Сохранить все авиационные школы для трудового народa

image_print

Воинское обучение и воспитание

Елисеев Сергей Павлович — доцент Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, полковник в отставке, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: vvia@inbox.ru)

«Сохранить все авиационные школы для трудового народа»

Влияние Великой Октябрьской социалистической революции на систему подготовки военных авиационных кадров в Советской России

К 100-летию отечественного Военно-воздушного флота

В самом первом приказе Всероссийской коллегии по управлению Воздушным флотом (ВФ) говорилось: «В основной своей задаче — сохранить полностью авиацию для культурной работы на пользу трудового народа Коллегия по управлению Воздушным Флотом встречает самые тяжёлые препятствия, вызываемые как общим незнакомством с авиацией и её культурным значением, так и с исключительно тяжёлым финансовым состоянием государства»1.

С позиций сегодняшнего дня, изучая имеющиеся архивные документы, следует признать, что уже в октябрьские дни 1917 года начался постепенный распад дореволюционной системы подготовки авиационных кадров. Он шёл под воздействием трёх основных факторов.

Первый из них заключался в стремлении Всероссийской коллегии по управлению Воздушным флотом Республики обновить указанную систему по рекомендациям 1-го Всероссийского авиационного съезда (состоялся в июле—августе 1917 г.).

Второй был обусловлен объективными обстоятельствами, требовавшими сменить места дислокации авиационных школ, упразднить ряд курсов и учебных подразделений из-за отсутствия финансирования.

Третий фактор заключался в чистке всех авиационных учебных заведений и курсов от постоянного и переменного состава, приверженного идеологии прошлого, и во введении классового принципа при отборе личного состава для обучения.

Эти факторы действовали в комплексе, имея одну первоначальную причину своего возникновения — революцию октября 1917 года. После её свершения за подготовку авиакадров продолжало отвечать Школьное отделение Управления ВВФ, названного после 4 апреля 1918 года Центральным управлением Военного воздушного флота. Чаще употреблялось сокращённое название — «Увофлот». Последним с 20 декабря 1917 года руководила Всероссийская коллегия по управлению Воздушным флотом Республики (с 19 февраля — Всероссийская коллегия Рабоче-крестьянского красного воздушного флота).

24 мая 1918 года ВК РККВФ и Увофлот были преобразованы в Главное управление Рабоче-крестьянского красного Военного воздушного флота (ГУ РККВВФ), сокращённо — Главвоздухфлот, которым управлял теперь совет из трёх лиц: начальник Главвоздухфлота М.А. Соловов и главные комиссары К.В. Акашев и А.В. Сергеев.

Главвоздухфлот, где работали люди, понимавшие все сложности и особенности лётной профессии, 25 мая 1918 года приказом за № 1 (на другой день после своего создания) объявил, что «в случае получения кем-либо из служащих Воздушного Флота при исполнении служебных обязанностей тяжёлых увечий или когда после погибшего остаётся семья без всяких средств к жизни, принимать немедленно меры по оказанию материальной поддержки»2.

Вопросы планирования подготовки авиационных кадров, её организации и инспектирования продолжали оставаться в ведении Школьного отделения, имевшего в своём штате восемь человек (начальник, два школьных инспектора, старший делопроизводитель, два младших делопроизводителя и два переписчика). Заметим, что штатное расписание Школьного отделения оставалось неизменным с октября 1917 до января 1919 года. Иногда в документах вместо названия «Школьное отделение» встречается новое наименование этого структурного подразделения — «Учебный отдел», хотя оно фигурировало в 1918 году только в проекте штатов Главвоздухфлота.

Вопросы подготовки авиационных кадров поднимали и делегаты Второго авиационного съезда, состоявшегося в Москве в июне 1918 года. В решениях съезда было отмечено, что создание Воздушного флота в России зависит от уровня развития авиатехники и промышленности. Для поднятия этого уровня нужны кадры. Подготовку авиакадров для авиационного дела необходимо сосредоточить в технических учебных заведениях. С этой целью съезд принял решение: «1. Признать необходимым учреждение высшего авиаинститута, среднего авиатехникума при МВТУ, согласно проекту заслуженного профессора Н.Е. Жуковского. 2. Признать необходимым сделать это спешно. 3. Поручить организацию института и среднего авиатехникума при МВТУ профессору Н.Е. Жуковскому».

Между тем с лета 1918 года привлечение в РККА бывших офицеров стало массовым. С целью политического контроля над ними был введён институт военных комиссаров. Однако комиссары в Красном воздушном флоте никак не могли изжить перелёты к противнику части лётчиков, как правило, из числа тех же бывших офицеров. Ненадежность многих из них, продолжавших служить в РККВВФ, в конце 1918 года приводила к тому, что командование далеко не всем лётчикам могло поручить выполнение боевых задач. Заменить их могли только выпускники авиационных школ, преданные Советской власти. Необходимо было восполнять и естественную во время войны убыль личного состава.

В ноябре 1918 года в составе РККВВФ числились только 269 лётчиков и 59 лётчиков-наблюдателей. Вопрос подготовки новых авиакадров, прежде всего лётчиков, стал в конце 1918 года весьма острым. К этой проблеме присовокупилась нехватка мотористов, которых в авиачастях осталось совсем немного по причинам демобилизации, «отторжения территории», закрытия моторных курсов при авиашколах и втузах, введения подготовки лётчиков из числа мотористов и уменьшения объёма выпусков мотористов в авиапарках.

В связи с таким положением с авиакадрами 29 ноября 1918 года начальник Главвоздухфлота А.С. Воротников потребовал от начальника Школьного отделения А.И. Костусева (он был назначен на эту должность 11 марта 1918 г.) соответствующих объяснений. Через два дня, 2 декабря Школьное отделение представило руководству объяснительную записку, однако по ней у А.С. Воротникова возникли вопросы, что стало причиной написания 7 декабря 1918 года дополнения к указанной записке.

В Российском государственном военном архиве (РГВА) сохранились эти два документа, которые дали более-менее ясную картину, куда делись 10 авиационных школ и различных курсов и учебных команд, которые готовили авиационные кадры в Первую мировую войну. Отрывочные и подчас противоречивые сведения об этом имеются во многих трудах по истории авиации, но подробности распада дореволюционной системы подготовки авиакадров прояснились именно при изучении вышеуказанных документов, подписанных А.И. Костусевым. В них начальник Школьного отделения писал, что пять авиационных школ «Южного района»: собственно Севастопольская военная авиационная школа (СВАШ), её истребительное (в Бельбеке) и разведывательное (в Симферополе) отделения, Школа авиации военного времени А.А. Анатра, а также Кавказская военная авиационная школа весной 1918 года остались на территориях, не контролируемых Советской властью.

После таких потерь ВК УВФР решила эвакуировать оставшиеся авиационные школы из Петрограда, ставшего прифронтовым городом из-за наступления германских войск с юга и германо-финской угрозы с севера. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 29. Оп. 1. Д. 1. Л. 79.

2 Вестник воздушного флота. 1918. № 2. С. 5.