Аннотация. В статье освещена деятельность особой строительно-монтажной части (ОСМЧ) «Севастопольстрой» по восстановлению предприятий и инфраструктуры Крыма во второй половине 1944 — 1945 году. Отмечено, что данная организация представляла собой трудовое формирование, включавшее как мобилизованных гражданских рабочих и военных, так и военнопленных. Указано, что в условиях войны руководству Севастопольстроя приходилось принимать чрезвычайные меры по повышению производительности труда, квалификации рабочей силы, механизации работ, обеспечению производства необходимыми ресурсами. Делается вывод, что Севастопольстрою удалось в ограниченные сроки произвести огромный объём работ по восстановлению базы Черноморского флота, инфраструктуры и промышленных объектов в Крыму, что стало одной из предпосылок для налаживания мирной жизни в регионе.
Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; Севастополь; освобождение Крыма; ОСМЧ «Севастопольстрой»; восстановление народного хозяйства; рабочая сила; военнопленные; строительство.
Summary. The paper considers the activity of the special building-and-erection unit (SBEU) Sevastopol’stroy concerning the reconstruction of the enterprises and infrastructure of the Crimea in the second half of 1944—1945. It is noted that this organization was a labor formation, which consisted of mobilized civil and military workers and prisoners of war. It is pointed out that under the conditions of war, the Sevastopol’stroy management had to take extraordinary measures to improve productivity, qualification of labor force, mechanization of work, and provision of production with the necessary resources. It is concluded that Sevastopol’stroy managed in a limited time to produce a huge amount of work to restore the base of the Black Sea Fleet, infrastructure and industrial facilities in the Crimea, which was one of the prerequisites for the establishment of peaceful life in the region.
Keywords: Great Patriotic War of 1941—1945; Sevastopol; liberation of the Crimea; SBEU Sevastopol’stroy; restoration of national economy; labor force; prisoners of war; construction.
ЦЫСЬ Валерий Валентинович — профессор кафедры истории России и документоведения Нижневартовского государственного университета, доктор исторических наук
«ИЗ-ЗА ПОВСЕМЕСТНЫХ РАЗРУШЕНИЙ УЛИЦЫ СТАЛИ НЕПРОХОДИМЫМИ ДЛЯ ТРАНСПОРТА И УСЛОВНО ПРОХОДИМЫМИ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ…»
Особая строительно-монтажная часть «Севастопольстрой» на восстановительных работах в Крыму в 1944—1945 гг.
Среди регионов, подвергшихся наиболее серьёзным разрушениям во время Великой Отечественной войны, следует отметить Крым. Только ущерб, нанесённый Симферополю, Севастополю и Керчи, оценивался в 4 млрд 926 млн рублей1. В Севастополе было разрушено 94 проц. жилой площади (5379 домов), уничтожены все промышленные предприятия, системы водо- и электроснабжения, водоотведения, транспортная инфраструктура. В центральной части города в полуразрушенном виде сохранились только 7 зданий. Уцелели лишь несколько частных домов на окраинах. «Из-за повсеместных разрушений улицы стали непроходимыми для транспорта и условно проходимыми для пешеходов. Вдоль развалин были проложены пешеходные тропинки»2.
Огромный объём разрушений, условия продолжавшейся войны потребовали принятия чрезвычайных мер. Постановление ГКО № 5477 от 26 апреля 1944 года предписало «для выполнения работ по восстановлению Севастопольской военно-морской базы… организовать особую строительно-монтажную часть (ОСМЧ) “Севастопольстрой”»3.
Внимание к деятельности данного производственного объединения было обусловлено в равной степени значением восстанавливавшихся объектов и масштабами их разрушения. Основными целями ОСМЧ являлись подготовка Севастополя к перебазированию главных сил Черноморского флота, «выполнение всех строительных и гидротехнических работ по восстановлению военно-морской базы, а также восстановительных работ по судоремонтному заводу Наркомсудпрома…»4. Однако решить указанные задачи можно было при воссоздании не только военных объектов, но и всей инфраструктуры города в целом. К тому же нельзя было ограничиваться ведением работ только в Севастополе. Требовалось обеспечить функционирование предприятий Крыма — поставщиков сырья и оборудования для города и военных моряков, что придавало деятельности Севастопольстроя комплексный характер.
Данная тема находила отражение в работах советского периода, а также в ряде современных исследований5. Однако анализа на основе материалов федеральных архивов, преимущественно Российского государственного архива экономики, деятельности ОСМЧ «Севастопольстрой» по восстановлению транспортной инфраструктуры, хозяйственных объектов на начальном, самом трудном этапе истории этой организации не проводилось.
Севастопольстрой был создан в Симферополе ещё до освобождения базы Черноморского флота6. В его состав включили 8 ОСМУ — особых строительно-монтажных управлений, которые дислоцировались в Балаклаве (№ 1), Севастополе (№ 2—6), Ялте (№ 8) и совхозе Булганак Симферопольского района (№ 7)7.
Нужно отметить, что первоначально основной объём восстановительных работ в Крыму выполнялся тыловыми частями 4-го Украинского фронта. Но к середине июля 1944 года большинство его соединений были выведены за пределы полуострова. Некоторое время здесь оставались несколько подразделений для помощи колхозникам в сборе урожая: четыре отдельные гужтранспортные и одна отдельная рабочая роты, два отдельных рабочих и один отдельный ремонтно-восстановительный батальоны, 67-й автомобильный полк8.
В целом за период с 15 апреля по 13 июля 1944 года в Крыму военнослужащими 4-го Украинского фронта были обработаны (вспашка, сев, боронование, уборка сена и колосовых, прополка) около 7500 га сельхозугодий, отремонтированы 90 км дорог с твёрдым покрытием и 547 км грунтовых профилированных, 55 км естественных грунтовых дорог, отремонтированы и усилены 45 и восстановлены 7 мостов, передано значительное количество стройматериалов, горючего, различных ёмкостей и многого другого9. Из предприятий и учреждений первоочередное внимание обращено было на восстановление мельниц (Симферополь — мельзаводы № 1 и № 2, Саки, Азамат, Феодосия, Ички, Цюрихталь, Зуя, Богдановка, Аджи-Ибрам), крупозавода (Симферополь), просушек, а также санаториев на Южном берегу Крыма10.
В тот же период в восстановлении жилых и хозяйственных объектов (порты в Феодосии и Керчи, жилые дома в Керчи, авторемонтный завод «Гаро» в Симферополе и др.) участвовали подразделения Управления оборонительного строительства Резерва ВГК, военные строители ВМФ11.
Однако было очевидно, что систематическая работа по преодолению последствий немецко-фашистской оккупации и боевых действий требовала иных мер. В условиях продолжавшейся войны для выполнения столь масштабных задач необходимо было применять различные формы милитаризованного труда, сочетавшего элементы военной и гражданской организации. Одной из таких форм стали особые строительно-монтажные части Народного комиссариата строительства СССР — усиленные военнослужащими учреждения, предназначавшиеся для решения задач как гражданского, так и военного строительства. К их числу относился и Севастопольстрой.
Возглавил ОСМЧ Н.В. Бехтин — заместитель народного комиссара по строительству. Ф.В. Винокуров был назначен главным инженером.
Николай Васильевич Бехтин (1896—1983 гг.) происходил из мещанской семьи, служил рядовым в царской армии, с 1918 года работал автоинспектором в Петроградском военно-инженерном управлении, в мае того же года вступил в партию. В 1919 году был комиссаром Петроснаба, в дальнейшем трудился на различных ответственных должностях, окончил строительный факультет Всесоюзной промышленной академии имени И.В. Сталина (1934 г.). В 1941 году он был назначен начальником Главспецгидростроя и заместителем наркома по делам строительства СССР12. О его личных и деловых качествах свидетельствует не только многолетняя безупречная служба в качестве заместителя наркома (позднее — министра), но и избрание в 1956 году президентом Академии строительства и архитектуры СССР. Направление Н.В. Бехтина в Крым начальником Севастопольстроя говорит о том значении, которое придавалось руководством страны возрождению главной базы Черноморского флота.
Рабочая сила Севастопольстроя комплектовалась из трёх источников: 1) мобилизованные военкоматами квалифицированные рабочие (по плану ГКО — 6000 человек); 2) военнопленные (10 тыс., из них на работу должны были выходить 80 проц., т.е. 8000 человек); 3) военные части — строительные бригады и морские батальоны (4000 человек)13.
Таким образом, общее число рабочей силы ОСМЧ должно было насчитывать около 18 тыс. человек. В действительности же количество рабочих не достигало плановых показателей. Если рассматривать фактический выход на работу, то на начало 1945 года доля военнопленных составляла 52,2 проц., военнослужащих — 21,8 проц., мобилизованных — 26 проц.14 На начало 1946 года доля военнопленных увеличилась до 59,6 проц., мобилизованных — до 38,7 проц., а военнослужащих сократилась до 2,7 проц.15 (см. табл. 1).
В абсолютных цифрах число работавших оставалось в целом стабильным с тенденцией к некоторому уменьшению, сокращению доли военнослужащих и увеличению военнопленных и вольнонаёмных.
В ОСМЧ «Севастопольстрой» формировались бригады, количество которых в мае—июне 1944 года достигло 187, а к началу 1945 года — 44416. При этом в бригады из гражданского населения (вольнонаёмных) входили по 8—12 человек одной профессии, из военнопленных — по 30 человек, объединённых по национальности и физическому состоянию, а не по специальности. Проблемы в привлечении военнопленных заключались в их частой сменяемости и соответственно в необходимости повторного обучения. Их также требовалось направлять на работу большими группами, чтобы уменьшить число конвоиров.
Особое внимание уделялось производственному обучению. Ещё в мае—июне 1944 года большинство в ОСМЧ составляли неквалифицированные рабочие. Было принято решение выделить инструкторов по различным профессиям из расчёта один на 30 человек. Срок подготовки колебался от одного до трёх месяцев, после чего квалификационная комиссия присваивала разряд. Через эту систему в течение 1944 года прошли 5099 рабочих, и уже к началу 1945 года доля квалифицированных кадров в бригадах была доведена до 51,2 проц.17 В 1945 году производственное обучение прошли ещё 2868 человек (в т.ч. 2045 военнопленных)18.
Помимо этого необходимо было установить эффективную систему оплаты труда. В июне—июле 1944 года рабочие в основном находились на повременной оплате, а уже к концу года 93,6 проц. перевели на сдельную19. В 1945 году средняя зарплата на основном производстве составляла у рабочего около 305 руб., ИТР — 1025 руб., служащего — 595 руб. в месяц20, что следует признать весьма скромными показателями.
Ещё одна мера — организация социалистического соревнования. К концу 1944 года в Севастопольстрое появились свои стахановцы из числа представителей рабочих профессий (штукатуры, каменщики и др.), выполнявшие нормы на 200—290 проц.
Однако на производительности труда сказывался сам принцип привлечения рабочей силы. Если среди гражданских рабочих лишь 3,4 проц. не выполняли нормы, то среди военнопленных — 32 проц.21 Отмечалось, что «обезличка в питании» в лагерях военнопленных (всего имелось 10 таких лагерей в Севастополе и его окрестностях) не способствовала повышению производительности труда22. В протоколе заседания Крымского обкома ВКП(б) от 5 июля 1944 года указывалось, что военнопленные, находившиеся в распоряжении Севастопольстроя, на отдельных участках «во время рабочего дня занимаются купаньем, стиркой белья и прочее»23.
Общую обстановку, с которой пришлось столкнуться руководству ОСМЧ практически сразу же после освобождения города, следует признать крайне неблагоприятной. Как отмечалось в отчёте Севастопольстроя за 1944 год, «ещё до приступа к восстановительным работам коллективом была проделана большая работа по захоронению трупов и приведению города и стройплощадок в более или менее нормальное санитарное состояние. Объекты строительства в своём большинстве были заминированы противником… На протяжении первых четырёх месяцев приходилось по нескольку раз привлекать команды минёров для обезвреживания отдельных участков строительства…»24.
Помимо этого нужно было создать хотя бы элементарные условия для развёртывания производственной деятельности, прибегнуть к комплексу разнообразных мер, в т.ч. обеспечить рабочих продуктами питания. Распоряжением СНК СССР № 13616-рс от 28 июня 1944 года было установлена норма снабжения сотрудников в 700 г. хлеба в день25. Кроме того, Севастопольстрой получил в своё распоряжение два разрушенных совхоза, на полях которых осенью 1944 года было засеяно 1605 га озимых. В следующем году посевные площади увеличили до 2211 га яровых и 1610 озимых. Здесь удалось собрать 16 303 ц зерновых, 161 ц картофеля, 8238 ц овощей, добыть 1050 ц рыбы, 2409 ц молока и др.26, что позволило значительно снизить остроту продовольственного вопроса.
Неизбежная примета времени — стеснённые жилищные условия. В июле 1944 года общежития, где размещались рабочие, не были обеспечены кроватями, постельными принадлежностями, бытовым инвентарём27. Постепенно эта проблема решалась, но даже к 1 января 1946 года ОСМЧ располагала лишь 12 025 кв. м жилплощади в постоянных домах и 6042 во времянках, а в среднем на одного человека в постоянных домах приходилось 4,4 кв. м жилья, во времянках — 2 кв. м28.
Уровень механизации оставался в целом низким, хотя его также удалось постепенно повысить к концу 1945 года. «Отсутствие в достаточных количествах строймеханизмов и электроэнергии вызывало необходимость на большинстве объектов производить работы вручную», — сообщалось в отчёте ОСМЧ29. Вручную осуществлялись земляные работы (за исключением скальных грунтов), изготовление бетона (до 80 проц.), его доставка (ручными блоками и лебёдками). Производственную базу пришлось создавать в сжатые сроки на основе разрушенных и бездействовавших предприятий Крыма. Для решения этой проблемы использовались сначала трофейные механизмы (от служб тыла 4-го Украинского фронта получили в мае—июне 1944 г. 150 трофейных автомашин, 20 тракторов, 500 повозок, походные кухни и др.30), а затем была подготовлена собственная база в виде ремонтно-механического завода в г. Севастополе с кузнечным, слесарным, электроремонтным цехами, введёнными в строй к началу 1945 года31.
Севастопольстрой был вынужден заготавливать собственными силами и строительные материалы. Из 13 заводов стройматериалов, имевшихся в Крыму, 8 были полностью, а остальные частично разрушены32. Пришлось налаживать работу выделенных ОСМЧ предприятий: Феодосийского кирпично-черепичного завода (в момент освобождения не действовал, к 1945 г. ежемесячное производство кирпичей и черепицы довели до 700 тыс. шт.), Севастопольского известкового завода (мощности возросли за тот же период с 700 до 1500 т в месяц), Симферопольского деревообрабатывающего завода (рост с 300 кубометров пиломатериалов и 20 тыс. рублей столярных изделий до 450 кубометров и 50 тыс. рублей соответственно), открывались карьеры по добыче камня, песка и гравия33. ОСМЧ даже получила в своё распоряжение лесозаготовительный участок в г. Овруче Житомирской области.
В результате предпринятых мер, несмотря на крайне тяжёлые условия, в которых разворачивалась деятельность ОСМЧ, удавалось в течение месяца вести работы на 160—250 военных и гражданских объектах (см. табл. 2).
Первостепенное значение имело восстановление Севастопольской ГРЭС, где «главный корпус в составе: машинный зал, котельный зал, бункерный цех, деаэраторная — восстановлены и сданы под монтаж оборудования, монтируемого заказчиком»34. Велись работы «по восстановлению 2-й очереди Инкерманского водопровода с насосными 1-го и 2-го подъёмов и резервуарами»35. Возводились здание Промбанка в Севастополе, школа № 14, по распоряжению А.И. Микояна — магазин и ресторан Особторга36, по указанию Л.П. Берии — Шулинский водопровод. ОСМЧ помогла восстановить морской завод имени С. Орджоникидзе, механический завод «Молот» (с 6 июня 1944 г.), ряд пристаней и эллингов, Симферопольский деревообрабатывающий комбинат (ДОК), склады ГСМ, баню, комендатуру, линии электропередачи, трубопроводы, шоссейные дороги и многие другие объекты, участвовала в подготовке Ливадийского дворца к Ялтинской конференции.
Всего же в 1944 году Севастопольстрой выполнил работ на 65 млн рублей, а в 1945 году — на 110 млн рублей (из них 10 млн сверх плана)37. В том числе cдано в 1944 году: жилых зданий — 12 300 кв. м, промышленных зданий — 16 115 кв. м, 32 750 погонных метров (п.м.) трубопроводов, 12 550 п.м. шоссейных дорог, 17 550 п.м. электролиний и др.38 В 1945 году промышленных объектов возвели на 32,6 млн рублей общей площадью 34 046 кв.м, жилых домов — на 14,63 млн рублей площадью 37 283 кв. м, прочих зданий и сооружений — на 431 тыс. рублей39.
Знаком признания заслуг Севастопольстроя стало присуждение переходящего Красного знамени ГКО СССР за восстановление энергетических объектов.
Таким образом, благодаря ОСМЧ «Севастопольстрой» удалось быстро ввести в строй большое число предприятий, зданий и сооружений на только что освобождённой территории, что явилось предпосылкой для постепенного перехода к мирной жизни. Достичь этого удалось за счёт широкого привлечения массовой рабочей силы, включая военнопленных; налаживания обеспечения производившихся работ стройматериалами, а самих рабочих — продовольствием; решительных и энергичных мер по повышению производительности труда, созданию ремонтной базы. В условиях продолжавшейся войны руководству ОСМЧ пришлось пойти по пути максимального самообеспечения необходимыми видами оборудования и сырья. В течение 1945 года доля военнослужащих в Севастопольстрое снизилась до минимума, что говорит о переходе к формам использования рабочей силы, характерным для мирного времени и восстановительного периода.
Выполненные работы послужили не только заделом для возрождения хозяйственной деятельности в Севастополе и других населённых пунктах Крыма, но и предпосылкой для дальнейшего развёртывания работ уже в рамках реализации постановления СНК СССР от 1 ноября 1945 года № 2722 «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР: Смоленска, Вязьмы, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Пскова, Севастополя, Воронежа, Новгорода, Великих Лук, Калинина, Брянска, Орла, Курска, Краснодара и Мурманска», «Генерального плана застройки Севастополя на 1949—1970 гг.», завершения восстановления города-героя к началу 1957 года.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Туляков Ю.Т. Коммунистическая партия — организатор и руководитель привлечения военных строителей к восстановлению народного хозяйства Украины и Крыма (1943—1950 гг.). Дисс. … канд. ист. наук. М., 1987. С. 153.
2 Иванов В.Б. Послевоенное восстановление Севастополя // Объединение патриотов Севастополя. 19 февраля 2010 г.Электронный ресурс. Режим доступа: http://севастополец.рф/stati/poslevoennoe-vosstanovlenie-sevastopolya.
3 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 644. Оп. 2. Д. 324. Л. 139.
4 Там же. Л. 138.
5 См.: Баранов А.Г., Гармашова Е.П., Дмитриева В.В. и др. Организационно-экономический механизм послевоенного восстановления города Севастополь (1944—1954 гг.) // Московский экономический журнал. 2022. № 5. С. 417—442; Дубинина Н.И., Дмитриева В.В. Восстановление городского хозяйства Севастополя в послевоенный период (1944—1954 гг.) // Дневник науки. 2022. № 4. С. 1—9. Электронный ресурс (http://dnevniknauki.ru/images/publications/2022/4/history/Dubinina_Dmitrieva.pdf); Иванов В.Б. Послевоенное восстановление Севастополя // Объединение патриотов Севастополя. 19 февраля 2010 г. Электронный ресурс (http://севастополец.рф/stati/poslevoennoe-vosstanovlenie-sevastopolya); История города-героя Севастополя. 1917—1957. Киев: изд-во АН УССР, 1958. 340 с.; История Севастополя в 3 т. / Под общ. ред. Ю.А. Петрова. Т. III. Севастополь в советский и постсоветский периоды. 1917—2014 гг. М.; Севастополь: ИстЛит, 2021. 862 с.; Моторин Д.К. Возрождённый Севастополь: очерки о восстановлении города. 1944—1953 гг. М.: Наука, 1984. 272 с.; Никитина И.В. Восстановление Севастополя в 1944—1954 гг.: история формирования коллекции (по материалам фондов Музея обороны Севастополя) // Материалы научных сессий 2019 г. в Государственном музее Л.Н. Толстого. М.: РГ-Пресс, 2020. С. 401—408; Околотин В.С. Помощь предприятий Ивановской области освобождённому Севастополю в 1945 г. // Потёмкинский форум: Сборник материалов IV международного научного форума, 75-летию Крымской наступательной операции 1944 г. и 5-летию воссоединения Севастополя и Крыма с Россией. Севастополь: СевГУ, 2019. С. 106, 107; ООО «Севастопольстрой» более 70 лет строит Севастополь (информация) // Жилищное строительство. 2017. № 5. С. 18, 19 и др.
6 Великая Отечественная война 1941—1945: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 638.
7 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 8768. Оп. 1. Д. 4. Л. 3.
8 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 244. Оп. 3017. Д. 52. Л. 54.
9 Подсчитано по: там же. Л. 55.
10 Там же. Л. 57, 69.
11 См. также: Цысь В.В. Помощь частей 4-го Украинского фронта в восстановлении народного хозяйства Крыма // Казанская наука. 2015. № 10. С. 94—99.
12 РГАЭ. Ф. 293. Оп. 6. Д. 8. Л. 9.
13 Там же. Ф. 8768. Оп. 1. Д. 4. Л. 5.
14 Там же.
15 Там же. Д. 9. Л. 4.
16 Там же. Д. 4. Л. 53.
17 Подсчитано по: там же.
18 Там же. Д. 9. Л. 6.
19 Там же. Д. 4. Л. 53.
20 Подсчитано по: там же. Д. 9. Л. 70.
21 Там же. Л. 64.
22 Там же. Л. 5.
23 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 44. Д. 761. Л. 188 об.
24 РГАЭ. Ф. 8768. Оп. 1. Д. 4. Л. 42.
25 Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5446. Оп. 46а. Д. 3657. Л. 8.
26 РГАЭ. Ф. 8768. Оп. 1. Д. 9. Л. 16.
27 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 44. Д. 761. Л. 188 об.
28 РГАЭ. Ф. 8768. Оп. 1. Д. 9. Л. 16.
29 Там же. Д. 4. Л. 42.
30 ЦАМО РФ. Ф. 244. Оп. 3017. Д. 52. Л. 58 об.
31 РГАЭ. Ф. 8768. Оп. 1. Д. 4. Л. 21, 42.
32 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 117. Д. 444. Л. 34.
33 РГАЭ. Ф. 8768. Оп. 1. Д. 4. Л. 61.
34 Там же. Д. 9. Л. 91.
35 Там же. Л. 92.
36 Особторг (особая торговля) — учреждения закрытой торговли, предназначавшиеся для обеспечения инвалидов войны и руководства, куда поступали новые или слегка ношенные вещи, в т.ч. трофейные. Продажа осуществлялась по ордерам. Действовали с 1943 по 1947 г.
37 РГАЭ. Ф. 8768. Оп. 1. Д. 4. Л. 23; Д. 9. Л. 18.
38 Там же. Л. 26.
39 Там же. Д. 9. Л. 103.