ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
КРЫЛОВ Михаил Валерьевич — старший дознаватель отдела дознания Северо-Западной оперативной таможни (E-mail: luther@mail.ru)
Правовое воспитание в русской армии во второй половине XIX — начале ХХ века
Право всегда служило эффективным средством охраны боеспособности русской армии и установленного в ней порядка от каких бы то ни было посягательств. Установление запретов совершать действия, причиняющие ущерб интересам укрепления обороны России и её армии, введение ответственности за нарушение правовых предписаний создавали необходимые условия для предупреждения дисциплинарных проступков и преступлений.
Правовое воспитание военнослужащих русской императорской армии осуществлялось с помощью правовой пропаганды, правового обучения и правового самообразования.
Правовая пропаганда в русской армии заключалась в разъяснении военнослужащим в рамках военного воспитания основных положений права и законности, требовании неукоснительного соблюдения законов, воинских уставов и других нормативно-правовых актов1. Командиры и начальники различных степеней доводили до сведения своих подчинённых положения российского законодательства и знакомили их с практикой его применения. В основу этой деятельности легла идея «самодержавия, православия и народности»2. Правовые основы закрепляли государственные устои, наделяли реальными правами и гарантиями не только высшие слои общества, но и солдат и офицеров. Военнослужащие получали представление о причинах различных правонарушений, условиях, способствующих их совершению, о мерах борьбы с преступностью и способах её предупреждения.
Правовое обучение в русской армии проводилось дифференцированно, оно затрагивало все категории военнослужащих. Военное законодательство изучалось по специальным программам в военных гимназиях (с 1882г. — в кадетских корпусах. — М.К.), военных, юнкерских и специальных (артиллерийском, инженерном, военно-топографическом) училищах и военных академиях3. Так, например, на изучение такой учебной дисциплины, как «законоведение», в военных и юнкерских училищах отводилось по 3часа учебного времени в неделю4.
Беседы по военному законодательству проходили в полковых, бригадных, батальонных учебных командах и школах подпрапорщиков, пиротехнической и технической артиллерийских школах, оружейных и военно-фельдшерских школах, готовивших унтер-офицеров (фейерверкеров) и младших технических специалистов5.
В период прохождения офицерами службы с ними систематически проводились занятия (иногда на территории какой-либо воинской части)6. В офицерских собраниях читались лекции и доклады. Темы выбирались «наиболее жизненные, ближе всего касающиеся вопросов обучения и воспитания подчинённых, тактической подготовки различных родов войск»7. Самые актуальные правовые проблемы изучались в системе подготовки на сборах членов полковых и окружных судов.
Большое значение имело самостоятельное изучение военнослужащими законодательства — правовое самообразование. В рассматриваемое время объём обязательных знаний в области права быстро возрастал. С 1863года российское военное законодательство постоянно обновлялось и совершенствовалось, поэтому военнослужащим приходилось систематически пополнять свои знания, изучая важнейшие законодательные акты. В первую очередь это было необходимо делать офицерам. «Офицерский состав нашей армии прекрасный, и будить офицера от “умственной спячки” нет нужды… офицеры в настоящее время работают… более чем достаточно и над самообразованием и над развитием… — отмечал армейский офицер, — они уже давно стоят у живого, серьёзного дела плодотворной работы»8. С 1899года в «Вестнике общества ревнителей военных знаний» постоянно публиковались рефераты и сообщения офицеров о проведённой ими научно-исследовательской работе, в том числе и по проблемам военного права.<…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Военная энциклопедия. СПб., 1912. Т. VI. С. 484—488.
2 Навроцкий А.А. О воинской дисциплине и средствах по её охранению и надлежащему развитию. Вильна, 1874. С. 14.
3 Харламов В.И. Русская военная школа. М., 1997. Т. 2. С. 58, 59.
4 Свод Военных Постановлений. 1869. Кн.XV. Заведения военно-учебные. СПб., 1907. С. 237.
5 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф.868. Оп. 1. Д. 820. Л. 35.
6 Приказ по военному ведомству № 28 от 1875 г. См.: Военное министерство. Приказы по военному ведомству за 1867—1917 гг. СПб., 1869—1917; РГВИА. Ф.868. Оп.1. Д. 713. Л. 2.
7 РГВИА. Ф. 1606. Оп. 2. Д. 666. Л. 24.
8 И.А.Г. О самообразовании офицеров // Офицерская жизнь. 1910. № 201. С. 1489.