Потопление броненосного крейсера «Паллада» подводной лодкой «U-26» 11 октября 1914 г.

Подводные лодки в Первой мировой войне

image_print

Аннотация. В статье на основе материалов советских, российских и зарубежных исследователей рассматриваются боевая деятельность и развитие тактики подводных лодок государств — участников Первой мировой войны.

Summary. The paper falls back on materials by Soviet, Russian and foreign researchers to examine the combat activity and progress in submarine tactics in WWI participant states.

ГАЛУТВА Игорь Григорьевич — ветеран-подводник, капитан 1 ранга в отставке

(г. Чернигов. E-mall: igorgalutva@email.ua).

«НИКТО НЕ ЗНАЕТ ТОЛКОМ, НА ЧТО ОНИ СПОСОБНЫ…»

Подводные лодки в Первой мировой войне

Первая мировая война охватила не только сухопутные, но и морские театры боевых действий. В войне на море страны Антанты ставили своей целью блокаду Германии, которая, в свою очередь, пыталась нарушить британские коммуникации, осуществить морскую блокаду России. Основные события при этом развёртывались на Балтике, в Северном, Баренцевом и Чёрном морях, Северной Атлантике и Средиземноморье. В составе воевавших сторон имелись свыше 3000 кораблей, в т.ч. новаторских для того времени подводных лодок.

Несмотря на то, что сегодня история субмарин насчитывает сотни лет, в состав военных флотов их начали включать лишь на рубеже XIX—XX столетий. В ходе Русско-японской войны (1904—1905 гг.) подводные лодки впервые приняли непосредственное участие в морском сражении как полноценные боевые корабли нового класса. По оценке французского кораблестроителя М. Лобефа, к концу XIX века «…подводное плавание вступило на путь практического использования… подводные лодки стали на деле считаться орудиями войны…»1.

Однако далеко не все флотоводцы сумели оценить перспективы подводного флота. Так, адмирал фон Тирпиц, ставший впоследствии морским министром Германии, в 80-х годах XIX столетия заявлял, что он никогда не разделял увлечения миноносцами, т.к. «по существу своему эти корабли (подобно подлодкам, появившимся позднее) являются технически переходящим вспомогательным оружием и никогда не смогут заменить то, что является важным само по себе, а именно — линейный флот»2.

Вице-адмирал С.О. Макаров видел будущее субмарин в том, что «в морских войнах подводные лодки будут играть некоторую роль, в особенности во время борьбы за обладание рейдами, а также при всяких блокадах у берегов воюющей страны… надо предусматривать, что со временем подводные лодки могут принять участие даже в сражениях в открытом море»3.

В 1909 году лейтенант А.Д. Бубнов (впоследствии известный военный мыслитель, практик и теоретик, контр-адмирал) в статье, опубликованной в справочнике «Военные флоты», достаточно полно рисует существовавшие в то время на флоте взгляды на подводные лодки: «Свойства подводных лодок ставят их в ряд орудий в морской войне не самостоятельных, а чисто лишь позиционных… Подводные лодки представляют из себя не что иное, как подводные минные банки… Единственное их преимущество, по сравнению с обыкновенными минными банками, заключается в том, что их почти невозможно снять с позиции до прихода эскадры, но зато корабль имеет против их оружия — сети, которых он не имеет против мин заграждения… Подводные лодки являются средством пассивной позиционной обороны…»4.

В русском, английском и германском флотах в то время бытовало мнение, что главной задачей подводных лодок во время войны будет участие в обороне своего побережья от набеговых действий крупных надводных кораблей противника, а об активных боевых действиях, в т.ч. о действиях на коммуникациях, вообще никто не думал.

Данная позиция нашла своё отражение в весьма скромных тактико-технических характеристиках построенных до 1918 года подводных лодок (см. таблицу № 1).

После Русско-японской войны отечественный флот оказался не способным вести борьбу с германским флотом в открытом море. Несмотря на объективную необходимость спешно строить новые корабли, царское правительство с решением этого вопроса не торопилось. К тому же длительное время не было ясности в том, какой флот нужен России и какие задачи он должен решать в предстоявшей войне. Лишь в 1911 году был принят закон, определявший конкретный состав Балтийского флота, которым, в частности, предусматривалось иметь к 1924 году 24 подводные лодки.

Разработанная в 1903 году Большая судостроительная программа для Чёрного моря также не выполнялась. Её дважды пересматривали и сокращали. Лишь в 1911 году были отпущены кредиты на постройку в Николаеве 18 кораблей, в т.ч. 6 подводных лодок, но они вступили в строй уже в ходе войны.

К началу Первой мировой войны (28 июля 1914 г.) в составе сил военно-морских флотов противоборствующих государств имелось следующее количество подводных лодок (см. таблицу № 2). Как видно из таблицы, Англия по количеству подводных лодок среди стран Антанты была безусловным лидером, опережая Францию по этому показателю в 2 раза, Россию — в 5 и больше чем в 2 раза — Центральные державы, вместе взятые.

Подводные лодки России были в составе трёх флотов: Балтийского (БФ), Черноморского (ЧФ) и Тихоокеанского (ТОФ). С первых дней войны царское правительство начало спешно перебрасывать субмарины с Дальнего Востока на Европейский театр военных действий. В течение 1914—1917 гг. из состава Сибирской флотилии по железной дороге были отправлены 7 подводных лодок, 4 из которых («Щука», «Сом», «Налим», «Скат») вошли в состав Черноморского флота, 2 («Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметьев») пополнили Балтийский флот, «Дельфин» был отправлен на Белое море. В августе 1915 года «Щука» и «Сом» были перевезены с Чёрного моря на Балтику.

Главная нагрузка предполагалась на подводные лодки Балтийского флота, так как основная морская держава — Германия была противоборствующей России стороной, а необходимость защиты столицы и основных производственных предприятий, расположенных в Балтийском регионе, недопущение поставок из Швеции в Германию железной руды и металла были основными задачами кораблей БФ.

Подводные силы Балтийского флота к началу войны имели в своём составе 8 подводных лодок: «Акула», «Минога», «Макрель», «Окунь», «Аллигатор», «Дракон», «Кайман», «Крокодил». Учебный отряд был представлен тремя подводными лодками: «Белуга», «Стерлядь», «Пескарь». Техническое состояние большинства кораблей оставляло желать лучшего.

В октябре 1914 года английские новейшие подводные лодки «Е-1» (командир — лейтенант-коммандер Ноэль Ф.Лоренс) и «Е-9» (командир — лейтенант-коммандер Макс К. Хортон), прорвавшись через Датские проливы, прибыли в Либаву (Лиепая) и вошли в состав русского Балтийского флота. В августе—сентябре 1915 года к ним присоединились «Е-8», «Е-13», «Е-18», «Е-19», а осенью 1916 года на Балтику через Архангельск, а затем на баржах по рекам были доставлены 4 малые подводные лодки типа «С» («С-26», «С-27», «С-32», «С-35»).

Для защиты столицы ещё перед войной была создана мощная минно-артиллерийская позиция, которая протянулась поперёк Финского залива между полуостровом Поркалла-Удд и островом Нарген. С началом войны в соответствии с принятой концепцией использования подводных лодок предполагалось вывести их в Финский залив и расставить на якорях в шахматном порядке перед позицией. Атаковать должна была та лодка, вблизи которой будут проходить обнаруженные корабли противника.

В первый же день Первой мировой войны подводная лодка «Акула» (командир — капитан 2 ранга С.Н. Власьев, он же начальник 1-го дивизиона подводных лодок) вышла в свой первый боевой поход — дозорное плавание в Финском заливе. Поскольку полной ясности относительно применения субмарин у командования к тому времени не было, ей было предписано, соблюдая скрытность, находиться в заданном районе в дневное время, дожидаясь появления кораблей противника, а вечером возвратиться в базу. Простояв весь день на якоре и никого не обнаружив, «Акула» вечером вернулась в гавань. Понятно, что подобная пассивная тактика была неэффективна и требовала пересмотра.

В.А. Меркушов, в то время командир подводной лодки «Окунь» и участник событий, писал: «Вся беда в том, что современные подводные лодки ещё ни разу не применялись в борьбе народов, и никто не знает толком, на что они способны, а так как у нас в их боевую готовность верят очень мало, считая, в лучшем случае, оружием чисто позиционной войны, чем-то вроде подвижного минного заграждения, то никаких активных действий пока не получали»5.

Тем не менее уже начало войны показало, что подводные лодки могут решать более широкий круг задач, чем предполагалось: активно противостоять крупным надводным кораблям, вести борьбу на коммуникациях, осуществлять разведку, нести дозорную службу.

В своём пятом боевом походе, 25—27 августа 1914 года «Акула» обнаружила у Готска — Сканде германский крейсер «Амазоне» в охранении эсминцев. Последовавшая затем торпедная атака вынудила в конечном итоге корабли противника отказаться от выполнения своей задачи и покинуть район. Это была первая для русских субмарин «разведка боем» с активным поиском и атакой противника. Она оказала существенное влияние на их дальнейшее использование, показала возможность вести активные манёвренные боевые действия, а экипаж получил бесценный боевой опыт.

22 октября того же года «Акула» потопила немецкий транспорт в Данцигской бухте, а 17 декабря у Готланда атаковала крейсер «Аугсбург» 2 торпедами, правда, безуспешно. В 1914 году «Акула» была единственной русской подводной лодкой Балтийского флота, атаковавшей корабли противника с выпуском торпед, и первой, применившей тактику активного поиска в море вместо ожидания цели на фиксированной позиции.

19 ноября английские подводные лодки «Е-1» и «Е-9» прикрывали постановку большого минного заграждения (240 мин) минным заградителем «Амур» на путях германского флота между островом Борнхольм и банкой Штольпе. 14 декабря «Акула», «Е-1» и «Е-9», находясь к западу от острова Борнхольм, прикрывали операцию по постановке минного заграждения (183 мины) у Данцигской бухты крейсерами «Рюрик» и «Адмирал Макаров», 15 декабря они же обеспечивали прикрытие постановки большого минного заграждения (240 мин) минным заградителем «Енисей».

Первая половина кампании 1915 года характеризовалась весьма активными действиями русских подводных лодок против германского флота, имевшего целью закупорку выходов кораблей ВМФ России в Балтийское море. Подводные лодки БФ захватили несколько судов противника и своим присутствием оказали большое влияние на последующие события, сорвав германские планы в северной части Балтийского моря.

8 мая 1915 года «Акула» (с 20 февраля 1915 г. командир — лейтенант Н.А. Гудим) с дистанции 5—6 кабельтовых произвела   4-торпедный залп по германскому броненосцу береговой обороны «Беовульф», который, заметив торпеды, сумел уклониться от них. 21 мая, находясь на позиции в Балтийском море, подводная лодка «Окунь» (командир — лейтенант В.А. Меркушов) обнаружила немецкий отряд боевых кораблей в составе броненосных крейсеров «Принц Адальберт», «Принц Генрих» и «Роон», шедших в охранении 10 миноносцев. Преодолев охранение, подводная лодка атаковала один из кораблей, который, обнаружив субмарину, пытался её таранить. «Окунь» успел дать торпедный залп и погрузиться, но был помят корпусом немецкого судна. В итоге неприятельские корабли, не выполнив поставленную им задачу, вынуждены были лечь на обратный курс. 15 июня «Окунь» безуспешно атаковал тремя торпедами немецкий крейсер «Бремен», тем не менее заставив его выйти из боя.

2 июля подводная лодка «Е-9», находившаяся на позиции у Готланда, атаковала германский крейсер «Принц Адальберт». Получив пробоину от взрыва торпеды и приняв до 2000 т воды, крейсер с трудом дошёл до Киля. Почти через четыре месяца (7 ноября) он всё же был потоплен подводной лодкой «Е-8» (командир — лейтенант-коммандер Френсис Х. Гудхарт).

26 июля 1915 года подводная лодка «Аллигатор» (командир — капитан 2 ранга Р.К. Вальронд 1-й) обнаружила немецкий отряд кораблей в составе крейсера «Тетис», минного заградителя «Альбатрос» и миноносцев и своими активными действиями сорвала постановку ими минного заграждения. 24 октября она же захватила германский пароход «Герда Бихт» и привела его в базу.

16 августа английская подводная лодка «Е-1» на подходах к Рижскому заливу атаковала линейный крейсер «Мольтке». Торпеда, как потом выяснилось, попала в торпедный отсек крейсера, но хранившийся там боекомплект чудом не взорвался, хотя и получил повреждения. Приняв около 450 т воды, «Мольтке» всё же смог дотянуть до родных берегов.

Если в 1914 году подводники Балтики успели до зимнего ледостава совершить всего 18 походов, то уже в следующем — почти в пять раз больше. К примеру, с начала войны и до своей гибели в ноябре 1915 года одна только «Акула» совершила 17 боевых походов. Всего же за это время балтийцами были уничтожены и захвачены 15 немецких транспортов. Штаб Балтийского флота вынужден был признать: «Теперь при обсуждении будущих операций в основу всего приходится класть свойства подводных лодок»6.

Весной 1916 года пришёл и первый крупный боевой успех. Утром 17 мая подводная лодка «Волк» (командир — старший лейтенант И.В. Мессер) в северной части Балтийского моря обнаружила и успешно торпедировала немецкий грузовой транспорт «Гера» с железной рудой, вторым оказался пароход «Калга», также удачно атакованный, а к вечеру был потоплен и третий транспорт с железной рудой — «Бианка». 20 июля в южной части Балтийского моря, в районе острова Борнхольм, подводная лодка потопила гружённый железной рудой транспорт «Дорита». После этой победы «Волк» стал самой результативной подводной лодкой России.

8 августа подводная лодка «Вепрь» (командир — лейтенант В.Н. Кудряшев), находясь в крейсерстве в северной части Ботнического залива, потопила торпедой германский пароход «Фридрих Карофер». 19 августа подводная лодка «Крокодил» (командир — лейтенант В.В. Тихомиров), находясь в крейсерстве в Ботническом заливе, захватила германский пароход «Дестерро» водоизмещением 4000 т с грузом руды.

В 1916 году русские подводные лодки успешно выполняли задачи по содействию сухопутным войскам, во многом способствуя срыву попытки немцев высадить десант на Моонзундские острова. Так, от похода к походу, набирались боевого опыта экипажи, создавалась, развивалась и совершенствовалась тактика подводных лодок флота, переходя от пассивного позиционного метода их использования вблизи своей базы с началом войны к активным действиям в удалённых районах моря в последующих боевых действиях 1915—1916 гг. Получила своё развитие и организация тактического взаимодействия между собой и с надводными кораблями.

Активно действовали английские подводные лодки. Они успешно выполняли задачи разведки, прикрытия минных постановок, а их настойчивые атаки кораблей германской эскадры в Рижском заливе держали немцев в постоянном напряжении. Технические возможности английских субмарин типа «Е» позволили им совершить на Балтике более 100 боевых походов с высоким коэффициентом оперативного напряжения. Нацеленные на коммуникации противника, используя торпеды, артиллерию и подрывные патроны, английские лодки потопили 16 пароходов и транспортов общим водоизмещением 31 402 брутто-регистровые тонны (брт).

Боевая деятельность лодок Британии на Балтике сыграла для России важную роль в борьбе с германскими военно-морскими силами. Только за 1915 год английские лодки типа «Е» уничтожили 1 броненосец, 2 крейсера, 3 миноносца, 2 транспорта, 1 угольщик, 11 коммерческих судов. Боевые потери англичан в ходе войны на Балтике составили 3 подводные лодки типа «Е» (ещё 3 лодки типа «Е» и 3 типа «С» во избежание захвата их немцами были затоплены своими экипажами в апреле 1918 г.). Командующий Морскими силами Рижского залива вице-адмирал М.К. Бахирев по итогам боевых действий назвал британские подводные лодки «самой исправной частью» и с похвалой отозвался об их боевой работе — «все поручения исполнялись ими точно, не только безропотно, но и с полным желанием принести военную пользу»7.

Кампанию 1917 года из-за позднего схода льда подводные лодки Балтийского флота начали только во второй половине мая. Революционные настроения, охватившие Петроград, никак не способствовали успешному решению поставленных задач, снизилась боевая готовность кораблей, упала воинская дисциплина. Русский флот потерял четыре подводные лодки («Барс», «Львица», «Гепард», «АГ-14»), а потопил лишь один неприятельский пароход водоизмещением 873 брт. Английская подводная лодка «С-32», получив серьёзные боевые повреждения в ходе преследования германскими миноносцами «S176» и «V186», во избежание захвата её врагом была взорвана своим экипажем в центральной части Рижского залива. Однако следует отметить, что спаянные суровой службой русские экипажи ещё не были подвержены антиофицерским настроениям и всеми силами поддерживали боевую готовность.

За два года войны на Балтике общий тоннаж потопленных подлодками воевавших сторон боевых кораблей и транспортов составил более 105 тыс. т. При этом подводные лодки Балтийского флота действовали менее эффективно по сравнению с подводными лодками Англии и Германии. Однако БФ решил главную задачу — не допустил противника в Финский залив, потеряв за годы войны 7 подводных кораблей («Акула», «Сом», «Львица», «Барс», «Гепард», «АГ-14»,.«АГ-15»).

В начале войны подводные лодки Черноморского флота в боевых операциях участия не принимали. Лишь с февраля 1915 года (с поступлением новых субмарин «Нерпа», «Морж», «Тюлень», «Нарвал», «Кит», подводного минного заградителя «Краб» и двух дальневосточных старых лодок прибрежного действия «Скат» и «Налим») они стали активно действовать на коммуникациях по срыву морских перевозок противника.

Лодки применялись преимущественно на позициях в районе Босфора, потом стали расширять радиус действий в сторону Зунгулдака. Постепенно одиночные лодки начали переходить от дежурства на узкой позиции на подходах к проливу к патрулированию большей площади, охватывавшей значительный район от Босфора до о. Кефкен и далее на восток. Таким образом, уже в начале кампании 1915 года наметился переход от позиционного боевого применения подводных лодок к крейсерству в ограниченном районе.

Эти действия отличались не только большой интенсивностью, но и новыми методами борьбы — совместное использование подводных лодок и надводных кораблей в районе Босфора. Лодки на позиции у Зонгулдака находились в подводном положении в дневное время, а на ночь отходили мористее для зарядки аккумуляторной батареи. С наступлением темноты к берегу отправлялись эсминцы, которые оставались там до рассвета. Тем самым коммуникации противника находились под непрерывным контролем кораблей ЧФ.

Резко возросшая активность русских подводных лодок вынудила германо-турецкое командование значительно ограничить использование крейсеров «Гебен» и «Бреслау» в Чёрном море для охраны своих коммуникаций. К тому времени Болгария предоставила Германии свои порты Варну и Бургас, а в Евксинограде, в 6 км от Варны, была создана база немецких подводных лодок, что позволило им активизировать свои действия. За 1915—1916 гг. от их ударов погибли 5 русских транспортов, 1 танкер, госпитальное судно Черноморского флота «Португаль» (потопила «U-33»). Собственные потери подводных лодок Германии за тот период составили 4 единицы: «UС-13», «U-33», «UВ-45», «UВ-42».

Блокадные действия у Босфора в полную силу развернулись летом 1916 года. Главным образом они выражались в постановке минных заграждений. 27 июня подводная лодка «Краб» — первый в мире подводный минный заградитель (построен в 1915 г.) — выставила в проливе Босфор минное заграждение, на котором 5 июля подорвался лёгкий крейсер Германии «Бреслау», вышедший из строя на 7 месяцев. Последующие минные заграждения у Босфора почти полностью прервали морские перевозки противника, хотя отдельным судам всё же удавалось прорваться. Тогда против них использовались подводные лодки.

25 мая 1916 года подводная лодка «Морж» у мыса Эмин захватила большой парусный бриг «Бельгузар» с грузом керосина (22 тыс. пудов) и привела его в Севастополь. 11 октября подводная лодка «Тюлень» (командир — старший лейтенант М.А. Китицын), находясь у турецких берегов на важной морской коммуникации противника Зунгулдак — Стамбул недалеко от острова Кефкен, обнаружила турецкий военный транспорт «Родосто» водоизмещением 6000 т. Вступив с ним в артиллерийскую дуэль, в которой подводная лодка оказалась победительницей, она в конечном итоге привела транспорт в Севастополь в качестве приза.

Захват турецкого военного транспорта «Родосто» экипажем
подводной лодки «Тюлень» 11 сентября 1916 г.
Захват турецкого военного транспорта «Родосто» экипажем
подводной лодки «Тюлень» 11 сентября 1916 г.

Всего умелыми действиями командира и экипажа «Тюленя» были одержаны 36 побед, потоплены суда противника общим водоизмещением 8973 брутто-регистровые тонны. По первому показателю М.А. Китицын занимал лидирующее место среди командиров подводных лодок России, а по тоннажу уступал лишь балтийцу — капитану 1 ранга И.В. Мессеру (9629 брутто-регистровых тонн).

16 октября подводная лодка «Нарвал» во время блокадного дозора у Босфора успешно атаковала в районе о. Кефкен турецкий транспорт водоизмещением 4000 т, шедший вблизи берега. 17 октября ею был потоплен подорвавшийся на русском минном заграждении, но оставшийся на плаву турецкий транспорт «Ирмингард».

Успешно решались подводниками и задачи разведки. Так, в июле 1916 года подводная лодка «Тюлень» (командир — старший лейтенант М.А. Китицын), пройдя между береговой чертой и минными полями, разведав и зарисовав северный и южный фарватеры, вошла в бухту Варна, составила схему самой бухты и зарисовала местоположение основных сооружений и береговых батарей. По данным произведённой ею разведки отряд российских кораблей и самолётов 12 августа нанёс артиллерийский и бомбовый удары по этим береговым объектам.

Всего за вторую половину 1916 года лодки ЧФ совершили 33 похода, в т.ч. «Морж» и «Нерпа» — по 7, «Тюлень» и «Кит» — по 6, «Нарвал» и «Краб» — по 3, «Кашалот» — 1. В 1917 году Черноморский флот пополнился тремя новыми лодками: «Буревестник», «Гагара» и «Утка». В тот период в боевых действиях участвовали подводные лодки «Кашалот», «Нерпа», «Нарвал», «Кит», «Тюлень», «Гагара», «Морж» (в середине мая «Морж» подвергся атакам германских гидросамолётов и, получив повреждения корпуса, затонул у м. Эрегли). Все они, как правило, находились в море по 8—10 суток, перерыв между походами занимал 20—25 суток.

В 1917 году подлодки продолжали блокировать Босфор и нарушать коммуникации противника вдоль турецкого побережья. До середины мая на позициях и в районах ограниченного крейсерства постоянно находились 1—2 подводные лодки. Поиск и обнаружение судов и кораблей противника осуществлялись в надводном положении. На ночь лодки обычно отходили в море. Когда в районе блокады у Босфора находились две подводные лодки, одна из них действовала восточнее приливной зоны, другая — западнее. Несение блокадного дозора в районе Босфора, т.е. наблюдение за минным заграждением в проливной зоне и попытками противника их скрытного траления, как правило, подводные лодки сочетали с крейсерством у побережья Зунгулдак — о. Кефкен — м. Шиле, а также у Румелийского побережья (к западу от Босфора). В восточной части Анатолийского побережья лодки не использовались.

Наметились пути взаимодействия лодок между собой и с надводными кораблями. Слабость противолодочной обороны противника позволяла наряду с торпедным оружием широко использовать артиллерию. Переходы лодок в районы позиций и крейсерство проходили в целом без неприятельского противодействия. Безопасность выхода и входа подводных лодок в базу достигалась общими мероприятиями по охране рейдов и водных районов баз. Иногда лодки выходили в тёмное время суток, чем достигалась более надёжная скрытность их действий.

За годы Первой мировой войны подводные лодки Балтийского и Черноморского флотов потопили или захватили около 200 судов противника, а собственные потери составили 12 единиц.

В июле 1916 года официально было объявлено о сформировании флотилии Северного Ледовитого океана, основные задачи которойсводились к противоминному обеспечению торговых судов, прикрытию конвоев от ударов лёгких и вспомогательных крейсеров и подводных лодок противника и к защите своих баз (Архангельск, Йоканьга, Екатерининская гавань). К началу 1917 года в её состав входили 67 боевых кораблей и 12 ледоколов. Кроме первенца русского подводного флота «Дельфина» северные акватории бороздили ещё 2 малые подводные лодки, прибывшие из Петрограда. Четвёртая — «Святой Георгий» — была куплена в Италии. Эта подводная лодка (командир — старший лейтенант И.И. Ризнич) с мая по сентябрь 1917 года совершила первый в мире беспрецедентный дальний переход в 5000 миль вокруг Европы, из Специи в Архангельск через два океана и пять морей, дважды попадая в жесточайший шторм и один раз — под атаку немецкой подводной лодки.

В связи с большими трудностями в обеспечении надёжной противолодочной обороны царское правительство осенью 1916 года обратилось к правительству Англии с просьбой организовать охрану морских коммуникаций у Мурманского побережья. В числе прибывших на Север британских кораблей были три подводные лодки. Но они особой боевой активности, в отличие от действий британских лодок на Балтике, не проявляли, отстаиваясь большей частью в Екатерининской гавани.

Между тем наиболее сильным был именно подводный флот Англии, географическое положение которой относительно баз немецкого флота создавало благоприятные условия для морской блокады Германии. План британского Адмиралтейства был направлен на удушение немецкой экономики срывом её морских перевозок и блокаду германских берегов. Германия из-за блокады с моря испытывала острый недостаток в промышленном сырье, продовольствии и в людских ресурсах. Длительная война сулила ей только поражение.

Подводные лодки Англии вели боевые действия в Северном и Средиземном морях и Атлантике. На Балтике они входили в состав флотилии с базированием на Ревель (Таллин) и Гельсингфорс (Хельсинки). Её основными целями были борьба с крупными надводными кораблями и предотвращение поставок железной руды из Швеции в Германию.

Потери англичан в кампании 1916 года на Северном море составили 1 линкор, 10 крейсеров, 18 миноносцев, 2 подводные лодки. Германский флот лишился 1 линкора, 5 крейсеров, 9 миноносцев и 14 подводных лодок.

Во второй половине кампании 1917 года англичане приступили к массовой постановке противолодочных минных заграждений в Северном море и Атлантике, выставив 33 660 мин, велась постановка огромного минного заграждения между Шетландскими островами и Норвегией, которым предполагалось закрыть германским подводным лодкам выход в океан из Северного моря. Всего за время войны британский флот потерял на Северном море 15 подводных лодок типа «Е».

Ещё 6 августа 1914 года, когда военно-политические события на Средиземном море развивались особенно стремительно, представители Англии и Франции скрепили своими подписями морскую конвенцию, по которой Средиземное море поступало под контроль французских ВМС. Французский флот приступил к блокированию австро-венгерского флота в Адриатическом море, в проливе Отранто был создан специальный патруль из эсминцев и подводных лодок. Основным пунктом базирования союзного англо-французского флота стала Мальта, находившаяся в 300 милях от пролива.

Однако германским подводным лодкам, базировавшимся на военно-морские базы Поле (Пуле) и Каттаро, всё же удавалось прорываться из Адриатики в Средиземное море, проходя в подводном положении под сетями или в интервалах между группами дрифтеров — дрейфующих судов, использовавших для ловли рыбы специальные свободно плавающие так называемые дрифтерные сети высотой около 15 м и длиной 5—10 и более километров.

Так, в феврале 1916 года прорвавшаяся через Отранто германская подводная лодка «U-21» потопила вблизи сирийского берега французский крейсер «Адмирал Шарне», а в июле 1917 года «UС-38» — эсминец и монитор, а возвращаясь в Каттаро, пустила на дно другой французский крейсер — «Шатарено».

В свою очередь, действия английских подводных лодок в Средиземноморье вынудили германо-турецкое командование искать новые способы противостояния — установку противолодочных сетевых заграждений. В такую ловушку при возвращении в базу попала английская подводная лодка «Е-12». Атакованная сразу шестью турецкими дозорными кораблями, она чудом выкрутилась из этой ситуации. За время войны подводные лодки Англии в Средиземном море уничтожили 328 судов противника. Потери англичан составили 4 подводные лодки.

Германия рассчитывала ослабить английский флот, уничтожая его по частям, при осуществлении англичанами блокады германских берегов. Но первые боевые походы германских подводных лодок оказались крайне неудачными. 8 августа в районе острова Фэр подводная лодка «U-15» обнаружила британские линейные корабли «Аякс», «Монарх» и «Орион», выполнявшие учебные стрельбы. Лодка выпустила торпеду по «Монарху», но промахнулась. А на следующий день германский флот понёс первую потерю. Обнаруженную без хода немецкую «U-15» таранил английский лёгкий крейсер «Бирмингем», разрезав её пополам. 13 августа пропала без вести «U-13».

Основным районом действий немецких подводных лодок против грузовых кораблей являлись западные подходы к британским островам, где сходилось большинство торговых путей. Надо отметить тот факт, что Германия приступила к подводной блокаде Англии ещё в начале войны, но проводила её очень нерешительно, а с 1 февраля 1917 года начала неограниченные боевые действия подводных сил.

Первоначально на английских коммуникациях постоянно действовали 26—27 подводных лодок. В последующие месяцы их число увеличилось до 30. Нарастали потери торгового флота. За первый месяц неограниченной подводной войны (февраль) были потоплены 87 судов общим тоннажем 540 тыс. брт, при этом одна лишь Англия потеряла 313 тыс. брт. Немцы лишились 4 субмарин. В марте потери торгового флота составили 147 судов при тоннаже 574 тыс. брт. Выросло число погибших у западных берегов Англии кораблей. В апреле потери торгового флота составили 881 тыс. брт, из которых Англия потеряла 545,2 тыс. брт. В среднем из каждых 100 кораблей, покидавших порты Англии, 25 были пущены на дно немецкими лодками. По итогам 1917 года ими были потоплены суда общим тоннажем свыше 6 млн брт., и с учётом вступивших в строй их дефицит составлял 2 млн тонн. Немецкие подводные лодки нанесли Англии удар потрясающей силы — за войну они потопили 65 проц. самого большого в предвоенные годы торгового флота. Воспроизводство же его составляло только около 10 проц. от понесённых потерь. Неограниченная подводная война поставила Англию на грань экономической катастрофы. Британское Адмиралтейство вынуждено было признать: «Из всех задач, стоящих перед Адмиралтейством, наиболее грозной и наиболее трудной является проблема, связанная с нападением лодок на торговые суда. Никаких мер против этой формы войны ещё не найдено и, быть может, не будет найдено»8.

Стремясь парализовать северные морские сообщения России, Германия в конце лета 1916 года направила 8 подводных лодок («U-28», «U-43», «U-46», «U-48», «U-56», «U-75», «U-195», «U-196») с базированием на заливы и бухты Варангер-фьорда. Лодки развернули активные боевые действия на коммуникациях на участке между мысом Нордкап и Кольским заливом, выставляли минные заграждения в Белом море — у мыса Орловский («U-75», 4 августа), а 2 октября — у мыса Городецкий и в заливе Святой Нос («U-75»).

В течение трёх месяцев немецкие подводные лодки торпедами и артиллерией потопили 25 торговых судов и захватили русский пароход «Сучан» («U-48»). На минах, поставленных ими, подорвались и затонули 4 парохода, английский вспомогательный крейсер «Арланц».

Немецкими подводными лодками, действовавшими в Баренцевом море в сентябре 1916 года, были потоплены 30 пароходов, с октября 1916 по январь 1917 года от их атак погибли 148 судов нейтральной Норвегии. Жертвой германских субмарин весной 1917 года стал русский транспорт «Ганслей».

Надо отметить, что немецкому флоту так и не удалось существенно нарушить судоходство стран Антанты на Севере, потерявших на этом театре 61 транспорт (46 потопили германские подводные лодки, а 15 подорвались на минах). Это составило лишь 1,6 проц. общего количества судов, прошедших по северным морям в Первую мировую войну.

В 1915—1918 гг. германские подводные лодки совершили более 2500 боевых походов, из них 1700 (68 проц.) в 1917—1918 гг. Только за 1915 год страны Антанты потеряли 228 торговых судов. За годы войны немцы потопили 5861 торговое судно общей грузоподъемностью свыше 11 млн рег. тонн, что в 22 раза превысило результаты действий немецких крейсеров на морских коммуникациях в 1914—1915 гг. Из общего числа потопленных судов 200 транспортов (1,5 млн рег. тонн) погибли на минах, выставленных подводными лодками. Германские субмарины добились немалых успехов и в борьбе с надводными боевыми судами, потопив за время войны 156 кораблей, в т.ч. 10 линкоров, 20 крейсеров, 31 эсминец. 5 сентября 1914 года, т.е. через 35 суток после начала войны, немецкая подводная лодка «U-21» уничтожила флагманский корабль отряда английских сторожевых миноносцев — лёгкий крейсер «Патфайндер». Это был первый в этой войне потопленный боевой корабль.

22 сентября 1914 года при штормовой погоде другая германская подводная лодка — «U-9» (командир — лейтенант О. Веддиген) в течение 1 ч 15 мин. торпедировала и пустила на дно три английских вспомогательных крейсера: «Хог», «Абукир» и «Кресси» общим водоизмещением 36 тыс. тонн. При этом погибли 1469 человек. Через 3 недели она потопила крейсер «Хоук», погибли 526 моряков. В Британии эти события вызвали настоящий шок. 12 октября английская подводная лодка «Е-9» (командир — капитан-лейтенант М.К. Хортон, во Второй мировой войне — командующий подводными силами Великобритании, адмирал) сократила «разрыв в счёте», потопив немецкий крейсер «Хела» в 6 милях к югу от острова Гельголанд. Последним английским боевым кораблем, потопленным немецкими лодками («UB-50») в Первой мировой войне, был эскадренный броненосец «Британия». Это произошло 9 ноября 1918 года.

Неограниченная подводная война приводила и к уничтожению мирных судов, не имевших никакого отношения к боевым действиям. 7 мая 1915 года подводная лодка «U-20» (командир — капитан-лейтенант В. Швигер) в подводном положении с дистанции около 4 кабельтовых торпедировала английский пассажирский лайнер «Лузитания», следовавший в порт Куинстаун (ныне Коб). Через 18 минут в 10 милях от берегов Ирландии «Лузитания» затонула, унеся с собой 1197 человек. Эта трагедия вызвала резкую реакцию во многих странах, в том числе за океаном (на борту «Лузитании» находились 128 американцев), что в конечном итоге способствовало вступлению США в войну на стороне Антанты. Командир подводной лодки Вальтер Швигер правительством Англии был объявлен военным преступником. Всего же за время Первой мировой войны только на британских судах, потопленных или повреждённых немецкими подводными лодками, погибли 13 333 мирных жителя, включая женщин и детей, ещё 1620 человек погибли на судах, подорвавшихся на минах.

Торпедирование немецкой подводной лодкой «U-20» пассажирского лайнера «Лузитания» 7 мая 1915 г.
Торпедирование немецкой подводной лодкой «U-20» пассажирского лайнера «Лузитания»
7 мая 1915 г.

Недооценка подводной угрозы дорого обошлась и Балтийскому флоту России, когда 11 октября 1914 года германской подводной лодкой «U-26» (командир — капитан-лейтенант фон Боркхейм) был потоплен броненосный крейсер «Паллада» водоизмещением 7800 тонн. Погибли 598 человек. 18 октября немецкая подводная лодка «U-9» успешно атаковала английскую подводную лодку «Е-3». Это был первый случай гибели подводной лодки от подводной лодки.

В ходе боевых действий из 372 немецких подводных лодок погибли 178 (48 проц.), из них 132 (74 проц.) в 1917—1918 гг. Немецкий подводный флот потерял 5409 человек, из них 515 офицеров — погиб каждый третий подводник Германии. В среднем на одну уничтоженную немецкую субмарину пришлось около 74 тыс. рег. тонн грузоподъёмности потопленных торговых судов.

Самой результативной подводной лодкой по числу уничтоженных судов в годы Первой мировой войны стала германская субмарина «U-35» (командир — капитан 3 ранга Лотар фон Арно де ла Перьер), действовавшая в Средиземном море. В отличие от Северного моря в Средиземноморье германские подводные лодки могли действовать почти безнаказанно, уничтожая за один поход несколько десятков транспортных и торговых судов Антанты. Только «U-35», совершив 19 походов, потопила 226 и повредила 10 судов. Причём подавляющее число жертв были уничтожены по призовому праву артиллерией или подрывными патронами.

В мае 1918 года Германия потеряла в Средиземноморье 5 подводных лодок (одну из них — «UВ-52» — потопила английская подводная лодка «Н-4»). Из оставшихся 28 лодок 17 находились в ремонте. А уже к ноябрю положение стало вообще катастрофическим. 30 октября капитулировала Османская империя, на следующий день Венгрия объявила о своей независимости от Австрии, которая, в свою очередь, запросила перемирие. В связи с этим германским командованием было принято решение о сдаче четырёх подводных лодок, базировавшихся на Константинополь, русскому флоту в Севастополе, остальным приказано отправиться в Киль, а если это окажется невозможным, то следовать в Испанию для добровольного интернирования. Малые лодки типов «UВ» и «UС» были взорваны или затоплены своими экипажами. В начале ноября 1918 года кораблём-ловушкой в Средиземноморье была уничтожена «U-34», которая стала последней немецкой подводной лодкой, потопленной в Первой мировой войне.

Французский флот по соглашению с английским руководством, а позднее и итальянский флот (23 мая 1915 г. Италия выступила на стороне Антанты), развёртывались в Средиземном море, где они могли использовать развитую систему базирования для ведения боевых действий в его средней и западной частях. Однако их попытки оказались малоэффективными и какого-либо существенного влияния на ход войны на море не оказывали.

На первую половину 1915 года Британия и Франция планировали проведение морской операции с целью захвата пролива Дарданеллы, Константинополя, вывода Турции из войны и открытия морского пути через Босфор в Чёрное море. Англо-французская эскадра имела в своём составе 80 вымпелов, в том числе 9 подводных лодок. Однако прорвавшаяся через Дарданеллы в Мраморное море германская подводная лодка «U-21» (командир — капитан-лейтенант О. Херсинг) спутала им все карты. 25 мая первым же торпедным залпом она потопила английский линкор «Триумф» водоизмещением 12 тыс. тонн, а на следующий день — эскадренный броненосец «Маджестик» водоизмещением 14 600 тонн. К тому же 8 кораблей эскадры напоролись на турецкие мины. Всё это предопределило дальнейший ход событий. Дарданелльская операция, продолжавшаяся 259 дней (19 февраля 1915 — 9 января 1916 г.), закончилась поражением англо-французской группировки.

Объявление Италией войны позволило союзникам предпринять невиданную операцию по перекрытию сетевыми заграждениями входа в Адриатику — пролива Отранто. Заграждения защищались минными полями. Конечно, полностью перекрыть Адриатику не удалось — пролив широкий (до 40 миль), а судов и сетей (дрифтеров) было мало, но тем не менее эти действия серьёзно сузили возможности германского и австрийского флотов. В проливе Отранто, к примеру, 1 августа 1917 года на мине подорвалась немецкая подводная лодка «UB-53», а 12 мая 1918 года в сетях запуталась австрийская «U-6». Команда вынуждена была затопить подводную лодку и сдаться.

Франция за время войны потеряла 238 судов общим водоизмещением 696 845 тонн, Италия — 238 судов общим водоизмещением 769 450 тонн.

Подводные лодки Австро-Венгрии базировались в Адриатическом море на военно-морские базы Поле (Пуле), Сплит и Каттаро. Особых боевых результатов они не достигли, но тем не менее потопили 108 каботажных торговых судов общим тоннажем 196 102 брт. На их боевом счету, кроме того, числятся 2 броненосных крейсера, 5 эсминцев, 2 подводные лодки.

Так, в конце 1914 года австрийская подводная лодка «U-12» атаковала новейший французский линейный корабль «Жане Бар», одна торпеда попала в его носовую часть. В июне 1915 года «U-4» повредила английский крейсер «Дублин», а в следующем месяце уничтожила итальянский броненосный крейсер «Джузеппе Гарибальди», в апреле 1916 года «U-5» успешно торпедировала французский броненосный крейсер «Леон Гамбетта», в августе утопила итальянскую подводную лодку «Нереиде», летом 1917 года — итальянский вспомогательный крейсер «Принчипе Умберто», перевозивший войска (погибли 1800 человек).

В целом же за 1915—1917 гг. германские и австрийские подводные лодки в Средиземноморье потопили 1166 торговых судов общим тоннажем 3 192 058 тонн, из года в год наращивая показатели: если в 1915 году ими были потоплены 100 торговых судов общим тоннажем 500 тыс. тонн, то в 1917 году — 651 судно общим тоннажем 1 647 000 тонн. Кроме того, жертвами германских подводных лодок стали более 20 боевых кораблей противника.

Количество подводных лодок, входивших в состав военно-морских флотов после вступления США (6 апреля 1917 г.) в войну, показан в таблице № 3.

Как видно из таблицы, к началу неограниченной подводной войны наибольшим количеством подводных лодок обладала Германия, которая, опираясь на свою быстрорастущую промышленную базу, увеличила этот показатель по сравнению с началом войны в 5 раз, в то время как Англия, имевшая к тому времени в своём составе почти такое же количество подводных лодок (разница 7 единиц), достигла увеличения всего в 1,7 раза, Россия — в 2,3 раза, имея при этом в своём составе на 104 подводные лодки меньше, чем Германия. К концу войны число подводных лодок воевавших государств достигло 850 единиц, в состав экипажей которых входили около 43 тыс. человек.

Германия за время войны построила 334 подводные лодки — больше, чем все вместе взятые страны, строительство ещё 266 закончить не успела. К середине 1917 года неимоверными усилиями немцам удавалось выпускать в среднем по 8 подводных лодок в месяц. В конце войны число вступивших в строй германских субмарин уже не превышало потери и стало уменьшаться.

Первая мировая война со всей определённостью установила прямую зависимость успешности боевых действий подводных лодок от эффективности действий и состояния противолодочных сил и средств противника и их организации. Для решения проблемы борьбы с подводными лодками создавались противолодочные корабли (эскадренные миноносцы, охотники за подводными лодками, «суда-ловушки», сетевые заградители) и противолодочная авиация, противолодочное оружие (торпеды, глубинные бомбы, мины, сети, тралы с подрывными зарядами), средства связи и наблюдения. К борьбе с подводными лодками активно привлекались собственные субмарины. За время войны, например, английские субмарины, несмотря на небольшую численность по сравнению с другими противолодочными силами, уничтожили наибольшее число подводных лодок противника — 17.

В 1918 году в борьбе с подводными лодками на стороне Антанты и США были задействованы около 9000 надводных кораблей, 100 подводных лодок, 2500 самолётов, около 5000 судов (мобилизованные торговые и рыбачьи), были выставлены 138 800 мин (от глубинных бомб и мин погибли 82 лодки Германии — 46 проц. всех её лодок, потопленных во время войны). Всё более жёстко вводилась система охранения конвоев.

Несмотря на колоссальное развитие средств противолодочной борьбы, подводные лодки остались непобеждёнными в боевых действиях на море. Даже при своём несовершенном техническом состоянии они имели значительные успехи:

1. В борьбе с надводными кораблями. Лодки оказались грозным оружием против больших надводных кораблей, затруднив их применение в операциях и вызвав необходимость их постоянного охранения при выходах из баз, при переходах в море и в бою. Всего за войну около 600 подводных лодок воевавших государств потопили 55 крупных надводных кораблей (линкоров, крейсеров и вспомогательных крейсеров), 105 эскадренных миноносцев, 33 подводные лодки (11 проц. уничтоженного боевого флота).

2. В борьбе на коммуникациях. В период Первой мировой войны подводные лодки потопили в 30 раз больше транспортов и торговых судов, чем надводные корабли. Всего же они уничтожили 5708 судов общей грузоподъёмностью 11 018 865 т.

3. В разведывательных, заградительных и других операциях на море. Подводная лодка в качестве средства тактической разведки оказывала командованию воевавших стран существенную помощь, а в некоторых случаях была единственным средством получения сведений. Подводные лодки — минные заградители распространили минную опасность на такие районы театров, которые ранее считались в этом отношении безопасными.

В процессе войны создавалась и совершенствовалась тактика боевых действий подводных лодок. Они совершали переходы и маневрировали в заданных районах, осуществляя поиск и атаку в основном одиночно и в надводном положении, применяя в зависимости от обстановки торпедное или артиллерийское оружие. Дистанция торпедного залпа при этом составляла порядка 4—6 кабельтовых.

В ходе войны и немцы, и англичане применяли подвижные и неподвижные завесы подводных лодок для поиска кораблей противника при расстоянии между субмаринами в завесах от 5 до 12 миль. Одновременно делались попытки управлять их маневрированием в завесе не только назначением элементов движения, но и по радио. Гросс-адмирал К. Дёниц, бывший командующий подводными силами, затем главнокомандующий ВМФ фашистской Германии, а в 1916—1918 гг. — командир подводной лодки «UB-68», базировавшейся на военно-морскую базу Полу в Адриатическом море, вспоминал: «Радиотелеграфия — единственное доступное в то время средство связи между подводными лодками — не позволяла наладить совместные действия. Тогда ещё не было ни длинноволновых, ни коротковолновых передатчиков. В подводном положении мы были полностью отрезаны от мира, а чтобы передать длинноволновый сигнал, находясь на поверхности воды, необходимо было наскоро натянуть между двумя мачтами антенну. Сигнал, несмотря на используемую максимальную мощность, был очень слабым и передавался на небольшое расстояние. А во время его передачи подводная лодка находилась в состоянии лишь частичной готовности к погружению, то есть была более, чем обычно, уязвима для атаки противника, в то время как сама вообще не могла атаковать»9.

Торпеды и мины показали себя в процессе войны весьма грозным оружием. При этом всё же следует отметить его техническое несовершенство, что наряду с отсутствием какого-либо научно обоснованного маневрирования при выходе в торпедную атаку, стрельбой «на глазок», зачастую не приводило к желанному результату. Вместе с тем условия, созданные противолодочной обороной, затруднили использование артиллерийского оружия подводными лодками. Тем не менее артиллерия лодок с успехом использовалась как против торговых судов, так и против малых боевых кораблей.

Первая мировая война ясно показала, что подводные лодки способны играть более важную роль в боевых действиях на море, чем та, которая им изначально предназначалась. Лодки сумели создать собственную оперативно-тактическую историю и, несмотря на неполноту опыта в некоторых областях их применения, продемонстрировали богатство оперативных и тактических комбинаций.

Успешная боевая деятельность подводных лодок вызвала быстрый рост их числа в составе флотов. В процессе строительства и в ходе эксплуатации улучшались их тактико-технические характеристики. Значительно возросли водоизмещение, мощность электромоторов и дизелей, дальность плавания, увеличились количество торпедных аппаратов, запас торпед, калибр артиллерийских орудий. Немцы во время войны проводили опыты беспузырной торпедной стрельбы. Принимались меры технического характера для сокращения времени погружения.

Таким образом, в ходе Первой мировой войны окончательно оформился и вырос новый род ВМФ — подводные силы, оказавшие значительное влияние на исход боевых действий на море.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лобеф М. Настоящее и будущее подводного плавания / Пер. с фр. // Морской сборник. 1907. № 11.

2 А. фон Тирпиц. Воспоминания. М.: Воениздат, 1967. С. 82.

3 Макаров С.О. Броненосцы или безбронные суда? // Морской сборник. 1903. № 4. С. 84.

4 Бубнов А.Д. Тактические свойства подводных лодок // Военные флоты. СПб.: Тип. А. Бенке, 1909. № 9. С. 41.

5 Меркушов В.А. Из дневника подводника: записки командира подводной лодки «Окунь». М.: Согласие, 2004. Гл. 1914 год. Война, 3/16 августа.

6 Дыгало Б., Черкашин Н. Первые мили. Флот уходит под воду // Из бездны вод: летопись отечественного флота в мемуарах подводников / Сост. Н.А. Черкашин. М.: Современник, 1990.

7 Бахирев М.К. Отчёт о действиях Морских сил Рижского залива 29 сентября — 7 октября 1917 г. Гл.: Положение дел в Рижском заливе накануне операции «Альбион» // Морская Историческая Комиссия. Т. 1. С. 89.

8 Речь идёт о меморандуме британского Адмиралтейства правительству, подписанного в апреле 1917 г. первым морским лордом адмиралом Д.Р. Джеллико.

9 Дёниц К. Десять лет и двадцать дней. М.: Центрполиграф, 2004. С. 5, 6.