Военное строительство
ГЕРАСИМОВ Василий Леонидович — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (Москва. E-mail: gerasimov-moravia81@yandex.ru)
Отечественная морская авиация в период 1918—1920 гг.
Один из самых сложных периодов в истории отечественной морской авиации пришёлся на 1918—1920 гг., когда она принимала активное участие в Гражданской войне и организационно продолжала входить в состав флота. В результате произошедших в стране событий к началу 1918 года вчерашние сослуживцы по морской авиации Российского военного флота оказались по разные стороны баррикад: почти все младшие авиационные специалисты на стороне большевиков, а подавляющая часть офицерского состава авиации флота стали участниками Белого движения или эмигрировали из страны.
20 декабря 1917 года (2 января 1918 г. по новому стилю) появился приказ по армии и флоту за № 4 об объединении морской и сухопутной авиации и подчинении всей авиации коллегии из представителей: Народного комиссариата по военным делам; Народного комиссариата по морским делам; Всероссийского центрального исполнительного комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; Центрального совета фабрично-заводских комитетов; Всероссийского центрального совета профессиональных союзов; Всероссийского совета авиации и воздухоплавания; рабочих авиационных заводов. Всего 7 человек1.
Но на практике этот приказ реализован так и не был. Против него выступили руководство Управления морской авиации и воздухоплавания (УМАиВ) и нарком по морским делам П.Е. Дыбенко. Подготовленный моряками доклад был рассмотрен на заседании Законодательного совета морского ведомства 2(15) января 1918 года. Результатом заседания стало принятие решения о приостановке приказа об объединении морской авиации с сухопутной и разработке документа по взаимодействию УМАиВ с Всероссийской коллегией по управлению Красным воздушным флотом. Дальнейшим шагом Наркомата по морским делам стал приказ по флоту от 6 марта 1918 года, в котором указывалось: «1. Все авиационные части и школы сохраняются, причем личный состав этих частей обязуется приложить все усилия к сбережению имеющегося в их распоряжении имущества. 2. По мере хода демобилизации центральным авиационным комитетам морей надлежит стягивать авиационные части, потерявшие боевое значение, при условии сохранения тех частей, которые необходимы для воздушной связи в Балтийском море — на северном берегу между Або, Гельсингфорсом и Петроградом и в Чёрном море — между Одессой и Поти»2.
Активная деятельность Морского генерального штаба (МГШ) по сохранению морской авиации в составе флота принесла свои плоды. На основании доклада МГШ от 27 апреля 1918 года увидел свет приказ по армии и флоту от 20 мая 1918 года № 3, вновь передавший управление всей советской морской авиацией в подчинение Народного комиссариата по морским делам3.
По мнению Всероссийского комитета воздушного флота (ВКВФ), необходимо было все равно создавать в РСФСР единое мощное авиационное ведомство, в котором имелось бы морское отделение в отделе применения Управления воздушного флота. «Также приемлемым признавалось оперативное подчинение авиации флотам на тех же условиях, что и фронтам. Военный руководитель Высшего военного совета М.Д. Бонч-Бруевич предлагал объединить только разработку приборов и аппаратов для морской и сухопутной авиации. Он полагал, что необходимо образовать во флоте Управление инспектора морской авиации, передав ему подготовку, организацию, заведование в техническом, хозяйственном, строевом отношении, по назначению личного состава по морской авиации. При этом руководство следовало передать флотам. Изложенные факты свидетельствуют о том, что даже высшие руководители военно-сухопутного ведомства не были готовы активно бороться за поглощение морской авиации»4.
В итоге 25 мая 1918 года появился приказ по армии и флоту № 35, который изменил приказ от 20 декабря 1917 года (2 января 1918 г.) № 4, оставив УМА6 и морскую авиацию в подчинении Народного комиссариата по морским делам. Одновременно была создана Постоянная межведомственная комиссия военного и морского ведомств по координации деятельности авиации7. Таким образом, объединение морской и сухопутной авиации на время было отложено.
История воздушной дивизии Чёрного моря закончилась с гибелью Черноморского флота. К апрелю 1918 года почти вся инфраструктура черноморской авиации оказались в руках австро-венгерских, германских и турецких оккупантов. Только один из дивизионов воздушной дивизии спокойно переждал в Одессе все трудности до сентября 1918 года, а затем часть дивизиона перебралась в Екатеринодар, где в ноябре того же года на его базе сформировали 3-й авиаотряд Добровольческой армии. На стороне белых 3-й авиационный отряд воевал вплоть до окончательной эвакуации из Крыма в конце 1920 года8.
В апреле 1918 года Совнарком Закавказья под председательством С.Г. Шаумяна при поддержке войск из Дагестана и армянских партизан установил советскую власть в Баку. На стороне большевиков выступил и личный состав Бакинской авиашколы морской авиации. В ходе развернувшихся уличных боев морские лётчики бомбили городские кварталы, в которых находилось мусульманское ополчение9. Позднее Бакинская школа морской авиации участвовала в обороне Баку от наступавших турецких войск, а в сентябре 1918 года, после занятия турками города она прекратила своё существование.
На Закавказском фронте участие в боевых действиях принимал и гидродивизион Каспийского моря, который был сформирован из пилотов Бакинской авиационной школы и лётчиков, прибывших из Петрограда. Организационно гидроавиационный дивизион состоял из двух авиационных отрядов. После свержения Бакинской коммуны гидродивизион продолжал сражаться с турками.
На Балтике после оставления Эстонии и Финляндии к марту—апрелю 1918 года на судах флота и по железной дороге удалось вывезти только часть авиационного имущества воздушной дивизии Балтийского моря.
Результатом такого положения дел явились расформирование воздушной дивизии Балтийского моря в соответствии с приказом по МГШ от 27 апреля 1918 года № 335 и создание на её базе воздушной бригады особого назначения (вбон), которая непосредственно была подчинена Управлению морской авиации10. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. р-61. Оп. 1. Д. 38. Л. 1.
2 Гончар Т.Ф., Новиков Н.И. Развитие авиации Балтийского флота (1917—1941 гг.) // Очерки из истории Балтийского флота. Кн. 4. Калининград: Янтарный сказ, 2001. С. 71.
3 РГА ВМФ. Ф. Р-61. Оп. 1. Д. 46. Л. 90.
4 Назаренко К.Б. Флот, революция и власть в России: 1917—1921. М.: Квадрига; Русская панорама, 2011. С. 259.
5 За подписью Л.Д. Троцкого.
6 К этому времени Управление морской авиации и воздухоплавания стало именоваться Управлением морской авиации.
7 Назаренко К.Б. Указ. соч. С. 260.
8 Александров А.О. Победы. Потери… Задачи, подразделения, начальствующий состав, летательные аппараты и вооружение морской авиации и воздухоплавания России, а также список побед и потерь с 1894-го по 1920 г. СПб.: ИП Комплекс, 2000. С. 25.
9 Хайрулин М.А., Кондратьев В.И. Военлёты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. М.: Эксмо; Яуза, 2008. С. 66.
10 РГА ВМФ. Ф. Р-61. Оп. 1. Д. 427. Л. 1, 2.