«Чудовище» отправляется в ремонт. Летопись войны № 129.

Русские броневики Первой мировой. Часть 3.

image_print

К концу войны в составе русской армии насчитывалось более 40 автопулеметных взводов. В зависимости от обстановки бронечасти придавались различным соединениям и объединениям. Например, 15-й взвод за время пребывания на Юго-Западном фронте придавал­ся 16-ти дивизиям.

Как мы ранее отмечали, к концу войны отдельные взводы бы­ли сведены в броневые дивизионы и сосредоточивались на наиболее ответственных участках фронта.

Учитывая, что дивизионы и даже взводы дробились, успех боя во многом зависел от находчивости, решительности и доблести командира конкретной бронемашины.

Документ свидетельствует, что в ходе боя 20. 06. 1916 г. у дер. Трилисцы отличился поручик Ма­рианадзе — командир бронеавтомобиля «Гром» 20-го автопулеметного взвода. Действуя под действительным винтовочно-пулеметным и артиллерийским огнем противника, пользующимся в т. ч. бронебойными пулями, он поддержал левый боевой участок 24-й пехотной дивизии. Атакующий противник имел успех – и положение становилось угрожающим. Марианадзе решительно и смело атаковал противника, про­рвался в его глубокий тыл, и, расстреливая его фланг и тыл, вынудил к отходу — оказав ключевое влияние в овладении утраченными позициями. По­ручик был представлен к награждению орденом Святого Георгия 4-й степени.

Картины войны. М., 1917 г.
Картины войны. М., 1917 г.

Отдельные машины поддерживали тактические действия пехоты и конницы. Для решения серьезных задач броневики старались применять массово – насколько это было возможно. Так, приказ командующего 11-й армией генерала от кавалерии В. В. Сахарова от 23. 08. 1916 г. отмечал, что в бою 18-го августа на левом фланге армии большую помощь пехоте принесли броневые отделения. Они 8 раз, поддерживая 52-й пехотный Виленский полк, подъезжали вплотную к противнику и, стреляя в упор, наводили на врага ужас. Такую же помощь оказали броневики 133-му и 134-му полкам. В бою 19-го августа 2 броневика 43-го взвода были подбиты вражеской тяжелой артиллерией — и кровью своих экипажей запечатлели доблесть и беззаветную преданность Родине и Государю.

Практика выявила следующие тактичес­кие приемы боя броневиков: внезапность, активное маневри­рование, быстрое сближение, быстрое огневое поражение цели без траты времени на пристрелку, выход во фланг и тыл врагу, быстрота смены участков фронта, максимальный огонь из всех видов бортового оружия.

Перед выходом в бой экипажи тщательно зна­комились с местностью, готовились к неожиданностям. Внезапное появление броневиков и их маневр (огнем и колесами) производили боль­шое моральное воздействие — как на свои, так и на вражеские войска. Как ранее отмечалось, недостатком бронемашин была уязвимость от артиллерийского огня и от состояния дорог, целостности мостов и гатей. Причем если пулеметные броневики сравнительно легко могли обходить препятствия, то пушечная бронема­шина (помимо трехдюймовки имелись еще и пулеметы), весившая в 2 — 3 раза больше пулеметной и выходившая в бой всегда задним ходом (орудие смотрело назад), могла обходить далеко не все препятствия – и то при условии, что у шоссе отсутствовали придорожные канавы, а шоссе имело твердое сухое покрытие.

В 1916 г. русские броневики в условиях пози­ционного фронта использовались для получения разведыватель­ных данных об обороне противника. Так, на Юго-Западном фронте 9-го января броневик подъехал к проволочным загражде­ниям противника в районе г. Бучач и, открыв огонь по враже­ской заставе, обратил ее в бегство, а затем произвел разведку оборонительной позиции австрийцев. Броневики использовались и во время летнего наступления русских войск на Юго-Западном фронте, содействуя пехоте в уничтожении отступавшего против­ника.

Броневики Остин. Нива. 1916. № 4.
Броневики Остин. Нива. 1916. № 4.

Под Луцком на направлении главного удара действовало 3 автопулеметных взвода.

К моменту наступления 8-й армии 15-й автопулеметный взвод стоял на участке 102-й пехотной дивизии 39-го армейского корпуса. Фронт прохо­дил вдоль реки Горынь через с. Клевань, пересе­кал шоссе и железную дорогу Ровно-Ковель в 20 км от Ровно и в 25 км от Луцкa. Коман­довал взводом капитан Сыробоярский — офицер ле­гендарной храбрости, награжденный к концу 1914 г. орденом Святого Георгия 4-й степени и Золотым оружием.

Во время Брусиловского наступления его броневики непрерывно двигались только вперед, содействуя продвижению пехоты. Погода не благоприятствовала наступлению — шли дожди. Шоссе до Луцка было в плохом состоянии – воронки от снарядов, канавы и испор­ченные мосты затрудняли продви­жение бронемашин.

Но продвижение продолжалось — причем уси­ленным темпом.

26 мая 1916 г. начдив в 2 часа но­чи отправил 2 броневика взвода (третий был в ремонте) к деревне Копачевке, на­ходящейся в 80 км за Луцком. Командир взво­да сел в пулеметный броневик, которым командовал поручик Колб-Селецкий. К 5 часам утра обе маши­ны подошли к дер. Копачевке, находящейся в глубо­ком тылу противника — и связь с пехотой на некоторое время была потеряна.

Не нужно удивляться медлительности движения. С одной стороны, броневики опасались организации австрийцами различных препятствий — например, завалов на шоссе и разрушения мостов, с другой стороны — сказывалась темнота.

С обеих сторон шоссе от Луцка до дер. Копачевки расстилался густой лес. Каковы были си­лы у противника в этом месте, было неизвестно, но временами машины подвергались винтовочному обстрелу с обеих сторон дороги.

На рассвете можно было видеть впереди не­большой мост (длиной 20 шагов), перекинутый че­рез болото на 3-метровой высоте. По другую сторону болота, на возвышенности по обе стороны шоссе, была раскинута деревня Копачевка. Не доезжая моста, справа у шоссе, находилось одино­кое строение — вроде сарая.

Считалось, что броневики ве­дущие бой в лесу, очень уязвимы — достаточно перегородить шоссе бревном или срублен­ным деревом, чтобы машина остановилась. Прео­долеть такое препятствие под огнем противника — невозможно. Если противник рушит такое же дерево сзади — броневик оказывается в ловушке. С другой стороны, пушечная бронемашина хоть и имела серьезную огневую мощь, но была лишена броне­вой крыши — и атака вражеских пехотинцев, забрасывающих ее гранатами сверху, могла увенчаться успехом. Что касается легких броневиков, полностью закрытых броней, то стоит вспомнить случай, также произошедший в лесном в бою у г. Станиславов в 1917 году – новый, только что полученный взводом, легкий броневик с 37-мм пушкой был внезапно атакован на шоссе вражескими солдатами, выбежавшими из леса. Упершись руками в борт машины, они бы завалили ее на бок — если бы вовремя не подоспела русская пехота.

В тот момент, когда броневики доехали до моста перед дер. Копачевкой, а пулеметный бро­невик, в котором находился командир взвода, да­же переехал мост, броневзвод был встречен винтовочным, пулеметным и беглым артиллерийским огнем ав­стрийцев. Один из снарядов разорвался в двух ша­гах от пулеметного броневика. Инстинктивно шо­фер дал задний ход —  машина сбила перила моста и упала крышей вниз, прямо в болото. От удара о землю болты боковой стенки машины не выдержали, и стенка отвалилась. Находящиеся невдалеке австрий­цы винтовочным огнем убили поручика Колб-Селецкого и тяжело ранили (в живот) командира взвода капитана Сыробоярского. Но под огнем пу­шечного броневика австрийцы отошли.

Когда командир пушечного броневика спустился к упавшей машине, то не потерявший сознания коман­дир взвода попросил его сделать все возможное для спасения пострадавшей машины.

В ситуации отсутствия сна­рядов, командир пушечного броневика приказал шоферу ехать полным ходом назад – до момента встречи с полуброневым грузовиком, на котором имелся запас снарядов, патронов и запасных частей. Решили заменить разбитый пулемет, пополнить боекомплект и немедленно вер­нуться. Одновременно подпоручик приказал шоферу грузовика собирать по дороге пехотинцев и везти их к мосту.

За четыре ходки грузовик привез до 40 бойцов, а приблизительно через час подошла еще рота пехоты. Приняв командование над этим сводным отрядом, подпоручик успешно ата­ковал деревню.

С западной части деревни по русской роте был открыт винтовочный огонь — и противник атако­вал ее силами до батальона. Рота была вынуждена отходить — под защиту орудийного броневика. В это время подпоручик был тяжело ранен в руку и выбыл из боя.

Вскоре подошли части дивизии, которые вос­становили положение и захватили пленных и пу­леметы. За этот бой поручик Колб-Селецкий (посмертно) и подпоручик – командир пушечного броневика получили ордена Святого Георгия 4-й степени.

В июле 1916 г. один из русских броневиков, настигнув бежавший германский батальон, почти полностью уничтожил его огнем из своих пулеметов. В этом бою отличился 26-й автопулеметный взвод. Починив разрушенный мост у Монастержиска, в 7 часов он двинулся в шоссе на Доброводы и, у дер. Ковалювка выйдя в тыл отступавшему 2-му батальону германского 3-го резервного полка, уничтожил его пулеметным огнем.

Мы видим, что русские броневики решали самый широкий спектр боевых задач, как тактического, так и оперативного уровня, действуя грамотно, мужественно и решительно – и являясь важнейшим боевым ресурсом в руках командования всех степеней.

Алексей Олейников