ЛАШКОВ Алексей Юрьевич — ведущий научный сотрудник Центра военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса, кандидат исторических наук
(119330, г. Москва, Университетский пр-т, д. 14)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ КРАСНОЙ АРМИИ
ВО ВРЕМЯ СОВЕТСКО-ПОЛЬСКОЙ ВОЙНЫ 1920 ГОДА
Поддерживаемые странами Антанты правящие круги Польши, начиная активную подготовку к войне с Советской Россией, планировали отторгнуть от неё часть территории, а также полностью оккупировать Белоруссию и Украину. С этой целью они наращивали силы, в том числе увеличивая самолётный парк.
Было ясно, что нашим войскам в случае агрессии амбициозного соседа предстояло вести боевые действия с явным ограничением в авиационных средствах1. Тем не менее командование Красной армии видело стратегический успех только в достижении господства в воздухе.
В конце марта 1920 года Главнокомандующий Вооружёнными силами Республики подписал специальную директиву, предусматривавшую «сосредоточение на Западном фронте лучших авиационных сил в связи с особым значением авиации в войне против поляков»2. К тому времени польские соединения перешли в наступление на мозырьском направлении, стремясь на стыке двух советских фронтов обеспечить преимущество левого фланга своих войск, наступавших на центральные области Украины и юг Белоруссии. В случае успеха противник рассчитывал овладеть важными транспортными узлами — городами Жлобин и Гомель. Для организации воздушной обороны этих пунктов была создана истребительная авиагруппа (14 самолётов) с одновременным усилением всей группировки Рабоче-крестьянского красного воздушного флота (РККВФ) на Западном фронте и объединением лётных частей в крупные формирования. Так, в полосе действий 16-й армии почти вся авиация, усиленная истребительными подразделениями и действовавшая на борисовском и бобруйском стратегических направлениях, где противник сосредоточил до 80 проц. своей фронтовой авиации, была сведена в две эскадрильи (Славненскую и Салтановскую). Основу первой из них составил ранее прибывший на фронт 4-й авиационный дивизион ПВО Петроградского укрепрайона3.
17 апреля противник предпринял групповой налёт на Славненский аэродром, успешно отражённый дежурными силами эскадрильи. Однако для надёжной защиты прифронтовых аэродромов требовались штатные зенитные подразделения, о чём было доложено в Полевой штаб Реввоенсовета Республики (РВСР)4. По указанию Главкома вскоре в распоряжение штаба Западного фронта были отправлены три автомобильные и одна железнодорожная зенитные батареи ПВО г. Москвы и Тульского укреплённого района5.
Зенитная артиллерия требовалась и войскам Юго-Западного фронта, в первую очередь для организации противовоздушной обороны крупных населённых пунктов (Киева, Житомира, Бердичева). Положение усугубляло отсутствие в составе воздушного флота фронта необходимого количества истребительной авиации. Польская же сторона сосредоточила на Украине до 8 своих воздушных эскадр6, быстро добившись полного господства в воздухе. В случае развития успеха противником воздушным налётам могли подвергнуться и центральные районы РСФСР. Чтобы защитить их, по указанию Полевого штаба РВСР была воссоздана противовоздушная оборона г. Москвы, существовавшая до начала зимы и расформированная после разгрома главных сил белых армий на южном направлении.
25 апреля 1920 года в результате общего наступления польско-украинских соединений пали города Коростень, Житомир и Винница, 6 мая столица Украины — Киев, к тому же врагу досталась вся аэродромная сеть нашей 12-й армии западнее р. Днепра. Значительно лучше обстояли дела в полосе Западного фронта. В течение первого месяца войны там удалось не только усилить воздушную группировку, но и развернуть противовоздушную оборону важных объектов, в том числе г. Смоленска, где размещался фронтовой штаб. В соответствии с указаниями нового командующего войсками фронта М.Н. Тухачевского7 основу ПВО составили 5 зенитных взводов, сформированных на базе Смоленских артиллерийских курсов, запасного дивизиона и 1-й запасной батареи Смоленского округа8. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В марте 1920 г. авиация Западного фронта насчитывала 10 авиаотрядов неполного состава (местами некомплект лётчиков достигал 50 проц.). Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация Гражданской войны. М., 2000. С. 81.
2 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 201. Оп. 6. Д. 133. Л. 1.
3 Там же. Л. 13.
4 Там же. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 110.
5 Там же. Л. 114.
6 Кондратьев В., Хайрулин М. Указ. соч. С. 81.
7 Тухачевский Михаил Николаевич (1893—1937) — советский военачальник, Маршал Советского Союза (1935). Окончил Александровское военное училище (1914). В годы Гражданской войны был представителем Военного отдела ВЦИК, комиссаром обороны Московского района, командовал армиями Восточного, Южного, Кавказского, Западного фронтов.
8 РГВА. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 257.