Аннотация. В статье приводятся документы, хранящиеся в Центральном военно-морском архиве Министерства обороны Российской Федерации и представляющие собой аналитические обзоры действий немецкой авиации под Ленинградом в августе—сентябре 1941 г.
Summary. The article presents the documents stored in the Central Naval Archives of the Ministry of Defense of the Russian Federation and having analytical reviews of German aircraft’s actions near Leningrad in August-September 1941.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
НАЛИВКИН Леонид Александрович — кандидат исторических наук (Санкт-Петербург. E-mail: gmmobl@mail.ru)
ОПЫТ, ПОЛУЧЕННЫЙ В СОРОК ПЕРВОМ
С первых дней Великой Отечественной войны в авиации Военно-морского флота существовало полезное правило: тщательно изучать боевую методику врага, вырабатывать свои контрприёмы и делиться полученной информацией и собственным опытом с коллегами из других частей и соединений. Именно таков характер предлагаемых вниманию читателей документов, ещё недавно находившихся на секретном хранении в Центральном военно-морском архиве Минобороны РФ. Первый из них подготовлен штабом 9-го истребительного авиационного полка, дислоцировавшегося в 1941 году на Чёрном море и переведённого на Балтийский флот лишь 3 июня 1944 года, второй — штабом 61-й истребительной авиабригады ВВС КБФ, преобразованной 25 июля 1943 года в 1-ю гвардейскую истребительную авиационную дивизию. Анализ документов показывает: тактика противодействия нашей авиации приёмам и методам люфтваффе начала формироваться — с учётом различных условий Восточно-Европейского театра военных действий — уже летом 1941 года, что в немалой степени предопределило в целом успешные действия ВВС КБФ в ходе Ленинградской битвы.
Документ № 1
Краткий обзор тактических приёмов и действий авиации противника на 5 августа 1941 года
Отражение атак истребителей Ме-109 на наши аэродромы
С целью связать работу наших истребителей, действовавших по войскам противника, немцы предприняли ряд систематических (по 3—4 раза в день) налётов, по 20—25 истребителей, на наши аэродромы. При этом применялась следующая тактика:
1) внезапный налёт на аэродром пары или звена самолётов, которые, пикируя с высоты 1000—1500 метров, сбрасывали бомбы с одновременным обстрелом района расположения наших самолётов пулемётно-пушечным огнём. В это время вторая пара (звено) прикрывала атаку, находясь на высоте или связывая боем наши самолёты, находившиеся в воздухе; бомбометание производилось фугасными бомбами калибра около 100 кг; немцам удалось вывести из строя за короткий срок 3 наших самолёта, что свидетельствовало, во-первых, о достаточной меткости бомбометания, а во-вторых — о слабых мерах маскировки и рассредоточения наших самолётов;
2) прибытие в район аэродрома с задачей навязать нашим истребителям воздушный бой, в котором попытаться уничтожить часть наших самолётов; в этом случае самолёты противника появлялись над аэродромом парами, последовательно, с промежутками 7—10 минут; задачей первой пары было вызвать на бой наши самолёты, с тем чтобы последующие группы, появляясь, как правило, со стороны солнца, могли напасть на наши отдельные самолёты, уже связанные боем; в таких боях обычно принимало участие от 8 до 12 самолётов противника, и они длились по 40—50 минут. Этой тактике наше командование противопоставляет тактику введения в бой групп, в полтора раза превышавших немецкие.
Следует особо сказать о тактике Ме-109 в этих воздушных боях. Истребители действуют обычно в составе пары, шедшей в растянутом пеленге. Атаку начинал ведущий, стараясь зайти к нашим И-153 и И-16 сбоку, одновременно давая длинную заградительную очередь из всех пушек и пулемётов или заходя сверху или снизу сзади. Ведомый в это время, прикрывая хвост ведущего, следит за поведением атакуемого самолёта и вслед за ведущим производит атаку. В этот момент ведущий занимает позицию ведомого, прикрывая его сзади.
В основном поведение немецких лётчиков в воздушных боях остаётся прежним, т.е. трусливым. Геройские действия наших лётчиков, ведущих бои с Ме-109 на И-153 и И-16, обращают по-прежнему их в бегство.
Наши истребители Як-1 имеют небольшое преимущество в скорости перед Ме-109.
Наиболее радикальными способами для противодействия немецким истребителям являются:
1) поиск аэродромов базирования и уничтожение материальной части самолётов [противника] на аэродромах;
2) отражение налётов на наши аэродромы путём уничтожения противника в воздушном бою;
3) рассредоточение и маскировка материальной части самолётов и маневрирование аэродромами с использованием для этой цели всей сети возможных для посадки площадок;
4) организация тщательного и непрерывного наблюдения за воздухом и укрытия всего личного состава в щелях и рвах.
Гатчина, Ленинградская область
Центральный военно-морской архив Министерства обороны РФ (ЦВМФ). Ф. 187. Оп. 026211. Д. 25. Л. 54—64.
Документ № 2
Тактические приёмы авиации противника, выявленные в боевых действиях частями 61-й АБ [авиационной бригады] по состоянию на 22 сентября 1941 года
1. Истребительная авиация противника в открытый бой не вступает, за исключением наличия численного превосходства. В бой вступают не все самолёты, — остаётся группа, которая выслеживает оторвавшиеся одиночные самолёты, внезапно атаковывая их. Истребители противника обычно ходят парами и атакуют всецело используя солнце, облачность и обман. Атаки обычно производятся сзади, спереди и снизу.
Так, например, 1 августа 1941 года в 18.25 юго-западнее Волосово звено И-200 (истребители МиГ-1. — Л.Н.) на высоте 2000—2800 метров встретило четыре Ме-109, один из них незаметно зашёл в хвост и атаковал наши самолёты, после атаки с управляемого переворота ушёл бреющим; оставшиеся Ме-109 от боя уклонились.
3 августа в 13.15 три И-16 71-го авиаполка (полк входил в 61-ю авиабригаду. — Л.Н.) на высоте 1000—3000 метров были атакованы вышедшими из облачности сверху-сзади двумя Ме-109. После первой атаки самолёты противника опять ушли в облачность, а потом вторично атаковали наши самолёты, в результате боя был сбит один самолёт И-16.
17 сентября в 17.09 в районе Слуцка [Белоруссия] три ЛаГГ-3 на высоте 2800 метров внезапно из облачности были сзади атакованы двумя Ме-109, в результате один ЛаГГ-3 был сбит.
2. Отмечено несколько случаев, когда истребители противника наводят [наши самолёты] на другую группу истребителей или вызывают себе смену по радио.
9 августа 1941 года при атаке наших истребителей самолёт «Фокке-Вульф-189» запросил помощь от истребителей, однако пришедшие два Ме-109, видя превосходство (численное) наших самолётов, от боя уклонились.
16 августа в 12.00 в районе Куммолово в завязавшемся бою шести И-16 с четырьмя Ме-109 на смену была вызвана по радио новая группа Ме-109.
3. Истребители [немецкие] летают группами от 2-х до 8—10 самолётов, атаки производят друг за другом, открывая огонь с дистанции 600—800 метров до сближения, делая большие очереди. Лобовые атаки принимают редко, и то только одиночки, при этом они, как правило, не выдерживают их.
4. При хорошо слётанном звене даже при явном численном превосходстве противника наши самолёты выходят из боя победителями,
Так, например, 1 августа три И-16 5-го АП (5-й истребительный авиаполк входил в 61-ю авиабригаду. — Л.Н.) вели воздушный бой с шестью Хе-112 и тремя Ме-109, в результате воздушного боя сбит один Хе-112 и один Ме-109.
5. 16 августа 1941 года в 18.44 девять И-16 14-й ОАЭ (очевидно, допущена опечатка; надо «12-я ОАЭ», т.е. «12-я отдельная авиаэскадрилья», которая входила в состав 61-й авиабригады. — Л.Н.), возвращаясь после боя с семью Ме-109 на свой аэродром (Куммолово), были встречены четырьмя Хе-113 (такого типа самолётов в люфтваффе не было, но советские авиаторы пользовались имеющейся у них разведывательной информацией; скорее всего, это были истребители Хе-112. — Л.Н.), поджидавшими их посадку.
17 августа в районе Куммолово во время воздушного боя противник разбился на две группы, стремясь занять выгодное положение по отношению к солнцу, при выходе из боя нижней группы и преследовании её нашими истребителями верхняя группа Ме-109 атаковала их.
18 августа в районе Волосово наши самолёты вели бой на высоте 3000 метров с двумя группами Ме-109 и Ме-110. Ме-109 находились выше на 500—700 метров. В результате боя один наш самолёт был сбит.
6. 6 августа 1941 года один Ю-88 имел рядом с фашистской свастикой две белых вертикальных полосы в виде цифры 11. При атаке наших истребителей давал мелкие покачивания.
29 августа в районе Сейскар на высоте 1500 метров самолёт типа СБ, с крестами, давал опознавательные (красные ракеты, не установленного дня*). После атаки наших истребителей сбросил в море бомбы и ушёл в сторону Финляндии.
7. Истребители [немецкие] применяются не только как охрана бомбардировщиков, сковывающая группа, но и как разведчики, особенно в местах, насыщенных нашей истребительной авиацией.
8. Сопровождение бомбардировщиков — круговое, с превышением 500—1000 метров, самолётами Ме-109 и Ме-110.
9. 6 августа 1941 года в 09.55—10.10 20 Ю-88 и шесть Ме-110 штурмовали и бомбили аэродром Купля: бомбометанию за одну—две минуты предшествовала штурмовка самолётами Ме-110, после чего начинали действовать самолёты Ю-88, сбрасывая бомбы по нашим звеньям с высоты от 2000 до 800 метров, с пикирования. При налёте на аэродром Низино 20 августа группа из 12 Ме-110, 5—6 Хе-111 и шести Ме-109 произвела внезапный штурмовой налёт. Подход к аэродрому был произведён по пересечённой местности с бреющего, впереди шло звено, сбрасывающее бомбы от 10 до 100 кг, мгновенного и замедленного (от 2-х до 6 часов) действия.
Отмечено много случаев неразорвавшихся бомб. Заход на бомбометание самолёты производят друг за другом, образуя пеленг**, иногда делается по два захода.
При бомбометании одновременно применяется пулемётный обстрел. Уход после бомбометания обычно осуществляется в сторону солнца, манёвром по высоте. При атаке наших истребителей предпринимается уход бреющим полётом, без сохранения строя. Налёту бомбардировочной авиации предшествует разведка одиночными самолётами на высотах от 2000 до 5000 метров, с использованием облачности.
10. Самолёты-корректировщики прикрываются истребительной авиацией. Так, например, 8 августа 1941 года три И-16 5-го АП на высоте 2500—3000 метров в районе Усть-Жердянка атаковали один ПЗЛ*** пикированием до 300 метров, в это же самое время были атакованы сверху двумя Ме-109, ходившими под кромкой облаков и выжидавшими удобного случая. В результате боя один И-16 был сбит.
11. 14 августа 1941 года при бомбардировочном налёте на Куплю истребители противника пришли раньше, стараясь сковать наших истребителей, тем самым давая возможность бомбардировщикам безнаказанно подходить к цели.
12. В воздушных боях выявлено: самолёт Ме-109 «не любит» низких высот и избегает левого виража. Из боя выходит, как правило, управляемым переворотом.
Самолёты Ме-110 ведут воздушный бой в системе кольца, с набором высоты, постепенно оттягивая кольцо на свою территорию.
Самолёт Ю-88 хорошо атаковывать сзади (в хвост), чуть пониже стабилизатора. Выгоднее всего бить по моторам как с задней, так и с передней полусферы с принижением 45—50 метров, лучше — спереди слева.
Самолёт «Хеншель-126» с И-16 старается драться только на виражах. Вертикальных фигур избегает. При внезапных атаках хорошо атаковать снизу сбоку.
13. При встрече наших истребителей-разведчиков, особенно в последнее время, истребители противника стремятся навязать бой. К примеру, 21 августа 1941 года восемь И-15 при производстве воздушной разведки встретили восемь Ме-109, которые упорно навязали бой и сорвали разведку.
Выводы и предложения
1. Тактика истребительной авиации противника до последнего времени осталась без изменения.
2. Бомбардировочная авиация производит удары большими группами до 50—70 самолётов, как правило, при круговом сопровождении истребителей с превышением 500—1000 метров.
3. Перед налётом бомбардировочной авиации противника, как правило, производится высылка групп истребителей, которые сковывают и отвлекают наших истребителей от района цели бомбардировщиков.
4. Штурмовые группы, как правило, подходят на малых высотах со стороны солнца, под прикрытием истребителей.
5. Для противодействия бомбардировочной авиации противника необходимо высылать наши истребители группами по две—три девятки, из них одну треть — для сковывания истребительной авиации противника, прикрывающей бомбардировщиков.
6. Необходимо производить выслеживание посадки групп бомбардировщиков и штурмовиков с последующими штурмовыми налётами не позже чем через 40 минут после посадки самолётов противника.
7. Для нашей истребительной авиации нужно разрешать открытый радиообмен (слова, выделенные курсивом, подчёркнуты карандашом. — Л.Н.).
* Так в тексте. Имеются в виду опознавательные знаки ракетами, которые менялись каждый день. ВВС Финляндии имели на вооружении несколько трофейных самолётов СБ.
** Строй самолётов, следующих относительно ведущего уступом вправо или влево.
*** ПЗЛ — польские истребители и бомбардировщики, использовались обычно румынскими ВВС. Неполное название самолёта не позволяет определить его род и тип.