Галас Марина Леонидовна — профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов России, кандидат исторических наук, доцент (Москва. E-mail: MLGalas@mail.ru)
Содержание и репатриация граждан СССР из Франции в 1944—1946 гг.
24 августа 1944 года Государственный комитет обороны СССР принял постановление № 6457 «Об организации приёма возвращающихся на родину советских граждан, насильно угнанных немцами, а также по разным причинам оказавшихся за пограничной линией между СССР и Польшей»1. Оно предписывало подвергнуть обязательной репатриации всех лиц, состоявших в гражданстве и не связанных юридически с Советским государством (российских эмигрантов), которые по различным причинам пребывали в иностранных государствах. Через два дня вступило в силу Постановление СНК СССР «О советских военнопленных и насильно уведённых немцами советских гражданах, находящихся на территории Италии и Франции».
11 февраля 1945 года на Крымской конференции СССР заключил с Великобританией и США соглашения, регламентирующие защиту, содержание и репатриацию граждан этих стран с территорий, освобождённых союзниками от германской оккупации. Каждая из сторон обязалась до репатриации предоставлять гражданам союзных государств питание, одежду, медицинское обслуживание и удовлетворять другие их нужды, а также оказывать всяческую помощь, совместимую с требованиями ведения военных действий, в целях обеспечения быстрой репатриации военнопленных и гражданских лиц2.
Директивой отдела проверочно-фильтрационных лагерей НКВД № 53/3714 от 7 мая 1945 года было приказано отправлять в эти лагеря помимо военнопленных бывших солдат русской армии, белоэмигрантов и других лиц, проживавших ранее на территории СССР. К данной категории репатриантов причислялись эстонцы, латыши, литовцы, поляки и другие, проживавшие на территориях, присоединенных к СССР в 1939—1940 гг., и эмигрировавшие до утверждения советской юрисдикции3.
Другие государства-союзники не причисляли проживавших на указанных территориях после 1 сентября 1939 года к советским гражданам, рассматривали их как «бесподданных». «Старым» российским эмигрантам (первой пореволюционной волны) и «невозвращенцам» (второй волны эмиграции) предоставлялись паспорта стран, в которые они изъявили желание эмигрировать4.
Механизмы и виды помощи определялись законодательствами и подзаконными актами союзных государств. Примером подзаконного акта могут служить служебная записка и приказ генерального штаба военного министерства Франции № 611 ЕМ992Р от 30 декабря 1944 года, которые регламентировали организацию лагерей для советских граждан5. Военное министерство указывало, что все лица данной категории должны были рассматриваться без различия возраста или пола «как солдаты союзной армии и получать военный паёк внутренних войск». Снабжение советских граждан предписывалось обеспечить военному интендантству. Начальник «советского» лагеря был лично ответствен за продовольственное обеспечение граждан СССР, в том числе за приготовление и раздачу пищи. Он получал в интендантстве продукты. По настоянию советской военной миссии для советских граждан, находившихся в лагерях, устанавливалась единая система жалования, градирующая только максимальные величины оплаты в национальной валюте. Отдельно была определена шкала оплаты по административным должностям. По требованию советской военной миссии не допускалось совмещение окладов по званию и занимаемой должности. Все невоеннообязанные граждане получали жалование по статусу рядовых бойцов. Согласованные сторонами тарифы оплаты вводились с 1 января 1945 года. Продовольственное обеспечение было безвозмездным. Такая практика содержания советских граждан применялась только в лагерях, подведомственных военному министерству Франции, которое закрепило порядок их денежного довольствия своим приказом № 3 от 2 января 1945 года.
Приказ генерального штаба военного министерства Франции от 30 декабря 1944 года утвердил новую систему организации содержания пленных, депортированных и беженцев, причислявшихся к советским гражданам, и взаимодействия французских административных органов репатриации с соответствующими службами СССР на территории Западной Европы и советской военной миссией. До вступления в силу данного приказа репатриацию советских граждан осуществляли параллельно отдел по освобождению военнопленных военного министерства и министерство пленных, депортированных и беженцев. С января 1945 года предусматривалось единоначалие военного министерства в вопросах репатриации. На основании министерского списка пленных, депортированных и беженцев в подведомственных ему лагерях командующим парижскими военными округами предписывалось организовать отряды администрации и связи. Они должны были управлять лагерями, взаимодействовать с советской военной миссией и представительством уполномоченного Совнаркома (затем Совмина6) СССР по делам репатриации советских граждан на территории Западной Европы. Структура отрядов была регламентирована советской военной миссией. В неё входили начальник лагеря, непосредственно ответственный перед военным министерством, его первый помощник, начальник штаба, а также в зависимости от величины лагеря и решений командующих парижскими военными округами — один или несколько командиров батальонов, командиры рот, взводов7. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 9526. Оп. 1. Д. 21. Л. 46, 47.
2 Тегеран — Ялта — Потсдам: Сборник документов / Сост. Ш.П. Санакоев, Б.Л. Цыбулевский. 2-е изд. М.: Международные отношения, 1970. С. 198.
3 ГАРФ. Ф. 9408. Оп. 1. Д. 1. Л. 81, 89, 90.
4 Там же. Ф. 9526сч. Оп. 6. Д. 239. Л. 281.
5 Там же. Ф. 9526. Оп. 1. Д. 200. Л.21—26.
6 Название представительства уполномоченного по делам репатриации изменилось в связи с преобразованием Совнаркома СССР в Совет Министров СССР в 1946 г.
7 ГАРФ. Ф. 9526. Оп. 1. Д. 200. Л. 36.