Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения пограничных округов оружием и инженерно-техническими средствами в послевоенные годы.
Summary. The article discusses the issues of supplying the Border Districts with weapons and engineering means in the postwar years.
Терещенко Владимир Васильевич — ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ России, кандидат исторических наук (109028, Москва, Яузский бульвар, д. 13)
«На всём протяжении 28 000 км охраняемой морской границы СССР имеется совершенно незначительное количество… пограничных судов…»
Обеспечение пограничных округов оружием, техникой и инженерными средствами в послевоенные годы (1946—1991 гг.)
Быстрый отход Запада с союзнических позиций после окончания Второй мировой войны и начало «холодной войны» предопределили основную тенденцию развития советской пограничной политики — усиление охраны государственной границы.
С каждым годом всё большее внимание руководство страны стало уделять обеспечению округов оружием и инженерно-техническому оборудованию границы.
Тяжёлое положение сложилось в морских пограничных частях с судами. Их явно недоставало для решения возникающих задач. Именно поэтому 16 января 1946 года НКВД СССР направил в Совнарком письмо с обоснованием необходимости постройки сторожевых судов для морской пограничной охраны в 1946—1955 гг. В письме сообщалось, что «на всём протяжении 28 000 км охраняемой морской границы СССР имеется совершенно незначительное количество годных для морской службы пограничных судов: сторожевых кораблей — 4, больших тральщиков — 2 и незначительное количество мелких судов»1.
В докладе Главного управления пограничных войск (ГУПВ) Министру внутренних дел СССР о ходе улучшения охраны государственной границы сообщалось, что «по состоянию на 1 июля 1946 г. вспахано контрольно-следовой полосы (КСП) — 1965 км, оборудовано естественной КСП — 342 км, построено наблюдательных вышек — 334 шт., создано наземных наблюдательных пунктов — 758 шт., построено проволочных заграждений — 640 км. За первое полугодие сего года при помощи сигнализационных приборов было 37 случаев (56 человек) задержаний нарушителей границы»2.
В эти годы решались в округах и вопросы связи. За 1944—1947 гг. было проложено 88 000 км телеграфно-телефонных проводов, 7300 км сигнальных линий связи, 1083 заставы были оборудованы сигнальной связью. Введено в эксплуатацию: телеграфно-телефонных узлов — 336, радиостанций средней мощности — 651, радиостанций малой мощности — 18843.
К 1953 году поднялась на новый уровень оснащённость округов техникой и вооружением. На смену карабинам, автоматам и пулемётам военного времени стало поступать современное автоматическое оружие. Всё в больших количествах округа получали автомобильную технику, значительная часть которой была предназначена непосредственно для застав. Для обработки КСП погранотряды имели около 200 тракторов различных марок.
К сентябрю 1953 года парк авиации в округах составляли самолеты Ли-2 и С-47 — 34 шт., Ан — 2 шт., По-2 и Як-2 — 122 шт., Арадо — 29 шт. С весны 1955 года в охране границы началось использование вертолётов Ми-1 и Ми-4. Промышленность стала поставлять более современные самолеты Ан-2, Ил-14, Як-124. Это, конечно, повысило качество охраны границы.
К 1956 году была разработана и принята на вооружение новая, более совершенная по сравнению с «Клён-М», сигнализационно-заградительная система (СЗС) «С-100». Если в 1956 году было построено лишь 63 км новой системы, то в 1960 году общая протяжённость участков границы, оборудованных «С-100», составляла почти 2000 км5.
Уже к 1955 году важнейшие участки государственной границы были перекрыты контрольно-следовыми полосами, а на некоторых создавались две линии КСП.
К началу 1960 года общая протяжённость КСП составляла 12 257 км, системы «Клён-М» — 1731 км и системы «С-100» — 1918 км. Но фактически срабатывание системы от контактов с нарушителями границы в процентном соотношении составляло в лучшем случае не более одного процента. Однако войсковые силы вынуждены были реагировать на каждый сигнал, что конечно было обременительно и в физическом, и в моральном отношении.
Таким образом, технические средства лишь в некоторой степени облегчали службу по охране государственной границы, которая по-прежнему целиком и полностью зависела от профессионализма, находчивости, а временами и героизма личного состава пограничных войск.
Главным содержанием технизации пограничных войск в 1960—1970-е годы стал её резкий количественный рост. Так, количество вертолётов и самолётов в пограничных округах за 1961—1965 гг. увеличилось в 3 раза, кораблей и катеров — в 2,5 раза, радиолокационных и прожекторных станций — в 35 раз. К середине 1960-х годов светопарк пограничных войск увеличился в 2,5 раза. Только в 1965 г. пограничники получили 70 кораблей и катеров, 14 вертолётов Ми-4 и 500 автомобилей6.
Ежегодно в систему охраны границы вводилось более 1000 км КСП и свыше 1500 км автомобильных дорог. В 1963 году было построено 1126 км КСП, 460 км грунтовых дорог и 1560 км колонных путей. В качестве примера масштабности изменений в обустройстве границы можно привести Закавказский пограничный округ. В 1961 году в нём имелось лишь 80 км дорог, а в 1970 году их протяжённость составляла уже 2205 км, т.е. увеличилась более чем в 27 раз7.
В связи с обострением советско-китайских отношений в 1965 году из Министерства обороны на дальневосточную границу поступило 8 бронекатеров, 8900 единиц стрелкового оружия и 165 различных радиостанций. Государство выделило округам 14 вертолетов Ми-4, 40 БТР-60п, 279 различных радиостанций, 397 единиц автомобильной и 25 единиц автотранспортной техники8. Служебно-боевые возможности погранвойск расширили поступившие на вооружение радиолокационные станции «Мыс-С», «Дон», «Лот», «Зарница», прожекторные станции РП-15-1, зрительные трубы, приборы ночного видения.
Сразу же после первых столкновений с китайскими вооружёнными группами на острове Даманском 2 и 15 марта 1969 года пограничники дальневосточных округов получили от Министерства обороны 11 танковых батальонов (241 танк), 22 миномётных батареи (132 миномёта), 4 вертолёта Ми-4, 77 бронекатеров. Министерство гражданской авиации передало в округа 26 вертолётов Ми-4. Министерство судостроения выделило пограничникам 6 артиллерийских и 20 морских катеров в 1969 году и, соответственно, 10 и 58 катеров в 1970 году. В 1969—1970 гг. войска получили 100 БМП-1, 280 БТР-60пб, 1162 различных автомобиля, 180 000 автоматов, 166 гранатомётов, 614 пулемётов, 258 прожекторных станций и 230 РЛС9.
Только за семь месяцев 1969 года в пограничные округа поступили 63 корабля и катера, 39 самолётов и вертолётов, 265 танков, 80 БТР-60п, 3500 автомобилей, 60 прожекторных станций и 67 радиолокационных станций10.
С 1971 года стали широко использоваться переносные РЛС «Подъём», «Гардина», электронно-оптические приборы наблюдения «Тополь», «Дуэт», «Блик», «Калина».
В 1960-е годы произошла замена устаревших прожекторных станций З-20 на РП-15-1, а с 1971 года — на АПМ-90. К 1972 году их количество на пограничных заставах увеличилось более чем в 2 раза. Это позволило прикрыть основные направления вероятного движения нарушителей границы. Одновременно войска стали получать приборы ночного видения. Возможности пограничного наряда по обнаружению одиночного нарушителя границы возросли в 8—10 раз. Наряду с использованием РЛС «Дон» на морских участках границы в 1967 году в пяти пограничных округах впервые были применены шесть РЛС «Подъём», позволявших обнаруживать движущиеся цели. В 1971 году пограничные заставы имели уже свыше 200 этих станций11.
С 1963 года началось оборудование участков Восточного, Забайкальского и Дальневосточного пограничных округов сигнализационно-заградительными системами «С-100» и «С-250» и контрольно-следовыми полосами. К 1968 году их было возведено уже 2468 км. Причем в Восточном пограничном округе в 1964 году действовало лишь 48 км сигнализационно-заградительной системы «С-100», а в 1970 году протяжённость этой системы и системы «С-250» достигла 1106 км. Только за 1965 год было построено 4000 км СЗС «С-100», 1400 км «С-250», что обеспечило полное закрытие границы с Турцией, Ираном и Норвегией12.
С 1965 по 1972 гг. в округах было построено 5000 км инженерно-технических сооружений (ИТС), 12 000 км дорог, 139 постов технического наблюдения (ПТН), более 1000 вышек13. Всего за 1965—1968 гг. на границе СССР было построено 3500 км сигнально-заградительных систем «С-100» и «С-250» и 427 км электризованных заграждений14. На 1 мая 1970 года 6014 км границы было оборудовано системой «С-100» и 2084 км «С-250», протяженность электрозаградительного оборудования составила 579 км15. В 1971 году в округах было 214 самолётов и вертолётов, 297 кораблей и катеров, 389 радиолокационных станций, 735 прожекторных станций, 15 335 автомобилей, 1077 единиц бронетанковой техники16.
К 1974 году погранвойска пополнили 102 кораблями и катерами, 16 вертолётами и самолётами, 1048 автомобилями, 114 радиолокационными станциями17. В 1975 году ими было получено ещё 64 корабля и катера, 11 самолётов и вертолётов, 130 единиц бронетанковой техники, 78 РЛС и 40 прожекторных станций, 242 прибора ночного видения, автомобильный парк округов пополнился 1100 автомобилями. Теперь пограничные заставы имели 17 000 различных автомобилей18. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Центральный пограничный архив ФСБ РФ (ЦПА ФСБ РФ). Ф. 14. Оп. 8. Д. 87. Л. 57—58.
2 Там же. Ф. 14. Оп. 5. Д. 6119. Л. 286—308.
3 Там же. Ф. 14. Оп. 4. Д. 517. Л. 25—27 об.
4 На страже границ Отечества. М., 1998. С. 465.
5 ЦПА ФСБ РФ. Ф. 14. Оп. 5. Д. 6341. Л. 18.
6 Там же. Ф. 14. Оп. 5. Д. 6215. Л. 81.
7 Там же. Ф. 14. Оп. 31. Д. 29. Л. 61.
8 Там же. Ф. 14. Оп. 153. Д. 2а. Л. 3—6.
9 Там же. Ф. 14. Оп. 153. Д. 29а. Л. 24, 27, 29, 31, 41, 42.
10 Там же. Ф. 14. Оп. 31. Д. 81. Л. 65.
11 Там же. Ф. 14. Оп. 31. Д. 81. Л. 244.
12 Там же. Ф. 14. Оп. 31. Д. 29. Л. 61—62.
13 Ежуков Е.А. Концепция охраны границы Советского государства. М., 2010. С. 26.
14 ЦПА ФСБ РФ. Ф. 14. Оп. 31. Д. 81. Л. 245.
15 Там же. Ф. 14. Оп. 89. Д. 2. Л. 10.
16 Там же. Ф. 14. Оп. 59. Д. 4. Л. 65.
17 Там же. Ф. 14. Оп. 153. Д. 4. Л. 114.
18 Там же. Ф. 14. Оп. 172. Д. 1. Л. 5.