Подготовка военных гидрографов для военно-морского флота (1862—2012 гг.)

image_print

Воинское обучение и воспитание

Адамович Олег Романович — начальник кафедры навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова», капитан 1 ранга, кандидат военных наук, доцент (Санкт-Петербург. E-mail: adamovich@pochta.ru)

Подготовка военных гидрографов для военно-морского флота (1862—2012 гг.)

История отечественной гидрографии неразрывно связана с зарождением и развитием Военно-морского флота (ВМФ). Ведь для обеспечения безопасности плавания кораблей и судов нужны были достоверные сведения об океанах и морях, получение и обобщение которых могли осуществлять квалифицированные специалисты. Их же нужно было где-то учить, что и послужило веской причиной появления в составе созданного в 1862 году Академического курса морских наук гидрографического отделения1. Именно с этого времени ведёт отсчёт своей истории нынешняя кафедра навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия» имени Н.Г. Кузнецова. За полуторавековой период она смогла подготовить свыше тысячи офицеров для соответствующих корабельных и береговых служб2.

Упомянутый Академический курс просуществовал недолго — всего 15 лет, но и за этот короткий период обучение на его гидрографическом отделении прошли около полусотни офицеров, что по тому времени было значительным вкладом в дело подготовки «дефицитных» кадров3.

После упразднения (1877 г.) Академического курса морских наук была образована Николаевская морская академия, тоже имевшая гидрографическое отделение с двухгодичным сроком обучения. С 1877 по 1914 год она произвела 18 выпусков, подготовив для ВМФ более 100 гидрографов4.

С началом Первой мировой войны (1914 г.) занятия в академии были прекращены, что не могло не отразиться на увеличении дефицита гидрографов. Так, из выступлений на созванном во второй половине 1919 года, то есть уже при советской власти, особом совещании стало очевидно, что корпус гидрографов за последние пять лет, в том числе и в ходе боевых действий, понёс большие потери. Из-за этого, отмечали участники совещания, Главное гидрографическое управление встречает затруднения в пополнении своего состава специалистами, получившими нужную подготовку. В нём на то время имелись только 3 гидрографа-геодезиста с академическим образованием, которые могли быть полноценными руководителями гидрографических работ на море. В связи с этим вполне своевременным было решение открыть в Морской академии гидрографический отдел с уточнением его задачи. Ему предстояло дать флоту специалистов с основательными общими знаниями в области математики, механики и физики и подготовленных к применению научных методов в области гидрографии и геодезии. В порядке уточнения конкретного направления деятельности отдела предлагался перечень дисциплин, подлежавших изучению, и определялись базовые основы для составления программ по каждому предмету5.

С возобновлением занятий в академии началась (4 октября 1920 г.) и подготовка офицеров по гидрографической специальности. С 1923 года, когда отделы в ней переименовали в факультеты, и до 1931-го подготовка специалистов высшей квалификации по гидрографической и штурманской специальностям велась по единому учебному плану и программам, принятым ещё в 1920-м (для слушателей первого выпуска). Вместе с тем в зависимости от подготовки обучаемых каждого приёма вносились отдельные изменения и дополнения, а для будущих гидрографов (второй и последующие выпуски) был введён отдельный курс.

В 1931 году учёный совет Военно-морской академии (ВМА) поставил вопрос о необходимости подготовки на гидрографическом факультете офицеров «узкой специализации» вместо существовавшей до этого практики выпуска гидрографов «широкого профиля», что нашло отражение в акте проверочной комиссии Реввоенсовета СССР. По её заключению следовало: «На гидрографическом факультете ввести специализации: а) штурманскую; б) по обеспечению мореплавания; в) гидрографическую; г) гидрометеорологическую». В числе целевых установок ВМА РККА имени К.Е. Ворошилова было определено: «Гидрографический факультет готовит командиров по специальностям: штурманской, гидрографической, гидрометеорологической и ограждения морей для работы в органах Гидрографического управления до начальника сектора и старших производителей работ включительно и службы на корабле, в штабах соединений Морских Сил». Устанавливался и срок обучения — 2 года»6.

Начиная с 1934 года «специализировалось» изучение электронавигационных приборов, а с 1939-го — картографического дела. Введение специализаций, естественно, потребовало изменения учебного плана и программ. По основным предметам каждой специализации программы были расширены с увеличением учебного времени за счёт сокращения числа часов по предметам, имевшим второстепенное значение. Изменилось также содержание летней практики слушателей.

Всего до Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) на факультете было проведено 14 выпусков, подготовлено 139 офицеров по гидрографическо-штурманской специальности. Из них: 64 гидрографа, 31 гидрометеоролог, 18 специалистов по электронавигационным приборам, 15 огражденцев и 11 штурманов7.

С началом боевых действий главной задачей флота было обеспечение приморских флангов фронтов и содействие сухопутным войскам в обороне и наступлении. Важная роль при этом отводилась гидрографам, оказавшимся крайне необходимыми в ходе высадки оперативных и тактических десантов, артиллерийской и авиационной поддержки наступающих и обороняющихся частей, воинских перевозок и т.д. Хотя на то время специалисты Гидрографической службы ВМФ, её руководящий состав и достигли высокого уровня подготовки, однако в ходе войны возникало множество нестандартных ситуаций, неожиданных задач, требовавших абсолютно новых подходов и решений, а следовательно, и соответствующего доучивания или даже переучивания. Учитывая столь острую проблему, было решено перестроить всю учебную и научную работу в соответствии с требованиями военного времени. Одной из важнейших задач в совокупности с другими стала ускоренная подготовка высококвалифицированных кадров, необходимость в которых нарастала с каждым днём. Перестройка была завершена в течение месяца.

Учебно-воспитательный процесс на гидрографическом факультете, тоже последовательно обновляясь, осуществлялся на четырёх кафедрах: гидрографии, гидрометеорологии, геодезии и астрономии и кораблевождения. Учебные планы и программы если по основному содержанию и соответствовали довоенным разработкам, то всё же предусматривали сокращенные сроки обучения, исключение всех отпусков, перерывов и отдельных видов практики. Так, для организации последней в летний период использовались местные возможности: слушатели практиковались в учебном корпусе, в самом городе, на территории Северо-Каспийского района гидрографической службы Каспийской флотилии, на аэродроме испытательного подразделения Балтийского флота, тоже перебазированного в Астрахань. Уменьшено было и время, отводившееся на экзаменационные сессии.

Негативно сказалась на стабилизации положения передислокация ВМА: 13 августа 1941 года началась эвакуация в Астрахань. Там для академии были выделены пять служебных зданий, территориально удалённых друг от друга, а также небольшое количество жилых помещений. Учебный год на новом месте при нехватке площадей, ограниченности в обеспечении электроэнергией, неукомплектованности преподавателями начался 1 сентября. При этом рабочий день на всех факультетах был увеличен до 12 часов, из которых 7 отводилось на классные занятия.  <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Более подробно см.: Витте А.Г. Очерк устройства управления флотом в России и иностранных государствах. СПб.: Изд. О.М. Фон-Витте, 1907.

2 Адамович О.Р. Академия военной гидрографии // Записки по гидрографии. СПб., 2007.

3 Там же.

4 Очерки истории Военно-морской орденов Ленина и Ушакова академии. Л.: ВМА, 1970.

5 Российский государственный архив Военно-морского флота. Ф. 352. Оп. 1. Д. 34. Л. 2—5.

6 Там же. Д. 968 (полностью).

7 Адамович О.Р. Указ. соч. Приложение к № 273.