РУССКОЕ ВОЕННОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
М.С. ОЛЕЙНИК — Русский берег Франции. Императорский флот в Вилла-Франке
M.S. OLEINIK — The Russian shore of France. The Imperial Navy in Villa Franca
Аннотация. Присутствие Российского императорского флота в Вилла-Франке, а позже в Тулоне оказало огромное влияние на культурное развитие этого региона. В связи с заключением Парижского мирного договора 1856 года и нейтрализацией Чёрного моря была создана русская Средиземноморская эскадра, которая базировалась в Неаполе. После постройки пристани в Вилла-Франке русские военные корабли имели право на стоянку в «вольном городе». Всё чаще на средиземноморское побережье стали приезжать представители императорской семьи, а вслед за ними русская аристократия и интеллигенция. В прибрежных городах Лазурного берега были приобретены роскошные виллы, построены православные храмы и устроены русские кладбища. После Октябрьского переворота 1917 года в Канны, Ниццу, Вилла-Франку, Ментону устремились эмигранты первой волны. Вплоть до 1931 года в Вилла-Франке размещалась международная (русская) зоологическая станция.
Ключевые слова: Российский флот; Вилла-Франка; Вильфранш-сюр-мер; Тулон; Ницца; Ментона; сардинское правительство; эскадра Средиземного моря; Лазурный берег; Русское общество пароходства и торговли; Парижский мирный договор; Международная (русская) зоологическая станция; А.П. Боголюбов.
Summary. The presence of the Russian Imperial Navy in Villa Franca, and later in Toulon had a powerful effect on the cultural progress in that area. As the 1856 Paris Peace Treaty was concluded and The Black Sea rendered neutral, the Russian Mediterranean Squadron was set up to be based in Naples. After the Villa Franca quay was built, Russian warships were entitled to anchor at the free city. Members of the Imperial Family took to arriving at the Mediterranean coast increasingly often, and the Russian aristocracy and intellectuals soon followed suit. They bought luxury villas, built Orthodox Christian churches and set up cemeteries in the Cote d’Azur cities. After the October 1917 coup first-wave émigrés surged to Cannes, Nice, Villa Franca and Mentone. Until 1931 Villa Franca housed the International (Russian) Zoological Station.
Keywords: Russian Navy; Villa Franca; Villefranche-sur-Mer; Toulon; Nice; Mentone; Sardinia government; Mediterranean Squadron; Cote d’Azur; Russian Shipping and Commerce Society; Paris Peace Treaty; International (Russian) Zoological Station; A.P. Bogolyubov.
Различные аспекты русско-французских отношений в сфере военно-морского сотрудничества становились предметом изучения многих отечественных специалистов. Первые советские исследования франко-русского союза в контексте военно-политических взаимоотношений появились в 1926 году1. В последующем в разработку данной тематики внесли большой вклад В.И. Бовыкин2, Э.М. Розенталь3, А.З. Манфред4, Ю.М. Коробов5. Также неоднократно рассматривались дипломатические отношения между двумя странами в контексте визитов кораблей Российского флота в средиземноморские порты. Ещё одним шагом в изучении этой темы стала выставка «На пути к франко-русскому союзу. К 125-летию визита российской эскадры в Тулон»6, организованная в 2018 году Центральным военно-морским музеем имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге.
Наиболее полно тема пребывания Российского императорского флота во второй половине XIX века на средиземноморском побережье и, в частности, в бухте Вилла-Франки отражена в документах Российского государственного архива Военно-морского флота (РГА ВМФ)7. Часть из них указывает на прибытие кораблей и обеспечение работоспособности международной (русской) зоологической станции8. В статье «Забытые истории известных гидробиологов» украинского исследователя Б.Г. Александрова описывается работа станции после октябрьских событий 1917 года9. В настоящей статье рассматривается историко-культурное значение присутствия Российского императорского флота на Лазурном берегу с 1856 по 1917 год.
В 1295 году Карл Анжуйский, граф Прованса, основал вольный город Вилла-Франка и предоставил его жителям право свободной торговли. В литературных источниках и мемуаристике названия города Вилла-Франка и Вильфранш встречаются в равной степени, т.к. на Лазурном берегу зачастую сливаются воедино французская и итальянская культуры. В официальных документах Морского министерства Российской империи c середины XIX до рубежа XIX—XX вв. использовался топоним Вилла-Франка. В современной Франции за городом закреплено название Вильфранш-сюр-мер.
Русские моряки впервые появились на этой территории в 1770 году. Эскадра под командованием графа А.Г. Орлова выбрала бухту Вилла-Франки как место дислокации русского флота в Средиземном море. Отсюда наши корабли ушли в знаменитое Чесменское сражение (24—26 июня 1770 г.). В дальнейшем средиземноморское побережье использовалось для ремонта русских боевых кораблей. После завершения Крымской войны и заключения Парижского мирного договора в 1856 году, лишившего Россию права прохода через проливы Босфор и Дарданеллы, была сформирована эскадра Средиземного моря под командованием капитана 1 ранга И.А. Шестакова.
Знакомство российской публики со средиземноморским побережьем Франции и Лигурийским берегом Италии началось в октябре 1856 года. Вдовствующая императрица Александра Фёдоровна отправилась в Ниццу, чтобы провести там зиму. Этот поступок вызвал множество разговоров, так как прошло чуть более полугода после окончания Крымской войны, в которой на стороне враждебной России коалиции выступал сардинский король Виктор Эммануил II — в то время суверен Ниццы. Несмотря на пересуды, Марией Фёдоровной был подписан договор об аренде бухты Вилла-Франки, имевшей подходящий фарватер для прохода кораблей большого водоизмещения. На безвозмездной основе, что подтверждают документы и фактические действия, сардинским правительством была передана городская недвижимость под нужды Российского императорского флота10.
На средства казны были построены здания для обслуживания русских судов. Из письма в Морское министерство от 4 февраля 1856 года: «Государь Император, во 2-й день сего февраля, утвердил предположение Генерал-Адмирала об устройстве уступленных Сардинским правительством строений нашему флоту в Вилла-Франке <…> Прошу Высочайшего соизволения для сей надобности расходов в сорок тысяч франков»11. Средства были выделены, а итальянскими рабочими возведена каменная пристань, что следует из полных отчётов о строительстве.
В созданный таким образом средиземноморский порт в 1856 году прибыла эскадра под командованием капитана 2 ранга С.С. Лесовского. В «Русском художественном листке» В. Тимма № 35 за 1858 год с изображением новой каменной пристани на оттиске значится, что Вилла-Франка (на Средиземном море) уступлена Русскому обществу пароходства и торговли (РОПиТ)12. С.С. Лесовский остался в Вилла-Франке и с повышением в чине был переведён в торговый флот РОПиТа, где служил с 1857 по 1858 год13. Уже с 1859 года в бухту активно заходили корабли Российского императорского флота. Так, в сентябре в Геную пришёл фрегат «Светлана», пополнивший Средиземноморскую эскадру под командованием контр-адмирала Ф.Д. Нордмана. Из Генуи «Светлана» доставила вдовствующую императрицу в Тулон, а затем свиту герцогов Лейхтенбергских в Вилла-Франку. В ноябре на рейд Вилла-Франки, где уже находились «Светлана», «Вол» и «Олаф», прибыл винтовой фрегат «Илья Муромец», 30 ноября пришёл «Медведь», а 12 декабря — «Гангут». В уступленных Сардинским королевством зданиях, построенных в конце XVIII — начале XIX века, после «переделки полов и печей» был устроен «Русский дом», где были расположены казармы, лазарет и магазины. Офицеры императорского флота, а впоследствии и служащие «Русского дома» были размещены на квартирах в Ницце14.
С приходом Российского императорского флота, а позже и торгового флота на Лазурном берегу появилась необходимость в постройке православного храма. Под покровительством императрицы Александры Фёдоровны в декабре 1859 года в Ницце была освящена первая русская церковь святителя Николая Чудотворца и мученицы — царицы Александры. Российское консульство и состоявший в ведении российского Святейшего синода храм Николая и Александры приобрели участок земли в квартале Кокад на окраине города для создания русского православного кладбища.
В середине 1860-х годов сын императора и наследник престола цесаревич Николай Александрович — «прелестный юноша с образованным умом, с горячим и любящим сердцем, весёлый, приветливый, обходительный, принимающий во всём живое участие, распространяющий какое-то светлое и отрадное чувство»15 — в сопровождении наставников отправился в образовательное путешествие по Европе, из которого ему не суждено было вернуться. На вилле Бермон 24 апреля 1865 года цесаревич скончался. После отпевания в церкви старшего сына императора был зачитан манифест Александра II, провозглашавший наследником престола Александра Александровича. Поэт П.А. Вяземский позже описал происходившее: «Трогательно и торжественно было шествие за печальной колесницей из церкви через весь город и потом по новой дороге вдоль моря до Вильфранша. Русское духовенство было в полном, богато-блестящем облачении, слышалось стройное, величавое пение погребальных молитв. Царь, великие князья и генерал-адъютанты ехали верхом. На этот печальный обряд из разных концов Европы приехали представители иностранных дворов и многие русские. Местное население Ниццы, частью следовавшее за печальным шествием, частью сомкнувшееся в живые стены по улицам и площадям, облепило крыши домов, деревья, скалы — все это представляло невыразимо-печальную, но вместе с тем невыразимо-живописную и величественную картину»16. В Вилла-Франке гроб был поднят на борт фрегата «Александр Невский», который отплыл со скорбной миссией в Кронштадт.
Некогда уступленные под нужды флота здания были возвращены сардинскому правительству, а Вилла-Франка в 1860 году от Сардинского королевства перешла под юрисдикцию Франции. За Российским императорским флотом осталось право швартовки в удобной бухте, в то время как средиземноморское побережье стало традиционным местом отдыха русской аристократии.
Сближение Франции с Россией, начавшееся в конце 1880-х годов, повлекло за собой возможность российским подданным путешествовать и даже создать своё кладбище с православной церковью. На русском кладбище в Ментоне нашли покой наши достойные соотечественники — капитан 2 ранга Л.Н. Ломан, участник трёх кругосветных плаваний; полковник конной гвардии Г.К. Ризенкампф, начальник штаба 40-й пехотной дивизии Русской армии; капитан-лейтенант К.Д. Чариков и многие другие, а впоследствии и эмигрировавшие во Францию адмирал И.К. Григорович, последний морской министр Российской империи; князь В.М. Урусов, русский общественный и государственный деятель, член Государственного совета.
Именно на Лазурном берегу в 1880-е годы знаменитый русский художник А.П. Боголюбов создал своё известное полотно «Прибой в Ментоне». Это морской пейзаж, где штормовая волна бьёт по песчаному берегу, на переднем плане изображён обломок мачты, а вдалеке уходящий корабль. Картина стала послесловием к масштабным морским баталиям в творчестве живописца и была подарена автором Морскому музею в 1891 году.
Русские корабли покинули бухту Вилла-Франки в 1880 году. В дальнейшем морское ведомство поддерживало работу международной (русской) зоологической станции, расположившейся в зданиях, некогда использовавшихся для нужд флота17. Станция была основана в 1886 году, её первым директором был русский зоолог, профессор Киевского университета Св. Владимира, член-корреспондент Петербургской академии наук А.А. Коротнев (1854—1915). Обеспечение зоологической станции осуществляли суда императорского флота. Шхуна «Псезуапе» Черноморского флота доставила из Лондона в Вилла-Франку всё необходимое для работы оборудование18.
В конце XIX столетия в бухту по-прежнему заходили на стоянку императорские яхты и боевые русские корабли. Так, крейсер «Рында», совершая кругосветное плавание, вышел из Кронштадта 23 сентября 1892 года. В 1893 году корабль побывал в Нью-Йорке, зиму 1894/95 года провёл в Японии и летом отправился в Россию. По пути корабль зашёл в Пирей, а оттуда на Афон, пройдя часть плавания под парусами. Уже перед самым возвращением на Родину крейсер встретился у французского побережья с императорской яхтой «Штандарт», совершавшей дальнее плавание. Цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) числился в Гвардейском экипаже, а вдовствующая императрица Мария Фёдоровна была шефом экипажа. Из воспоминаний об этой встрече: «За время стоянки в Виллафранке крейсер имел счастье видеть у себя в церкви за столом кают-компании Ея Императорское Величество и ее августейших детей. По отъезде Ея Величества, Наследник Цесаревич переехал на свою яхту для следования в Батум <…> В Кронштадт пришли 6 июня утром. Крейсер 22 июня спустил флаг и вымпел и кончил кампанию»19.
Рассматривая тесные связи между Россией и Францией второй половины XIX — начала ХХ века, можно сделать вывод, что небольшой городок Вилла-Франка на Лазурном берегу стал местом сближения их культур. Приход Российского императорского флота на территорию Сардинского королевства, деятельность во Франции Русского общества пароходства и торговли повлекли за собой строительство и покупку прекрасных вилл, возведение православных храмов, ставших центрами русской культуры, создание русских кладбищ. В морском пейзаже «Прибой в Ментоне» без явной военной атрибутики художник А.П. Боголюбов говорит о славе Отечества, о людях, которые вынуждены по разным причинам жить вдалеке от Родины. Сам того не подозревая, А.П. Боголюбов предсказал будущий конец Российской империи. Международная (русская) зоологическая станция в Вилла-Франке просуществовала почти 45 лет, а в 1931 году полностью перешла под юрисдикцию Франции20.
_____________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Зайончковский А.М. Франко-русские отношения до войны 1914 года // Кто должник?: сборник документированных статей по вопросу об отношениях между Россией и Францией и другими странами Антанты до войны 1914 г., во время войны и период интервенции. М.: Авиоиздательство, 1926. С. 11—50; Андерс А. Франко-русские отношения до войны 1914 года // Там же. С. 65—77.
2 Бовыкин В.И. Из истории возникновения Первой мировой войны. Отношения России и Франции в 1912—1914 гг. М.: Изд. Моск. ун-та, 1961.
3 Розенталь Э.М. Дипломатическая история русско-французского союза в начале ХХ века. М.: Соцэкгиз, 1960.
4 Манфред А.З. Образование русско-французского союза. М.: Наука, 1975.
5 Коробов Ю.М. Опыт сотрудничества Генеральных штабов России и Франции в 1906—1914 гг. Автореф. дис. … канд. ист. наук. (Институт военной истории). М., 1997.
6 Васильева С.Л. На пути к франко-русскому союзу. К 125-летию визита российской эскадры в Тулон // Интернет-ресурс: https://cdn-navalmuseum.testing.spb.ru/Files/pdf/1540396961buklet_tulon.pdf.
7 Об исправлении зданий, уступленных нашему флоту Сардинским правительством в Вилла-Франка, и о построении пристани // Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 84. Оп. 1—2. Д. 6417.
8 Материалы о деятельности русской зоологической станции в Вилла-Франка (отчёт за 1909—1910 гг., устав, положение, штат, переписка, чертежи) // Там же. Ф. 404. Оп. 4. Д. 254.
9 Александров Б.Г. Забытые истории известных гидробиологов // Вестник ОНУ Бiологiа. Т. 20. Вып. 1(36). Одесса, 2015.
10 Об исправлении зданий, уступленных нашему флоту Сардинским правительством в Вилло-Франка и о построении пристани // РГА ВМФ. Ф. 84. Оп. 1—2. Д. 6417.
11 Там же. Ф. 410. Оп. 2. Д. 7727. Л. 2.
12 Вилла-Франка, порт в Пьемонте (на Средиземном море), часть которого уступлена Русскому обществу пароходства и торговли // Русский художественный листок В. Тимма. 1858. № 35.
13 О командировании мичмана Тудера в Вилла-Франку // РГА ВМФ. Ф. 283. Оп. 3—1. Д. 2050.
14 В Морское министерство от заведующего Морской станцией в Вилла-Франке Алексея Алексеевича Караева // Там же. Ф. 410. Оп. 2. Д. 7727. Л. 1—2.
15 Николаевский собор в Ницце — кусочек «русской» Франции // Прихожанин. Православный интернет-журнал. Интернет-ресурс: https://prihozhanin.msdm.ru/home/podumat/ob-otechestve/2054-nikolaevskij-sobor-v-nitstse-kusochek-russkoj-frantsii.html.
16 Русский XIX век на Лазурном берегу // «Монако и Лазурный берег» — печатная газета и журнал на русском языке в Монако и Франции. Интернет-ресурс: https://rusmonaco.fr/index.php/home/istoriya/item/2984-russkij-xix-vek-na-lazurnom-beregu.
17 О предоставлении зданий в Вилла-Франка в пользование доктору Барроа для потребностей международной биологической лаборатории // РГА ВМФ. Ф. 427. Оп. 3. Д. 105; О предоставлении зданий Морского ведомства в Вилла-Франка для потребностей международной биологической лаборатории // Там же. Д. 261.
18 Об отправке из Лондона в Вилла-Франку на шхуну «Псезуапе» помпы; о доставлении сведений об осмотре заводов Гомфрейса в Англии и поршневых паровых машинах, изготовляемых на этих заводах; изобретении кавалерийского карабина; результатах ходовых испытаний шхуны // Там же. Ф. 443. Оп. 1. Д. 3.
19 О деятельности гвардейского резервного экипажа // Там же. Ф. 935. Оп. 2. Д. 138. Л. 3—5.
20 Treguboff G. Histoire de la station zooloogique de Villefranche-sur-Mer // Bul De la Section des Sci. Histoire des sciences. 1983. № 4. P. 23—131.