных данных И-16 тип 5 с двигателем М-25.

7 Российский государственный военный архив. Ф. 29. Оп. 38. Д. 32 «Войсковые испытания самолёта И-16 с М-25, 1 января — 31 декабря 1936 г.».

8 Там же.