Н.Ю. БРИНЮК, Э.Л. КОРШУНОВ, А.А. МИХАЙЛОВ — «Целое богатство военной научной мысли…». Об издании «Известий Императорской Николаевской Военной Академии»
N.Yu. Brinyuk, E.L. KORSHUNOV, A.A. MIKHAILOV – «The whole wealth of military scientific thought … ». Publication of the ‘Reports of the Imperial Nikolay Military Academy’
Аннотация. В статье рассказывается об издании научного периодического журнала «Известия Императорской Николаевской Военной Академии», даётся его всесторонний, комплексный, системный обзор.
Summary. The article describes the publication of the scientific periodical journal ‘Reports of the Imperial Nikolay Military Academy’, gives its comprehensive, systematic review.
Вполне закономерно многих авторов «Известий» интересовали проблемы стратегии и тактики. В 1911 году в двух номерах журнала была опубликована статья подполковника В.В. Марушевского «Управление войсками на театре войны и на поле сражения»1. Владимир Владимирович Марушевский (1874—1952) окончил Академию Генерального штаба в 1902 году, участвовал в Русско-японской войне. В 1905—1913 гг. занимал различные должности в штабе войск гвардии и Петербургского военного округа2, но некоторое время также читал лекции по тактике пехоты в младшем классе ИНВА. В статье Марушевский часто иллюстрировал свои положения примерами из Русско-японской войны и при этом не избегал изображения ошибок и просчётов в действиях командования. Объясняя такую позицию, он подчёркивал: «Свои выводы я старался обосновывать главным образом на пережитой мной кампании. Если мне пришлось приводить отрицательные примеры, то во всяком случае не с целью критики. Я полагаю, что род наших неудач и изучение их причин глубоко поучительны в том смысле, что на примерах живых образов и лиц легче всего уяснить себе обстановку войны в современных реалиях»3.
Статья вызвала интерес специалистов, в следующем году она вышла отдельным изданием4. Впоследствии В.В. Марушевский участвовал в Первой мировой войне (командовал полком, бригадой), во время Гражданской войны стал организатором и руководителем Белого движения на Севере России.
Целый ряд публикаций был посвящён бою: бою пехоты, кавалерии, манёврам как средству достижения цели боя, тактическим приёмам в новых условиях современной войны.
Профессор академии генерал-майор Андрей Георгиевич Елчанинов (1868—1918) дал своему труду, опубликованному в «Известиях» в 1911 году, название «Дух изучения тактики»5. Основное внимание в нём сконцентрировано на воспитании у командного состава, призванного решать тактические задачи, волевых качеств. «Вся военная история, — утверждал Елчанинов, — учит нас, далее, высокому значению личности вождя, духа войск. Отпечаток этого должно носить и изучение тактики»6.
Стоит отметить, что А.Г. Елчанинов был также автором многочисленных работ по военной истории (в сфере его интересов находились история военного искусства7, жизнь и деятельность А.В. Суворова8, Отечественная война 1812 года9 и др.), написал учебник по стратегии10. Некоторые современники относились к научному творчеству Елчанинова довольно критично11, но отрицать его энергию и широту научных изысканий не приходится.
Б.В. Геруа (1876—1942), преподававший в академии тактику, в 1911—1912 гг. опубликовал статью «Манёвр как достижение цели боя»12. Позже он обратился к вопросам тактики технических войск, преимущественно — авиации13.
Неоднократно рассматривались в журнале проблемы тактики пехоты. В 1910 году в двух номерах была опубликована статья «Бой пехоты» профессора академии генерал-майора Николая Александровича Данилова (1867—1934)14.
Этот энергичный офицер носил в русской армии прозвище Данилов-рыжий, дабы его не путали с двумя однофамильцами, генералами Ю.Н. Даниловым-чёрным и А.В. Даниловым-белым. Во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. он возглавлял канцелярию полевого штаба Маньчжурской армии, некоторое время исполнял должность начальника штаба главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами, действовавшими против Японии. Приобретённый на Дальнем Востоке опыт Н.А. Данилов активно использовал в научной и преподавательской деятельности. Освещая события Русско-японской войны, он, как вспоминал Б.М. Шапошников, стремился к объективности и «в своих выводах был далёк от той грязи, которую некоторые авторы того времени старались вылить на русскую армию в целом»15. Объективность, тщательный анализ фактов характерны и для указанной статьи Н.А. Данилова.
Значительным вниманием редакции и авторов «Известий» пользовалась кавалерия. Вопросы её тактики рассматривал профессор ИНВА полковник (впоследствии генерал-майор, видный деятель Белого движения) А.Ф. Матковский (1877—1920). Его обширная работа «Самостоятельные действия крупных сил конницы на флангах и в тылу неприятельских армий» была опубликована в 1910—1911 гг. в девяти номерах «Известий»16. Работы о кавалерии Матковский публиковал и в других военных периодических изданиях: в «Военном сборнике», «Русском инвалиде» и, конечно, в «Вестнике русской конницы».
В 1911 и 1912 гг. в «Известиях Императорской Николаевской Военной Академии» были опубликованы статьи, в которых автор, слушатель академии казачий офицер Н.А. Караулов, ратовал за использование в бою атаки казачьей лавой17. Это предложение в то время горячо обсуждалось среди российских кавалеристов. В числе сторонников лавы были А.Ф. Матковский и признанный знаток конницы граф Ф.А. Келлер.
О подготовке кавалерии в «Известиях» яркие и интересные статьи публиковал член Императорского Русского военно-исторического общества генерал Ф.К. Гершельман (1853—1927)18, который, кстати, приходился зятем Д.А. Милютину.
В центре внимания авторов и редакции «Известий» постоянно оставалась артиллерия. Так, служивший в академии в 1909—1914 гг. полковник А.К. Келчевский (выпускник Псковского кадетского корпуса и 2-го военного Константиновского училища) в 1911 году опубликовал статью «Артиллерия во встречном бою»19. В другой статье он затронул проблемы артиллерийской разведки20.
Интересно отметить, что в будущем этому офицеру предстояло стать видным руководителем Белого движения на Юге России. Начальник штаба Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) П.С. Махров в мемуарах отмечал: «Келчевский был одним из образованнейших офицеров Генерального штаба, человеком умным, справедливым, тактичным и добродушным, но иногда мог неожиданно горячо вспылить»21. Характерно, что, оказавшись в эмиграции, А.К. Келчевский не оставил научной работы, в 1922—1923 гг. он редактировал и издавал в Берлине военно-научный журнал «Война и мир»22.
Очень часто появлялись на страницах «Известий» работы о новых для того времени видах вооружения и военной техники. Целый ряд статей об авиации и воздухоплавании опубликовал слушатель штабс-капитан И.Ф. Патронов, который до поступления в академию служил в 6-й воздухоплавательной роте. В 1911 году вышли его статьи «Итоги современного воздухоплавания в применении к военному делу»23 и «Воздухоплавательные аппараты на корпусном манёвре Петербургского военного округа в 1911 году»24.
Первая статья носила обобщающий характер и в том же году была издана отдельной брошюрой25. Во второй речь шла о летних манёврах в окрестностях столицы, к которым были привлечены два авиационных отряда по шесть аэропланов каждый, дирижабль «Голубь» и один змейковый аэростат. Применялись все они для разведки и наблюдения, причём, как отмечал Патронов, аэропланы действовали эффективнее дирижабля.
В 1912 году И.Ф. Патронов предложил вниманию читателей статьи «Аэропланы и дирижабли на манёврах 1911 г. во Франции, Германии и Италии»26 и «Организация современного военного воздухоплавания»27. В дальнейшем, однако, он отошёл от авиационного и воздухоплавательного дела, в годы Первой мировой войны находился на штабных должностях. В Гражданскую войну И.Ф. Патронов участвовал в Белом движении, а после его поражения обосновался в Югославии. С 1921 по 1941 год он являлся редактором журнала «Военный сборник», который выходил в Белграде.
Популярной среди авторов «Известий» была также тема использования в военных целях автомобилей. В 1912 году, например, была напечатана статья об организованном военным ведомством пробеге легковых автомобилей28. Написал её профессор академии полковник В.Г. Болдырев (в будущем — активный участник Первой мировой и Гражданской войн, осенью 1918 г. — главнокомандующий войсками Уфимской директории). Выводы его о перспективах автомобильного транспорта представляли собой смесь оптимизма и тревоги. «Огромная скорость движения по хорошему шоссе, — писал Болдырев, — восхищает, позволяет не считаться с расстояниями, но чары, свойственные всякому новому изобретению техники, не должны усыплять нашего сознания, мы должны всегда помнить, что наша сеть шоссейных дорог ничтожна, что пески, глина, подъёмы и гнилые мосты могут сорвать расчёт на быстроту сообщений»29.
Для успешного развития автомобильного дела, по суждению Болдырева, следовало заняться проблемами дорожного строительства. «Без хороших дорог, — писал он, — автомобиль немыслим, или во всяком случае далеко не даст тех преимуществ, которые от него можно ожидать»30. В другой статье, озаглавленной «Автомобиль и его тактическое применение» и написанной на основе лекции, В.Г. Болдырев рисовал весьма впечатляющие перспективы использования автомобилей, в первую очередь для подвоза грузов31.
Проблемы «военно-автомобильного дела» освещал также В.А. Златолинский32, но его основной научной темой являлась военная статистика. В 1914 году Златолинским была опубликована работа «Метод и приёмы военно-статистических работ»33, ставшая основой для ряда учебных пособий.
Рассматривая проблемы новейшей для того времени техники, новых стратегических теорий и др., «Известия» регулярно уделяли внимание военной истории, которая, по мнению специалистов, являлась необходимым источником знаний для решения современных проблем. Нередко исторические статьи отличались весьма смелой и интересной постановкой проблемы. Например, в 1910 году была опубликована статья, автор которой, слушатель академии капитан П.К. Радзинь34, сопоставлял использование манёвренного резерва и резерва старшего начальника в сражениях Наполеоновской эпохи (при Прейсиш-Эйлау, Бауцене) и Русско-японской войны35.
Внимание авторов журнала также привлекали фигуры выдающихся отечественных военных деятелей, в том числе М.И. Голенищева-Кутузова36, Д.А. Милютина37.
Целый ряд статей в «Известиях» был посвящён военной географии и военной статистике. Эти науки своим возникновением и развитием в России во многом были обязаны ИНВА. Ещё в 1831 году «Военный журнал», излагая основы учебного плана Военной академии, указал на важность военной географии и чётко определил её отличие от военной топографии: «Военная география, о коей мы ещё весьма мало имеем хороших сочинений, состоит в тесной связи с наукою о местоположениях; можно сказать, что она в отношении сей науки то же самое, что стратегия в отношении к тактике»38. В 1830—1850-х годах значительный вклад в развитие военной географии внесли профессора академии П.А. Языков, Г.Ф. Стефан, Д.А. Милютин и другие. Д.А. Милютин в 1840-е годы обосновал также необходимость изучения и преподавания военной статистики как самостоятельной науки39. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Марушевский В.В. Управление войсками на театре войны и на поле сражения // Известия Императорской Николаевской Военной Академии. 1911. № 15. С. 274—304; № 18. С. 579—632; № 23. С. 1139—1152; № 24. С. 1283—1305.
2 Залесский К.А. Кто был кто в Мировой войне. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 398, 399.
3 Марушевский В.В. Управление войсками на театре войны и на поле сражения // Известия… 1911. № 24. С. 1305.
4 Он же. Управление войсками на театре войны и на поле сражения. СПб., 1912. 131 с.
5 Елчанинов А.Г. Дух изучения тактики // Известия… 1911. № 16. С. 379—389.
6 Там же. С. 383.
7 Он же. История военного искусства с древних времён до Бонапарта. СПб., 1908. 268 с.
8 Он же. Суворов: Краткий очерк боевой деятельности. СПб., 1908. 15 с.
9 Он же. Герои офицеры в Отечественную войну 1812 года. М., 1912. 32 с.
10 Он же. Стратегия. СПб., 1912.
11 Шапошников Б.М. Воспоминания о службе. М., 2014. С. 162.
12 Геруа Б.В. Манёвр как средство достижения цели боя // Известия… 1911. № 20. С. 855—890; № 24. С. 1237—1282; 1912. № 25. С. 37—39.
13 Он же. Тактика технических войск. Воздухоплавательные (летательные) аппараты, их свойства и тактическое применение // Там же. 1912. № 32. С. 1113—1163.
14 Данилов Н.А. Бой пехоты // Там же. 1910. № 8. С. 525—547; № 9. С. 647—660.
15 Шапошников Б.М. Указ. соч. С. 150.
16 Матковский А.Ф. Самостоятельные действия крупных сил конницы на крыльях и в тылу неприятельских армий // Известия… 1910. № 6. С. 366—381; № 8. С. 548—570; № 9. С. 672—708; № 10. С. 819—849; № 11. С. 887—910; № 12. С. 1030—1049; 1912. № 14. С. 189—216; № 16. С. 390—416; № 17. С. 506—531; он же. Решение задачи по тактике конницы // Там же. 912. № 29. С. 767—774.
17 Караулов Н.А. Казачья лава и её современное значение // Там же. 1911. № 14. С. 217—234; № 15. С. 305—339; он же. Проект наставления русской коннице для действия лавой и объяснительная к нему записка // Там же. 1912. № 31. С. 1006—1043.
18 Гершельман Ф.К. Современная конница и её подготовка // Там же. 1911. № 23. С. 1115—1138.
19 Келчевский А.К. Артиллерия во встречном бою // Там же. 1911. № 17. С. 483—505.
20 Он же. Артиллерийская разведка // Там же. 1911. № 13. С. 35—48.
21 Махров П.С. В Белой армии генерала Деникина: Записки начальника штаба главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России. СПб., 1994. С. 183.
22 На страницах этого журнала значительное внимание уделялось опыту Красной армии и причинам её победы в Гражданской войне. См.: Келчевский А.К. Почему победила Красная армия // Воен.-истор. журнал. 1995. № 1. С. 68—71.
23 Патронов И. Итоги современного воздухоплавания в применении к военному делу // Известия… 1911. № 15. С. 340—371; № 16. С. 417—446.
24 Он же. Воздухоплавательные аппараты на корпусном манёвре Петербургского военного округа в 1911 году // Там же. 1911. № 22. С. 1055—1067.
25 Он же. Итоги современного воздухоплавания в применении к военному делу. СПб., 1911. 66 с.
26 Он же. Аэропланы и дирижабли на манёврах 1911 г. во Франции, Германии и Италии // Известия… 1912. № 25. С. 102—124.
27 Он же. Организация современного военного воздухоплавания // Там же. 1912. № 34. С. 1480—1501.
28 Болдырев В.Г. Пробег легковых автомобилей в 1912 г. (Впечатления участника) // Там же. 1912. № 30. С. 885—895.
29 Там же. С. 894, 895.
30 Там же. С. 895.
31 Он же. Автомобиль и его тактическое применение // Там же. 1912. № 26. С. 267—299.
32 Златолинский В.А. Некоторые вопросы по военно-автомобильному делу // Там же. 1912. № 35. С. 1631—1646.
33 Он же. Методы и приёмы выполнения военно-статистических работ // Там же. 1914. № 54. С. 951—969.
34 В дальнейшем П.К. Радзинь (1880—1930) прошёл весьма сложный жизненный путь. В составе русской армии он храбро сражался на фронтах Первой мировой войны, в Гражданскую войну служил в армии Украинской Народной Республики и независимой Латвии. В 1919 г. сыграл видную роль в освобождении Риги от осады силами Западной добровольческой армии П.Р. Бермондта-Авалова.
35 Радзин. Манёвренный резерв и резерв старшего начальника по опыту Прейсиш-Эйлау, Бауцена и Русско-Японской войны 1904—1905 гг. // Известия… 1910. № 4. С. 196—218.
36 Ещенко Н. Генерал-фельдмаршал М.И. Голенищев-Кутузов // Там же. 1912. № 33. С. 1334—1366.
37 Баиов А.К. Граф Дмитрий Алексеевич Милютин (Биографический очерк) // Там же. 1912. № 26. С. 171—214; № 27. С. 387—419.
38 О потребности познаний в науках для Офицеров Генерального штаба // Военный журнал. 1831. № 1. С. 54, 55.
39 Милютин Д.А. Критическое исследование значения военной географии и военной статистики. СПб., 1846. 70 с.