Санитарно-авиационное обеспечение Ленинграда в июле 1941 — марте 1942 года

image_print

Аннотация. В статье поднимаются актуальные вопросы медико-санитарного обеспечения советских войск на Ленинградском фронте в первом периоде Великой Отечественной войны. В частности, это касается эвакуации раненых, больных и детей из Ленинграда с помощью авиации. Выделена особая роль гражданского воздушного флота (ГВФ), Московского авиационного отряда особого назначения (МАОН), Северной особой авиационной группы (СОАГ ГВФ) и 7-й отдельной санитарно-авиационной эскадрильи (осаэ) в санитарно-эвакуационном обеспечении блокадного Ленинграда, когда только в период с 19 сентября по 26 декабря 1941 по воздуху из города были вывезены 8313 человек. Рассматриваются краткая история санитарной авиации, некоторые характеристики материальной части, обращается внимание на опыт применения транспортной и санитарной авиации в военных конфликтах с Японией и Финляндией. Анализируются схема подчинения и задачи гражданской авиации в условиях войны.

Ключевые слова: санитарная авиация; 7 осаэ; ГВФ; МАОН; СОАГ ГВФ; Ленинградская госпитальная база фронта; эвакуация раненых; Ленинград; блокада Ленинграда.

Summary. The paper addresses critical issues related to the medical and sanitary support of Soviet troops on the Leningrad Front during the initial stages of the Great Patriotic War. In particular, it focuses on the evacuation of the wounded, sick, and children from Leningrad using aviation resources. The paper emphasizes the crucial role of the civil air fleet, the Moscow special aviation detachment, the Northern special aviation group, and the 7th separate sanitary-aviation squadron in the treatment-evacuative support of the blockaded Leningrad. In the period from September 19 to December 26, 1941, a total of 8,313 people were airlifted out of the city. This paper provides a brief history of sanitary aviation, with particular focus on the material aspects. Additionally, the paper examines the experience of applying transport and sanitary aviation in military conflicts with Japan and Finland. The paper analyses the scheme of subordination and tasks of civil aviation in wartime conditions.

Keywords: sanitary aviation; 7th separate sanitary aviation squadron; Northern special aviation group; Moscow special aviation detachment; Northern special aviation group of the Civil Air Fleet; Leningrad hospital base of the front; evacuation of wounded; Leningrad; Leningrad Blockade.

ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫ

УСАЧЁВ Валерий Викторович — специалист по учебно-методической работе Центра изучения истории медицины с музейным комплексом научно-инновационного объединения Ставропольского государственного медицинского университета

«ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЁТЫ, КОТОРЫЕ… ПРИСПОСАБЛИВАЮТСЯ ПОД САНИТАРНЫЕ НУЖДЫ»

Санитарно-авиационное обеспечение Ленинграда в июле 1941 — марте 1942 года

Без малого 80 лет прошло с победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Многие авторы публикаций, посвящённых медико-санитарному обеспечению Красной армии советского и постсоветского периодов, довольно продуктивно осветили проблемы, связанные с возвращением в строй раненых и больных бойцов. Тем не менее и сегодня актуально исследование одного из трагических и героических периодов войны — обороны Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков. Насколько это важно сейчас?

Опыт минувшей войны стал основой медико-санитарных действий и в ходе нынешних военных столкновений. Поскольку до сих пор отмечаются явные пробелы — лакуны в общем аспектном содержании данной темы. Одними из таких лакун являются формирование структуры и характер применения санитарной авиации на Ленинградском фронте в первые месяцы гитлеровского нашествия на СССР.

Советская и современная историография медицинского обеспечения войск периода 1941—1945 гг. достаточно глубоко отразила общую картину комплексного применения медико-санитарных сил и средств в осаждённом городе, а также самоотверженную службу медицинских работников военных лет. Стоит отметить некоторые из таких публикаций. Так, в фундаментальном труде «Очерки истории советской военной медицины» под редакцией Д.Д. Кувшинского и А.С. Георгиевского подробно описан вариант целостной системы госпитальной базы, начиная от ротных медпунктов до армейских и фронтовых госпиталей. Освещены общие вопросы эвакуации и оказания помощи, а также конкретные пути их решения, рассчитанные на весь военный период1.

Тем не менее без базовых знаний о транспортировке раненых с поля боя, неотложной полевой хирургии в условиях войны не обходится ни один учебный курс медицинских вузов. Большая часть таковых знаний в теории содержится в работе доктора медицинских наук академика Е.И. Смирнова «Война и военная медицина»2. Автор этого труда в годы Великой Отечественной войны — начальник Главного военно-санитарного управления Красной армии. В частности, в своей публикации он подробно отразил структуру и специфику формирований медико-санитарной службы Ленинградского фронта, работу хирургических полевых госпиталей и эвакуационных пунктов в период обороны Ленинграда и последующих наступательных действий Красной армии.

Организация неотложной медпомощи, решение многих задач по обеспечению перевязочным материалом, донорской кровью и т.д. в обстановке блокадного Ленинграда отражены в статье «Медицинская служба Ленинградского фронта в период блокады Ленинграда» М.Ш. Кнопова и В.К. Таранухи. Авторы обратили внимание на титанические усилия медперсонала в поддержании элементарных бытовых условий в госпиталях и эвакопунктах, противоэпидемическую работу врачей, отметили высокие показатели возвращения раненых в строй3.

В публикации А.В. Похилюка «Медицинское обслуживание воинов фронта и флота в условиях блокады Ленинграда» поднимаются вопросы медицинского обеспечения и эвакуации раненых в особых условиях осады города4. Автор подробно осветил деятельность организаций Красного Креста, санитарных дружин, а также органов исполнительной власти по налаживанию работы местных эвакуационных пунктов, созданию соответствующих условий для пациентов госпиталей различных уровней.

Деятельности транспортной авиации Московской авиационной группы особого назначения (МАОН) посвятила свою книгу «Лётчики особого назначения» А.Ю. Белорусова, где в отдельной главе на большом историческом материале рассказывается о работе МАОН на ленинградском направлении5.

Все упомянутые и ряд других авторов отмечают важность своевременной эвакуации раненых, подчёркивая роль в данном процессе автосанитарных и конно-санитарных рот, военно-санитарных поездов и речного транспорта. Роли же санитарной авиации внимания уделено мало, и это является пробелом в историческом знании о трагических и героических страницах нашего прошлого — истории Великой Отечественной войны.

С точки зрения современного исследователя использование авиации, тем более санитарной, в воздушном пространстве, где фашисты вели себя как хозяева, дело очень рискованное и по сути героическое. Известные на этот счёт факты выживания в противостоянии с воздушным противником в действительности имели место и, конечно же, не умещаются в хронологии одной статьи. Поэтому справедливо подчеркнуть, что, несмотря на достаточную разработанность, тема военно-медицинского обеспечения авиатранспортом в 1941—1945 гг. остаётся наименее изученной в общем комплексе исторических вопросов указанного периода6.

Ещё до войны в журнале «Новый хирургический архив» была опубликована программная статья профессора Л.А. Баринштейна, доцента А.А. Бабского и старшего преподавателя С.П. Розенберга «О расширении показаний к авиасанэвакуации». В этой работе авторы отразили всё то, что с 22 июня 1941 года стало реальностью для ГВФ. В частности, в статье было отмечено, что «во время военных действий могут быть использованы гражданские самолёты, которые, в случае необходимости, временно снимаются с работы на гражданских авиалиниях, приспосабливаются под санитарные нужды (что может быть произведено в течение 2—3 часов) и сосредотачиваются в районе по указанию главного командования, откуда и направляются в распоряжение санитарных служб соответствующих войсковых соединений… Помимо транспортировки поражённых специальные и санитарные самолёты должны быть использованы ещё и для доставки хирургического персонала к перевязочным пунктам, перегруженным вследствие внезапно возникшего наплыва раненых, и переброски медперсонала и медикаментов в места, лишённые таковых или где их недостаточно»7.

В первом периоде войны Красная армия несла крупные потери в кровопролитных оборонительных боях, гражданское население страдало от варварских бомбардировок городов и от зверств нацистских захватчиков на временно занятых ими русских землях. Группа армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала Вильгельма фон Лееба во исполнение директивы № 21 OKW/WFSt/Abt.L(I) № 33 408/40 с боями прорывалась к Ленинграду8. Командованию Северного фронта, с 23 августа 1941 года разделённого ввиду огромной протяжённости на Ленинградский и Карельский фронты, приходилось решать задачи, связанные с эвакуацией раненых и больных в тыловые районы, а также с экстренной доставкой в санитарные пункты и госпитали первой линии врачей, медикаментов и перевязочных материалов.

Сложившаяся к тому времени на фронтах катастрофическая обстановка наглядно показала высокую эффективность и явное преимущество предлагавшихся профессором Л.А. Баринштейном и его коллегами решений по эвакуации раненых средствами спецавиации. Надо отметить, что Леон Абрамович задолго до Великой Отечественной войны был достаточно известным практиком в области полевой хирургии, имел многочисленную плеяду учеников и талантливых последователей, руководил кафедрой хирургии в Одесской клинике с 1935 по 1941 год и до конца жизни был активным пропагандистом перспективных методов военно-полевой хирургии.

В подтверждение высказанных учёными предложений именно гражданская авиация в годы войны стала основой будущей санитарной и транспортной авиации военного назначения. Вот пример. С 28 июля по 11 августа 1941 года в Ленинграде базировался авиасанотряд ГВФ № 4, который согласно лечебно-эвакуационному плану в полном объёме поддерживал санитарное обеспечение боевой операции Северного фронта9. Также город и фронт обеспечивала отдельная санитарная авиационная эскадрилья № 7 (далее 7 осаэ). Эти формирования на данном этапе войны находились в составе СОАГ ГВФ10. Кроме этого, Ленинград обеспечивала МАОН ГВФ и созданная на её базе к ноябрю 1941 года Северная неотдельная (так в тексте первоисточника. — Прим. авт.) авиагруппа, она же «Ленинградская группа»11. Цели и задачи им ставились ровно те, что были отражены в упомянутой статье: эвакуация раненых с передовой на госпитальную базу фронта (далее ГБФ) и этапом в тыл, доставка медперсонала и медицинских грузов — консервированной крови, инструментария, медикаментов, средств перевязки и переноски — на передовую и в блокадный Ленинград.

Надо сказать, что санитарная авиация как таковая в СССР существовала с 1927 года, когда в строй ввели самолёт К-3 — переработанную в санитарный самолёт под руководством авиаинженера А.Н.  Грацианского пассажирскую машину К-1 конструкции К.А. Калинина. В санитарном варианте выпускались также пассажирский самолёт К-4, самолёт Н.Н. Поликарпова У-2 (позднее По-2) в модификации СС («санитарный самолёт», позднее С-1 и С-2 — работы по переоборудованию последнего велись под руководством авиаконструктора А.С. Москалёва).

С 1934 года на нужды ГВФ из состава ВВС передавались бомбардировщики А.Н. Туполева ТБ-1, а к концу 1930-х годов и ТБ-3. К началу войны они технически и морально устарели как боевые машины, но были ещё вполне пригодны в качестве тяжёлых транспортных самолётов, получивших соответственно наименования Г-1 и Г-212.

В мирное время перед санитарной авиацией ставились сугубо мирные задачи: доставить пациента из отдалённого района в больницу, привезти в глухую деревушку доктора… С приходом на нашу землю врага задачи лётчиков и техперсонала лётных отрядов ГВФ существенно расширились, а главное — качественное изменение претерпели условия выполнения этих задач. К тому же опыт применения санитарной авиации в боевых условиях был незначительным. Впервые в масштабах армейской группы эвакуацию раненых по воздуху применили в 1939 году в боях на р. Халхин-Гол транспортными Г-2 и «Дугласами» (американский самолёт DC-3, позднее доработан В.М. Мясищевым; выпускался в СССР под индексом ПС-84)13. Применение санавиации имело место и в Советско-финляндской войне 1939—1940 гг.: в суровых зимних условиях самолётами С-1, С-3, К-3, К-5, ПС-84 эвакуировали в общей сложности около 12 тыс. раненых советских солдат, в передовые госпитали и медсанбаты санитарными самолётами доставили 227 т медицинских грузов, 3000 литров крови14.

Но теперь масштабы конфликта и уровень угроз были принципиально иными: гитлеровская авиация с началом Великой Отечественной войны завоевала превосходство в воздухе, а переданные из ВВС в ГВФ машины не имели даже вооружения — оно было снято для увеличения грузоподъёмности. Огромное количество раненых, подлежавших эвакуации, необходимость переброски военных и гражданских грузов, продовольствия и медикаментов в Ленинград — количество рейсов кратно возросло по сравнению с мирной жизнью, возросла нагрузка непосредственно на пилотов и самолёты, постоянно находившиеся под угрозой атаки истребителей противника или бомбовых ударов на аэродромах.

Приказом № 0047 от 9 июля 1941 года на ГВФ и Санитарное управление РККА была возложена задача по подготовке аэродромных площадок с приёмными санитарными пунктами для встречи и направления в госпитали больных и раненых. Теперь вновь созданные формирования СОАГ ГВФ делились на отряды и звенья и находились на обеспечении тех частей армии и флота, которым были приданы15.

СОАГ ГВФ с первых дней создания командовал Алексей Алексеевич Лаврентьев в звании батальонного комиссара, призванный в ряды РККА 22 июня 1941 года16. Комиссаром группы был назначен гражданский пилот Виктор Павлович Легостин, не имевший воинского звания17.

Известен состав 4-го авиасанотряда. Это были два самолёта МП-1 (гражданский вариант разведчика-амфибии Г.М. Бериева МБР-2, вмещавший 6 человек), две «летающие лодки» В.Б. Шаврова Ш-2 на 1—2 человека, один Г-1 (около 15 пассажиров), три Г-2 (до 35 пассажиров), три С-1 и шесть С-2 (до двух пассажиров), два ПР-5 (транспортная модификация многоцелевого Р-5 конструкции Н.Н. Поликарпова), три ПС-84 (18 носилочных, двое сидячих и сопровождающий медработник), 25 самолётов СК (вероятно, допущена опечатка в документе: самолёты конструкции М.Р. Бисновата были экспериментальными одноместными истребителями в единичных экземплярах. Скорее всего, подразумевается самолёт СП)18. В общей сложности авиаотряд за один вылет мог перевезти 200—220 человек. Конечно, военное время заставляло нарушать правила эксплуатации. Пилоты брали минимальный запас топлива, клали раненых сверх установленных нормативов — всё для спасения жизни и скорейшего возвращения бойцов в строй.

Некоторые данные есть и по 7 осаэ. Сформирована она была уже 26 июня 1941 года19. Командиром был назначен капитан Николай Павлович Антонов, о чём, кроме прочего, свидетельствует целый ряд наградных документов на пилотов, техников и военфельдшеров 7 осаэ за его подписью.

К 9 сентября 1941 года 4-й авиасанотряд был перебазирован в Тихвин, а 7 осаэ не имела возможности для работы из-за несоответствия радиуса полётов. Но в критических условиях блокады после непродолжительного перерыва эскадрилья с полной самоотдачей вступила в свой медицинский бой с врагом. Так, пилот А.А. Андреев, с первых дней войны находясь на фронте, к марту 1942 года вывез с передовых эвакопунктов 226 раненых. Часто приходилось делать по 6—8 самолётовылетов в день. Бывало, что Андреев эвакуировал до 24 человек в сутки20. Военфельдшер Вера Семёновна Загорская, также с начала войны находясь по призыву на службе в 7 осаэ в должности старшего фельдшера, имела на своём счету многочисленные вылеты в передовые медпункты на организацию эвакуации и сопровождение раненых21. В целом личным составом 7 осаэ под командованием Н.П. Антонова (с начала войны до прорыва блокады включительно) были совершены 6987 самолётовылетов, перевезены 3074 раненых, доставлены 12 200 кг крови и медикаментов, 17 205 кг иных грузов22. Анализируя и сопоставляя количественные данные по эвакуированным раненым и перевезённым грузам, можно сделать вывод — несмотря на то, что материальной частью эскадрильи были небольшие самолёты, в частности, типов С-1, С-2 и ПР-5, работа лётчиками и медработниками была проделана просто титаническая.

МАОН и временно выделенной из её состава и подчинённой СОАГ ГВФ «Ленинградской группе» также была поставлена задача по доставке в Ленинград грузов и вывозу обратными рейсами больных и раненых. Эта авиагруппа была оснащена самолётами ПС-84 и посадочные площадки имела на Комендантском аэродроме и аэродроме Смольная (ныне пос. Ковалёво Ленинградской обл.).

Отметим, что большие транспортные самолёты предназначались для эвакуации в глубокий тыл страны, где имелась возможность оказать специализированную помощь: нейрохирургическую, челюстно-лицевую, сложную травматологическую при переломах крупных костей, излечить тяжёлые ранения груди и живота — далеко не всегда это возможно было осуществить на ГБФ. Самолёты противника совершали частые налёты на аэродромы, и иногда на местах не хватало сил отогнать врага. Постоянная угроза бомбёжки посадочных площадок вынуждала сокращать время операции разгрузки и погрузки. Так, например, 30 июля 1941 года по Комендантскому аэродрому Ленинграда был нанесён бомбовый удар, в ходе которого СОАГ ГВФ понесла потери: были уничтожены самолёты Г-1, Г-2, С-2, СП (модификация У-2) и сильно повреждены ещё семь машин23. Принятые меры всё равно не обеспечивали безопасность полётов санитарной авиации.

Вследствие тяжёлых боёв на подступах к Ленинграду раненых было очень много, что затрудняло маневрирование силами и средствами медицинской службы. Возникла настоятельная необходимость быстрой эвакуации раненых с передовой в медсанбаты. Получив первичный объём помощи в санитарно-медицинских подразделениях батальона и выше, они направлялись в эвакоотделение, недалеко от которого располагался аэродром санитарной авиации. Далее, раненые, в первую очередь в тяжёлом состоянии, отправлялись в тыл самолётами армейских или фронтовых санавиаэскадрилий либо ГВФ. Аэродромы на ГБФ были, а вот собственных самолётов в подчинении не имелось. Так, дивизионному врачу 54 иад А.Б. Морозову оперативно подчинялась эскадрилья санитарных самолётов (номер нуждается в уточнении), с которыми он отправлял раненых на ГБФ и ГБА. Они эвакуировались на подготовленную ранее аэродромную площадку за линией фронта24.

В ноябре 1941 года в Ленинграде воздушная эвакуация из города осуществлялась следующим образом. Эвакогоспиталь № 62 являлся конечным пунктом перед отправкой раненых на Комендантский аэродром, а эвакопункт № 96 — на аэродром Смольная. Эвакуационная логистика в тот период соответствовала планам. Фронтовой эвакопункт № 50 по спискам отбирал раненых для авиаэвакуации и переводил их в эвакуационный госпиталь (ЭГ) № 62 и эвакуационный пункт (ЭП) № 96, откуда подходящим транспортом в сопровождении врачей и чаще медсестёр они перемещались на аэродром25.

Уже в сентябрьском 1941 года «Плане обеспечения и организации авиаэвакуации раненых из Ленинграда в гор. Череповец» было указано, что представитель санитарной службы СОАГ ГВФ обязан дежурить на аэродроме и при подходе самолётов по телефону давать команду грузить раненых в автобусы26. То есть, пока машины были ещё в воздухе, на земле шёл подвоз назначенных к эвакуации. Это позволяло минимизировать нахождение самолётов на земле, доводя в итоге время стоянки до 10—15 минут вместо прежних 40, которые были установлены как минимум в МАОН с 8 августа 1941 года, чтобы не подвергать тогда ещё безоружные «Дугласы» дополнительной опасности27. Однако ход военных действий показывал, что и 40 минут — много. Переходу на такой ускоренный режим эвакуации способствовало внедрение двусторонней радиосвязи через радиостанции МРК-5.

По указанному плану авиаэвакуации требовалось 10 машин ПС-84 ежедневно. Согласно военно-санитарному справочнику, изданному в мае 1941 года, самолёт ПС-84 (ДС-3) вмещал 18 носилочных больных, двух сидячих и сопровождающего медработника28. Таким образом, за один рейс можно было эвакуировать минимально 200 раненых. Как мы знаем, на практике пилоты часто брали максимально возможное количество груза, и нет причин думать, что при эвакуации раненых пилоты санэвакуации действовали иначе.

В воздухе транспортным машинам, осуществлявшим перевозку раненых, также было небезопасно. Отсутствие практического опыта боевой работы в условиях превосходства противника являлось серьёзной проблемой. Самолёты ПС-84 изначально не несли бортового вооружения; только к концу августа на них стали устанавливать колпак с пулемётом ШКАС для защиты задней полусферы и два ручных пулемёта ДА в хвосте29.

Впрочем, не на все машины были установлены средства самозащиты: как следует из наградного листа командира корабля МАОН Валухова Ивана Семёновича, он всю войну летал на невооружённом самолёте ПС-84 на самые ответственные задания за линию фронта и в тыл врага30. Однако в одиночку противостоять атакам нескольких вражеских истребителей было сложно, а опытов полётов в сложившейся ситуации пилоты ГВФ не имели.

Но уже к октябрю 1941 года определённые навыки групповых рейсов у лётчиков сформировались. Например, следуя на бреющем полёте строем «клин» или «ромб» по 9—12 машин, при нападении противника самолёты эскадрильи плотно смыкались и открывали огонь из всех возможных средств огневого поражения.

Впрочем, и самолёты-одиночки при соответствующем вооружении давали достойный отпор противнику. Так, в ноябре 1941 года ПС-84 МАОН под командованием старшего лейтенанта Алексея Антоновича Пантелли сжёг один и подбил второй Ме-109 над Ладожским озером. Сочетание умелого манёвра пилота и меткости бортового стрелка младшего сержанта Петра Игнатьевича Новицкого способствовало уничтожению врага, а оставшаяся пара Ме-109, решив не испытывать судьбу, ушла. П.И. Новицкий за этот подвиг был награждён орденом Красной Звезды31.

В сентябре—ноябре расчётное поступление раненых в сортировочные госпитали составляло свыше 600 человек в сутки.

В связи с ухудшением обстановке на фронтах эвакуация по воздуху планировалась теперь на аэродром Хвойная Новгородской области в количестве 25 человек в сутки. Однако к 6 декабря планы снова подверглись корректировке. Ежедневные расчёты по эвакуации возросли до 2400 человек, при этом перемещение только сидячих раненых по воздуху планировалась в количестве 400 человек, а сидячих и лежачих — 266 человек в сутки. Для этого необходимо было выделить 14 самолётов32.

Такие цифры по расчётному количеству эвакуируемых объясняются началом Тихвинской наступательной операции, в ходе которой советским частям удалось сковать войска группы армий «Север» и не дать перебросить противнику резервы на московское направление. Однако для нас здесь важно видеть, что в сравнении с ноябрём теоретические, т.е. планировавшиеся возможности увеличения объёма воздушных перевозок возросли кратно. Это говорит о том, что матчасть санитарных авиаотрядов была работоспособна, и ни тяжёлые климатические условия, ни атаки противника не могли помешать лётчикам выполнить поставленные задачи.

Так, моторист 7 осаэ Анатолий Николаевич Яковлев с первых дней войны поддерживал самолёты эскадрильи в образцовом порядке и боевой готовности. Не было случая, чтобы вверенная ему машина отказала из-за неисправности мотора. За свою примерную работу сержант Яковлев был награждён медалью «За отвагу»33.

В марте 1942 года пилот 3-го авиаотряда СОАГ ГВФ Дмитрий Сергеевич Гаврилов, призванный в ряды РККА в соответствии с уже упомянутым приказом № 0047, выполнял специальное задание по перевозке раненых, в ходе которого был атакован двумя немецкими истребителями. Самолёт получил серьёзные повреждения, но раненый пилот умело вывел его из-под обстрела и посадил в редколесье на берегу реки Мста. Повреждённую машину позже доставили на базу и отремонтировали, а пилот после лечения в госпитале вернулся в свою часть. Всего за время службы на Северном и Волховском фронтах Д.С. Гаврилов доставил к линии фронта 289 медработников и личного состава, переправил 6155 кг боеприпасов, вооружения, медикаментов и консервированной крови и вывез обратными рейсами 129 раненых. За самоотверженную боевую работу лейтенант Д.С. Гаврилов был награждён орденом Красной Звезды34.

К концу 1941 года санитарная эвакуация из Ленинграда воздушным путём в принципе была прекращена. Фашисты господствовали в воздухе. Потери нашей авиации были очень существенными. МАОН и Северная неотдельная авиагруппа прекратили полёты 29 декабря35. Начиная с 29 января авиация была исключена из планов по эвакуации. Госпиталями Ленинграда на период навигации 1942 года был предусмотрен лишь железнодорожный и водный транспорт: санлетучками и военно-санитарными поездами, а также машинами автосанитарных рот до железнодорожной станции Ладожское озеро, далее путь пролегал по воде на другой берег Ладоги36.

Однако сделано было немало: согласно краткой справке, составленной в ноябре 1942 года начальником военно-санитарного управления Ленинградского фронта генерал-майором медицинской службы Д.Н. Верховским, только в период с 19 сентября по 26 декабря 1941 года по воздуху из осаждённого города были вывезены 8313 человек, что составило 55 проц. от общего числа эвакуированных из ГБФ Ленинграда с начала войны37. При этом надо учесть, что эвакуация по железной дороге также прекратилась к 28 августа, а по воде — к 5 ноября 1941 года, т.е. больше месяца вывоз раненых с передовой и из осаждённого Ленинграда производился только воздушным путём, силами 7 осаэ, СОАГ ГВФ и МАОН. И надо сказать, что хотя на эвакуацию в глубокий тыл санитарная и транспортная авиация более не работала, во всяком случае применение самолётов не планировалось, это не значит, что она бездействовала вообще. Более того, в блокадных условиях санавиация транспортировала раненых непосредственно с передовой. При ранениях черепа, например, самолёт оказался лучшим видом транспорта: лишь бы посадочная площадка была ровной38! А выбором посадочной площадки для самолётов санавиации зачастую занимались врачи, подбирая полосу, максимально лишённую неровностей, как это делал, например, старший врач 5 осаэ Г.А. Зульфугаров39.

С 1942 года 7 осаэ была подчинена 54-й армии, затем 14-й воздушной армии, позже, уже в 1943 году воевала в составе 3-й гвардейской танковой армии. В наградных документах лейтенанта Ивана Степановича Калгина, лейтенанта Петра Яковлевича Нобеля, техника-лейтенанта Исаака Соломоновича Панеса, сержанта Ивана Сергеевича Малыка указаны места предыдущей службы: Ленинградский и Волховский фронты, причём с самого начала войны.

Видно, что указанные авиаотряды в рассматриваемый период находились в оперативном подчинении военного совета Ленинградского фронта, так как наградные документы на командира группы А.А. Лаврентьева и комиссара В.П. Легостина подписывал уполномоченный военсовета Ленфронта А.П. Петров.

Подводя итог вышесказанному, надо отметить особую значимость санавиации и сегодня. В ходе текущих и будущих вооружённых конфликтов огромная роль современных способов эвакуации раненых и больных очевидна. Конечно, степень медико-санитарного обеспечения войск выросла в разы по сравнению с периодом Великой Отечественной войны. И даже как наука и, естественно, важная часть медицины в целом этот вид здравоохранительной деятельности приобретает важнейшее место в оборонной стратегии государства.

Сегодня в армии и на флоте совершенствуется логистическая структура эвакуации раненых, больше ясности внесено в вопрос о материально-технической части авиационных отрядов и эскадрилий. Несколько понятнее и роль санитарной авиации, опыт использования которой накоплен огромный. Однако многие аспекты работы личного состава военной медицинской авиапомощи ещё требуют уточнения и дальнейшего совершенствования, в т.ч. с учётом исторического опыта Великой Отечественной войны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Очерки истории советской военной медицины / Под. ред. Д.Д. Кувшинского, А.С. Георгиевского. Л.: Медицина, 1968. 526 с.

2 Смирнов Е.И. Война и военная медицина. 1939—1945 гг. М.: Медицина, 1979. 524 с.

3 Кнопов М.Ш., Тарануха В.К. Медицинская служба Ленинградского фронта в период блокады Ленинграда // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2012. № 1. С. 61—63.

4 Похилюк А.В. Медицинское обслуживание воинов фронта и флота в условиях блокады Ленинграда // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 1—1. С. 46—50.

5 Белорусова А.Ю. Лётчики особого назначения. М.: АСТ, 2019. 704 с.

6 Карташев А.В., Карташев И.В. Медицина в годы Великой Отечественной войны: взгляд историка на перспективы развития темы // Труды по истории медицины: альманах. Вып. 5. М., 2020. С. 11.

7 Баринштейн Л.А., Бабский А.А., Розенберг С.П. О расширении показаний к авиасанэвакуации // Новый хирургический архив. 1938. Т. 42. Кн. 1. С. 3—10.

8 Хаупт В. Группа армий «Север». Бои за Ленинград. 1941—1944. М.: Центрполиграф, 2005. С. 14.

9 Сборник архивных документов по медицинскому обеспечению войск Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Вып. 1. Лечебно-эвакуационные планы фронтов, армий и других объединений в оборонительных операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Л.: [Воен.-мед. музей МО СССР], 1959. С. 13.

10 Сайт Архивы Санкт-Петербурга [электронный ресурс]. URL: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cga/guide/142.

11 Белорусова А.Ю. Указ. соч. С. 153.

12 Шавров Б.В. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г. 5-е изд., испр. М.: Машиностроение, 2002. С. 376, 460.

13 Смирнов Е.И. Указ. соч. С. 60, 63.

14 Гурьянов А.А. Спасение и эвакуация больных и пострадавших авиационным транспортом. М.: Медицина, 1978. С. 17.

15 Приказ об использовании Гражданского воздушного флота в военное время. 9 июля 1941 г. // Российский государственный военный архив. Ф. 4. Оп. 11. Д. 62. Л. 211—216. Подлинник // Русский архив: Великая Отечественная. Т. 13(2—2). Приказы народного комиссара обороны СССР, 22 июня 1941 — 1942 гг. М.: Терра, 1997. С. 19—22.

16 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 33. Оп. 682524. Д. 74. Л. 251.

17 Там же. Л. 253.

18 Сборник архивных документов… Вып. 1. С. 13.

19 Перечень № 24 отдельных отрядов, эскадрилий, частей и учреждений военно-воздушных сил, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1951—1945 гг.: приложение к директиве Генерального штаба от 1 октября 1960 г. № 170481. М.: [Б.и.], 1960. С. 14.

20 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 94. Л. 328.

21 Там же. Оп. 686044. Д. 4319. Л. 72.

22 Там же. Оп.686196. Д. 6784. Л. 34.

23 Сайт Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России [электронный ресурс]. URL: http://www.airdisaster.ru/database.php?id=4666.

24 Г2урьянов А.А. Указ. соч. С. 20.

25 Сборник архивных документов… Вып. 3. Архивные документы по отдельным вопросам лечебно-эвакуационного обеспечения войск Советской Армии в оборонительных операциях 1-го периода Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Л.: Воен.-мед. музей МО СССР, 1960. С. 39, 40.

26 Там же. С. 37.

27 Белорусова А.Ю. Указ. соч. С. 89, 106.

28 Военно-санитарный справочник. 2-е изд., исправ., доп. М.; Л.: Наркомздрав СССР, 1941. С. 56.

29 Белорусова А.Ю. Указ. соч. С. 144.

30 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 308. Л. 42.

31 Там же. Оп. 690155. Д. 6293. Л. 223; Оп. 686044. Д. 1839. Л. 68.

32 Сборник архивных документов… Вып. 3. С. 42—48.

33 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 4319. Л. 85.

34 Там же. Оп. 682524. Д. 598. Л. 307.

35 Белорусова А.Ю. Указ. соч. С. 183.

36 Сборник архивных документов… Вып. 3. С. 60, 61, 70—79.

37 Там же. С. 101.

38 Аничков Н.Н., Еланский Н.Н. и др. Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. в 12 т. Т. 4 / Под общ. ред. Е.И. Смирнова. М.: Медгиз, 1950. С. 186.

39 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690155. Ед. хр. 5501. Л. 163.